Научная статья на тему 'Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России'

Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
высшее бухгалтерское образование / Индустрия 4.0 / бухгалтерская профессия / специалисты в области учета / анализа и аудита / преподаватели / студенты / higher accounting education / Industry 4.0 / accounting profession / specialists in accounting / analysis and auditing / teachers / students

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Владимировна Кальницкая, Ольга Валерьевна Максимочкина

Цель исследования — анализ влияния технологий Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России через трансформацию бухгалтерской профессии. Мнения по поводу ее будущего расходятся, что отрицательно сказывается на востребованности высшего бухгалтерского образования и тем самым ограничивает возможности молодого поколения по построению карьеры в финансовом секторе экономики. Относительно дискуссий по данному вопросу авторы убеждены в действии закона Амары: переоценка разрушительной силы Индустрии 4.0 для бухгалтерской профессии в краткосрочной перспективе и недооценка ее инновационной составляющей в долгосрочной перспективе. Возможности восстановления высокого статуса бухгалтерского образования в стране авторы видят в позиционировании нового видения профессии; возврате к классической российской системе высшего образования; переходе от академического метода обучения к практико-ориентированному; изменении образовательной траектории (с образования «на всю жизнь» на образование «в течение всей жизни»). В ходе работы были использованы комплексный и системный подходы, анализ и синтез. Результаты исследования должны привлечь внимание заинтересованных сторон к методам и программам подготовки высококвалифицированных специалистов в области учета, анализа и аудита для отечественной цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ирина Владимировна Кальницкая, Ольга Валерьевна Максимочкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Industry 4.0 on the Development of Higher Accounting Education in Russia

The purpose of the research is to analyze the impact of Industry 4.0 technologies on the development of higher accounting education in Russia through the transformation of the accounting profession. Opinions about the future of the latter differ, which negatively affects the demand for higher accounting education and thereby limits the opportunities of the younger generation to build a career in the financial sector of the economy. Regarding the debate on this issue, the authors are convinced in the operation of Amara’s Law: the destructive power of Industry 4.0 for the accounting profession is overestimated in the short run while its innovative component is underestimated in the long run. The authors see opportunities for restoring the high status of accounting education in the country in positioning a new vision of the profession; a return to the classical Russian system of higher education; transition from an academic teaching method to a practice-oriented one; change of the educational trajectory (from education “for life” to “lifelong”education). While conducting the research such methods like integrated and systematic approaches, analysis and synthesis were used. The results of the research should draw the attention of stakeholders to methods and programs of training highly qualified specialists in the field of accounting, analysis and audit for the domestic digital economy.

Текст научной работы на тему «Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-6-63-72 УДК 378.09(045) JEL I23

(CC) ]

Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России

И. В. Кальницкая, О. В. Максимочкина

Финансовый университет, Омский филиал, Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - анализ влияния технологий Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России через трансформацию бухгалтерской профессии. Мнения по поводу ее будущего расходятся, что отрицательно сказывается на востребованности высшего бухгалтерского образования и тем самым ограничивает возможности молодого поколения по построению карьеры в финансовом секторе экономики. Относительно дискуссий по данному вопросу авторы убеждены в действии закона Амары: переоценка разрушительной силы Индустрии 4.0 для бухгалтерской профессии в краткосрочной перспективе и недооценка ее инновационной составляющей в долгосрочной перспективе. Возможности восстановления высокого статуса бухгалтерского образования в стране авторы видят в позиционировании нового видения профессии; возврате к классической российской системе высшего образования; переходе от академического метода обучения к практико-ориентированному; изменении образовательной траектории (с образования «на всю жизнь» на образование «в течение всей жизни»). В ходе работы были использованы комплексный и системный подходы, анализ и синтез. Результаты исследования должны привлечь внимание заинтересованных сторон к методам и программам подготовки высококвалифицированных специалистов в области учета, анализа и аудита для отечественной цифровой экономики.

Ключевые слова: высшее бухгалтерское образование; Индустрия 4.0; бухгалтерская профессия; специалисты в области учета, анализа и аудита; преподаватели; студенты

BY 4.0

Для цитирования: Кальницкая И. В., Максимочкина О. В. Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(6):63-72. DOI: 10.26794/24089303-2023-10-6-63-72

ORiGiNAL PAPER

The Impact of Industry 4.0 on the Development of Higher Accounting Education in Russia

I.V. Kalnitskaya, O.V. Maksimochkina

Financial University, Omsk Branch, Omsk, Russia

ABSTRACT

The purpose of the research is to analyze the impact of Industry 4.0 technologies on the development of higher accounting education in Russia through the transformation of the accounting profession. Opinions about the future of the latter differ, which negatively affects the demand for higher accounting education and thereby limits the opportunities of the younger generation to build a career in the financial sector of the economy. Regarding the debate on this issue, the authors are convinced in the operation of Amara's Law: the destructive power of Industry 4.0 for the accounting profession is overestimated in the short run while its innovative component is underestimated in the long run. The authors see opportunities for restoring the high status of accounting education in the country in positioning a new vision of the profession; a return to the classical Russian system of higher education; transition from an academic teaching method to a practice-oriented one; change of the educational trajectory (from education "for life" to "lifelong"education). While conducting the research such methods like integrated and systematic approaches, analysis and synthesis were used. The results of the research should draw the attention of stakeholders to methods

© Кальницкая И. В., Максимочкина О. В., 2023

подготовка кадров для новой экономики /

STAFF TRAINING FoR THE NEw EcoNoMY

and programs of training highly qualified specialists in the field of accounting, analysis and audit for the domestic digital economy.

Keywords: higher accounting education; Industry 4.0; accounting profession; specialists in accounting, analysis and auditing; teachers; students

For citation: Kalnitskaya i. V., Maksimochkina o. V. The impact of industry 4.0 on the development of higher accounting education in Russia. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(6): 63-72. (in Russ.). Doi: 10.26794/24089303-2023-10-6-63-72

введение

Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) и связанные с ней технологии значительно повлияли на различные сектора экономик стран мира — промышленность, здравоохранение, бизнес, сельское хозяйство, транспорт, туризм и образование, вследствие чего перед государствами встал вопрос адаптации своих граждан к жизни и работе в эпоху Индустрии 4.0 [1]. Ключевыми участниками этого процесса выступают вузы, поскольку они несут ответственность за образовательный процесс и подготовку своих выпускников к работе с технологическими достижениями.

Вопросы современного состояния и перспектив развития бухгалтерской профессии и задачи, которые стоят перед системой высшего бухгалтерского образования в современных условиях, являются весьма актуальными, что обусловлено последствиями влияния технологий Индустрии 4.0. Как известно, отличительными чертами последней являются циф-ровизация всей экономической и гражданской жизни, роботизация, искусственный интеллект, большие данные (англ. Big Data), дополненная реальность, передовые технологии обработки и передачи информации на базе блокчейн, облачные вычисления и проблемы с кибербезопасностью [2].

Воздействие технологий Индустрии 4.0 на общество пока не изучено детально, но тот факт, что они предполагают глубокие изменения, сомнению не подлежит. Необходимость реагирования на эти перемены является для высшего образования насущной, поскольку обрушившаяся на нас мощь Индустрии 4.0 обладает либо положительным социальным воздействием, либо качествами, наносящими обществу непоправимый ущерб; также существует возможность необратимой потери контроля над сетями искусственного интеллекта с их растущей автономией в финансовой сфере [3].

Именно Индустрия 4.0 породила мнение о разрушительном влиянии технологий на бухгалтерскую профессию [4]. Неоднозначная оценка будущего последней способствует потере ее престижа, отри-

цательно сказывается на востребованности высшего бухгалтерского образования и заметно снижает приток мотивированной молодежи [5].

Проблемы влияния процесса цифровизации экономики на высшее бухгалтерское образование рассмотрены в работах О. И. Авериной, Н. Ф. Колесник, О. Н. Свешниковой [6], О. Н. Волковой [7], В. Г. Гетьмана [8], Е. Ю. Итыгиловой [9], Т. П. Карповой [10], М. С. Коське, И. В. Воюцкой, Ю. Г. Мишучковой [4], В. В. Приображенской [5], О. В. Рожновой [11], Г. В. Соболевой, И. Н. Поповой, Т. О. Терентьевой [12] и др.

Спектр научных публикаций по теме исследования иностранных авторов гораздо шире, нежели отечественных, что, по сути, закономерно. Достаточно отметить наличие таких специализированных зарубежных изданий, как «Журнал для преподавателей бухгалтерского учета», «Журнал об образовании в сфере бухгалтерского учета», «Достижения в области бухгалтерского образования: инновации в преподавании и учебных программах», «Проблемы бухгалтерского образования», «Образование в сфере бухгалтерского учета». В рамках настоящей статьи в контексте рассматриваемой проблематики были проанализированы научные труды таких ученых, как S. Al-Ghnimi, A. Al-Maskari, T. Al-Riyami [1], H. Chen, R.H.L. Chiang, V. C. Storey [13], J. Kokina, T. H. Davenport [14], N. Kroon, M. do Céu Alves, I. Martins [15], B. S. Tan, K. Y. Low [16], B. Savic, V. Pavlovic [17], B. E. Penprase [3], S. Stein Smith [18, 19], V. Tsiligiris, D. Bowyer [20].

Признавая значительный вклад исследователей в решение рассматриваемой проблемы, следует отметить, что вопросы развития высшего бухгалтерского образования, соответствующего современным реалиям, в период формирования новой национальной модели высшего образования остаются актуальными.

влияние индустрии 4.0 на бухгалтерскую профессию

Бухгалтерская профессия в России многогранна, поскольку ее представители — это специалисты в области учета, анализа и аудита в банках (и других кредитных учреждениях), коммерческих, а так-

же бюджетных и некоммерческих организациях. Это — профессия прошлого, настоящего и будущего. Во множестве научных исследований она рассматривается комплексно, как единое целое, без выделения различий между финансовым, управленческим и налоговым учетом, аудитом, экономическим анализом и другими учетно-аналитиче-скими направлениями. Такой подход является правильным, так как большинство задач, решаемых специалистами в области учета, анализа и аудита, требуют одних и тех же навыков и компетенций [15]. Однако прогнозы по поводу будущего бухгалтерской профессии диаметрально противоположны: от ее исчезновения из-за отсутствия потребности в бухгалтерском знании до нового вектора ее развития и выхода на более высокий организационный уровень [5]. Никто не отрицает влияния технологий Индустрии 4.0 на бухгалтерскую профессию, но его границы и степень оцениваются по-разному [12]; само это явление становится все более и более очевидным с увеличением скорости технологических инноваций.

Авторы не поддерживают мнения об исчезновении бухгалтерской профессии, считая его несостоятельным. Пока существует хозяйственная деятельность, функционируют экономические системы и требуются управленческие решения, эта профессия останется востребованной [7]. Требования к ней должны и будут меняться, что связано не с исчезновением профессии, а с приобретением ею новых качественных параметров вследствие влияния технологий Индустрии 4.0. Самая современная цифровизация учетно-аналитических процедур в обозримом будущем не сможет поколебать позиции специалистов в области бухгалтерии и тем более стать тотальным фактором их ликвидации.

Однако тревожными симптомами являются периодическое упоминание бухгалтерской профессии в числе вымирающих, исключение научной специальности «Бухгалтерский учет и статистика» из перечня ВАК и формирование через массмедиа общественного мнения о бесперспективности учетной практики в недалеком цифровом будущем [21].

По законам теории трансформации экономических систем, «вымирание» профессии является весьма вероятным результатом эволюции в том случае, если она должным образом не реагирует на изменения. Между тем, бухгалтерская профессия адекватно откликается на реалии сегодняшнего дня, и поэтому технологии Индустрии 4.0 следует рассматривать как неизбежный шаг в ее эволюции.

В настоящее время влияние Индустрии 4.0 на бухгалтерскую профессию реализуется по трем направлениям:

• теоретическое: развитие новых видов учета, анализа и аудита, их объектов, методов оценки, методик и т.д.;

• прикладное: диджитализация бухгалтерской профессии;

• компетентностное: появление высококвалифицированных кадров с разного рода компетенциями.

В качестве примера реализации первого направления можно привести такие нововведения, как:

• нефинансовые объекы: временные и конкурентные характеристики бизнес-процессов; экологическая безопасность и социальная ответственность; внешняя и внутренняя среда, риски, возможности, намерения; качество управления, стратегия и системность; платформы для создания стоимости; поведение и мотивация, нейрово-здействия, знания [21]; умные активы и контракты, инструменты смешанного инвестирования, новые формы финансовых сделок, электронные потоки средств, интеллектуальный капитал, репутацион-ный капитал, человеческий капитал [22];

• новые виды учета: виртуальный, фрактальный, прогнозный, многомерный, сетевой [23], стратегический, социальный, актуарный, бихевиористский, адаптивный, многоцелевой, интеллектуальный [21];

• новые виды активов: цифровые активы и реализуемые в цифровой форме транзакции, связанные с изменением имущественных прав, прав пользования, доступа или получения определенных виртуальных ценностей [21];

• создание единой информационной системы, объединяющей различные виды учетов и отчетно-стей и позволяющей наиболее эффективно организовать сбор необходимых исходных данных для получения результативной информации [11].

Достаточно очевидные перспективы реализации прикладного направления влияния Индустрии 4.0 на бухгалтерскую профессию — цифровизация части учетно-аналитических процедур — превратят специалиста в области учета, анализа и аудита в лицо, принимающее решения относительно выбора интерфейса взаимодействия с цифровыми технологиями с учетом целей организации и назначения отчетно-стей [7]. Процесс автоматизации и цифровизации бизнеса повлиял на бухгалтерскую профессию таким образом, что профессионалы в данной области стали более эффективно создавать высококачественную информацию [17].

Научные публикации о влиянии Индустрии 4.0 на бухгалтерскую профессию в основном сосредоточены на трех технологиях: аналитике больших данных, технологии блокчейна и искусственном интеллекте.

Термин «Big Data» используется при работе с крупномасштабными и сложными наборами данных из различных источников, для которых требуются передовые методы и технологии хранения, управления, анализа и визуализации, называемые аналитикой больших данных. Последняя является частью более широкой области, охватывающей несколько схожих концепций (часто используемых взаимозаменяемо), таких как аналитика данных, бизнес-аналитика, аналитика в реальном времени, прогнозная аналитика [13]. Аналитические навыки и логическое мышление служат важными элементами компетенций специалистов для эффективного управления большими данными.

Второй наиболее часто обсуждаемой технологией является блокчейн как децентрализованная система реестров, позволяющая передавать зашифрованную информацию практически в режиме реального времени всем, кто является частью сети. Шифрование и распространение данных в режиме онлайн представляют собой сдвиг парадигмы о создании и передаче информации как внутри организации, так и за ее пределы [18]. Например, когда системы блокчейна будут стандартизированы для разных отраслей, бухгалтеры (аудиторы) смогут выполнять функции аудитора смарт-контрактов, сервисного аудитора блокчейнов консорциума, арбитражную [16].

Искусственный интеллект — это комплексная технология, хотя не все ее приложения могут быть применены в бухгалтерской профессии. В краткосрочной перспективе потеря рабочих мест, связанная с внедрением данной технологии, будет относительно медленной, поскольку замене подлежат конкретные задачи, а не рабочие места целиком. Например, контроль работы бухгалтерских информационных систем с целью повышения их производительности, мониторинг использования интеллектуальных машин в процессах аудита и выявление необходимости корректировки средств автоматизации редких и необычных бухгалтерских заданий [14].

Использование технологий Индустрии 4.0 в бухгалтерской профессии, безусловно, влечет за собой сокращение задач и процессов более низкого уровня за счет автоматизации; но при этом важно понимать, что специалистам в области учета, анализа и аудита следует развиваться вместе с совершенствованием технологий. Последние обладают потенциалом, по-

лезным для бухгалтерской профессии в целом, но для специалистов важно иметь возможность понять, чем эти инструменты могут ее улучшить и как они работают [18].

Следует обратить внимание на то, что главные компоненты бухгалтерской профессии (учет, контроль, аудит, анализ) будут сохранены, но существенно изменится роль специалистов в этих областях. По сути, мы можем говорить о введении бухгалтерской инженерии, которая включает в себя перепроектирование и обновление профессионального функционала. Это потребует от практикующих специалистов новых компетенций в информационных технологиях, стратегическом планировании и коммуникациях с бизнес-средой [7].

В целом исследователи сходятся во мнении, что в будущем изменятся задачи бухгалтерской профессии и способы их выполнения, появятся новые возможности и ключевые траектории ее развития, произойдет объединение нескольких областей знаний (планирование, консультирование, анализ, информационные технологии и др.) в компетенции одного специалиста [24].

Наиболее заметная проблема, связанная с влиянием Индустрии 4.0 — это наличие высококвалифицированных кадров, т.е. специалистов в области учета, анализа и аудита с новым функционалом, новыми знаниями, умениями и навыками, отвечающим реалиям сегодняшнего дня. В связи с этим образовательные программы должны учитывать не только требования профессиональных стандартов труда, но и принципы функционирования цифровой экономики в условиях Индустрии 4.0 [9].

Делая вывод о влиянии последней на бухгалтерскую профессию, считаем необходимым отметить, что она готова пусть не ко всем, но ко многим изменениям, которые произойдут в ближайшем будущем; и что самое важное, эти перемены предоставляют много потенциальных возможностей для этой профессии и ее представителей. Главная проблема заключается в том, как она будет адаптироваться и как будут меняться компетенции специалистов в области учета, анализа и аудита. У бухгалтерской профессии есть будущее, и, соответственно, оно существует и у высшего бухгалтерского образования.

высшее бухгалтерское образование в россии: наши ожидания

Согласно ст. 69 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «выс-

-УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 6'2023

шее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квали-фикации»1. Влияние Индустрии 4.0 на высшее образование в целом и на бухгалтерское в частности многогранно: от применения новых форм организации образовательного процесса до обновления содержания учебных программ в соответствии с тенденциями развития цифровой экономики.

Эффективность образовательной среды во многом определяется готовностью преподавателей и студентов принять социально-экономические изменения и признать, что технологии, связанные с Индустрией 4.0, будут становиться все более интенсивными и сложными. В настоящее время одной из ключевых проблем вузов становятся не вопросы использования технологий, а готовность преподавателей принять перемены, обусловленные этими технологиями. Как следствие, возможен разрыв между тем материалом, который педагоги считают комфортным для преподавания, и навыками и знаниями, которые необходимы студентам для достижения успеха в будущем [9].

Современные учашиеся вузов — это поколение людей, родившихся в XXI в., взрослеющее в эпоху поголовного использования цифровых технологий, имеющее опыт работы с ними с раннего возраста, что теоретически приводит к владению уникальным набором навыков, интересов и знаний. У современной молодежи уже есть базовые цифровые навыки, поэтому в системе высшего бухгалтерского образования они только совершенствуются, причем успешно; но вот «мягкие навыки» у студентов, к сожалению, развиты недостаточно. В связи с этим задачи совершенствования высшего бухгалтерского образования должны быть направлены на адаптацию выпускников вузов к работе в коллективе, их трансформацию в будущих специалистов с современными знаниями и навыками, которые позволят им успешно функционировать в будущей рабочей среде. Сектору высшего бухгалтерского образования

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW 140174/?ysclid=lpwnrht2zv419611830 (дата обращения: 25.08.2023).

предстоит большой труд, связанный с подготовкой студентов к цифровому будущему.

Предлагаемые нами рекомендации в области дальнейшего развития высшего бухгалтерского образования в России не включают проблемы совершенствования цифровизации образовательного процесса, поскольку это, во-первых, очевидно, а во-вторых, в научных публикациях достаточно рекомендаций по оптимизации этой области.

Однако первое, что мы считаем необходим сделать, — это прекратить дискуссии о «вымирании» бухгалтерской профессии. Симптоматично, что категоричное мнение о ее профессиональной смерти ставится только в среде технократической элиты, но не в самом бухгалтерском сообществе [25]. В данном случае авторы абсолютны убеждены в действии закона Амары: переоценка разрушительной силы технологий Индустрии 4.0 для бухгалтерской профессии в краткосрочной перспективе, и недооценка ее инновационной составляющей в долгосрочной перспективе.

Результативность и эффективность деятельности предприятия зависит не только от наличия современного оборудования и программного обеспечения. Мышление, понимание конкретных ситуаций в организации (например, оценка факторов снижения рентабельности, роста себестоимости и др.), а также креативность в преодолении вызовов — качества, которыми технологии не владеют. Это говорит в пользу важности человеческого капитала, т.е. специалистов в области учета, анализа и аудита как важнейшего элемента не только успешной цифровизации бизнеса, но и долгосрочного выживания и процветания предприятия [17].

Второе — это позиционирование нового видения бухгалтерской профессии как предполагающей партнерство в принятии управленческих решений (это принято в ведущих зарубежных бухгалтерских практиках). Повышение статуса, расширение сферы влияния, позиционирование востребованности профессии в настоящем увеличит приток мотивированной молодежи в будущем, положительно отразится на востребованности высшего бухгалтерского образования. Вузы, в свою очередь, будут не только удовлетворять запросы современного рынка труда, но и играть доминирующую роль в развитии профессии бухгалтера в будущем. Необходим пересмотр и переопределение ее ключевых компонентов, таких как концепция, философия, образование, квалификация специалистов, бухгалтерское мышление и т.д.

Третье — это возврат к классической российской системе высшего образования с оптимальным перечнем изучаемых дисциплин; необходимым объемом аудиторных занятий (более половины которых должны проводиться в интерактивных формах), производственной и преддипломной практики (не менее, чем 18 недель); наличием нескольких курсовых работ по специальным дисциплинам и т.д. В основе навыков специалистов в области учета, анализа и аудита лежат предметные знания. Именно они должны составлять основу образовательной программы в контексте Индустрии 4.0. Несмотря на ожидания в отношении роли технологий, бухгалтерские знания остаются ключевым условием успеха будущих специалистов в области учета, анализа и аудита. Ценность всех других компетенций (например, цифровых, программных, деловых и этических) основана на наличии прочных фундаментов бухгалтерских знаний [20]. В конце концов, специалистов в области учета, анализа и аудита приглашают на работу не для того, чтобы они использовали опыт кодирования или программирования в соответствии с определенными пакетами или решениями, а для предоставления профессиональных консультаций и идей владельцам бизнеса [19].

Сегодня на рынке труда избыток специалистов с высшим образованием и в то же время — нехватка квалифицированных практико-ориентированных кадров для реальной экономики. Одним из ключевых факторов этой проблемы является несоответствие между навыками, которыми владеют выпускники университетов, и теми, что требуются работодателям. Размер и характер этого разрыва зависят от того, включены ли нужные навыки в образовательную программу вуза и как они воспитываются и оцениваются [20].

Вследствие этого, четвертое, что необходимо сделать в высшем бухгалтерском образовании — это перейти от академичности к практико-ориентиро-ванной методике образования. В ходе учебного процесса студенты должны получать не только глубокие теоретические, но и более конкретные знания, умения и навыки, соответствующие реалиям современной экономики. Необходимо максимально ориентироваться на запросы потенциальных работодателей для возможной коррекции вузовских программ с учетом конкретных рекомендаций, осуществляя интеграцию сфер бизнеса, науки и образования. Обучение должно быть точечным и непосредственно связанным с отраслью, в которой выпускник хочет работать. Вузы и преподаватели (в частности, учетно-аналитических дисциплин) должны иметь четкое представление о том, как реализовать образовательную программу

и управлять бухгалтерской профессией. Студентам следует учиться тому, как профессионально взаимодействовать с клиентами, решать сложные проблемы и работать в неоднозначной деловой среде. Владение технологиями, лидерские качества или социальные компетенции часто могут играть решающую роль в профессиональной карьере. Студенты должны перенимать их у практикующих специалистов [19].

Чтобы нынешние учащиеся вузов в перспективе могли стать лидерами опережающего развития, им необходимо давать такие знания, которые на данном этапе еще не запрашиваются рынком труда в качестве необходимых [12], но будут востребованными в будущем. Опережая изменения в запросах рынка труда в соответствии с требованиями Индустрии 4.0, сектор высшего бухгалтерского образования должен становиться лидирующим.

Пятое — это изменение траектории обучения с образования на всю жизнь, на образование в течение всей жизни. Индустрия 4.0 ставит во главу угла адаптивность, самостоятельное обучение и мышление [3]. Бухгалтерская профессия в настоящее время быстро развивается, и поэтому преподавателям необходимо давать студентам целевые установки касательно ее перспектив. Мы должны понимать, что период актуальности знаний, умений, навыков, которые учащийся получает сегодня, становится все более коротким; это требует от будущих специалистов постоянного обновления своих компетенций, овладения новыми технологиями и изучения тех направлений, которых, возможно, не существовало во время их обучения в вузе. И мы, преподаватели, должны развивать у студентов способности и желание учиться, чтобы устранить разрыв между первоначально полученным комплексом знаний и новыми требованиями, предъявляемыми современными интенсивно развивающимися экономикой, наукой, культурой и социумом в целом [6], привить выпускникам профессиональную готовность и способность работать продуктивно и осмысленно на протяжении всей жизни.

В последнее время в отечественных и зарубежных научных публикациях в области высшего образования позиционируется важность личностно ориентированного обучения, при котором приоритетной становится личность студента, а преподаватели являются не только поставщиками знаний, поощряющими учеников к самостоятельному их формированию, но и помощниками. Личностно ориентированное обучение определяется как метод, который способствует вовлечению студентов в образовательный процесс и признанию их автономии.

-УЧЕТ. АНАЛИЗ. аудит • Т. 10, № 6'2023

Представляется, что в ближайшей перспективе этот тип обучения будет доминирующим, поскольку он коррелирует с образовательной траекторией студентов цифрового поколения, определяемой с учетом их когнитивных, коммуникативных и личностных особенностей.

Опыт работы авторов в высшей школе позволяет судить о бухгалтерском образовании в прошлом (спе-циалитет), настоящем (бакалавриат и магистратура) и будущем (наши ожидания).

В советское время бухгалтеры считались «цветом интеллигенции». Бухгалтерский учет был введен в номенклатуру специальностей, при кафедрах крупных вузов открылись аспирантуры и докторантуры. Академическая карьера в области бухгалтерского учета получила мощный стимул развития [26]. Однако переход вузов на двухуровневую систему обучения (и сегодня это общепризнано) себя не оправдал [27]. С самого начала бухгалтерское сообщество в лице таких известных ученых, как Я. В. Соколов [28], В. Ф. Палий [29], В. Г. Гетьман [8] и др. были против изменения прежней системы обучения, но их, к сожалению, не услышали. Теперь мы имеем то, что имеем, а именно — снижение качества профессиональной подготовки выпускников [8]. Наши предложения по части дальнейшего развития высшего бухгалтерского образования таковы, что прежде всего необходимо взять из прошлого отечественного опыта все то положительное, что в нем было [8] и реализовать высказанные в статье рекомендации.

выводы

Отечественное вузовское образование имеет свою большую и сложную историю, его эффективность испытана временем, а его взлеты порой

поражали мир [30]. По итогам научного исследования, проведенного с помощью библиометри-ческого анализа и оценивающего роль высшего образования в 105 странах, Россия находится на шестом месте [31]. С учетом ограничений [при анализе научных работ рассматривалась только одна база данных (Web of Science) и роль высшего образования в развитии страны (т.е. исследование не включало конкретные аспекты образования)] — это очень хороший результат. Трудно не согласиться с выводом автора в том, что высшее образование имеет огромное и жизненно важное значение для развития страны, предоставляя качественные человеческие ресурсы для удовлетворения рыночного спроса и обеспечения конкурентоспособности экономики [31]. И поэтому предложение Президента России В. В. Путина о необходимости вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим обра-зованием2 является отличным стимулом для изменения обучения по бухгалтерской специальности в надежде на возврат ее высокого статуса.

Если изменений не последует, то это «убьет» и бухгалтерскую профессию, и высшее бухгалтерское образование (которое когда-то было одним из лучших в стране). Но мы надеемся, что ему будет уделено должное внимание в новой национальной модели высшего образования в соответствии с его ролью в подготовке высококвалифицированных специалистов в области учета, анализа и аудита для отечественной цифровой экономики.

2 Послание Президента Федеральному Собранию. 21.02.2023. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/70565

список источников

1. Al-Ghnimi S., Al-Maskari A., Al-Riyami T. A Framework to Measure Higher Education Institutions' Readiness for the Fourth Industrial Revolution. NeuroQuantology. 2022;20(10):7436-7445.

2. Хахонова Н. Н. Обзор глобальных приоритетов развития профессиональных бухгалтеров. Наука и мир. 2023;(2):26-30.

3. Penprase B. E. The Fourth Industrial Revolution and Higher Education. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Singapore: Palgrave Macmillan; 2018. 229 p.

4. Коське М. С., Воюцкая И. В., Мишучкова Ю. Г. Трансформация бухгалтерской профессии: обзор современных тенденций и перспектив. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022;(5):37-46.

5. Приображенская В. В. Влияние цифровой экономики на развитие компетенций в области бухгалтерского учета. Финансовый журнал. 2019;(5):50-63.

6. Аверина О. И., Колесник Н. Ф., Свешникова О. Н. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы. Интеграция образования. 2017;21(3):546-562.

7. Волкова О. Н. О будущем (бухгалтерского) учета — профессии и академической дисциплины. Аудиторские ведомости. 2017;(5-6):31-42.

8. Гетьман В. Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях цифровой экономики. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018;(9):30-36.

9. Итыгилова Е. Ю. Формирование профессиональных компетенций бухгалтера в условиях цифровой экономики. Международный бухгалтерский учет. 2022;25(2):124-142.

10. Карпова Т. П. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018;(3):52-57.

11. Рожнова О. В. Архитектура учетной сферы в контексте цифровизации. Аудиторские ведомости. 2019;(4):22-24.

12. Соболева Г. В., Попова И. Н., Терентьева Т. О. Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита. Международный бухгалтерский учет. 2019;22(4):464-480.

13. Chen H., Chiang R. H. L., Storey V. C. Business intelligence and analytics: From big data to big impact. MIS Quarterly. 2012;36(4):1165-1188.

14. Kokina J., Davenport T. H. The emergence of artificial intelligence: How automation is changing auditing. Journal of emerging technologies in accounting. 2017;14(1):115-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kroon N., do Ceu Alves M., Martins I. The impacts of emerging technologies on accountants' role and skills: Connecting to open innovation — a systematic literature review. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021;7(3):163.

16. Tan B. S., Low K. Y. Blockchain as the database engine in the accounting system. Australian Accounting Review. 2019;29(2):312-318.

17. Savic B., Pavlovic V. Impact of Digitalization on the Accounting Profession. Digital Transformation of the Financial Industry. Contributions to Finance and Accounting. Springer Cham; 2023. 333 р.

18. Stein Smith S. The Changing Accounting Landscape. In: Blockchain, Artificial Intelligence and Financial Services. Springer Cham; 2020. 263 p.

19. Stein Smith S. A Changing Profession. Shifting from Accounting Practitioner to Academia. Palgrave Studies in Accounting and Finance Practice. Palgrave Macmillan; 2021. 287 p.

20. Tsiligiris V., Bowyer D. Exploring the impact of 4IR on skills and personal qualities for future accountants: a proposed conceptual framework for university accounting education. Accounting Education. 2021;30(6):621-649.

21. Одинцова Т. М. Бухгалтерский учет: развитие и трансформация в контексте вызовов современности. Международный бухгалтерский учет. 2021;24(10):1162-1187.

22. Давыдова О. А. Проблемы и пути совершенствования бухгалтерского учета в цифровой экономике. Экономика и управление. 2019;(4):70-76.

23. Супрунова Е. А. Трансформация новых видов учета в условиях глобализации и цифровизации экономики. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(8):870-886.

24. Копылова Е. К., Копылова Т. И. Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики. Часть I. Международный бухгалтерский учет. 2022;25(2):143-162.

25. Панков В. В., Кожухов В. Л. Интеллектуальные технологии и будущее бухгалтерской профессии. Международный бухгалтерский учет. 2020;23(3):286-296.

26. Соколов Я. В. Традиции и перспективы подготовки бухгалтеров в России. Сибирская финансовая школа. 2007;(1):5-8.

27. Гетьман В. Г. Былое и мифы о будущем профессии «бухгалтер» и проблемы повышения качества профессиональной подготовки в вузах данных специалистов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2018;1(5):119-124.

28. Соколов Я. В. Бакалавриат, или конец бухгалтерского высшего образования. Бухгалтерский учет. 2008;(15):5-7.

29. Палий В. Ф. О подготовке специалистов по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет. 2008;(12):5-8.

30. Тхагапсоев Х. Г., Яхутлов М. М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России. Высшее образование в России. 2022;31(10):44-55.

31. Trinh N. T.H. Higher Education and Its Role for National Development. A Research Agenda with Bibliometric Analysis. Interchange. 2023;54(2):125-143.

.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 6'2023

H. B. KanbHuu,Kaa, 0. B. MaKCUMO^KUHa

references

1. Al-Ghnimi S., Al-Maskari A., Al-Riyami T. A Framework to Measure Higher Education Institutions' Readiness for the Fourth Industrial Revolution. NeumQuantology. 2022;20(10):7436-7445.

2. Khakhonova N. N. An Overview of Global Priorities for the Development of Professional Accountants. Nauka i mir = Science and World. 2023;(2):26-30. (In Russ.).

3. Penprase B. E. The Fourth Industrial Revolution and Higher Education. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Singapore: Palgrave Macmillan; 2018. 229 p.

4. Koske M. S., Voyutskaya I. V., Mishuchkova Yu. G. Transformation of the Accounting Profession: a Review of Current Trends and Prospects. Intellekt. Innovacii. Investicii = Intellect. Innovations. Investments. 2022;(5):37-46. (In Russ.).

5. Priobrazhenskaya V. V. The Impact of Digital Economy on Accounting Competencies Development. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2019;(5):50-63. (In Russ.).

6. Averina O. I., Kolesnik N. F., Sveshnikova O. N. Accounting Education: Current State and Prospects of Domestic Higher Education. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2017;21(3):546-562. (In Russ.).

7. Volkova O. N. About the Future of Accounting as a Profession and Academic Discipline. Auditorskie vedomosti = Audit Journal. 2017;(5-6):31-42. (In Russ.).

8. Getman V. G. Reserves for Improving the Professional Training of Accountants and Auditors in Higher Education Institutions in the Digital Economy. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah = Accounting in Budgetary andNon-Profit Organizations.2018;(9):30-36. (In Russ.).

9. Itygilova E. Yu. Accountant Competence Building in the Digital Economy Environment. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2022;25(2):124-142. (In Russ.)

10. Karpova T. P. The Accounting Development Trends in the Digital Economy. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = The Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2018;(3):52-57. (In Russ.).

11. Rozhnova O. V. The Architecture of the Accounting Sphere in the Context of Digitalization. Auditorskie vedomosti =Audit Journal. 2019;(4):22-24. (In Russ.).

12. Soboleva G. V., Popova I. N. Terent'eva T. O. Digital Economy and its Influence on Specialist Training in the Field of Accounting and Audit. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2019;22(4):464-480. (In Russ.).

13. Chen H., Chiang R. H. L., Storey V. C. Business intelligence and analytics: From big data to big impact. MIS Quarterly. 2012;36(4):1165-1188.

14. Kokina J., Davenport T. H. The emergence of artificial intelligence: How automation is changing auditing. Journal of emerging technologies in accounting. 2017;14(1):115-122.

15. Kroon N., do Ceu Alves M., Martins I. The impacts of emerging technologies on accountants' role and skills: Connecting to open innovation — a systematic literature review. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021;7(3):163.

16. Tan B. S., Low K. Y. Blockchain as the database engine in the accounting system. Australian Accounting Review. 2019;29(2):312-318.

17. Savic B., Pavlovic V. Impact of Digitalization on the Accounting Profession. Digital Transformation of the Financial Industry. Contributions to Finance and Accounting. Springer Cham; 2023. 333 p.

18. Stein Smith S. The Changing Accounting Landscape. In: Blockchain, Artificial Intelligence and Financial Services. Future of Business and Finance. Springer Cham; 2020. 263 p.

19. Stein Smith S. A Changing Profession. Shifting from Accounting Practitioner to Academia. Palgrave Studies in Accounting and Finance Practice. Palgrave Macmillan; 2021. 287 p.

20. Tsiligiris V., Bowyer D. Exploring the impact of 4IR on skills and personal qualities for future accountants: a proposed conceptual framework for university accounting education. Accounting Education. 2021;30(6):621-649.

21. Odintsova T. M. Accounting: Development and Transformation in the Context of Contemporary Challenges. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2021;24(10):1162-1187. (In Russ.).

22. Davydova O. A. Problems of Accounting in the Digital Economy and the Ways to Improve Them. Ekonomika i Upravleniye = Economics and Management. 2019;(4):70-76. (In Russ.).

23. Suprunova E. A. Transformation of New Types Accounting in the Context of Globalization and Digitalization of the Economy. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. (In Russ.).

24. Kopylova E. K., Kopylova T. I. Accounting: Areas for Development in the Digital Economy. Part I. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2022;25(2):143-162. (In Russ.).

25. Pankov V. V., Kozhukhov V. L. Intelligent Technologies and the Future of Accountancy. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2020;23(3):286-296. (In Russ.).

26. Sokolov Ya. V. Traditions and Prospects of Training Accountants in Russia. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School. 2007;(1):5-8. (In Russ.).

27. Getman V. G. The Past and Myths about the Future of the Profession "Accountant" and the Problems of Improving the Quality of Professional Training in Universities of These Specialists. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions. 2018;1(5):119-124. (In Russ.).

28. Sokolov Ya. V. Bachelor's Degree, or the End of Accounting Higher Education. Buhgalterskij uchet = Accounting. 2008;(15):5-7. (In Russ.).

29. Paliy V. F. About the training of accountants. Buhgalterskij uchet = Accounting. 2008;(12):5-8. (In Russ.).

30. Tkhagapsoev Kh.G., Yakhutlov М. М. Giving up to Gain: Towards the Benchmarks of the "Post-Bologna" Development of Higher Education in Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022;31(10):44-55. (In Russ.).

31. Trinh N. T.H. Higher Education and Its Role for National Development. A Research Agenda with Bibliometric Analysis. Interchange. 2023;54(2):125-143.

информация об авторах / about the authors

Ирина Владимировна Кальницкая — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет», Финансовый университет, Омский филиал, Омск, Россия

Irina V. Kalnitskaya — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting,

Financial University, Omsk Branch, Omsk, Russia

https://orcid.org/0000-0002-4800-4014

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

ivkalnitskaya@fa.ru

Ольга Валерьевна Максимочкина — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет», Финансовый университет, Омский филиал, Омск, Россия

Olga V. Maksimochkina — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting,

Financial University, Omsk Branch, Omsk, Russia

https://orcid.org/0000-0001-9208-3015

ovmaksimochkina@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 25.08.2023; после рецензирования 04.11.2023; принята к публикации 12.12.2023.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 25.08.2023; revised on 04.11.2023 and accepted for publication on 12.12.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 6'2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.