Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ / ДИАПАЗОН КОНТРОЛЯ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / TRANSACTIONAL COSTS / CENTRALIZATION / STANDARD OF CONTROL- LABILITY / FORMALIZATION / CONTROL RANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянова Элина Анатольевна

Актуальность исследования вызвана тем, что организационная структура управления должна быть спроектирована таким образом, чтобы организация достигала поставленных целей при минимальном уровне издержек на свое функционирование. При этом необходимо учитывать не только трансформаци- онные, но и трансакционные издержки. Снижение трансакционных издержек позволит оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность функционирования фирмы в целом.Целью данной статьи является выявление путей управления трансакционными издержками органи- зации путем корректировки организационной структуры управления.Методы исследования: системный анализ, общенаучные методы, в том числе методы анализа и син- теза, обобщения и классификации.Результатами исследования являются выявленные зависимости уровня трансакционных издержек организации от различных характеристик организационной структуры управления.По результатам исследования сделаны выводы о том, что различные характеристики организацион- ной структуры по-разному влияют на уровень трансакционных и трансформационных издержек органи- зации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHARACTERISTICS OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT ON TRANSACTIONAL COSTS OF THE ORGANIZATION

The relevance of a research is caused by the fact that the organizational structure of management has to be de- signed so that the organization achieved goals at the minimum level of costs for the functioning. At the same time, it is necessary to consider not only transformational, but also transactional costs. Decrease in transactional costs will allow to optimize business processes and to increase efficiency of functioning of firm in general.The purpose of this article is the identification of ways of management of transactional costs of the organiza- tion by correction of organizational structure of management.Research methods: system analysis, general scientific methods, including methods of the analysis and synthe- sis, generalization and classification.Results of a research are the revealed dependences of level of transactional costs of the organization on various characteristics of organizational structure of management.By results of a research conclusions are drawn that various characteristics of organizational structure differ- ently influence the level of transactional and transformational costs of the organization.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 330.88, 650.14

Элина Анатольевна Гурьянова, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего менеджмента, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Актуальность исследования вызвана тем, что организационная структура управления должна быть спроектирована таким образом, чтобы организация достигала поставленных целей при минимальном уровне издержек на свое функционирование. При этом необходимо учитывать не только трансформационные, но и трансакционные издержки. Снижение трансакционных издержек позволит оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность функционирования фирмы в целом.

Целью данной статьи является выявление путей управления трансакционными издержками организации путем корректировки организационной структуры управления.

Методы исследования: системный анализ, общенаучные методы, в том числе методы анализа и синтеза, обобщения и классификации.

Результатами исследования являются выявленные зависимости уровня трансакционных издержек организации от различных характеристик организационной структуры управления.

По результатам исследования сделаны выводы о том, что различные характеристики организационной структуры по-разному влияют на уровень трансакционных и трансформационных издержек организации.

Ключевые слова: организационная структура управления, трансакционные издержки, централизация, норма управляемости, формализация, диапазон контроля.

Достижение устойчивого функционирования организации, реализация ее стратегии, взаимодействие с внешней средой не может быть достигнуто без формирования организационной структуры управления, обеспечивающей устойчивое функционирование организации при минимальных издержках при условии достижения организационных целей.

Издержки производства представляют собой сумму трансформационных и трансакционных издержек [11]. К трансформационным издержкам относят издержки, непосредственно связанные с производством продукции или предоставлением услуг. Но любая организация в своей деятельности помимо производственных затрат сталкивается с трансакционными издержками [6].

К трансакционным издержкам можно отнести затраты, связанные с заключением контрактов, ведением переговоров, процессом принятия решений, с разработкой всех видов планов, а также потери, возникающие в результате неэффективного процесса принятия решений, неэффективного коммуникационного процесса, неправомерных действий со стороны контрагентов, оппортунистического поведения собственных сотрудников.

Концепция трансакционных издержек широко используется отечественными и зарубежными экономистами. Но следует отметить, что трансакцион-ные издержки не являются предметом традиционного управленческого учета [2].

Тем не менее, доля трансакционных издержек в общей структуре издержек предприятий значительна, что означает необходимость их всесторон-

него анализа для оптимизации работы фирмы [5]. Только благодаря измерению и анализу трансакци-онных издержек возможна их оптимизация [10].

Одним из путей оптимизации функционирования организации является формирование новых общественных институтов и трансформация трансак-ционных издержек для человека или организации таким образом, чтобы требуемая от него модель поведения была для него оптимальна [4].

Одним из показателей эффективности организационной структуры управления является уровень трансакционных издержек организации. Поскольку тип организационной структуры управления в значительной степени определяется отраслевой принадлежностью организации, введем понятие среднеотраслевого коэффициента уровня трансак-ционных издержек. Данный коэффициент мы предлагаем рассчитывать следующим образом.

П

где К - среднеотраслевой коэффициент уровня трансакционных издержек, К. - коэффициент уровня трансакционных издержек /'-ой организации, п - количество предприятий в отрасли, включенных в расчет показателя.

где T . - трансакционные издержки /-ой организации в год,

P. - прибыль / -ой организации в год,

Включение всех организаций отрасли в расчет рассматриваемого показателя в одних случаях не представляется возможным из-за их большого числа, а в других случаях нецелесообразно по причине значительных отличий данных организаций друг от друга (например, по размеру или характеру выпускаемой продукции / предоставляемых услуг).

Выборка организаций, включаемых в анализ, в каждом конкретном случае зависит от целей исследования. В большинстве случаев в расчет среднеотраслевого коэффициента уровня трансакцион-ных издержек мы считаем целесообразным включать основные организации - конкуренты.

Среднеотраслевой коэффициент уровня трансак-ционных издержек мы предлагаем использовать для анализа уровня трансакционных издержек конкретной организации. Если коэффициент уровня трансакционных издержек 1-ой организации превышает среднеотраслевой показатель, то необходимо провести мероприятия по перепроектированию организационной структуры управления с предварительным анализом структуры трансакционных издержек.

Размер трансакционных издержек в организации зависит от множества факторов [3]. К основным характеристикам организационной структуры управления автор предлагает относить: степень формализации структуры, степень централизации структуры, количество уровней управления и норму управляемости. Внешние трансакционные издержки в большей степени зависят от этапа жизненно-

го цикла организации, от внешних экономических факторов, от стратегии развития организации, но поскольку на большинство данных факторов сложно или же вовсе не представляется возможным повлиять, рассмотрим изменение внутренних трансак-ционных издержек под влиянием изменения степени централизации и формализации структуры.

Зависимость уровня трансакционных издержек от уровня централизации и формализации организационной структуры управления, представленная на рисунках 1-3, определена на основе анализа зависимости трансакционных издержек от характеристик организационных структур управления предприятий пищевой, нефтехимической промышленности, а также организаций сферы высшего профессионального образования.

Если размер любого из типов внутренних трансакционных издержек в их общем объеме превышает 50 %, то, по нашему мнению, можно говорить, что данный тип издержек в организации является высоким. Если тот или иной тип внутренних издержек составляет 30-50 % от общего уровня, то это соответствует средним показателям, менее 30 % -низким.

Использование вышеназванных показателей помогает определить проблемные зоны для дальнейшего перепроектирования организационной структуры управления. Анализ трансакционных издержек также способствует принятию обоснованных управленческих решений [8].

Высокая централизация оргструктуры

Низкая централизация оргструктуры

Рисунок 1. Зависимость трансакционных издержек сбора, хранения и анализа внутренней информации от уровня централизации и формализации организационной структуры управления

Высокая централизация оргструктуры

Низкая централизация оргструктуры

Рисунок 2. Зависимость трансакционных издержек координации от уровня централизации и формализации организационной структуры управления

Издержки от средних до высоких ■ ■ Средние издержки

Преимущественно высокие издержки Издержки средние, стремящиеся к росту

Низкая формализация Высокая формализация

оргструктуры оргструктуры

Невысокие издержки Средние издержки

Высокие издержки Достаточно высокие издержки

Низкая формализация Высокая формализация

оргструктуры оргструктуры

Высокая централизация оргструктуры

Низкая централизация оргструктуры

Рисунок 3. Зависимость трансакционных издержек контроля от уровня централизации и формализации организационной структуры управления

Средние издержки Высокие издержки

Издержки от невысоких до средних Невысокие издержки

Низкая формализация Высокая формализация

оргструктуры оргструктуры

Организационная структура управления с низким уровнем централизации и низким уровнем формализации характерна, например, для проектных организаций. В данном случае издержки сбора, хранения и анализа внутренней информации будут высокие (рисунок 1), поскольку соответствующая информация собирается под каждый проект, а также поскольку в подобной структуре значительное время занимает процесс обработки информации и принятия решений. Рост издержек координации (рисунок 2) вызван проблемами при распределении работ и установлении заданий, а также необходимостью значительного времени на согласование вопросов в процессе принятия решений. Трансак-ционные издержки контроля в такой структуре относительно невелики (рисунок 3), хотя возможен их рост в части издержек, связанных с оказанием влияния, манипулированием.

При сочетании высокой централизации и низкой формализации можно рассмотреть пример небольшой, только что созданной организации. В таком случае трансакционные издержки сбора, хранения и анализа внутренней информации будут иметь размер от средних до высоких (рисунок 1). Особенности такой организационной структуры могут привести к потерям из-за неверного принятия решений, поскольку все или большинство решений принимаются высшим руководителем единолично, что в свою очередь повышает вероятность ошибок.

Если данная организация имеет недавнюю историю, то она не застрахована от частых корректировок в работе по причине неполной, недостоверной внутренней информации, низкой квалификации работников, использования неверных методов и т. д. Трансакционные издержки координации в такой структуре невысоки (рисунок 2), поскольку структура имеет небольшие размеры и низкую развет-вленность внутренних связей. Издержки контроля имеют среднюю величину (рисунок 3) и включают в себя в основном затраты на разработку оценочных показателей для измерения вклада работников.

В случае низкой централизации и высокой формализации мы имеем дело с такими организациями, как, например, учебные и медицинские учреждения. В таких организациях издержки сбо-

ра, хранения и анализа внутренней информации будут средние, стремящиеся к росту (рисунок 1), поскольку помимо контроля, осуществляемого самими профессионалами, другие методы надзора практически отсутствуют. В связи с этим отсутствует возможность своевременной корректировки допущенных исполнителями ошибок. Из-за высокой степени децентрализации происходит дублирование информации разными службами, что приводит к росту трансакционных издержек. Рост трансакци-онных издержек вызывает процесс формирования и хранения множества отчетов, распоряжений, инструкций. Трансакционные издержки координации в такой структуре достаточно высокие (рисунок 2), что вызвано значительной степенью формализации. Издержки контроля незначительны, но могут стремиться к росту (рисунок 3), т. к. члены организации в значительной мере самостоятельно контролируют процесс труда, а это обстоятельство дает возможность проявлений оппортунистического поведения. При этом очевидно, что чем большим объемом важной информации они владеют, тем большим потенциалом к проявлению оппортунистического поведения они обладают [1].

Примером организации, характеризующейся высокой централизацией и высокой формализацией является компания, занятая массовымпроиз-водством продукции. Трансакционные издержки сбора, хранения и анализа внутренней информации в этом случае имеют среднюю величину (рисунок 1). Складываются они в основном из расходов на формирование инструкций, положений, отчетов. Трансакционные издержки координации в данном случае имеют средние размеры (рисунок 2) потому, что высокая степень стандартизации позволяет упростить координацию в столь разветвленной организационной структуре управления и таким образом снизить данные издержки. Но громоздкость структуры увеличивает время, необходимое для доведения информации до исполнителей, что очевидно приводит к росту трансакционных издержек. Трансакционные издержки контроля в такой структуре высоки (рисунок 3). В данных организациях используется очень жесткий контроль на всех уровнях.

На практике существуют различные модели, которые дают возможность снижать трансакционные издержки. В том числе к минимизации трансакци-онных издержек приводит формирование крупных горизонтально и вертикально интегрированных корпораций [7].

Снижение трансакционных издержек позволит

повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и увеличить экономические показатели деятельности предприятия [9]. Изучение уровня и структуры трансакционных издержек позволяет проанализировать деятельность организации и выявить источники значительного количества проблем, возникающих в процессе деятельности.

Литература

1. Антоненко, Е.В. Управление трансакционными издержками оппортунизма на промышленном предприятии при покупке и реализации товаров / Е.В. Антоненко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2016. - Т. 10. - № 4. - С. 12-17.

2. Головачев, А.А., Трофимов, И.В. Информационные технологии как фактор снижения трансакционных издержек / А.А. Головачев, И.В. Трофимов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - № 1. -С. 29-32.

3. Гурьянова, Э.А. Анализ источников роста трансакционных издержек организации и пути их снижения / Э.А. Гурьянова // Научное мнение. - 2014. - № 3. - С. 18-21.

4. Гурьянов, И.Н. Роль анализа трансакционных издержек при принятии и реализации управленческих решений / И.Н. Гурьянов // Инженерный вестник Дона. - 2013. - Т. 24. - № 1 (24). - С. 99.

5. Коробович, Г.Ю. Трансакционные издержки: взаимосвязь со структурой и стратегией фирмы / Г.Ю. Коробович // Атомная стратегия. -2009. - № 11. - С 20.

6. Медушевская, И.Е. Трансакционные издержки коммерческой организации / И.Е. Медушевская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2016. - № 1 (4). -С. 29-36.

7. Фомин, Е.П. Институциональная концепция фирмы / Е.П. Фомин // Вестник самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 3 (89). - С. 78-84.

8. Шепеленко, О.В. Управление трансакционными издержками как составляющая управления предприятием / О.В. Шепеленко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2015. - № 4 (4). - С. 201-206.

9. Юрьева, Л.В., Мусатова, Н.А. Соверщенствование управления трансакционными издержками на основе теории динамического норматива / Л.В. Юрьева, Н.А. Мусатова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 4-1. - С. 18-28.

10. Barak, D. Richman and Jeffrey Mache. Transaction Cost Economics: An Assessment of Empirical Research in the Social Sciences / D. Barak // Business and Politics. - 2008. - Vol. 10 (1). - pp. 1-63.

11. North, D.C. Institutions, transaction costs, and economic growth / D.C. North // Economic Inquiry. -1987. - Vol. 25. - Issue 3. - pp. 419-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.