Научная статья на тему 'Влияние ИКТ на уровень воспитания школьников'

Влияние ИКТ на уровень воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1133
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / информационно-коммуникационные технологии / применение ИКТ / educational work / information and communication technologies / ICT application.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Г. Зверева, А. А. Сафонова

В статье рассматривается позитивное и негативное влияние информационно-коммуникативных технологий на воспитание младших школьников, проблемные вопросы воспитания младших школьников в условиях развития современных информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Г. Зверева, А. А. Сафонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ICTS ON THE LEVEL OF EDUCATION OF STUDENTS

The article deals with the positive and negative impact of information and communication technologies on the education of younger students, the problematic issues of education of younger students in the development of modern information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Влияние ИКТ на уровень воспитания школьников»

ВЛИЯНИЕ ИКТ НА УРОВЕНЬ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Г. Зверева, канд. экон. наук А.А. Сафонова, студент

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10546

Аннотация. В статье рассматривается позитивное и негативное влияние информационно-коммуникативных технологий на воспитание младших школьников, проблемные вопросы воспитания младших школьников в условиях развития современных информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: воспитательная работа, информационно-коммуникационные технологии, применение ИКТ.

ХХ1 век, без сомненья, считается веком информационно-коммуникативных технологий. Современные дети, в отличии от более старшего поколения, намного чаще применяют и используют разнообразную электронную информационную технику. Они, еще не умея читать, уже пользуются интернетом. И в большинстве случаев, сами решают, какой сайт посетить, что просмотреть, с кем общаться в сети и т.д. В отсутствии таких устройств, как компьютер, смартфон, планшет, подрастающее поколение уже не может представить свою жизнь.

Основная цель воспитательной работы в школе - формирование нравственной, гармонически развитой личности, имеющей возможности к творчеству, самоопределению.

Для выполнения данной цели главной задачей является развитие познавательных интересов школьников с помощью внедрения современных технологий и гуманизация воспитательного процесса.

Появление компьютерных сетей, новых информационных средств привело воспитание и образование на новую ступень, которая позволяет своевременно получать информацию практически из любой точки Земли.

С помощью сети Интернет есть возможность получить доступ к таким всемирным информационным ресурсам как электронные библиотеки, архивы, можно посетить виртуальные музеи, планетарии, провести опыты и т.д.

Мир стал доступным и более открытым, появилось больше возможностей для путешествий, знакомств, общения, познания.

Реалии современного времени требуют активного использования ИКТ в воспитательном процессе.

Применение мультимедийных технологий дает возможность использовать более действенные подходы к воспитанию и представляет собой наиболее эффективное средство воспитания.

Внедрение ИКТ в учебную и воспитательную деятельность позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода к деятельностному, где ребёнок превращается в активного субъекта воспитательной деятельности. [6, с. 52]

С помощью ИКТ возможно: осуществлять поиск и сбор информации; посетить виртуальный музей; создать портфолио школьника; организовать игры, конкурсы, викторины; провести обобщение опыта и т. п.

Рассмотрим, для каких целей дети могут использовать ИКТ:

- осуществление поиска, сбора информации;

- при выполнении исследовательских, проектных, творческих работ;

- подготовка статей для классной газеты, сайта;

- при формировании портфолио школьника;

- составление сборника игр, викторин [1, с. 23].

Применение ИКТ при проведении уроков и мероприятий оживляет урок, повышает его мотивацию. При объяснении теоретического материала, предоставляется возможность представить его ярко и образно. При работе над практическими навыками используются задания, представленные в различной форме, в том числе и тесты. После выполнения тестовых заданий в цифровом виде у школьников и учителя есть возможность сразу получить информацию об уровне усвоения материала [4, с. 124].

Уже в младшем школьном возрасте можно проводить уроки (например, на литературном чтении), где учащиеся представляют произведение в форме небольшой презентации на несколько слайдов, которую нужно сопроводить устным описанием. Это позволит вовлечь всех ребят в дискуссию и высказывание своего мнения.

Применение ИКТ оказывает положительное действие на развитие проектной деятельности, что тоже помогает развитию коммуникативных умений учащихся.

Важное значение в повышении познавательного интереса младшего школьника, развитии умения преодолевать трудности и умении самостоятельно осваивать возможности новых технологий играет не только индивидуальная, но и групповая работа.

Например, групповая работа над проектом, в процессе которой дети распределяют между собой роли, функции. При этом формируется ответственность учащихся за свою работу и конечный результат совместной деятельности в целом.

Учащихся можно привлечь к работе по созданию классной газеты с применением ИКТ, работая над которой дети будут учиться брать интервью, искать нужную информацию, писать статьи и т.д.

Использование ИКТ может оказать большую помощь и при организации здоровье сберегающей деятельности.

Учащимся начальной школы будет гораздо интереснее выполнять гимнастику для глаз и повторять упражнения на физ-минутке, показанные героем мультфильма или сказочным персонажем. При агитации здорового образа жизни можно использо-

вать буклеты и листовки с диаграммами мониторинга физического развития.

Таким образом, грамотное использование ИКТ способствует развитию у младших школьников творческого потенциала, исследовательской деятельности, усиливает мотивацию к обучению, развивает память, воображение, логическое мышление, повышает активность на уроках.

Несмотря на большой позитивный потенциал, ИКТ могут негативно воздействовать на воспитание младших школьников. Следует отметить, что всемирная сеть оказывает влияние на формирование поведения, отличного от общепринятых в обществе. Из интернета дети могут получить как полезную для развития, обучения информацию, так и отрицательно влияющую на формирование личности ребенка информацию [5, с. 48].

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме компьютерной зависимости. К сожалению, в основном ей подвержены дети, в том числе учащиеся начальных классов.

При компьютерной зависимости ребенок уходит от реальности, в которой ему нужно строить отношения со сверстниками, учителями, родителями. Живя в виртуальном мире еще несформировавшийся ни физически, ни нравственно ребенок может легко потерять жизненные ценности и ориентиры. Задача родителя и педагога в данной ситуации - вернуть у ребенка интерес к живому общению, к реальной жизни, помочь найти ему новое увлечение [2, с. 24].

Чтобы использование ИКТ оказало положительный результат, учителю необходимо соблюдать некоторые условия:

- Правильная организация учебно-воспитательного процесса. Учащиеся должны владеть навыками, которые им нужны для выполнения заданий на компьютере. Соблюдать временные ограничения нахождения за компьютером (для младших школьников 10-15 минут).

- При разработке компьютерного сопровождения урока или мероприятия необходимо определить программные средства, которые наиболее целесообразно ис-

пользовать, продумать организацию занятия с использованием ИКТ [3, с. 75].

В противном случае от использования ИКТ можно получить отрицательные результаты: здоровье учащихся начальных классов (ухудшение зрения, нарушения в осанке); развитие зависимости от компьютера и Интернета; формирование мышления по шаблону, отсутствие инициативы по отношению к учебной и познавательной деятельности; препятствие формированию коммуникативных умений.

Библиографический список

1. Пантась Н. В. Применение ИКТ в воспитательном процессе начальной школы // http://kladraz.ru/blogs/blog16210/ispolzovanie-ikt-v-vospitatelnom-procese-nachalnoi-shkoly-shag-k-formirovaniyu-novogo-cheloveka.html

2. Шилягина А.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании подрастающего поколения // Смоленский государственный университет. - №63-1. -С. 24-28.

3. Боголюбов В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. -М.: Просвещение, 2005.

4. Сербиновский Б.Ю., Зверева Л.Г., Клеваков Д.Е. Маркетинг университета: рыночная политика, инновационная самозанятость выпускников и создание высокотехнологичных стартапов // Инженерный вестник Дона. 2013. - Ч. 1. №1 (24). - С. 62.

5. Сербиновский Б.Ю., Зверева Л.Г., Клеваков Д.Е. Маркетинг университета: рыночная политика, инновационная самозанятость выпускников и создание высокотехнологичных стартапов // Инженерный вестник Дона. - 2013. - Ч. 2. №1 (24). - С. 63.

6. Зверева Л.Г., Власова А.Н., Решетникова Г.И. Проблемы преподавания математики в современной школе Аллея науки. 2018. Т. 4. №9 (25). С. 51-54.

THE IMPACT OF ICTS ON THE LEVEL OF EDUCATION OF STUDENTS

L.G. Zvereva, candidate of economic sciences, associate professor

A.A. Safonovа, student

Stavropol state pedagogical institute

(Russia, Stavropol)

Abstract. The article deals with the positive and negative impact of information and communication technologies on the education of younger students, the problematic issues of education of younger students in the development of modern information and communication technologies.

Keywords: educational work, information and communication technologies, ICT application.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние информационно-

коммуникационных технологий на формирование и развитие учащегося начальной ступени обучения может быть как положительным, так и отрицательным. Во многом это зависит от учителя, поэтому формировать информационную компетентность учащихся нужно поэтапно, дозировано и грамотно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.