Научная статья на тему 'Влияние индивидуально-типологических особенностей на личностное становление педагогов в современном образовательном пространстве'

Влияние индивидуально-типологических особенностей на личностное становление педагогов в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селюкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние индивидуально-типологических особенностей на личностное становление педагогов в современном образовательном пространстве»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ЕЛ. СЕЛЮКОВА,

Анализ данных экспериментально-психологического исследования Н.И. Глушковой разных кон-тингентов педагогов южного федерального округа (ЮФО) позволил дифференцировать их психотипо-логически, а также определить степень выраженности личностной и поведенческой аномальности, распределяя испытуемых в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы-акцентуации и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ). В зависимости от принадлежности испытуемого к тому или иному диапазону можно определить особенности личностного становления педагогов в современном образовательном пространстве. В результате обследования педагогов исходя из конституционально-психотипологических особенностей было выделено несколько групп.

К первой группе относятся обследованные, психотипологические характеристики которых соответствуют диапазону психологической нормы-акцен-туации в конституционально-континуальном пространстве. Социально-психологическая характеристика данной группы позволила распределить их в средней полосе диапазона психологической нормы. Профессиональная деятельность этих педагогов отличается высокой степенью мотивированности и ответственности, увлеченностью и адекватным уровнем самосознания и субъектности. Им свойственны: энергичность, самостоятельность, стремление к профессиональному лидерству; умение адекватно планировать свой жизненный путь и достигать максимума в профессиональной карьере. Полученная личностная характеристика позволяет назвать их социальным «хребтом» системы образования в целом.

Система взаимоотношений с учащимися, которую они постоянно подвергают коррекции, основана на принятии ценностей, усиливаемых одухотворенным творческим потенциалом. Подобный подход к своей работе порождает систему профессиональной деятельности, направленную на развитие уникальной сущности общения; преподавание при этом отличается достаточной гибкостью, гармоничными психологическими отношениями с учащимися. В педагогическом коллективе им также удается строить гармоничную систему взаимоотношений, когда они легко находят компромиссные решения в самых проблемных ситуациях.

кандидат педагогических наук

Из среды педагогов, относящихся к средней полосе диапазона психологической нормы-акцентуации, путем естественного социально-психологического отбора формируется административный состав образовательного учреждения: директора, завучи, методисты отделов образования, которые активно участвуют в работе всевозможных комиссий, конкурсов министерств и т.д. Тем не менее через 15—20 лет в этой среде можно наблюдать признаки «эмоционального выгорания», причина которого лежит во внутрилич-ностном конфликте, в противоречиях, возникших в результате длительного воздействия социально-стрессовых информационных факторов.

У представителей данной группы педагогов может появиться ревностное отношение к материальному благосостоянию социально-успешных родителей. Наблюдается бессознательный перенос отрицательного отношения к родителям на учащихся. В то же время общее альтруистическое чувство, любовь к учащимся, жалость к неокрепшей психике порой обделенного родительским вниманием учащегося сохраняются и заставляют педагога следовать соци-ально-приемлемому стереотипу поведения с соблюдением этических норм.

Результаты экспериментально -психологических исследований позволяют утверждать, что среди учителей средних школ, лицеев и гимназий Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Калмыцкой республик представителей диапазона психологической нормы-акцентуации было выявлено 82%, а представителей диапазона пограничной аномальной личности — 18%. В данной группе обследованных были выделены представители четырех психотипов, относящихся к личностным акцентуациям. Представители циклоидного психотипа составили 43%, исте-роидного — 26%, эпилептоидного — 13% и шизоидного психотипа — 7% в диапазоне психологической нормы-акцентуации. Хотелось бы напомнить высказывание А.Е. Личко (1978), категорически утверждавшего, что в акцентуациях «нет зачатков патологии», это психологическая норма, и ничего кроме нормы. Однако следует подчеркнуть, что акцентуации личности представляют собой крайний вариант нормы, т.е. в конституционально-континуальном диапазоне психологической нормы-акцентуации отмечается личностный дрейф из средней полосы нормы в сто-

СОсХКХхХЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

рону крайней полосы нормы, условно статистической границы диапазона пограничной аномальной личности (ПАЛ).

Взаимоотношение личностных и характерологических особенностей у представителей ПАЛ при этом таково, что характерологические черты здесь доминируют над личностными. По результатам психофизиологических и антропологических исследований диапазон нормы реакций у акцентуантов доказательно широк, что свидетельствует о гораздо меньшей конс-титуциально-типологической детерминированности верочтностных личностных аномалий. Акцентуанты в большей степени зависят от социально-средовых факторов, чем от конституциональных.

Следовательно, различная представленность обоб-щенно-биологических факторов в градациях психотипологического конституционального континуума детерминирует индивидуальную дифференциацию психологического и медико-психологического подхода к оказанию психологической и психотерапевтической помощи адекватными методами психокоррекции и психофармокоррекции. Вероятностная эффективность профилактических, корригирующих, терапевтических и реабилитационных мер, их направленность на составляющие триединую сущность личности должны быть принципиально различными у акцентуантов и представителей ПАЛ.

Социально-стрессовые, экологические и иные экзогенные факторы, деструктивно влияющие на конституционально-типологическую основу личности, приводят к снижению функциональной активности индивидуального барьера психической и психологической адаптации, истощают психобиологические резервы личности и компенсаторные механизмы, которые, в свою очередь, перестают полноценно выполнять свои функции по укреплению, защите мест наименьшего сопротивления в личностно-характе-рологической, психофизиологической и в целом психобиологической структуре личности учителя. Этому способствует и то обстоятельство, что среди предста-

вителей ПАЛ всегда достаточно четко структурируется личностный психотип и в значительно большей степени, чем среди акцентуантов, обнаруживаются смешанные конституционально-психотипологичес-кие ядра — шизоистероидные, истероэпилептоид-ные. Общим результатом выступает неустойчивость во внешней среде, проявляющаяся не только личностными и поведенческими аномалиями, но и патологическими формами поведения.

Полученные результаты комплексных исследований аномальной личностной изменчивости у педагогов дают основание для создания новых теоретических конструкций и практических разработок, адекватных для индивидуальных психологических и терапевтических технологий, когда учитывается не только личностный психотип, но и диапазон, месторасположение обследуемого в конституционально-контину-альном пространстве, что имеет непосредственное отношение к организации психокомфортного учебного процесса, влияющего на общее состояние здоровья обучающихся.

Литература

1. Ахвердова И. А., Ахвердова О.А., Боев И. В., Вишняков а В. Ф., Вучева В.В., Горбатов В. Ф., Губарева Л.И., Малашихина И.А., Прокопенко Т.П., Соловьев Г.М., Шумакова Н.Ю. Здоровье-сберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края. — Ставрополь, 2003.

2. Боев И.В., Глушкова Н.И. Современная социальная среда и личностная изменчивость учителя (психодиагностика и психологическая помощь). — М.; Ставрополь, 2003.

3. Глушкова Н.И. Деструктивное воздействие эндогенных и экзогенных факторов на становление профессионализма учителя общеобразовательной школы. — М.; Ставрополь, 2003.

4. Глушкова Н.И. Динамика психологической структуры личности в условиях социального стрессирования. — М.; Ставрополь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.