As a result of the research, the integrated model of balanced scorecard for the assessment of regional cluster system development in the Ivanovo region in the conditions of digitalization was developed (table 3).
Table 3
Integrated model of balanced scorecard for the assessment of regional cluster system development
The mission is the sustainability of production and innovation activity and development effectiveness
Strategic improvement directions for innovation and economic efficiency of production activities
1 2 3
The nomination in the priority of domestic innovation and technological sources of attracting additional financial resources The reorganization of a multi-level digital monitoring system for the implementation of investment strategies in other regions The creation of digital platforms for tax regulation
Key efficiency indicators of the balanced scorecard
Quality indicator (financial stability): level of financial flows optimization
Quality indicator (balance of internal processes): performance level of production costs Quality indicator (consumer satisfaction): level of customer coordination Quality indicator (innovative technological and educational development): level of competitiveness and innovation and digital activity
Overcoming the problems of reducing the volume of lending to enterprises and the inability to mobilize internal reserves to the budget -through the improvement of innovative anti-crisis policy Overcoming the problems of lack of investment of fixed capital - through the technological integration of scientific and educational institutions and enterprises in the region Overcoming the problems of increasing debt obligations and reducing the tax base - through the diversification of production concerning knowledge-intensive short-term financing mechanisms
Thus, the development of identification criteria made it possible to comprehensively assess the prospects of the innovation and economic improvement of regional cluster system development in Ivanovo region and to propose strategic directions and the mission of efficiency management (sustainable development) as an integrated model of balanced scorecard. The practical significance of the balanced scorecard is the feasibility of its application in the implementation of regional programs to recreate a multi-level digital textile and clothing complex in the region.
References
1. Kudrin A. L., Gurvich E. T. A New Growth Model for the Russian Economy // Voprosy Ekonomiki. 2014. N 12. P. 4-36. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-12-4-36
2. Kutsenko E. S., Tyumentseva D. S. Clusters and Innovations in the Subjects of RF: The Results of Empirical Study // Voprosy Ekonomiki. 2011. N 9. P.
93-107. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-9-93-107
3. Maksimov Y. M., Mityakov S. N., Mityakova O. I., Bondin D. V., Blyakhman A.A. Balanced System of Indicators of Innovation Development of the Region // Innovations. 2008. N 11 (121). P. 95-98.
4. Pakhomova N. V., Tkachenko D. S. Innovations Supporting Institutions in Russia: the Logic of Development and the Current Status // St Petersburg University Journal of Economic Studies. 2014. Vol. 30. Iss. 2. P. 87-105.
5. McCann P., Ortega-Argiles R. Modern regional innovation policy // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. Iss. 2. P. 187-216. https://doi.org/10.1093/cjres/rst007
6. Yafeng Hu, Ke Gao. The impact of Fiscal Policies on R&D at the Firm Level // Journal of Finance and Accounting. 2019. Vol. 7. N 1. P. 17-21. doi: 10.11648/j.jfa.20190701.13
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Емельянова О.Я.
кандидат педагогических наук, доцент Воронежский государственный педагогический университет, Россия,
Шершень И.В. кандидат экономических наук, доцент Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Воронеж, Россия,
Кравец М.А. доктор экономических наук, доцент Воронежский государственный университет, Россия
INFLUENCE OF INDIVIDUAL AND PERSONAL FACTORS FOR THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF STATE CIVIL EMPLOYEES
Emelyanova O.
candidate of pedagogical sciences, associate professor Voronezh State Pedagogical University, Russia,
Shershen I.
candidate of economic sciences, associate professor Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Voronezh, Russia,
Kravets M.
doctor of economic sciences, associate professor Voronezh State University, Russia
Аннотация
В статье представлены результаты исследований анализа влияния индивидуально-личностных качеств государственных гражданских служащих на процесс профессиональной адаптации. Индивидуальность будущего работника проявляется уже на этапе профессионального самоопределения; в процессе профессионального обучения молодые люди развивают личностный потенциал и преодолевают кризис профессиональной идентичности; затем, на рабочих местах активизируют свои сильные личностные качества для успешной адаптации к новым условиям труда и успешной карьере госслужащих.
Выделены несколько ключевых индивидуально-личностных факторов, развитие которых способно оказать положительное влияние на процесс профессиональной адаптации государственных гражданских служащих: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, социальная нормативность поведения, а также ориентация на профессиональные перспективы и активная жизненная позиция.
Abstract
The article presents the results of research into the analysis of the influence of individual and personal qualities of civil servants on the process of professional adaptation. The individuality of the future employee is manifested already at the stage of professional self-determination; in the process of vocational training, young people develop personal potential and overcome the crisis of professional identity; then, in the workplace, they activate their strong personal qualities for successful adaptation to new working conditions and a successful career of civil servants.
Several key individual and personal factors are identified, the development of which can have a positive impact on the process of professional adaptation of civil servants: extraversion, emotional stability, social normative behavior, as well as orientation towards professional prospects and an active life position.
Ключевые слова: адаптация персонала, управление профессиональной адаптацией, профессиональное развитие государственных гражданских служащих.
Keywords: personnel adaptation, management of professional adaptation, professional development of civil servants.
Процесс профессиональной адаптации государственных гражданских служащих выступает одним из приоритетных направлений совершенствования кадровой политики госслужбы, поскольку непосредственно затрагивает вопросы рационализации отбора и ротации кадрового состава, мотивации и симулирования труда, планирования и сопровождения карьеры, формирования и поддержания оптимальной организационной культуры в государственных учреждениях.
Адаптация к профессиональной деятельности предполагает приспособление госслужащего к условиям и требованиям внешней и внутренней организационной среды, выражаемое в достижении определенного уровня производительности и качества труда в конкретные временные сроки. Социально-психологический аспект профессиональной адаптации подразумевает установление комфортного взаимодействия адаптанта с социальным окружением на рабочем месте, согласование личных и деловых интересов, требований и ожиданий [7].
Профессиональная адаптация может быть первичной, когда выпускник вуза начинает трудовой путь, и вторичной, в остальных случаях.
Безусловно, на профессиональное самоопределение, как и впоследствии на процесс профессиональной адаптации, значительное влияние оказывают личностные качества молодых людей. При профессиональной ориентации важную роль играют не только родители, извне направляющие детей на конкретный профессиональный путь (продолжение династии, свое видение престижа профессии и т.п.), но и внутренние побудительные мотивы молодых людей: обоснование личного смысла в трудовой деятельности именно по данной профессии, представления о выстраивании карьеры и собственный уровень притязаний на общественный статус. В отличие от вторичной адаптации, на этапе первичной адаптации особой ценностью и важным мотивирующим фактором для молодых специалистов обладает общественная значимость работы [4]. Осознание социальной важности и ответственности собственного труда способствует
профессиональной адаптации. Результаты анкетирования студентов обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», проведенного в Воронежском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, подтвердили данную тенденцию: подрастающее поколение демонстрирует высокий показатель ожиданий от социального значения будущей работы.
Проблемы соответствия индивидуально-личностных качеств работника профессиональному самоопределению, влияния индивидуально-личностных факторов работников на процесс профессиональной адаптации уже изучались коллективами отечественных ученых, и были получены заслуживающие внимания результаты.
Так, Т.В. Костяк проведено исследование влияния индивидуально-психологических качеств студентов на процесс их адаптации к обучению в период становления профессиональной идентичности [5]. С данной целью был проведен анализ взаимосвязи психодинамических качеств (экстраверсии, темпа психической деятельности, эмоциональной возбудимости, активности) с тревожностью, типом поведения в конфликте, преобладающей формой агрессивного поведения, ведущей копинг-страте-гией, показателями самоактуализации и социально-психологической адаптации.
По результатам анализа выяснилось, что выраженные экстраверты (общительные и открытые) студенты лучше адаптируются в условиям новой профессиональной среды, проявляя гибкость в коммуникациях и избегая дезадаптивных стратегий разрешения конфликта (принятия вины, игнорирования проблем, агрессии и т.п.)
Эмоционально возбудимые личности склонны к тревожности, переживанию дискомфорта в общении, что затрудняет их адаптацию.
Молодые люди с характерным высоким темпом психической деятельности обладают высокой степенью принятия себя и четкими психологическими границами.
Психодинамическая активность является важным фактором адаптации студентов к обучению, поскольку взаимосвязана с феноменом автономности личности и гибкостью в организации коммуникаций [5].
Таким образом, способствуют адаптации к среде вуза такие качества, как экстраверсия, эмоциональная устойчивость, психодинамическая активность и высокий темп психической деятельности.
Поскольку профессиональная деятельность государственных гражданских служащих сопряжена преимущественно с проектными задачами, сложными деловыми коммуникациями и организацией документооборота, то очевидно, что приведенные выше индивидуально-личностные качества студентов, в деловую сферу которых также приоритетно включены проектная деятельность, коммуникационные механизмы и документооборот, будут актуальны в контексте профессиональной адаптации к государственной гражданской службе.
В подтверждение сказанного, приведем данные исследования В.Г. Белова, Ю.А. Парфенова и др. эмоциональной устойчивости как критерия эффективной деятельности государственных гражданских служащих [2]. Эмоциональная устойчивость исследовалась в зависимости от возраста и стажа работы госслужащих. Исследователями было проведено ранжирование респондентов на возрастные группы 30-35 лет, 35-40 лет, 40 лет и более; группы со стажем работы 1-3 года, 3-5 лет, 5-10 лет, 10-15 лет, более 15 лет.
Эмоциональная неустойчивость характерна для группы малого стажа работы (процесс профессиональной адаптации), а также для возраста 40 лет и более (обусловлено возрастной переоценкой ценностей).
Отмечено, что чем более эмоционально устойчивы госслужащие, тем выше у них показатели успешности профессиональной деятельности, поскольку по мере снижения эмоциональной устойчивости снижаются функциональные резервы организма, и человек не может в полной мере противостоять стрессу, демонстрируя при этом высокие показатели производительности труда.
С целью уточнения влияния индивидуально-личностных факторов на процесс профессиональной адаптации нами проведено диагностическое исследование выборки государственных гражданских служащих, работающих в ситуации профессиональной адаптации в различных департаментах Воронежской области (26 человек), включающее анкетирование по следующим методикам: многофакторный опросник «Тест 16-PF» Р. Б. Кэттелла, опросник «Оценка профессиональной дезадаптации» М.А. Дмитриевой, опросник «Оценка уровня социально-психологической адаптации работника на предприятии» Р.Х. Исмаилова, опросник поведения и переживания, связанного с работой «АУЕМ» У. Шааршмидта и А.Фишера [1, 6].
В результате анализа данных подтверждена положительная взаимосвязь показателя профессиональной адаптации госслужащих и значений по шкалам С-«эмоциональная устойчивость» и G-«со-циальная нормативность поведения» эмоционально-волевого блока «Теста 16-PF». Таким образом, как и в приведенных выше исследованиях, чем выше уровень эмоциональной стабильности, тем выше будет уровень профессиональной адаптации (или низкое значение уровня дезадаптации).
Низкое значение показателя социальной нормативности поведения будет соответствовать высокому показателю профессиональной дезадаптации личности госслужащего.
Высокие показатели социально-психологической адаптации государственных гражданских служащих (или низкое значение уровня дезадаптации) коррелируют с высокими значениями шкал «Теста 16-PF» G-«социальная нормативность поведения» и А-«общительность, открытость» .
Высокий показатель М-«развитие воображения», свидетельствуя о наличии значительного творческого потенциала у работника и его ориентации на внутренний мир, однако, характерен для
профилей госслужащих во взаимосвязи с повышенными показателями дезадаптации.
Показатели по шкалам теста «АУЕМ» ОР-«Активная стратегия решения проблем»; LZ-«Удовлетворенность жизнью» и ЕЕ-«Чувство успешности в профессиональной деятельности» также оказывают прямое влияние на динамику показателей адаптации/дезадаптации госслужащих. Стремление к профессиональному росту, удовлетворенность профессиональными достижениями, склонность личности к самостоятельности, оптимистической установке на разрешение проблем в деловой сфере способствуют эффективности прохождения профессиональной адаптации.
Таким образом, можно выделить несколько ключевых индивидуально-личностных факторов, развитие которых способно оказать положительное влияние на процесс профессиональной адаптации государственных гражданских служащих, это: экстраверсия, эмоциональная устойчивость, социальная нормативность поведения, а также ориентация на профессиональные перспективы и активная жизненная позиция.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ № 20-010-00237
Список литературы
1. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.: «Лист», 1996, - 320 с.
2. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Менумеров А.В., Чернов Д.А. Эмоциональная устойчивость как критерий эффективной деятельности государственных гражданских служащих // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». №8(78) -2011. С. 28-34.
3. Емельянова О.Я., Самсонов В.С., Шершень И.В. Диагностика аспектов проблемы профессиональной адаптации курсантов и молодых специалистов в учреждениях МЧС России // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 2. С. 66-71; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/arti-cle/view?id=42076 (дата обращения: 10.12.2020).
4. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография / под ред. О.Я. Емельяновой. - Воронеж: ВГПУ, 2015, 286 с.
5. Костяк Т.В. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на процесс их адаптации к обучению в вузе //Вестник МИТУ-МАСИ. №3-2019. С.75-80
6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Изд-во «Летопись», 2010. - 458 с.
7. Современные проблемы адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности: монография / под ред. О.Я. Емельяновой. -Воронеж: ВГПУ, 2016. - 336 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РФ
Ядова Н.Е.
МГТУ им. Н.Э. Баумана, доцент, к.э.н. Доцент кафедры ИБМ-1 НУК ИБМ
MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR IMPACT ON THE RUSSIAN ECONOMY
YadovaN.
Professor, Phd, department «Economy and Business», Bauman University, Moscow
Аннотация
В статье представлен обзор современных цифровых технологий и их значение для развития российской экономики. Раскрыто влияние цифровых технологий на общественную жизнь, производство и потребление. Процесс цифровизации порождает возможность появления новых продуктов, услуг, процессов. Проведен анализ проблемы становления и развития цифровой экономики - актуальной не только в теоретической, но и в практической плоскости, в том числе и на государственном уровне.
Abstract
The article provides an overview of modern digital technologies and their significance for the development of the Russian economy. The influence of digital technologies on public life, production and consumption is revealed. The process of digitalization creates the possibility of new products, services, and processes. The article analyzes the problem of formation and development of the digital economy, which is relevant not only in theory, but also in practice, including at the state level.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, цифровая экономика, конкурентоспособность, большие данные, роботизация, облачные технологии, перспективы развития.
Keywords: digital technology, digitalization, digital economy, competitiveness, Big Data, robotization, cloud technologies, development perspective.