Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (РЕСУРСОВ) НА КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (РЕСУРСОВ) НА КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берзина О

В статье рассматривается влияние индивидуального потенциала личности (ресурсов личности) на карьерное самоопределение молодых людей в современных условиях, проанализирован ряд исследований индивидуального потенциала личности среди различных категорий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the influence of individual personality potential (personality resources) on the career self-determination of young people in modern conditions, analyzes a number of studies of individual personality potential among various categories of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (РЕСУРСОВ) НА КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ (РЕСУРСОВ) НА КАРЬЕРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖИ

О. А. Берзина

аспирант, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Решетнева,(г.Красноярск, Российская Федерация)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается влияние индивидуального потенциала личности (ресурсов личности) на карьерное самоопределение молодых людей в современных условиях, проанализирован ряд исследований индивидуального потенциала личности среди различных категорий студентов.

ABSTRACT

The article examines the influence of individual personality potential (personality resources) on the career self-determination of young people in modern conditions, analyzes a number of studies of individual personality potential among various categories of students.

Индивидуальный потенциал личности (ресурсы) прямо влияет на возможности человека, определяет ту планку, которую можно достичь. От них него зависит, какое количество сил, времени и энергии затратиться на достижение намеченных целей. Так, например, в Гарварде в политике комплексного изучения абитуриентов особое место уделяется личностному потенциалу поступающих: высоко ценится, не только эрудированность, но и талант, активность, неординарность будущих студентов. Определяющими являются наличие таких характеристик как: мотивированность, коммуникабельность, умение получать нужные навыки в нужный момент, лидерские качества, самостоятельность [9].

Индивидуальный потенциал личности (ресурсы) оказывают влияние на способы взаимодействия личности с окружающей средой, опосредованно оказывая влияние на качество жизни, и в частности, на выбор профессии и построение дальнейшей карьеры.

В зарубежной психологии проблема ресурсов личности исследуется более полувека, и область изучения только расширяется. В этих работах «ресурс»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

трактуется как фактор адаптации человека к окружающей среде.

В отечественной психологии вопросы «ресурсов личности» активно рассматривались в работах двух выдающихся отечественных психологов - Б. Г. Ананьева и С. Л. Рубинштейна. Так, Б.Г. Ананьев, предполагал возможность в дальнейшем разработать «...общую модель резервов и ресурсов личности, которые проявляют себя в самых различных направлениях в зависимости от реального процесса взаимодействия человека с жизненными условиями внешнего мира и от структуры личности самого человека» [1, с. 275].

Коростелева Т.В. приводит обзор определений понятия «ресурс» в различном контексте, который в настоящее время используется научным сообществом. Так, «ресурс» различными авторами определяется:

■ в качестве интегральной характеристики человека как субъекта труда, которая охватывает все уровни его индивидуальности и рассматривает человека сквозь призму мобилизации всех ресурсов организма в процессе борьбы с экстремальными условиями жизнедеятельности (Войтехович Т.С.); ■как адаптационный потенциал личности (Соловьева С.Л.); ■в качестве системы способностей человека к устранению противоречий, возникающих между личностью и жизненной средой, преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств (Иваницкий А.В.) и др. [5, 21].

Водопьянова Н.Е. дает следующий вариант понятия «ресурс»: это конструкты психологической регуляции разных уровней организации человека [3, с. 46].

Матан В.В. определяет личностные ресурсы как совокупность внутренних характеристик человека, способствующих его продуктивности и успешности в различных жизненных ситуациях, выступающих одним из факторов психического здоровья. Автор также констатирует, что количество, разноплановость, субъективное ощущение достаточности ресурсов и их использование связано с благополучием человека. В зависимости от разнообразных жизненных задач, различные качества могут выступать как ресурсы [7, с.48].

Дорохина О. В., Ткаченко И. В. предлагают такое определение: «Личностные ресурсы - это потенциал, качества личности, ее возможности и способности, помогающие в постановке и решении различных задач» [4, с.68].

Отечественная психологическая школа, представленная на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, рассматривает личностный потенциал как самоуправляемую систему

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

внутренних возобновляемых ресурсов личности [8, с. 99].

Развитие ресурсов имеет сложную детерминацию: оно зависит от внешних (внесубъектных) и внутренних (интра - и интерсубъектных) факторов. Они динамичны, имеют периоды развития, стагнации, инволюции. В зависимости от субъектной активности ресурсы вовлекаются, сонастраиваются и развиваются в соответствии с требованиями профессиональной деятельности и ситуационных условий, а также в зависимости от жизненной позиции и установок [3, с. 46].

Приведем несколько исследований аспекта личности студентов:

Коростелева Т.В. в результате эмпирического исследования определила, что внутренняя организация ресурсного потенциала личности задается: познавательной, преобразовательной, оценочной (ценностно-ориентационной), коммуникативной деятельностью. Каждый вид деятельности образует собственный арсенал влияния на личность обучающихся и вид ресурсов по управлению качеством жизни. Также автор отмечает, что студенты с высоким индексом жизненной удовлетворенности имеют более высокий индекс ресурсности, что доказывает большую сбалансированность их достижений и неудач и, как следствие, больший адаптационный потенциал по сравнению со студентами с низким уровнем индексов жизненной удовлетворенности. Студенты с высоким индексом жизненной удовлетворенности ставят перед собой более высокие и амбициозные цели; они ориентированы на получение высоких результатов в значимых видах деятельности [5, с.77].

В исследовании мнения студентов средних учебных заведений по вопросу представления о карьере, проведённом автором статьи Берзиной О.А. совместно с Лукьянченко Н.В., выявлено, что одним из важнейших ресурсов личности для респондентов (в половине случаев ответов) выступает внутренняя мотивация, которая означает вложение своих ресурсов, таких как энергия, время, знания, талант, воля и т.д. в достижение желаемой цели [2].

Куликова Т. И., Декина Е. В., Шалагинова К. С. в ходе констатирующего эксперимента, проведенного на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого выявили, что студенты в качестве своих ресурсов называют организованность, сильную волю и энергичность [6].

Дорохина О. В., Ткаченко И. В. провели анкетирование студентов первых и выпускных курсов АГПА с целью определения основных факторов развития их собственных личностных ресурсов. Важно отметить, что понятие о «личностных ресурсах» вызвало даже у выпускников большие затруднения;

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

только 61% студентов-выпускников дали ответ на вопрос анкеты о том, что они считают своими ресурсами. 53% опрошенных в качестве ресурсов указали на личностные качества и 18% на свои способности. Среди самых популярных ответов о ресурсах называлось: время, материальные возможности, отдельные личностные качества. Сложным как для первокурсников, так и для выпускников оказался вопрос о том, чего им не хватало для полного раскрытия личностных ресурсов. Важными моментом являются представления выпускников о том, что личностные ресурсы можно развивать и усовершенствовать, что они необходимы для работы по специальности, характеризуют самость человека и способствуют формированию личности [4].

Если же рассматривать ресурсы личности в разрезе карьерного самоопределения то можно сказать, что реализация карьерного потенциала напрямую связана с готовностью самостоятельно планировать и реализовывать перспективные направления персонального образовательного маршрута и профессионального будущего. Успешность в реализации карьерного потенциала зависит не только от обладания будущим специалистом актуальным набором компетенций, но и от того, занимается ли он самообразованием и саморазвитием.

Таким образом, личностные ресурсы представляют собой сложную многомерную систему индивидуально-психологических характеристик, которые можно целенаправленно развивать в результате деятельности в современных условиях. Важную роль в формировании ресурсов играет собственная активность индивида и высокий адаптационный потенциал к изменяющимся внешним условиям, а также понимание человеком какими ресурсами он обладает и может воспользоваться, чтобы быть эффективным в достижении поставленных целей в карьере и жизни.

REFERENCES

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2.Берзина О. А., Лукьянченко Н. В. Представление о карьере студентов, получающих среднее профессиональное образование// Психология в системе социально-производственных отношений: материалы III Междунар. науч. -практ. конф. (17 апреля 2020 г., Красноярск) / СибГУ им. М.Ф. Решетнева. -Красноярск, 2020. С.123-128.

3.Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъектов профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

16. Психология. Педагогика. 2015. № 1. С. 45-54.

4.Дорохина О.В., Ткаченко И.В. Считают ли семью фактором развития своих личностных ресурсов современные студенты?// Всборнике:Еигореап Association of pedagogues and psychologists «Science».2014.C.67-71.

5.Коростелева Т. В. Личностные ресурсы в управлении качеством жизни молодежи: стратегии, инструменты, измерения [Электронный ресурс]: монография. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 148 с. URL: https://publishing.intelgr.com/archive/lichnostnyie-resursyi-v-upravlenii-kachestvom-zhizni.pdf.

6. Куликова Т. И., Декина Е. В., Шалагинова К. С. Психологические факторы развития карьерногопотенциала студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 308-322. doi:10.32744/pse.2020.3.23

7.Матан В.В. Взаимосвязь личностных ресурсов и типов профессиональной карьеры врачей, Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2019. №3. С. 48-53.

8. Шихалова А. В.Основные детерминанты реализации личностного потенциала // Психология в системе социально-производственных отношений: материалы III Междунар. науч. - практ. конф. (17 апреля 2020 г., Красноярск) / СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2020. С.98-101.

9 .https : //www.partner-inform.de/partner/detail/2015/10/206/7662.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.