УДК 796.011 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-55-64
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ САМООРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
А.С. Шепляков
Рассмотрено влияние регулярной двигательной активности на учебную успеваемость студенческой молодежи. Проанализированы причины недостаточной двигательной активности и снижения эффективности образовательного процесса. Предложен проект обеспечения индивидуальных программ двигательной активности с использованием канал-бота в приложении Telegram. Раскрыта структура приложения и основные принципы работы. Доказано положительное влияние регулярной двигательной активности студенческой молодежи на учебную успеваемость.
Ключевые слова: двигательной активности, гипокинезия, студенческая молодежь, мобильные технологии, учебная успеваемость, здоровье студентов, Telegram.
INFL UENCE OF INDIVID UAL MOTOR ACTIVITY PROGRAMS ON STUDENTS' PROGRESS
Sheplyakov A.S., post-graduate student, alex. sheplyakov031@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University
The influence of regular physical activity on the educational progress of students is considered. The causes of insufficient physical activity and decrease in the efficiency of the educational process are analyzed. A project is proposed to provide individual programs of physical activity using a channel-bot in the Telegram application. The structure of the application and the basic principles of operation are disclosed. The positive impact of regular physical activity of students on academic performance has been proven.
Key words: physical activity, hypokinesia, student youth, mobile technologies, educational progress, students' health, Telegram.
Шепляков Александр Сергеевич, аспирант, alex.sheplyakov031@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
Научный руководитель: Кондаков Виктор Леонидович, д-р пед. наук, проф., kondakov viktor@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
У современного человека нарушен баланс интеллектуального и физического развития. На фоне повышения объема интеллектуального труда, уменьшается объем двигательной активности. Как известно, достаточная физическая активность является основой для более легкого усвоения и переработки большого объема ежедневной информации. На сегодняшний день с последствиями гипоки-
незии сталкиваются люди всех возрастов, начиная с детского сада, поэтому важно разобраться с влиянием двигательной активности на учебную успеваемость студенческой молодежи, так как именно от эффективности их профессиональной деятельности будет зависеть будущее развитие нашей страны.
С каждым годом проблема гипокинезии студентов становится все более актуальной. Исследования в данной области [1, 6] показывают, что поступающие в вузы абитуриенты приходят с ослабленным здоровьем, имеют низкий исходный уровень физической подготовленности и мотивации к двигательной активности. Согласно статистическим данным за
2010-2019 гг. на первый курс высших учебных заведений России поступают около 80 % студентов, которые имеют нарушения в состоянии здоро -вья [5].
Для молодых людей поступление и обучение в вузе является стрес -сом. Меняется привычный образ жизни, устанавливаются новые социаль -ные связи, на фоне продолжающегося психофизического развития. Как от -мечают многие авторы (А.В. Сиомичева, Ю.С. Бабахан, Н.В. Тарабарина, Е.Ю. Шлюбуль, Е.О. Лазебная и др.) в данном возрасте оптимизируются все системы организма [6, 7]. В этот период у молодых людей появляются возможности и желание принимать участие во всех сферах деятельности. Это требует большого количества энергетических затрат и, соответственно, соблюдения здорового образа жизни, режима труда и отдыха, сна, режима питания [7].
Возрастание уровня психического, эмоционального и умственного напряжения, обработка и усвоение различной информации в условиях нехватки времени отражается на функциональных возможностях организма. Это создает дисбаланс умственного и физического труда, соответ -ственно ухудшая уровень здоровья, работоспособности и выносливости, в итоге снижая эффективность образовательного процесса [7, 10].
Путем реализации программ физического воспитания в вузах пытаются повысить уровень двигательной активности студентов [1, 2, 4]. Вместе с тем данные программ не универсальны, имеют практическую значимость в определенных условиях и не могут полностью решить острую нехватку двигательной активности.
Поиск научных данных, содержащих эффективные способы регулирования двигательной активности современных студентов, и проведенный анализ выявили незначительное количество научных статей, посвященных решению проблем гипокинезии студентов с помощью мобильных приложений и социальных сетей. Современные модные гаджеты, прило -жения, социальные сети оказывают значительное влияние на молодежь [8]. По нашему мнению, данное направление является потенциально эффективным для повышения и регулирования двигательной активности студен -ческой молодежи [3].
Целью исследования является определение степени влияния регулярной двигательной активности на успеваемость обучающихся в вузе.
Задача исследования:
- разработать индивидуальные программы самоорганизации двигательной активности, учитывая личные предпочтения и запланированную на день активность студенческой молодежи;
- экспериментально обосновать эффективность применения индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов студентов в учебной деятельности с помощью мобильных приложений.
Методика и организация исследования. Для решения задач исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение дан -ных научной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики для обработки числовых данных.
Организация исследования. Исследование проходило на базе Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова В исследовании приняли участие студенты 1-3-го курсов, разных медицинских групп (основной, специальной, освобожденных от занятий), которые были распределены в экспериментальную ЭГ-1 (n=300) и контрольную КГ-1 (n=300) группы. Испытуемые ЭГ-1 для повышения двигательной активности дополнительно занимались физическими упражнениями в свободное от учебы время, используя канал-бот в приложении Telegram. Для студентов группы КГ-1 двигательная активность не регла -ментировалась, отслеживалась только их учебная успеваемость. Для экспериментальной группы была определена ежедневная норма активности в 10000 шагов, поэтому для данной группы канал-бот высчитывал и предлагал варианты недостающей двигательной активности после заполнения утренней анкеты. Для контрольной группы норма не определялась, поэтому испытуемые заполняли только вечерний отчет о выполненной активности за день.
Результаты исследования и их обсуждение. В связи с тем, что показатели здоровья молодых людей с каждым годом обучения становятся только хуже, были вынуждены применять дополнительные нововведения в учебном процессе, стремиться индивидуализировать двигательную активность обучающихся, использовать новые методы контроля [10].
Наиболее рациональным и эффективным решением проблемы гипокинезии у студентов, на наш взгляд, является разработка индивидуальных программ двигательной активности. Однако их разработка вручную, учитывая личные предпочтения, состояние здоровья и ежедневную загруженность, было бы достаточно трудоемким процессом. Поэтому стояла задача по разработке универсального алгоритма, который учитывал бы ежедневную меняющуюся активность, состояние здоровья, личные интересы, хобби, результаты выполнения нормируемой активности.
Первоначально рассматривалась разработка специального мобильного приложения, отвечающего данным параметрам. Единицей измерения активности были выбраны шаги в сутки. Однако возникла проблема использования данного приложения на смартфонах в сочетании с разными платформами. Платформы iOS и Android регистрировали разное количество шагов при выполнении одной и той же нагрузки одним человеком. Несмотря на то, что разница в показаниях составляла всего 1 %, предполагалось использовать одну единую платформу для сохранения чистоты экс -перимента.
Идея создания мобильного приложения уступила место другой, менее затратной по времени и средствам. Было принято решение разрабо -тать канал-бот в приложении Telegram. Принимая во внимание, что данное приложение не предназначено для прямого подсчета выполненного коли -чества шагов в день, разработали алгоритм блок-схему с вариантами выбора планируемой или уже выполненной активности. Для каждого варианта провели подсчет количества шагов с платформы Android и iOS, установили среднее значение. Пользователю предоставлены на выбор следую -щие виды активности: бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба, спортивные игры, занятие в тренажерном зале, самостоятельные занятия дома, стретчинг, танцы. Учитывая степень дневной активности, при помощи алгоритма формировались соответствующие рекомендации по использованию средств восстановления. При этом бот-канал учитывал наличие болезни и выдавал рекомендации по воздержанию от активности в данный период и указывал на необходимость обратиться к врачу.
Каждый пользователь проходит регистрацию, где указывает свой пол, курс, учебную группу, группу здоровья. Для различных групп здоровья определены свои варианты деятельности и их интенсивность, установлена единая норма двигательной активности в 10000 шагов в сутки.
Ежедневно утром пользователю приходит форма-опрос о предполагаемой активности на день (рис. 1).
Здравствуйте!
Как Вы сегодня добираетесь до университета? и
100% Пешком ^
©-
0% Транспортом »5
0% Сегодня не иду в университет (выходной или дистанционно)'-
0% Я заболел
Сколько примерно по времени Вы добираетесь до университета? (
0% 5-10 минут
100% 15-20 минут ®-
0% 25-30 минут
Есть ли у Вас сегодня занятие по "Физической культуре "? 1
0% Да Q
100% НетХ О-
Рис. 1. Пример формы канал-бота в приложении Telegram
Исходя из выбранных вариантов активности, пользователю даются рекомендации. В случае набора пользователем 10000 шагов и более, рекомендуются средства восстановления. В случае невыполнения нормы предлагаются варианты двигательной активности на выбор.
Каждый вечер пользователю повторно приходит форма-опрос, в которой он выбирает варианты проявленной активности. Вечерняя форма может отличаться от формы, заполненной утром, в связи с изменениями планов на день.
Пользователь может отслеживать свою динамику двигательной активности с помощью кнопки «Моя статистика». Канал-бот предоставляет данные о количестве шагов по дням в виде графика (рис. 2).
Рис. 2. График динамики двигательной активности пользователя
Все заполненные формы поступают и хранятся на сервере. Полу -ченные данные можно сортировать по различным критериям и выводить в виде графика.
С началом учебного года в сентябре 2021 года началась регистрация в Telegram-боте. В эксперименте приняли участие 600 студентов (300 чел. - экспериментальная группа и 300 чел. - контрольная). Студенты ЭГ-1 в течение семестра выполняли рекомендации по двигательной активности и подвергались контролю учебной успеваемости. В КГ-1 отслеживалась только учебная успеваемость, двигательная активность не регламентировалась.
Обучающиеся экспериментальной группы ежедневно утром и вечером заполняли формы-опросы. Для исключения заполнения отчетов без выполнения рекомендуемых заданий проводили контроль двигательной активности, используя данные с их смартфонов. Учитывая, что каждый
смартфон имеет в базовой комплектации приложение по подсчету шагов, то обучающиеся по требованию должны были предоставить скриншот из приложения об активности за любой день. Испытуемые, которые не выполняли требования и представляли отчет со значительным превышением шагов, продолжали заниматься по данному проекту, но их результаты в итоге не учитывались. По окончании осеннего семестра, выгрузив данные с сервера, строился график (рис. 3).
Рис. 3. Динамика двигательной активности в экспериментальной группе в осеннем семестре 2022 года
График динамики двигательной активности показывает, что обучающиеся в среднем ежедневно выполняли норму локомоций в 10000 шагов, большинство из них даже ее перевыполняли.
С целью установления влияния двигательной активности на учебную успеваемость обучающихся 1-3-х курсов, был проведен анализ экзаменационных ведомостей зимней и летней сессий 2021/22 учебного года (рис. 4, 5).
Согласно полученным данным после внедрения индивидуальных программ в экспериментальной группе увеличилось количество «отлични -ков» и «хорошистов», уменьшилось число обучающихся на «удовлетворительно». В процентном соотношении на 1-м курсе число «отличников» возросло на 18 %, «хорошистов» - на 4 %, уменьшилось число обучающихся на «удовлетворительно» на 18 %. На 2-м курсе обучающихся на оценку «5» увеличилось на 13 %, на «4» - на 10 %, на «3» - уменьшилось на 19 %. Третий курс: число обучающихся на «удовлетворительно» уменьшилось на 26 %, на «хорошо» увеличилось на 7 %, «отлично» - на 16 %.
Рис. 4. Распределение учащихся по курсам и уровню успеваемости по итогам зимней сессии 2021/22 учебного года
Рис. 5. Распределение учащихся по курсам и уровню успеваемости по итогам летней сессии 2021/22 учебного года
Также проанализировали уровень успеваемости всех курсов экспериментальной группы до и после внедрения Telegram-бота в образовательный процесс (рис. 6).
После внедрения программы общее количество обучающихся на оценку «отлично» возросло с 18 до 21 %, на «хорошо» и «отлично» - с 67 до 74 %, на «удовлетворительно» - уменьшилось с 33 до 26 %. В общей сложности успеваемость экспериментальной группы улучшилась на 7 %.
«
tu V О
pq «
£
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
55 64
Оценка "5"
147 158
Оценка "4"
98
78
Оценка "3"
□ Зимняя сессия
55
147
98
□ Летняя сессия
64
158
78
Рис. 6. Сравнительная диаграмма уровня успеваемости до и после использования индивидуальных программ двигательной активности
Без дополнительного воздействия на двигательную активность и учета личных мотивов или иных факторов, в процессе исследования успеваемость обучающихся контрольной группы на «отлично» и «хорошо» улучшилась на 1 % (в начале - 212 чел., в конце - 214 чел.).
Анализ результатов исследования свидетельствовал об эффективности применения индивидуальных программ самоорганизации двигательных режимов у студентов экспериментальной группы. В экспериментальной группе 18 чел. улучшили свою успеваемость, а в контрольной - только 2 чел.
Выводы. Обобщая результаты проведенного эксперимента, можно констатировать, что умеренная физическая нагрузка положительно влияет не только на физическое здоровье, но и на учебную успеваемость. В контрольной группе за время эксперимента успеваемость практически не изменилась, в экспериментальной группе наблюдалось улучшение успеваемости у 18 обучающихся. Предложенные индивидуальные программы спо -собствовали повышению учебной успеваемости на 7 %.
Данное исследование показало, что современные мобильные техно -логии могут быть использованы в физкультурной деятельности и способствовать успешному решению ее образовательных задач.
Список литературы
1. Веселкина Т.Е. Самостоятельный контроль и коррекция двигательной активности студентов с использованием информационной технологии: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2014. 161 с.
2. Индивидуальная программа двигательной активности с профес -сиональной направленностью для студентов / А.К. Намазов [и др.] // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвуз. сб. науч.-метод. работ / под науч. ред. В.А. Щеголева. СПб.: СПбПУ Петра Великого, 2020. С. 122-126.
3. Кондаков В.Л., Шепляков А.С., Сопина Д.С. Современные под -ходы к проблеме регулирования двигательной активности студентов (обзор исследований) // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. Х Междунар. научн. конф. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 190-196.
4. Листкова М.Л. Программно-методическое обеспечение самостоятельных занятий по физической культуре студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 186 с.
5. Молодежь в России. 2010 // Статистический сборник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. 166 с.
6. Оценка физического состояния студентов первого курса / Е.А. Головина [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 9. С. 14-20.
7. Попов Г.Н., Ширенкова Е.В., Серазетдинов О.З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5 (68). С. 83-87.
8. Смирнова Е.И., Сухостав О.А., Матюнина Н.В. Мобильные приложения как средство активизации самостоятельной работы по физической культуре студентов // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 22-28.
9. Челнокова Е.А., Слюзнева К.В., Агаев Н.Ф. Влияние двигательной активности, физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 239-242.
10. Черенко В.А., Горовой В.А. Совершенствование методики физического воспитания студентов на основе анализа теоретико-методических положений построения моделей нагрузок по физической подготовке // Весшк Мазырскага дзяржаунага педагапчнага ушверсггэта iмя 1.П. Шамя -юн. 2017. № 1 (49). С. 50-57.
References
1. Veselkina T.E. Samostoyatel'nyj kontrol' i korrekciya dvigatel'noj aktivnosti stu-dentov s ispol'zovaniem informacionnoj tekhnologii [Independent control and correction of motor activity of students using information technology]: dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2014. 161 p.
2. Individual'naya programma dvigatel'noj aktivnosti s professional'noj napravlen-nost'yu dlya studentov [Individual program of motor activity with a professional orientation for students] / A.K. Namazov [et al.] // Physical culture and sport in vocational education: in-teruniversity. sat. scientific method. works / under scientific. ed. V.A. Shchegolev. St. Petersburg: SPbPU of Peter the Great, 2020. P. 122-126.
3. Kondakov V.L., Sheplyakov A.S., Sopina D.S. Sovremennye podhody k probleme regulirovaniya dvigatel'noj aktivnosti studentov (obzor issledovanij) [Modern approaches to the problem of regulation of motor activity of students (review of studies)] // Medico-biological and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and healthy lifestyles: coll. X Intern. scientific conf. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2021. P. 190-196.
4. Listkova M.L. Programmno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'nyh za-nyatij po fizicheskoj kul'ture studentov v vuze [Software and methodological support of independent physical culture lessons for students at the university]: dis. ... cand. ped. sciences. Krasnoyarsk, 2019. 186 p.
5. Molodezh' v Rossii. 2010 [Youth in Russia. 2010] // Statisticheskij sbornik [Statistical collection]. M.: IIC "Statistics of Russia", 2010. 166 p.
6. Ocenka fizicheskogo sostoyaniya studentov pervogo kursa [Assessment of the physical condition of first-year students] / E.A. Golovina [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Iss. 9. P. 14-20.
7. Popov G.N., Shirenkova E.V., Serazetdinov O.Z. Kriterii zdorov'ya: adaptaciya, socializaciya, individualizaciya [Health criteria: adaptation, socialization, individualization] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. 2007. No. 5 (68). P. 83-87.
8. Smirnova E.I., Suhostav O.A., Matyunina N.V. Mobil'nye prilozheniya kak sredstvo aktivizacii samostoyatel'noj raboty po fizicheskoj kul'ture studentov [Mobile applications as a means of activating students' independent work on physical culture] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2022. No. 474. P. 22-28.
9. Chelnokova E.A., Slyuzneva K.V., Agaev N.F. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti, fizicheskoj kul'turoj ili sportom na umstvennuyu deyatel'nost' studenta i ego uspevaemost' [The influence of motor activity, physical culture or sports on the mental activity of a student and his progress] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2019. No. 62-2. P. 239-242.
10. Cherenko V.A., Gorovoj V.A. Sovershenstvovanie metodiki fizicheskogo vospi-taniya studentov na osnove analiza teoretiko-metodicheskih polozhenij postroeniya modelej nagruzok po fizicheskoj podgotovke [Improving the methodology of physical education of students based on the analysis of theoretical and methodological provisions for building models of physical training loads] // Vesnik Mazyrskaga dzyarzhaynaga pedagagichnaga yniversiteta imya I.P. Shamyakin [Bulletin of the Mazyr State Pedagogical University named after I P. Shamyakin]. 2017. No. 1 (49). P. 50-57.