Научная статья на тему 'Влияние инфляции на предпринимательство'

Влияние инфляции на предпринимательство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3430
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфляция / предпринимательство / конвертируемая валюта / макроэкономическое равновесие / темп инфляции / прибыль. / inflation / entrepreneurship / convertible currency / macroeconomic equilibrium / in- flation rate / profit.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Е. Агафонова, И А. Лунин

Инфляция – это хорошо известное макроэкономическое явление, но в настоящее время не до конца изученное. Это связано с тем, что инфляционные процессы имеют различные источники происхождения. В настоящей работе проведена оценка влияния различный типов инфляции на такое же важное явление, как предпринимательство. Описаны действия, которым вынуждены руководствоваться предприниматели, чтобы сохранить свой доход. Кроме того, в данной работе мы показали, что такое отрицательное явление, как инфляция, имеет и свои преимущества. Сделан вывод о том, что инфляционные процессы оказывают негативное влияние на развитие бизнеса, на развитие экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INFLATION ON ENTREPRENEURSHIP

Inflation is a well-known macroeconomic phenomenon, but it is not yet fully understood. This is due to the fact that inflation processes have different sources of origin. In this paper, we assess the impact of various types of inflation on the same important phenomenon as entrepreneurship. Describes the actions that entrepreneurs have to follow in order to maintain their income. In addition, in this paper, we have shown that such a negative phenomenon as inflation has its advantages. It is concluded that inflationary processes have a negative impact on business development, on the development of the country's economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Влияние инфляции на предпринимательство»

ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Е.Е. Агафонова, студент

И.А. Лунин, старший преподаватель

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10519

Аннотация. Инфляция - это хорошо известное макроэкономическое явление, но в настоящее время не до конца изученное. Это связано с тем, что инфляционные процессы имеют различные источники происхождения. В настоящей работе проведена оценка влияния различный типов инфляции на такое же важное явление, как предпринимательство. Описаны действия, которым вынуждены руководствоваться предприниматели, чтобы сохранить свой доход. Кроме того, в данной работе мы показали, что такое отрицательное явление, как инфляция, имеет и свои преимущества. Сделан вывод о том, что инфляционные процессы оказывают негативное влияние на развитие бизнеса, на развитие экономики страны в целом.

Ключевые слова: инфляция, предпринимательство, конвертируемая валюта, макроэкономическое равновесие, темп инфляции, прибыль.

«Это было во время инфляции. В месяц я получал 200 биллионов марок. Деньги выдавали по два раза в день и тут же устраивали на полчаса перерыв - чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину»

ЭрихМ. Ремарк «Три товарища»

Предпринимательство - неотъемлемая часть современной рыночной системы, без которой экономика любой страны не может нормально существовать и развиваться. Заключение предпринимателем сделок влечет за собой исполнение договорных обязательств. Своевременность и точность их выполнение определяет размер прибыли. Неблагоприятные экономические ситуации в стране приводят к снижению прибыли, и в последствии могут привести к ликвидации предприятия. То есть, открывая свой бизнес, предприниматель в большинстве случаев рискует. От того насколько он подготовлен к устранению данных рисков, зависит его преодоление экономических кризисов. Чаще всего такие ситуации спровоцированы инфляцией.

Инфляция имеет огромное влияние на экономику и все виды финансовых инструментов. С одной стороны, инфляция -это устойчивое повышение общего уровня цен; с другой - процесс обесценивания бумажных денег вследствие нарушения законов денежного обращения.

Но на самом деле, неважно растут цены или нет. Важно, что нарушается ли общее экономическое равновесие или нет. Приводит ли это к снижению уровня производства, росту уровня безработицы в стране. То есть, наиболее точно под инфляцией понимают повышение общего уровня цен, ведущее за собой нарушение рыночного равновесия и имеющее негативные последствия для государства, фирм, домашних хозяйств.

Под влиянием инфляции, учитывая рост издержек, спрос потребителей многие компании и предприятия с каждым годом вынуждены применять новые технологии, и в следствие этого вынуждены повышать цены на продукцию. Так, к примеру, компания Apple, разрабатывая и внедряя новые функции в свой товар, была вынуждена повысить цену на свою продукцию. Если сравнивать iPhone 5S и iPhone 11, то они будут отличаться по техническим характеристикам. Если в 2013 году объем оперативной памяти у iPhone 5S составлял

1 ГБ, то через 6 лет у ¡РИопе 11 он увеличился на 5 ГБ.

На рост цен влияют также и социальные факторы. К примеру, вспышка нового ко-ронавирусного заболевания 2019 года (СОУШ-19), распространившаяся по всему миру, привела к высокой смертности. А введенный в Российской Федерации режим самоизоляции, привел к росту цен на товары первой необходимости, лекарственные препараты, к пропаже с прилавков медицинских масок.

Однако, приведенные примеры не могут рассматриваться как инфляция, так как ни не ведут к нарушению рыночного равновесия.

Экономисты различают три типа инфляции по темпам роста, которые по-разному влияют на предпринимательство:

- ползучая (умеренная);

- галопирующая;

- гиперинфляция.

Ползучая инфляция не превышает 1020% в год и характеризуется, как нормальное экономическое явление. Так как небольшой уровень инфляции сопровождается ростом объема денежной массы, что в свою очередь толкает фирмы увеличить объемы своего производства. То есть ползучая инфляции оказывает стимулирующее воздействие на бизнес. Благодаря росту денежной массы в обороте, инвесторы начинают больше вкладывать в предприятия, кредиты в свою очередь становятся более доступны, что в результате дает рост производства. Чем больше развиваются фирмы, тем больше их владельцам нужно нанимать рабочую силу, что приводит к росту занятости. За последние несколько лет уровень инфляции в странах Евросоюза не превышал 2,5%, что говорит о росте производительности в странах [5].

Галопирующая инфляция варьируется от 10% до 100% в год, при этом колебания происходят неравномерно, к примеру, в феврале уровень инфляции был 10%, в марте уже 58%, а в мае почти достигал 100%, что приводит к непрогнозируемому росту цен. Таким образом, галопирующая инфляция оказывает наиболее опасное влияние на развитие экономики. Проценты по вкладам оказываются намного ниже,

чем уровень инфляции, что отражается на сокращении сбережений фирм; для сохранения своего дохода, фирмы начинают сокращать инвестиции; увеличиваются риски заключения контрактов предприятий в долгосрочной перспективе, так как фирмы не знают, как поведет себя уровень инфляции в будущем. Поэтому при заключении сделок или других денежных операций, фирмы используют конвертируемую валюту другого государства. Например, в России в период галопирующей инфляции цены на товары и услуги зачастую указывались в долларах США [7]. Сделки, заключаемые в национальной валюте, становятся все более редким явлением, так как предприниматели не знают по какой цене реализовать свой товар, что приводит к сжиманию бизнеса и изменениям в экономической системе.

Гиперинфляция характеризуется таким состоянием, когда цены растут молниеносно, достигая 200% в месяц. Гиперинфляция оказывает крайне негативное воздействие на экономические субъекты. Основным показателем гиперинфляции является чрезмерный выпуск денежных средств в обращении. На стадии гиперинфляции большинство предпринимателей, фирм оказываются банкротами, так как вести бизнес в сложившейся ситуации практически невозможно. Фирмы скорее находятся на стадии «выживания», чтобы сохранить свое предприятие. Они начинают все больше сокращать свое производство, сокращать связи с другими компаниями, все больше делается акцент на бартерных операциях. Гиперинфляцию пережила Германия в послевоенные годы в 1919-1323 годах, когда уровень инфляции достигал 25% в день. К примеру, буханка ржаного хлеба, стоившая до войны 29 пфеннигов (0,29 марки), на пике инфляции продавалась за 430 миллиардов марок [9].

Инфляция спроса и инфляция предложения также по-различному оказывают влияние на развитие коммерческой деятельности.

Если мы говорим об инфляции спроса, то рассматриваем ситуацию, когда рост совокупного спроса превышает рост совокупного предложения или же происходит

рост совокупного спроса при наличии постоянного совокупного предложения. Если спрос растет, то фирмы вынуждены расширять своё производство, привлекать дополнительную рабочую силу, что в дальнейшем приводит к росту денежных доходов владельцев, росту спроса и соответственно росту цен.

Что касается инфляции издержек, то она характеризуется таким состоянием экономики, когда производители вынуждены сокращать свои масштабы производства из-за высоких средних издержек на единицу изготавливаемой продукции. Спрос в данной ситуации является величиной более или менее постоянной. Под влиянием определенных факторов, затраты фирм постепенно начинают расти и предприятиям невыгодно реализовывать свою продукцию по старым ценам. И в результате общий уровень цен начинает расти, а предложение начинает сокращаться.

Несмотря на то, что инфляция в экономической теории воспринимается, как негативное явление, она имеет свои преимущества:

- выполняет стимулирующее воздействие на бизнес;

- фирмы, которые не могут реализовать свой товар на отечественном рынке провоцируют рост экспорта, продавая свой

- в период кризиса более слабые фирмы не выдерживают нагрузку и уходят с рынка, освобождая место для более крупных предприятий.

Кроме того, инфляция, как макроэкономическая проблема, имеет ряд серьезных недостатков:

- компании, закупающие товары для собственного производства, начинают нести убытки;

- частный сектор начинает не доверять национальной валюте и использовать конвертируемую валюту другого государства;

- начинают расти задолженности фирм перед иностранными банками, что усложняет выдачу кредитов;

- падает конкурентоспособность товара на рынке;

- реальные доходы предприятия снижаются.

Всякий характер инфляции представляет собой опасность для бизнеса, для экономики государства в целом. А в предпринимательстве учёт инфляции играет огромное значение. Так как при выполнение определённых задач, предприниматель обязан оценить экономическое положение в стране, возможности повышения или понижения инфляционных процессов, необходимо сопоставить свои планы с текущими экономическими процессами.

товар в других странах;

Библиографический список

1. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - Киров, «АСА», 1999.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bloha.ru/news/kak-menyalas-stoimost-iphone/

3. Василенок В.Л., Макарченко М.А. Микроэкономика и макроэкономика. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003.

4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - М.: Высшее образование, 2006.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statbureau.org/ru/european-union/inflation-charts-yearly

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-inflyatsii-na-ustoychivoe-razvitie-promyshlennyh-predpriyatiy-inflyatsionnaya-matritsa/viewer

7. [Электронный ресурс]. - Режим https://ru.wikipedia.org/wiki/Галопирующая_инфляция

8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА, 1999.

9. [Электронный ресурс]. - Режим http://www.globfin.ru/articles/crisis/hyperinf.htm

доступа:

доступа:

THE IMPACT OF INFLATION ON ENTREPRENEURSHIP

E.E. Agafonova, Student I.A. Lunin, Senior Lecturer Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. Inflation is a well-known macroeconomic phenomenon, but it is not yet fully understood. This is due to the fact that inflation processes have different sources of origin. In this paper, we assess the impact of various types of inflation on the same important phenomenon as en-trepreneurship. Describes the actions that entrepreneurs have to follow in order to maintain their income. In addition, in this paper, we have shown that such a negative phenomenon as inflation has its advantages. It is concluded that inflationary processes have a negative impact on business development, on the development of the country's economy as a whole.

Keywords: inflation, entrepreneurship, convertible currency, macroeconomic equilibrium, inflation rate, profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.