Научная статья на тему 'Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки'

Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ СКАЗКИ / РЕЖИССЕРСКИЙ ПОДХОД / МОНТАЖ / ВНУТРИКАДРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / КАДРИРОВАНИЕ / МНОГОСЛОЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ILLUSTRATION OF CHILDREN'S FAIRY TALE / DIRECTOR'S APPROACH / MONTAGE / INTRAFRAME MOVEMENT / FRAMING / MULTI-LAYER EXPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баженова Анастасия Евгеньевна

В статье исследуются характерные признаки влияния художественно-выразительных средств кинематографа на развитие образно-пластической структуры иллюстрации детской сказки в 1970-1980-е гг. Впервые даны определения понятиям «режиссерский подход», «монтаж», «многослойная экспозиция» и «внутрикадровое движение» применительно к искусству книги. Обосновывается мысль о том, что постепенный отказ от традиционных сюжетно-повествовательных иллюстраций приводит к формированию сложных интеллектуальных систем внутри книжного ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CINEMA EXPRESSIVE MEANS ON DEVELOPMENT OF THE CHILDREN’S FAIRY TALE ILLUSTRATION

The article examines the characteristic features of the influence of cinema expressive means on the development of the figurative and plastic structure of the illustration of the children’s fairy tale in the 1970s and 1980s. For the first time definitions are given to the notions of “director’s approach”, “montage”, “multi-layer exposition” and “intraframe movement” as applied to the art of the book. The author substantiates the idea that gradual refusal of traditional narrative illustrations leads to the formation of complex intellectual systems within the book ensemble.

Текст научной работы на тему «Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки»

Баженова Анастасия Евгеньевна

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КИНЕМАТОГРАФА НА РАЗВИТИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТСКОЙ СКАЗКИ

В статье исследуются характерные признаки влияния художественно-выразительных средств кинематографа на развитие образно-пластической структуры иллюстрации детской сказки в 1970-1980-е гг. Впервые даны определения понятиям "режиссерский подход", "монтаж", "многослойная экспозиция" и "внутрикадровое движение" применительно к искусству книги. Обосновывается мысль о том, что постепенный отказ от традиционных сюжетно-повествовательных иллюстраций приводит к формированию сложных интеллектуальных систем внутри книжного ансамбля. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-173.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 18-20. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Приказ освобождался от взносов сумм на оспопрививание (по 1000 руб. в год) в Императорское Вольное экономическое общество [4, д. 9430, л. 1].

Таким образом, в начале XIX в. в Башкортостане начала функционировать система оспенной вакцинации. Были учреждены органы, заведовавшие распространением и контролем над процессом оспопрививания, начата подготовка оспопрививателей. Однако, несмотря на принимаемые меры в деле профилактики заболевания оспой, кардинально решить проблему возникновения и распространения эпидемий не удалось. Так, в период эпидемии холеры в 1848 г. из 47 397 больных умерло 27 799 человек [10, д. 63, л. 119]. Деятельность оспенных комитетов продолжалась до 1865 г., затем на основании положения «О введении в России повсеместно оспопрививания» комитеты были упразднены, их функции были переданы земским учреждениям.

Список источников

1. Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 504 с.

2. Басырова С. Г. Народное образование на Южном Урале в конце XVIII - начале 60-х гг. XIX в. Стерлитамак: Стер-литамак. гос. пед. акад., 2007. 269 с.

3. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 3.

4. ГАОО. Ф. 6. Оп. 4.

5. ГАОО. Ф. 6. Оп. 5.

6. ГАОО. Ф. 6. Оп. 6.

7. ГАОО. Ф. 6. Оп. 8.

8. История Башкортостана с древнейших времён до наших дней: в 2-х т. / под ред. И. Г. Акманова. Уфа: Китап, 2004. Т. 1. История Башкортостана с древнейших времён до конца XIX века. 486 с.

9. Рафес М. Г. Краткий обзор земской медицинской помощи населению Златоустовского уезда в 1910 и 1911 годах и желательные в ней улучшения. Златоуст: Типография Т-ва Лебедева и Белякова, 1912. 328 с.

10. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-6. Оп 2.

11. ЦИА РБ. Ф. И-7. Оп. 1.

12. Черемшанский Б. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. 472 с.

THE IMPLEMENTATION OF THE SMALLPOX VACCINATION PRACTICE IN BASHKORTOSTAN IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Akhmetshina Alena Vadikovna, Ph. D. in History Bashkir State University (Branch) in Sterlitamak nikitina.alena@inbox.ru

The article is devoted to the analysis of the key problems in the process of implementation of the smallpox vaccination practice in Bashkortostan in the first half of the XIX century. Revealing the main actions in dissemination of this preventive measure, the author draws attention to the peculiarities of the national and confessional composition of the region population, which influenced the general orientation and the features of vaccination against smallpox. The researcher identifies a number of reasons that impeded the successful implementation of smallpox vaccination, and notes that the problem of the occurrence and spread of the smallpox epidemic was not solved.

Key words and phrases: Bashkortostan; epidemic; smallpox vaccination; Orenburg provincial smallpox committee; district smallpox committees; medical worker who vaccinates against smallpox; Orenburg Order of Public Charity.

УДК 7.036 Искусствоведение

В статье исследуются характерные признаки влияния художественно-выразительных средств кинематографа на развитие образно-пластической структуры иллюстрации детской сказки в 1970-1980-е гг. Впервые даны определения понятиям «режиссерский подход», «монтаж», «многослойная экспозиция» и «внут-рикадровое движение» применительно к искусству книги. Обосновывается мысль о том, что постепенный отказ от традиционных сюжетно-повествовательных иллюстраций приводит к формированию сложных интеллектуальных систем внутри книжного ансамбля.

Ключевые слова и фразы: иллюстрация детской сказки; режиссерский подход; монтаж; внутрикадровое движение; кадрирование; многослойная экспозиция.

Баженова Анастасия Евгеньевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург nastyabagenova@gmail. com

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ КИНЕМАТОГРАФА НА РАЗВИТИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТСКОЙ СКАЗКИ

Развитие образно-пластической структуры иллюстрации детской сказки 1970-1980-х гг. тесно взаимосвязано с другими видами пластических и пространственных искусств. Воздействие на иллюстрацию некоторых

ISSN 1997-292X

№ 10 (84) 2017, часть 1

19

принципов художественного видения такого «внекнижного вида искусства» [1, с. 184], как кинематограф, в совокупности с усилением индивидуального начала в творчестве художников, определило многие основные линии её развития и динамику процессов.

Изучение особенностей развития и принципов функционирования в искусстве книги так называемого режиссерского аспекта является ключом к пониманию основного круга проблем современной иллюстрации детской сказки. Раскрытие сущности данного подхода к иллюстрированию возможно с помощью анализа приёмов и выразительных средств кинематографа, послуживших базой для его формирования и в то же время ставших новаторским явлением в творческих поисках художников книги 1970-1980-х гг.

Усиление режиссерского аспекта в иллюстрировании и подход к действительности с позиции «художественного исследования» [6, с. 151] проявились в стремлении художников нового поколения создавать вместо традиционных сюжетно-повествовательных иллюстраций сложные интеллектуальные системы внутри книжного ансамбля. Поиск новых средств выразительности для решения творческих задач, среди которых особое место занимали проблемы отражения пространства и времени в иллюстрации сказки, приводит к постепенному усложнению функционирования компонентов книжного организма. Присущие кинематографу динамическая смена изображений и специфические методы визуального повествования, позволявшие сочетать развитие сюжета во времени «со зримой разверсткой на плоскости» [1, с. 200], были актуальными и для искусства книги.

Главные особенности «непрямого синтеза» киноискусства и иллюстрации, по мнению Ю. Я. Герчука, заключались в специфике «пространственной композиции» кадра и монтаже [Там же, с. 200-201]. Одним из примеров проявления монтажности в композиции стала многослойная экспозиция [2, с. 12], при которой совмещение нескольких фрагментов изображений или различных моментов действия в пределах одной иллюстрации служит для максимальной концентрации образов и сжатия временных рамок повествования. Однако использование монтажа привнесло в книжную графику не только оригинальные принципы построения пространства листа, но и главным образом динамическую связь иллюстраций, основанную на «принципе движения во времени и пространстве» [Там же, с. 29] всех её структурных звеньев, соединенных в определенной последовательности.

Помимо переходов в соответствии с динамикой повествования от одной страницы к другой, немаловажное значение приобрело влияние форм внутрикадрового движения [Там же, с. 19]. Так, например, его панорамный тип, основанный на траектории взгляда [Там же] читателя, скользящего по поверхности листа в том или ином направлении. Создание их сложных комбинаций усиливает в ряде случаев эффект от восприятия иллюстрации. Это относится и к чередованию крупного и общего планов изображения, которые формируют целостное представление о сюжете и в то же время акцентируют внимание читателя на его наиболее эмоционально напряженных моментах. Динамическое развитие формы внутри иллюстраций, основанное на ритмическом строе всего книжного ансамбля в совокупности его структурных элементов, направлено на разностороннюю интерпретацию сказки.

Усиление эмоционального эффекта восприятия ассоциативных образных решений в иллюстрации сказки стало возможным благодаря так называемой «монтажной метафоре» [4]. Суть подобного средства иллюстрирования заключается во введении сравнений и символов, «не мотивированных сюжетом» [Там же] литературного произведения. Созданное таким образом визуальное пространство с уровнями восприятия различной степени сложности требовало от читателя определенной подготовки. Поэтому попытки применения художниками такового рода метафоры зачастую оборачивались игрой скрытых смыслов, которые оставались доступными лишь ограниченному кругу знающих и посвященных в тонкости историко-культурного контекста произведения.

Введение монтажной композиции в книжную графику и уподобление иллюстрации кадру как её структурной единице стало фактически основой для формирования так называемого режиссерского подхода. Суть данного метода организации пространственно-временной структуры книги заключается не столько в построении изобразительного ряда в соответствии с сюжетными линиями литературного произведения, сколько в создании многоуровневой системы её компонентов, основанной на различных видах взаимосвязей - повествовательных, ассоциативных, функциональных. Совокупность этих соотношений и корреляций, а также выразительных средств и декоративных элементов определяет общее эмоциональное восприятие книги читателем, а также «раскрытие идеи и философского начала произведения» [7, с. 6]. Использование в иллюстрировании сказки приёма кадрирования, то есть компоновки определенных фрагментов изображения, моментов сюжетного действия или различного рода перспективных планов, наряду с монтажом стало одной из отличительных черт режиссуры в отечественной книжной графике.

Следует отметить, что формирование принципов данного способа мышления в искусстве книги помимо кинематографа было тесно связано с книжным дизайном. Решение дизайнерами и художниками общих задач по созданию художественной структуры книги, где «связующим звеном её пространственной и временной составляющих» [5, с. 129] является движение, позволило уйти от линейности восприятия её композиции. Использование опыта дизайна, равно как режиссерского аспекта в иллюстрировании сказки, не было массовым явлением и за некоторым исключением (например, работы таких художников, как братья А. Г. и В. Г. Трауготы, М. А. Бычков и Г. В. Калиновский, которым в целом присущи названые методы) стало проявлением одной из тенденций в развитии пластических искусств, имевшей неоднородный характер.

Неоднозначность оценки роли и места режиссуры в искусстве иллюстрации в 1980-х гг. стала предметом обсуждения на страницах журнала «Творчество». В частности, М. Чегодаева в своей статье «"Рисовальщик"

или "режиссер"?» [7] противопоставляет рациональный и эмоциональный подходы, представляющие, по её мнению, поколение молодых художников и мастеров, «каталог художественных форм» и «хороший рисунок» [Там же, с. 7]. Основа режиссерского принципа, исходя из выводов, сделанных Чегодаевой, заключается не в поиске новой современной интерпретации литературного произведения и формировании уникальной творческой манеры иллюстрирования, а в наслоении готовых форм [Там же, с. 8], будто бы выдернутых из контекста художественного пространства прошлых веков. Молодым «семидесятникам» недоступны эмоциональная сторона произведения и тонкое чувственное мироощущение, благодаря которому иллюстратор визуализирует метафорический язык сказки. В противовес рационалистам приверженцы «хорошего рисунка», то есть представители старшего поколения, постигают скрытый смысл каждого отдельного произведения, как и реальную действительность, в соответствии с индивидуальным мировосприятием. Резкое разграничение подходов иллюстрирования и размытость понятия «режиссура» в искусстве книги, стоящего между монтажом политипажей и раскрытием философского смысла литературного произведения с проникновением «во все слои познания» [Там же], стали отражением распространенной оценки критиками творческих поисков молодых художников, основанных на синтезе принципов различных пространственных и временных искусств.

В свою очередь, в статье Г. Ельшевской «О рациональной иллюстрации и эмоциональной критике» [3] была сделана попытка если не дать четкое определение «режиссуре» как таковой, то, по крайней мере, выделить сущностные основы данного явления в творчестве художников книги. Ельшевская справедливо отмечает, что подбор тех или иных сцен, фрагментов сюжета для изобразительной интерпретации уже есть «акт режиссерский» [Там же, с. 12]. Художники нового поколения делали попытки «обнаружить и актуализировать "культурный слой" произведения» с целью отойти от «штампов поверхностно-сюжетного чтения» [Там же, с. 13], что, учитывая синтетический характер книжной графики, можно также соотнести и с рядом других аналогичных процессов в развитии образно-пластической структуры иллюстрации в 1970-1980-е гг.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что режиссерский аспект в искусстве книги, несмотря на значительную роль выразительных средств экрана в его формировании, был неоднородным по своему составу, так как сочетал в себе приемы книжного дизайна, типографики, а в ряде случаев - и принципы театральной драматургии. Сущность данного подхода к иллюстрированию сказки заключалась в создании многоуровневой иерархичной системы соподчинения элементов книжного ансамбля. Основополагающим для режиссуры стал принцип организации «динамики книжного пространства» [5, с. 90]. Специфика его функционирования приводит к нарушению традиционной схемы движения внутри книжного организма. Это усилило эффект от эмоционального восприятия читателем литературного произведения, а также стало своеобразным методом визуальной интерпретации интертекста, заложенного писателем в произведение. В целом обращение к приёмам киноискусства в 1970-1980-е гг. было обусловлено синтетическим характером отечественного искусства книги, а также связано с необходимостью решения ряда практических задач, актуальных и для современной иллюстрации детской сказки.

Список источников

1. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: РИП-холдинг, 2014. 212 с.

2. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана: учебное пособие. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. 51 с.

3. Ельшевская Г. О рациональной иллюстрации и эмоциональной критике // Творчество. 1987. № 4. С. 12-13.

4. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР [Электронный ресурс]. М.: Наука, 1976. URL: http://philologos.narod. ru/semiotics/ivanov semio.htm (дата обращения: 10.06.2017).

5. Орешина А. Б. Динамические аспекты формы в современном книжном дизайне: дисс. ... к. искусствоведения. М., 2014. 176 с.

6. Павлов П. А. Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи, конец 1950-х - 1970-е годы / отв. ред. О. А. Швидковский. М.: Наука, 1989. 204 с.

7. Чегодаева М. «Рисовальщик» или «режиссер»? // Творчество. 1986. № 9. С. 6-8.

INFLUENCE OF CINEMA EXPRESSIVE MEANS ON DEVELOPMENT OF THE CHILDREN'S FAIRY TALE ILLUSTRATION

Bazhenova Anastasiya Evgen'evna

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg nastyabagenova@gmail. com

The article examines the characteristic features of the influence of cinema expressive means on the development of the figurative and plastic structure of the illustration of the children's fairy tale in the 1970s and 1980s. For the first time definitions are given to the notions of "director's approach", "montage", "multi-layer exposition" and "intraframe movement" as applied to the art of the book. The author substantiates the idea that gradual refusal of traditional narrative illustrations leads to the formation of complex intellectual systems within the book ensemble.

Key words and phrases: illustration of children's fairy tale; director's approach; montage; intraframe movement; framing; multilayer exposition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.