Научная статья на тему 'Влияние индивидуальных особенностей на способность саморегуляции'

Влияние индивидуальных особенностей на способность саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / SELF-REGULATION / INDIVIDUAL STYLE / SEMANTIC BIOFEEDBACK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпович Е. Б.

Приведены результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции, их взаимосвязи с индивидуальными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE impact OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS ON THE ABILITY OF SELF-REGULATION

The results of a study of stylistic features of self-control, their relationship with the individual characteristics are presented.

Текст научной работы на тему «Влияние индивидуальных особенностей на способность саморегуляции»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СПОСОБНОСТЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Е.Б. КАРПОВИЧ

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники П. Бровки, 6, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 22 ноября 2016

Приведены результаты исследования стилевых особенностей саморегуляции, их взаимосвязи с индивидуальными особенностями.

Ключевые слова: саморегуляция, индивидуальный стиль, семантическая биологическая обратная связь.

Введение

Способность к саморегуляции определяет продуктивность деятельности человека. Общая способность саморегуляции зависит как от индивидуально-типических свойств человека, так и от выработанных навыков саморегуляции. Данные навыки формируются и совершенствуются в процессе жизндеятельности посредством интериоризации социального опыта с различной степенью осознанности. По мнению исследователей стиль саморегуляции представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей, сформировавшихся у субъектов. Выделяя в структуре индивидуального стиля саморегуляции физиологический, психофизиологический и психологический уровни, ученые подчеркивают их взаимообусловленность и взаимосвязь [1].

В случае самостоятельного определения целей деятельности и их реализации доступными и приемлемыми способами говорят об осознанной саморегуляции [2]. О.А. Конопкиным была разработана концептуальная модель осознанной саморегуляции. В соответствие с данной моделью основными функциональными звеньями процесса осознанной саморегуляции являются: цель деятельности - субъективная модель значимых условий -программа исполнительских действий - система субъективных критериев достижения цели -контроль и оценка реальных результатов - решение о коррекции системы саморегулирования [3]. Таким образом, осуществляя осознанную саморегуляцию, субъект формирует представления о конечном и промежуточных результатах деятельности, условиях собственной активности. Степень соответствия данных представлений действительности определяет успешность саморегуляции и, соответственно, продуктивность деятельности. Адекватная обратная связь позволяет субъекту формировать более четкие представления о своем состоянии в процессе выполнения деятельности, а также о результативности собственных действий.

Теоретический анализ

Семантическая биологическая обратная связь (по функциональному состоянию или поведенческой реакции) [4] является фактором, способствующим осознанной саморегуляции. Доказано, что использование принципов биологической обратной связи позволяет сделать процесс приобретения навыка саморегуляции более доступным и быстрым [5]. Вышесказанное дает возможность рассматривать игровое биоуправление в качестве инструментария, позволяющего оценивать и развивать способности человека к саморегуляции. В научной литературе дается следующее определение игровому биоуправлению: технология, продукт соединения компьютерного игрового сюжета и методов биоуправления, представляющий

_Доклады БГУИР_

2016 № 7 (101)

собой комплекс процедур, при проведении которых человеку, посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью определенных приемов человек развивает навыки саморегуляции [6].

Таким образом, актуальная проблема развития способности к саморегуляции посредством формирования навыков осознанного регулирования своим состоянием может решаться с применением игрового биоуправления. Учет индивидуальных особенностей субъектов деятельности повышает эффективность процесса научения способам саморегуляции.

Выполненное авторами исследование имеет целью выявить влияние индивидуальных особенностей, а именно - наличие определенных поведенческих стратегий, сформированных в течение жизни испытуемых, в частности, стилевых особенностей саморегуляции на способность к саморегуляции, реализующуюся в процессе биоуправления.

Объектом исследования является процесс саморегуляции, предметом - взаимосвязь индивидуальных особенностей испытуемых с их способностью к саморегуляции.

Методика эксперимента

В качестве диагностического инструментария были использованы многошкальная опросная методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [7], а также биоадаптивная игрушка «NeuroDog» [8]. ССПМ позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, включающие показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности. Показатели по единой шкале «общий уровень саморегуляции» (ОУ) характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции как единого процесса, обеспечивающего мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и организации поведения. Показатели по шкалам «планирование», «моделирование», «программирование», «оценка результатов», «гибкость» и «самостоятельность» отражают индивидуальные особенности саморегуляции. Опросник включает в себя 46 утверждений, основанных на типичных жизненных ситуациях, не имеющих непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности.

Биоадаптивная игрушка «NeuroDog», выполняющая в данном исследовании диагностическую функцию, работает на основе семантической биологической обратной связи по данным электродермальной активности и визуализирует посредством анимированного ассоциативного отображения текущее функциональное состояние человека. Испытуемые выполняли задание на саморегуляцию, а именно - произвольную релаксацию. Методом регистрации фиксировалось выполнение испытуемыми поставленной задачи. Определение уровня релаксации производилось на основе изменения электродермальной активности испытуемых (средневзвешенное значение временного интервала в секундах между кожно-гальваническими реакциями за три последних измерения). Состояние полной релаксации считалось достигнутым при среднем интервале, превышающем 60 с.

Контроль внешних переменных заключался в создании одинаковых условий для испытуемых: время проведения эксперимента - первая половина дня с 9.00 до 13.00; время, в течение которого выполнялось задание - 15 мин.; уровень сложности задачи, задаваемый параметрами усреднения (по среднему) и количества интервалов (3). Измерения проводились в спокойном состоянии испытуемых, что подтверждалось самоотчетом и наблюдением.

Испытуемые: студенты БГУИР факультета компьютерного проектирования в возрасте от 17 до 20 лет. Количество испытуемых - 70 человек (из них 53 юноши, 17 девушек).

Результаты и их обсуждение

Анализ ответов испытуемых на вопросы стандартизированной опросной методики ССПМ позволил дифференцировать выборку в соответствии с показателями по шкале ОУ на группы с низким, средним и высоким общим уровнем саморегуляции. Процентное соотношение испытуемых по группам представлено на рис. 1.

Рис. 1. Количество испытуемых с низким, средним и высоким уровнем саморегуляции

В процессе саморегуляции, опосредованной семантической обратной связью, с задачей по произвольной релаксации справилось 16 % от общего числа испытуемых. При этом лишь 27 % из них характеризуется высоким общим уровнем развития саморегуляции, а 73 % -средним. Детальное изучение индивидуальных профилей саморегуляции, полученных в результате обработки данных опроса, показало, что испытуемые, справившиеся с заданием на произвольную релаксацию, имеют высокие и средние показатели по шкале «гибкость» (45% и 55 % соответственно). При этом среднее значение показателя «гибкость» для данной категории испытуемых составило 7,6. Следует отметить также, гибкость коррелирует с общим уровнем саморегуляции. Средние значения по шкале «гибкость» для групп с различным уровнем развития саморегуляции представлены на рис. 2.

Рис. 2. Средние значения показателя гибкости для групп с низким, средним и высоким общим уровнем саморегуляции

Таким образом, результаты исследования позволили определить, что успешность саморегуляции, реализующейся в процессе биоуправления, соотносится с уровнем сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать поведение, вносить корректировки в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий. В ряде исследований, посвященных различным аспектам саморегуляции в режиме игрового биоуправления, отмечается наличие взаимосвязи произвольной регуляции и гибкости мышления [6, 9], которую можно рассматривать как одно из проявлений таких индивидуальных особенностей как адаптивность, обучаемость.

Заключение

Большинство (96 %) испытуемых обладают высоким и средним уровнем общей саморегуляции по результатам опросной методики, основанной в определенной степени на самооценке. Результаты диагностики, основанной на оценке психофизиологических показателей, позволяют уточнить данные об уровне развития навыков саморегуляции у испытуемых, а также выявить определенную взаимосвязь между способностью саморегуляции и такого индивидуально-личностного свойства, как гибкость.

Повышение уровня саморегуляции может осуществляться в процессе игрового биоуправления посредством формирования навыков саморегуляции. При этом развитие гибкости подразумевает не только овладение достаточным репертуаром методов и способов

саморегуляции, но и формирование установок, позволяющих быстро усваивать навыки и применять их в соответствии с внешними и внутренними условиями.

THE IMPACT OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS ON THE ABILITY OF SELF-REGULATION

K B. KARPOVICH

Abstract

The results of a study of stylistic features of self-control, their relationship with the individual characteristics are presented.

Keywords: self-regulation, individual style, semantic biofeedback.

Список литературы

1. Улановская Л.С. Диагностика структуры инивидуального стиля саморегуляции психических состояний студентов : дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2011.

2. Моросанова В.И. // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14: Психология. 2010. № 1. С. 36-45.

3. Конопкин О.А. // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.

4. Савченко В.В. // Сибирский научный медицинский журнал. 2004. № 3. С. 61-64.

5. Каминская Ю.М., Байкова И.А. // Искусство медицины. 2010. № 12. С. 64-72.

6. Мажирина К.Г. Личностные особенности и динамика саморегуляции в процессе игрового биоуправления: психологический анализ : дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009

7. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагнстика саморегуляции человека. М., 2015.

8. Применение модуля «Биоадаптивная игрушка» как одного из методов психологической коррекции. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.neurocom.ru/ru2/innovative/bioadaptivnaya_igrushka.html. -Дата доступа: 20.11.2016.

9. Гедранович Ю.А. // Сб. научн. статей молодых ученых «Актуальные проблемы науки XXI века». Минск, 2015. С. 71-75.

УДК 616.314.2 - 007.26 - 08: 616.314.17 - 008.1

МЕТОДЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭНДОПЕРИОДОНТИТА

Ю Л. ДЕНИСОВА, Н И. РОСЕНИК, Л.А. ДЕНИСОВ*

Белорусский государственный медицинский университет Сухая, 28, Минск, 220004, Беларуь

*Белорусская медицинская академия последипломного образования П. Бровки, 3, Минск, 220013, Беларусь

Поступила в редакцию 22 ноября 2016

Установлена более высокая информативность конусно-лучевой компьютерной томографии в сравнении с ортопантомографией (на 5,51±0,61 %) при диагностике эндопериодонтита у пациентов в возрасте 35-44 года с болезнями периодонта При сравнительном анализе лучевых методов исследования. Доказано, что конусно-лучевая компьютерная томография дает возможность визуализировать основные проводящие пути взаимосвязи тканей эндодонта и периодонта, что является важным этапом диагностики эндопериодонтита.

Ключевые слова: ортопантомография, конусно-лучевая компьютерная томография, болезни периодонта, эндопериодонтит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.