^ 8. Лебедев, И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресспреодолевающего поведения
^ (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : дис. ... t? докт. психол. наук / 05.26.02. - СПб., 2002. - 432 с.
^t- 9. Лейтес, Н. С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. - 1974. - №
% 1.-С.97-107. и
к 10. Моросанова, В. И., Коноз, Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии.
§ - 2000. - № 2. - С. 118-127.
^ 11. Никифоров, Г. С., Филимоненко Ю. И., Польшин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состо-
лдВ яния : учебное пособие. - Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1986. - 43[2] с.
2 12. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - №
g 1. - С. 5-19.
Ё 13. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных :
а учебник. - М.: Наука, 1973. - 664 с.
к 14. Потанин С. П. Повышение эффективности эмоционально-волевой саморегуляции офицера ВМФ :
^ автореф. дис.... канд. пед. наук / 13.00.01. - СПб., 1996. - 25 с.
2 15. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности
о : монография. - М.: Персэ, 2005.- 352 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. - М.: Академия наук СССР, 1957. - 332 с.
17. Соколова, Е. Т., Николаева, В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматиче-Й ских заболеваниях : учебное пособие. - М.: SvR-Аргус, 1995. - 359 с.
^ 18. Статный, В. М., Шаранов, Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала органов
| внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59). - С. 16-21. О 19. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энцикло-
§ педии». - Режим доступа: http://gufo.me/content_ushakov/regulirovat-115097.html (дата обращения: 27.02.2017). н 20. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел:
р^ диагностика, прогнозирование мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.
21. Шаранов, Ю. А. Основные противоречия развития ведомственного образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1 (64). - С. 76-82.
22. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Сайт «Академик». - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ 21218 (дата обращения 16.12.2016).
© Жидкова О.А., 2017
УДК 316.624.2
К. В. Злоказов
ЗЛОКАЗОВ Кирилл Витальевич, доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: zkirvit@ rambler.ru.
ZLOKAZOV Kirill Vitalievich, assistance professor, Department of Pedagogy and Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. E-mail: [email protected].
Влияние идентичности на предпочтение стратегии социального поведения The influence of identity in social behavior strategies
В статье обсуждается отношение между идентичностью и стратегиями поведения. Указывается, что идентичность является индикатором социальной интеграции подростков, юношей и молодёжи. Предполагается, что изучение представлений об идентичности повысит эффективность психологической профилактики девиантного и делинквентного поведения. Утверждается, что для измерения идентичности можно использовать её параметры - субъективное представление об определённости и продуктивности. Предполагается, что определённость и продуктивность идентичности говорят об успешной социальной интеграции, а неопределённость и непродуктивность - о социальной дезинтеграции.
Социальная интеграция связывается со стратегиями социального поведения. Отмечается, что поведение может иметь конструктивные, реконструктивные, деструктивные либо избегающие черты. Об интеграции можно говорить, если субъект применяет конструктивные стратегии, а о дезинтеграции - деструктивные, избегающие.
Отношение между представлениями об идентичности стратегиями поведения подвергается эмпирическому исследованию. Результаты частично подтверждают общую гипотезу. Параметры идентичности связаны со стратегиями социального поведения: определённость способствует проявлению конструктивного и рекон-
структивного поведения, а неопределённость и непродуктивность снижают интенсивность выбора конструктивного поведения. Фактор пола не влияет на отношения между параметрами идентичности и стратегиями поведения. Между тем, пол определяет выбор стратегий поведения (мужчины более деструктивны, чем женщины), а также различия в идентичности (женщины рассматривают идентичность более определённой и продуктивной). Влияние возраста на отношения идентичности и стратегий поведения подтверждается только для выборки молодых людей (от 17 до 23 лет).
Ключевые слова: идентичность, стратегии социального поведения, деструктивное поведение, подростки, молодёжь, девиантное поведение, социальная интеграция.
The article discusses the relationship between identity and behavior strategies in young people. It is explained that identity is an indicator of social integration of adolescents and young people. It is assumed that the study of the concept of identity will increase the effectiveness of psychological prevention of deviant behavior. Also, it is assumed that the certainty and productivity of identity indicates successful social integration, besides the uncertainty and unproductivity speaks of social disintegration. Social integration is associated with strategies for social behavior. It is noted that behavior can have constructive, reconstructive, destructive or avoiding traits.
Integration is successful if a young person uses constructive strategies, and it is unsuccessful if destructive and avoidant are used. The relationship between perceptions of identity by behavioral strategies is empirically tested. The results of the statistical analysis partially confirm the general hypothesis. Identity parameters are associated with strategies of social behavior: certainty promotes the manifestation of constructive and reconstructive behavior, and uncertainty and unproductiveness reduces the intensity of the choice of constructive behavior. The gender factor does not affect the relationship between identity parameters and behavioral strategies. Meanwhile, gender determines the choice of behavior strategies (men are more destructive than women), as well as differences in identity (women view identity more specific and productive). The influence of age is confirmed only for the sample of young people (from 17 to 23 years).
Keywords: identity, strategies of social behavior, destructive behavior, adolescents, youth, deviant behavior, social integration
Постановка проблемы. Подростковый и юношеский возраст - важные этапы социального развития человека. В России период подросткового возраста завершается обретением гражданства, а завершение юношеского возраста знаменуется полной правовой дееспособностью. Психологи по-разному определяют содержание этих возрастов, но сходятся в том, что их результатом становится интеграция в общественные отношения. Высокая социальная значимость рассматриваемых возрастов объясняет внимание учёных к нарушениям социальной интеграции: криминальности и асоциальности.
В исследованиях социального становления самосознание молодёжи подвергается многостороннему анализу и осмыслению [1, с. 12]. В них обозначаются специфические особенности самосознания, влияющие на результаты социальной интеграции. Первая особенность самосознания - изменчивость представлений о себе в социальном мире. Она выражается в непостоянстве ценностей, убеждений и предпочтений, серьёзном влиянии родителей и сверстников на принятие решений и приводит к сложностям в выборе образования, образа жизни, профессии. Вторая особенность - стремление к отстаиванию своих решений и выборов, защите ценностей и убеждений. Он проявляется в оспаривании критики, доказывании не только словами, но и действиями [5].
Итак, подвижность представлений о себе у подрастающего поколения сочетается со стремлением следовать им и защищать от критики. На первый взгляд, эти особенности самосознания нерациональны: следование убеждениям, которые, вероятно, вскоре изменятся - бессмысленно. Но, взглянув на самосознание подростков как некоторую совокупность знания о себе, мы понимаем, что формирование представлений иным вообразить сложно. По мнению Ы.Б. Веггошку, представление о себе у
молодых людей формируется посредством постоянного обмена информацией во взаимодействии с обществом [9]. В основе самопредставления лежат процессы поиска информации о себе, сравнения и оценки. Накопление информации расширяет знание подростка о себе и обществе, способствует адекватной самооценке. Наряду с этими результатами важным следствием самоосознания становится особое представление - представление об идентичности. Оно не обладает специфическим содержанием. Суть идентичности - определение соответствия между внутренними стремлениями субъекта и его социальным поведением. Функционально идентичность «стабилизирует» самосознание подростка, показывая устойчивость его представлений о себе, последовательность воплощения намеченных им планов.
В работе с девиантными подростками идентичность используется для оценки социальной интеграции. Так, в эмпирических исследованиях подчёркивается воздействие представлений об идентичности на социальное поведение детей и подростков [1]. Представление об идентичности является объектом психокоррекционной работы психологов. Воздействие на идентичность девиантных подростков повышает социальную ориентированность их поведения, а сформированная просоциальная идентичность снижает риск их криминального поведения [3].
Однако актуальным и невыясненным остаётся то, каким образом представление об идентичности влияет на социальное поведение подрастающего поколения. В практической деятельности для этого используются два конструкта: представление об идентичности и представление о стратегиях социального поведения. Зачастую с их помощью оценивается риск девиантного и асоциального поведения подростков, юношей и молодёжи. При этом отношения между этими представлениями не всегда являются предметом научного анализа.
со
а>
0 т
X S
я
С
р
И
3
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X S
03
а> р
о
ее
а> т
о:
со
a
Р
о о с S S
№
On
К> О
Данная статья направлена на восполнение этого пробела: её цель - рассмотрение вопроса о влияем нии идентичности на предпочтение стратегий социального поведения. ,01 Организация структуры работы определяется
^ логикой изложения материала. В начале обсуждают-§ ся теоретические подходы к рассмотрению идентичен ности и стратегиям социального поведения, конкре-^ тизируются используемые в работе параметры. Далее рд описываются организация и результаты эмпирического исследования. В завершение работы обсужда-н ются ограничения исследования и формулируются ^ общие выводы.
а Теоретические представления об идентично-
« сти. Идентичность - это представление, связываю-«н щие различные аспекты образа «Я» и социального р мира в сознании человека. Когнитивная природа § представления об идентичности имеет некоторые загс кономерности. ^ 1. Субъект использует идентичность для осоз-
^ нания реальности, объяснения происходящих с ним Й событий.
^ 2. Представления об идентичности занима-
Й ют промежуточное положение между актуальной (_) информацией из окружающего мира и жизненным
Й опытом. и
>5 3. Субъект осознает свою идентичность, её ха-
и рактеристики и способы формирования. ® 4. Изменение стратегий формирования иден-
тичности ведёт к изменению идентичности.
5. Представление об идентичности постоянно модифицируются [10].
Идентичность не относится к числу однозначно понимаемых психологических явлений. Теоретические описания идентичности, даваемые разными авторами, могут не согласовываться друг с другом. Существует два крупных подхода к объяснению феномена идентичности: эриксонианской и альтернативный ему, критический. Кратко определим их специфику.
Наиболее ранним и значительным направлением исследования идентичности является подход Э. Эриксона [2]. В его понимании идентичность определяется как доминирующее образование самосознания, регулирующее социальное поведение человека. Главенствующую роль в формировании идентичности играет общество. Субъект интегрируется в различные социальные структуры, накапливая опыт самоидентификации. Идентичность формируется в детском, подростковом и юношеском возрастах, изменяясь от диффузной (размытой) до обретённой (целостной, устойчивой). После периода юношества идентичность является целостным и неизменным образованием. Развитие идентичности носит последовательный и однонаправленный характер перехода от стадии диффузных представлений к обретению (консолидации). С точки зрения социальной интеграции, диффузная идентичность затрудняет и ухудшает её, а обретённая, напротив, облегчает и способствует ей.
Выполненная последователями Эриксона эмпирическая проверка идей подвергает их состоятельность сомнению. Критический анализ показывает, что идентичность прямо не влияет на результаты социальной интеграции. Оказывается, что идентич-
ность, будь она диффузной или сформированной, не влияет на социальную интеграцию прямо и сильно. Скорее, она указывает на содержание представлений субъекта.
Кроме того, идентичность не является устойчивым образованием самоосознания и постоянно изменяется. Обретённая идентичность может в кратчайшие сроки превращаться в диффузную. Действительно, субъект то полностью и чётко понимает свои отношения с обществом, то частично и размыто.
Другое направление изучения идентичности разрабатывается как альтернатива эриксонианской теории, построенная на критике и эмпирической проверке её основных положений. Теоретическое представление об идентичности основывается на субъективных [9] и конструктивистских концепциях [6]. В них идентичность определяется как представление человека о себе и своём положении в социальном мире.
Это представление имеет когнитивный характер - оно зависит от специфической информации, получаемой при взаимодействии субъекта с окружающими людьми. С точки зрения источников информации выделяются две разновидности идентичности: а) самоидентичность - представление о себе, задаваемое образами желаемыми, потенциальными либо идеальными представлениями о себе, вне зависимости от социальных отношений; б) социальная идентичность - представление о себе, задаваемое образами общественного мнения и культуры.
Для иллюстрации рассмотрим популярное сегодня в молодёжной среде представление о себе как спортсмене - «борце».
Самоидентификация предполагает сличение себя и некоего субъективного образа спортсмена-борца. Образ борца формируется субъективными ожиданиями от занятий борьбой, а идентичность показывает, как представление субъекта о себе соответствует этому образу. При этом идентичность имеет несколько измерений. Она может быть «актуальной» и раскрывать понимание субъектом своих сильных и слабых сторон как борца в настоящее время. Она также может быть «возможной» и говорить о том, каковы перспективы у новоиспеченного борца в поединке с соперником. Может быть «негативной» - содержать представление о себе, например, в ситуации проигрыша [2]. Социальная идентичность определяется информацией, позволяющей окружающим понять, что перед ними «борец». Когда субъект занят формированием такой идентичности, то он уделяет внимание своему внешнему виду, символам вовлеченности в занятие борьбой. Об этом может говорить спортивная одежда, надписи с борцовских турниров. Конечно, внешний вид - не единственное средство выражения социальной идентичности. Она может быть представлена вербальными средствами - понятиями и терминами, используемыми в спортивной среде.
Итак, в этом примере идентичность выступает следствием когнитивного процесса - сбора информации об образе «борца» и определении степени соответствия ей субъекта. Источник информации не является принципиальным для идентификации. В этом наблюдается различие между идентичностью и
самооценкой, более чувствительной к внешнему источнику информации, нежели внутреннему [7].
Результатом идентификации являются виды идентичности, которые показывают вовлеченность субъекта в социальные отношения. Субъекту свойственны как глобальные виды идентичности (идентичность с нацией, религией, полом), так и более конкретные (идентичность с профессией, коллективом, семьёй). Традиционно для оценки социальной интеграции подростков, юношей, молодёжи используются методы, оценивающие количество видов идентичности и их содержание.
Наряду с ними, ценными для изучения социальной интеграции могут быть не только виды или содержания идентичности, но и её параметры. Фактически параметры идентичности отражают сложившиеся представление о ней. Иначе говоря, параметры являются формальными характеристиками идентичности.
В работах разных авторов параметры идентичности обозначаются терминами «сложность» (P.W. Linville), «ясность» (J.D. Campbell), «расхождение» (E.T. Higgins), «множественность» (A.R. McConnel) [2]. При этом параметры могут предсказывать влияние идентичности на социальное поведение. Так, согласованность, упорядоченность, целостность идентичности соотносятся с общественно-ценным поведением и субъективной удовлетворённостью личности, а раздробленность и противоречивость, как правило, сопряжены с асоциальным поведением и субъективной неудовлетворённостью. Переосмыслив эти параметры идентичности, можно обобщить их до двух видов. Первый параметр идентичности оценивает её определённость - меру осознанности, ясности, точности, конкретности. Второй характеризует идентичность с позиции продуктивности - положительном либо отрицательном влиянии на жизнь и деятельность субъекта.
Определённость идентичности выражает мнение человека о том, насколько он сам, его решения или действия соответствуют его представлениям о себе. Определённость самоидентичности означает признание своего поведения следствием собственного Я, своего характера, собственных черт личности и говорит о понимании человеком проявлений собственной самости. Неопределённость самоидентичности говорит о непонимании самовыражения, неготовности считать своё поведение принадлежащим себе.
Определённость социальной идентичности означает понимание социальных причин своего поведения. Например, подверженность собственных действий влиянию друзей, окружающих людей. Неопределённость социальной идентичности обозначает непонимание роли общества в жизни человека.
Продуктивность идентичности характеризует то, насколько субъект удовлетворён ею. Такое суждение может быть эмоционально-оценочным, поскольку опирается на субъективное представление об идентичности. Высокая продуктивность говорит о полезности, значимости идентичности для жизни человека. Непродуктивность, напротив, о затруднениях, вреде, проблемах, которые приносят человеку идентичность.
Изучение этих параметров идентичности у подростков, юношества и молодёжи может представить результаты социальной интеграции с новой стороны. Она будет раскрывать определённость представления субъекта о себе, а также отражать последствия идентичности - пользу или вред.
Стратегии социального поведения и социальная интеграция. Интеграция подростков и юношей в социальные отношения рассматривается во множестве последствий [4]. Среди них выделяются два вида результатов. Успешная социальная интеграция выражается в просоциальном поведении, стремлении к увеличению роли социального присутствия, сотрудничестве, инициативе и ответственности в социальных отношениях. Социальная дезинтеграция выражается в асоциальном и деликвентном поведении, проявляется в социальной изоляции, безответственности и бесчувственности.
Показателем социальной интеграции в данной работе выступает представление субъекта о поведении в социальных отношениях. Для описания стратегий социального поведения нами используется современная ревизия психологической теории деятельности [8]. Согласно ей, социальное поведение субъекта базируется на осознаваемых представлениях о потребности, мотиве, цели деятельности и условиях её осуществления. Вместе они составляют внутренний (ментальный) план деятельности, воплощаемый в реальность посредством целенаправленных усилий - действий, операций. Достижение результата зависит от отношений между мотивами, целями, а также преобразуемыми в процессе достижения цели объектами.
Выбор стратегии поведения субъектом может различаться в зависимости от характера деятельности и быть подчинён различным мотивам: конструктивному, реконструктивному, деструктивному.
Так, например, субъект может стремиться создать новый объект, либо подвергнуть ремонту уже существующий, либо разрушить объект. В контексте межличностных отношений субъект может стремиться создать новые отношения, либо анализировать уже существующие, либо прекратить их.
В изучении социальной интеграции понимание того, каким представлением о цели социального действия руководствуется молодой человек, может быть полезным. В работе используется авторская типология целей, предполагающая четыре типа преобразований объекта: конструктивное, реконструктивное, деструктивное и избегающее. Их трактовка такова.
1. Конструктивная стратегия направлена на поддержку и развитие объекта. Субъект своими действиями совершенствует объект, способствует повышению, усилению, развитию, преумножению параметров объекта.
2. Реконструктивная стратегия направлена на восстановление объекта. Субъект стремится разобраться в причинах, понять, наладить, починить объект, отношения с ним.
3. Деструктивная стратегия направлена на разрушение объекта. Субъект стремится уничтожить сам объект, разорвать отношения с ним.
4. Избегающая стратегия предполагает уклонение от взаимодействия. Субъект осознанно избегает
со
а>
0 т
X S
я
С
р
и
3
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X S
вз
а> р
о
ее
а> т
о:
со
a
р
о о с s S
№
On
К> О
объект, проявляет пассивность, затягивает принятие решения или действия. По отношению к любым С? видам объектов субъект проявляет пассивность, не вмешивается в ситуацию, не выражает собственное ,01 отношение.
и Нами предполагалось, что данные стратегии § могут использоваться в различных видах социальной со активности. Наиболее заметны они в межличност-
рц
ной коммуникации и совместной деятельности. рд Итак, нами были охарактеризованы два субъ-
ективных индикатора социальной интеграции - пан раметры идентичности и стратегии социального ^ поведения. Как правило, они применяются для опре-а деления вовлечения молодых людей в общественные « отношения, но используются изолированно друг от «н друга. В настоящей работе проверке подвергается
о идея о том, что идентичность и социальное поведе-г
§ ние могут влиять друг на друга.
й Цель эмпирического исследования: изучение
^ влияния параметров идентичности на стратегии со-^ циального поведения подростков, юношей и молодёжи жи.
^ Гипотеза исследования. Общая гипотеза в том,
Й что параметры идентичности сопряжены со страте-(_) гиями социального поведения.
« Ввиду обобщённости гипотеза была разделена
и на частные эмпирические гипотезы: и 1) определённость и продуктивность идентич-
® ности связана с конструктивными, реконструктивными, деструктивными и избегающими стратегиями поведения;
2) определённость и продуктивность идентичности влияет на предпочтение субъектом конструктивных стратегий, отрицание деструктивных и избегающих;
3) пол и возраст могут опосредовать отношения между идентичностью и стратегиями поведения.
Метод исследования. Основным методом исследования выступил опрос с применением двух стандартизированных самоотчётов. Для сбора социально-демографических сведений о респонденте использовалась анкета.
1. Самоотчёт: «Опросник процессов идентификации личности» [2]. Включает 33 утверждения. Каждое утверждение имеет четыре варианта ответа. Каждый из вариантов характеризует проявление одного свойства идентичности: 1) определённая, продуктивная; 2) определённая, непродуктивная; 3) неопределённая продуктивная; 4) неопределённая непродуктивная.
16 утверждений характеризуют самоидентичность, 16 - социальную идентичность. 1 утверждение служебное, необходимо для обучения опрашиваемого процедуре ответа.
2. Самоотчет: «Стратегии поведения» (разработан К.В. Злоказовым, готовится к публикации). Включает 43 утверждения, оценивающие выражение четырёх стратегий социального поведения: деструктивной, конструктивной, реконструктивной и избегающей. Посредством самоотчёта изучается представленность стратегий поведения в трёх областях: по отношению к самому себе, социальному окружению и социальной роли.
Методы обработки и интерпретации. Данные анкеты и самоотчётов обрабатывались посредством
компьютерных программ: Microsoft Exel, Statistica 10.0. Интерпретация осуществлялась посредством расчёта мер центральной тенденции, изучения отношений между показателями идентичности и социального поведения методом дисперсионного анализа ANOVA, t-критерия Стьюдента.
Организация исследования. Выборка исследования собиралась в школах и вузах Свердловской области. В ходе исследования опрошены 610 человек. Из них мужского пола - 286 человек, женского - 320 человек, 4 человека свой пол не указали.
Возраст: подростковый (14-15 лет) - 203 человека; юношеский (16-17 лет) - 187 человек; молодость (18-24 года) - 205 человек. 15 человек свой возраст не указали.
Показатели стратегий социального поведения рассматривались с делением по половым и возрастным группам.
Показатели идентичности были распределены по уровням выраженности. В интересах исследования нами сопоставлялись опрошенные, имевшие определённость и продуктивность идентичности с испытуемыми, характеризовавшимися неопределённостью и непродуктивностью. Испытуемые, получившие средние значения проявлений идентичности, в статистической обработке участия не принимали.
Таким образом, для интерпретации результатов исследования были определены четыре группы испытуемых: а) с высоким уровнем определённости и продуктивности (97 человек); б) с низким уровнем определённости и продуктивности (99 человек); с) с высоким уровнем неопределённости и непродуктивности (101 человек); d) c низким уровнем неопределённости и непродуктивности (95 человек). У каждой из групп изучались стратегии социального поведения.
Дизайн исследования: корреляционный, сопоставительный. Оценивалась связь и влияние переменных идентичности (1): (1.1 определённая, продуктивная; 1.2 неопредёленная, непродуктивная); на переменные стратегий социального поведения (2): (2.1.) конструктивную; (2.2) реконструктивную; (2.3) деструктивную; (2.4.) избегающую.
Определялось влияние опосредующих переменных: пола (3), возраста (4).
Результаты исследования. Обнаружены общие закономерности отношения параметров идентичности и стратегий социального поведения.
1. Гипотеза о связи параметров идентичности и стратегий поведения подтверждена. Установлена статистически значимая связь между параметрами идентичности и стратегиями социального поведения.
1.1. Определённая и продуктивная идентичность связана с конструктивным и реконструктивным социальным поведением (оценивалась посредством расчёта корреляции по Пирсону, r = 0,44, p < 0,001).
1.2. Неопределённая и непродуктивная идентичность отрицательно связана с конструктивным социальным поведением (r = -0,32, p < 0,001).
2. Гипотеза о влиянии подтверждена частично. Установлено влияние определённости и продуктивности идентичности на стратегии поведения:
2.1. Определённость идентичности влияет на предпочтение реконструктивных стратегий (F = 6,18,
р < 0,001) и снижает частоту выбора деструктивных (Б = 2,51, р < 0,02) и избегающих (Б = 2,58, р < 0,02).
2.2. Продуктивность идентичности повышает частоту выбора реконструктивных стратегий (Б = 3,71, р < 0,03), конструктивных (Б = 2,72, р < 0,02) и снижает выраженность избегающего поведения (Б = 3,65, р < 0,01).
3. Гипотеза о влиянии пола на отношение между параметрами идентичности и стратегиями поведения статистически не подтверждена. При этом фактор пола влияет и на выраженность параметров идентичности, и на предпочтение стратегий поведения. Так, установлено, что у мужчин (мальчиков и юношей) более выражена неопределённость и непродуктивность идентичности по сравнению с женщинами (девочками, девушками) (1-крит. = 3,30, р
< 0,01). Статистически значимые различия внутри мужской выборки (между мальчиками, юношами, мужчинами) не установлены. Также определено, что мужчины (мальчики и юноши) более склонны к выбору деструктивных стратегий (1-крит. = 7,66, р < 0,05), нежели женщины (девочки, девушки). Ещё они реже прибегают к реконструктивному поведению (1-крит. = 4,47, р < 0,03). Статистически значимых различий по конструктивному и избегающему поведению установлено не было.
Гипотеза о влиянии возраста на отношения между параметрами идентичности и целями поведения подтверждена частично. Определённость идентичности оказывает заметное влияние лишь на выбор реконструктивной стратегии поведения представителями молодёжной части выборки (Б = 3,01, р
< 0,001) по сравнению с подростковой и юношеской. Несмотря на то, что эти различия имеют статистическую значимость, «срезовый» дизайн исследования не позволяет подтвердить их состоятельность.
Обсуждение результатов исследования
В работе анализируется роль идентичности в определении цели социального поведения. Отношения между идентичностью и стратегиями поведения важны для подросткового, юношеского и молодёжного возраста по нескольким основаниям. Во-первых, из-за высокой нестабильности и неопределённости идентичности людей этого возраста, во-вторых из-за риска социальной дезинтеграции, сопровождающей людей с неочевидными жизненными устремлениями, непоследовательными стратегиями их достижения. На ранних этапах изучения идентичности её влияние рассматривалось в контексте всей деятельности субъекта. Считалось, что «диффузная идентичность» приводит к неудачам в деятельности, а «обретённая» - напротив, к успеху. При этом игнорировался вопрос о динамичности идентичности, её постоянной трансформации. Поздние концепции учитывали фактор изменчивости, однако не подвергали изучению выбор стратегии поведения. Вместе с тем изучение выбора стратегии поведения важно для профилактики проблем интеграции молодёжи в общество.
В данной работе анализу подверглись два субъективных параметра идентичности - определённость и продуктивность. Посредством статистического анализа они сопоставлялись с четырьмя стратегиями поведения, предполагающими конструктивное, реконструктивное, деструктивное и избегающее
воздействие. Практический смысл исследования видится в выявлении эмпирически подтверждённых отношений между этими параметрами для использования при организации профилактики социальной интеграции молодёжи.
О подтверждении основной гипотезы можно судить по коэффициентам корреляции между показателями опросников. Действительно, определённость и продуктивность идентичности положительно коррелируют с предпочтением конструктивных и реконструктивных стратегий. Неопределённость и непродуктивность идентичности отрицательно связаны с конструктивными стратегиями.
Из этого следует, что размытое и неконкретное представление подростков, юношей или молодёжи о себе, либо своём социальном статусе снижает выбор конструктивных стратегий поведения. Напротив, целостное и точное представление о себе, либо своей социальной роли приводит к выбору конструктивных стратегий. Ценность выводов в том, что обращение к этим параметрам идентичности может использоваться для прогнозирования социально отклоняющегося поведения.
Результаты исследования вносят уточнения в отношения между параметрами идентичности и стратегиями социального поведения. Определённость идентичности сопряжена с выбором реконструктивных стратегий, отрицанием деструктивных и избегающих. Психологический смысл этого видится в «понимающей» познавательной позиции, которую занимает субъект, определившийся с социальной ролью. Реконструктивная стратегия используется для изучения, анализа сложившейся ситуации, например, понять своего собеседника, выяснить причины конфликта и пр. Фактически реконструктивная стратегия нацелена на улучшение социального поведения в рамках социальных отношений.
Использованный в работе параметр «определённости идентичности» показал свою способность выступать предиктором просоциальных стратегий поведения. Его измерение, по-видимому, позволяет предсказать, какими стратегиями может действовать субъект. Установлено, что высокий уровень определённости идентичности выражается в поддержке социальных отношений, а низкий направлен на уничтожение либо игнорирование. Продуктивность идентичности тоже позволяет предсказать стратегии социального поведения. Высокая оценка продуктивности сочетается с принятием конструктивных и реконструктивных стратегий, снижением избегающих стратегий.
Эмпирические результаты показывают вопросы влияния пола на параметры идентичности и преобладание стратегий поведения. В целом для мужской части выборки свойственна большая неопределённость представлений о своей идентичности, чем для женской. Стратегии социального поведения у мужчин имеют большую деструктивную и избегающую направленность, чем у женщин. Данные выводы показывают, что идентификация у мужчин протекает сложнее, чем у женщин. Данное утверждение подтверждается ещё и тем, что девочки, девушки и женщины отличаются большей определённостью социальной идентичности, чем мужчины.
С0
а>
0 т
X
X
я
С
р
И -
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
а> т
р
со
Р
о о сс
№
к» о
Конечно, эти выводы носят приблизительный характер, но в целом, привлекают внимание к про-С? блеме социализации мужчин, вопросам организации профилактики асоциального и криминального ,01 поведения. и При интерпретации результатов стали понятны си ограничения исследования. Их учёт позволит повы-со сить качество изучения идентичности и стратегий ^ социального поведения.
рд Ограничения исследования и направления
дальнейшего изучения н Можно говорить о концептуальных, организа-
^ ционных и методических аспектах ограничениях. а Концептуальные ограничения. Идентичность в
« работе рассматривается исключительно как когни-^ тивное образование, другие аспекты идентичности ог не исследуются, поэтому критерием идентичности § выступает осознаваемое субъектом представление о гс сходстве либо отличии себя от социального образа. В ^ случае если субъект не понимает либо затрудняется ^ сформулировать своё отношение к объекту, иден-Й тичность установлена не будет.
^ Кроме этого в работе предполагается, что
Й влияние идентичности на цели поведения являет-(_) ся прямым и не определяется иными эндогенными « переменными. Однако и идентичность, и стратегии и поведения являются когнитивными репрезентацией ями и, как следствие, могут зависеть от других об® разований, таких, как представления, мотивы, установки. Помимо этого они могут детерминироваться свойствами мышления или личности. В этой связи, перспективным направлением исследований должна стать проверка детерминационных отношений, показывающая психологическую природу идентичности и стратегии поведения, очерчивающая эндогенные, экзогенные факторы, влияющие на их отношения.
Организация исследования также имеет ограничения. В работе использовался только срезовый способ сбора информации и её анализа. Поэтому выводы о влиянии возраста на идентичность и стратегии поведения должны быть проверены лонги-тюдным способом на выборках с подтвержденными
параметрами идентичности. В дальнейших работах данные выводы будут сопоставлены с результатами, полученными на других молодежных выборках.
Ограничение накладывает методика исследования. Применяемые в работе методики являются структурированными самоотчетами. Их недостатки в части надежности измерения, влиянии эмоционального состояния испытуемых на ответы и пр., могут оказать влияние на полученные результаты и выводы. В будущих исследованиях необходимо вводить методы экспертной оценки параметров идентичности и стратегии поведения. Значительно усилит репрезентативность и надежность выводов проведение полноценного экспериментального исследования.
Заключение. В статье рассматривались теоретические предпосылки, процедура и результаты эмпирического исследования влияния идентичности на стратегии поведения.
Решение этой задачи позволяет приблизиться к решению важной проблемы - социальной интеграции подрастающего поколения, снижения уровня де-виантного и криминального поведения. Кроме того, исследование отношений между представлениями об идентичности и стратегиями социального поведения расширяет и обогащает знание об их природе.
Полученные результаты подтверждают современные представления о том, что идентичность является изменчивым, неустойчивым образованием самосознания. Оценка идентичности через параметры определённости и продуктивности позволяет понять меру её сформированности, а также прогнозировать социальную активность субъекта.
Выполненное исследование показало, что определённость и продуктивность идентичности способствует предпочтению стратегий конструктивного и реконструктивного характера у подростков, юношей и молодёжи. Неопределённость идентичности проявляется в деструктивном и избегающем социальном поведении.
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект 17-18-01278).
Список литературы
1. Белинская, Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. - 2015. - № 8 (40).
2. Злоказов, К. В. Конструирование идентичности и криминализация личности : монография. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. - 142 с.
3. Иванов, Д. В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков // Самарский научный вестник. - 2013. - № 3 (4). - С. 38-41.
4. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. Психологическая адаптация личности. - СПб.: Прайм-еврознак, 2008. - 479 с.
5. Трофименко, Г. С. Некоторые особенности личностной идентичности современных подростков // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 135-141.
6. Улановский, А. М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - C. 27-37.
7. Baumeister, R. F., Muraven, M. Identity as adaptation to social, cultural, and historical context // Journal of Adolescence. - 1996. - № 19. - P. 405-416.
8. Bedny, G. Meister, D. The Russian Theory of Activity: Current Applications To Design and Learning // Series in Applied Psychology. -1976. - № 3. - P. 75-79.
9. Berzonsky, M. D. Identity style and coping style // Journal of Personality. - 1992. - № 60. - P. 771-788.
10. Clark, D. M. Perceived limitations of standard cognitive therapy: A consideration of efforts to revise Beck's theory and therapy// Journal of Cognitive Psychotherapy. -1995. -№ 9 (3). - Р. 153-172.
© Злоказов К. В., 2017