Научная статья на тему 'Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса'

Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / SMALL INNOVATIVE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халимова С. Р.

Статья, написанная на основании одного из блоков исследования субъектов малого инновационного бизнеса, проводимого в Новосибирской области и штате Миннесота, посвящена исследованию влияния характеристик национальных инновационных систем на малый инновационный бизнес. Влияние инновационной системы рассматривается автором через призму создаваемых системой препятствий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we analyze how the characteristics of national innovation system can influence the behavior of small innovative business. One of the parts of small innovative business study, conducted in Novosibirsk region and the state of Minnesota, is given in the paper. In this paper author discusses the influence of innovation system through the obstacles generated by the system.

Текст научной работы на тему «Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса»

Статья, написанная на основании одного из блоков исследования субъектов малого инновационного бизнеса, проводимого в Новосибирской области и штате Миннесота, посвящена исследованию влияния характеристик национальных инновационных систем на малый инновационный бизнес. Влияние инновационной системы рассматривается автором через призму создаваемых системой препятствий.

Ключевые слова: национальная инновационная система, малый инновационный бизнес

Влияние характеристик национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса*

С.Р. ХАЛИМОВА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]

В статье приводятся результаты сравнительного анализа развития малого инновационного предпринимательства в рамках различных национальных инновационных систем (НИС) -России и США, выполняемого коллективом российских и американских ученых под руководством ведущего научного сотрудника ИЭОПП СО РАН д.э.н. Н.А. Кравченко1.

Информационная база - данные анкетирования малых инновационных компаний Новосибирской области (Россия) и штата Миннесота (США), проведенного в 2009-2010 гг. В анкетировании приняли участие 60 российских и 30 американских руководителей инновационных компаний.

* Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (гос. контракт № 14.740.11.0219).

1 Кравченко Н.А., Кузнецова С.А., Юсупова А.Т. Барьеры развития и факторы успеха малого инновационного бизнеса: эмпирическое исследование // Инновационное предпринимательство: барьеры развития и факторы успеха: сб. мат. науч.-практ. конф. / Под ред. Н.А. Кравченко, С.А. Кузнецовой, А.Т. Юсуповой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, Сиб. центр прикладных экон. исслед., 2009. - С. 91-102.

Характеристика малого инновационного бизнеса в России и США

В составе выборки российских компаний две трети существуют менее 10 лет (среди американских - 50%), для половины из них продуктом является услуга, остальные производят товары. Компании работают преимущественно на рынке «бизнес для бизнеса» (В2В). Более половины продукции - новая для российского и мирового рынка. Основной источник инноваций, как и у американских компаний, - собственные идеи и исследовательские разработки. Более 80% компаний развиваются за счет собственных средств.

Американские компании работают преимущественно на потребительском рынке. Уровень новизны продукции ниже: только пятая часть компаний производит товары и услуги, новые для местного или национального рынков.

В анализе основное внимание было уделено рассмотрению препятствий, мешающих успешному развитию малого инновационного бизнеса в различных институциональных условиях, а также форм государственной поддержки, необходимых для их преодоления.

Барьеры на пути развития бизнеса

В ходе своей деятельности представители малого инновационного бизнеса, как и любые хозяйствующие субъекты, сталкиваются с различными барьерами на пути развития. Эти многочисленные препятствия мы разделили на внутренние и внешние. Внутренние барьеры вытекают из сути самого малого инновационного бизнеса, внешние являются признаками конкретной НИС.

В табл. 1 даны рейтинги барьеров, препятствующих созданию и развитию бизнеса, в российской и американско й инновационных системах (1-й ранг соответствует наибольшему значению фактора).

Наиболее существенные препятствия для развития бизнеса в России - нехватка собственных денежных средств, недостаток квалифицированного персонала и несовершенство законодательства. Они рассматриваются бизнесом как барьеры на каждом этапе развития. Высокий экономический риск, связанный с нововведениями, и неразвитость рынка технологий мешают

Влияние характеристик национальной инновационной системы 37 на особенности развития малого инновационного бизнеса _

Таблица 1. Барьеры на пути развития бизнеса (в скобках — средние оценки)

Барьер Россия США

создание развитие создание развитие

Б1. Недостаток собственных денежных средств 1 (3,25) 1 (3,06) 1 (4,47) 1 (3,67)

Б2. Недостаток государственной финансовой поддержки 12 (1,50) 13 (1,45) 8 (1,65) 6 (1,89)

Б3. Высокая стоимость нововведений 9 (2,04) 5 (2,20) 4 (2,76) 4 (2,33)

Б4. Низкий платежеспособный спрос на новые продукты 6(2,21) 4 (2,53) 5 (2,47) 5(1,94)

Б5. Высокий экономический риск 4 (2,45) 8 (1,94) 3 (3,29) 2 (3,00)

Б6. Длительные сроки окупаемости нововведений 7 (2,20) 10(1,7) 2 (3,35) 3 (2,78)

Б7. Неразвитость рынка технологий 5 (2,22) 5(1,86) 6 (2,24) 10 (1,61)

Б8. Неразвитость инновационной инфраструктуры 10 (1,82) 7(1,98) 12 (1,06) 11 (1,11)

Б9. Несовершенство законодательства 3 (2,59) 3 (2,74) 13 (0,76) 13(0,72)

Б10. Недостаток квалифицированного персонала 2 (2,73) 2 (2,90) 10(1,41) 7(1,78)

Б11. Недостаток информации о новых технологиях 11 (1,80) 11 (1,54) 11 (1,35) 12 (1,00)

Б12. Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями 13 (1,39) 12 (1,48) 9(1,59) 8-9(1,67)

Б13. Недостаток информации о рынках сбыта 8 (2,13) 6(2,14) 7(1,76) 8-9(1,67)

развитию бизнеса лишь на начальном этапе, но не рассматриваются как барьеры на этапе развития. С другой стороны, низкий платежеспособный спрос на новые продукты и высокая стоимость нововведений, названные барьерами на этапе развития, не оказывают влияния на этапе создания бизнеса.

В США такие факторы, как недостаток собственных денежных средств, высокий экономический риск, связанный с нововведениями, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, длительные сроки окупаемости и высокая стоимость нововведений рассматриваются как существенные барьеры вне зависимости от стадии развития.

Недостаток собственных денежных средств и высокий экономический риск, связанный с нововведениями, мешают развитию бизнеса как в России, так и в США. Однако для американских компаний эти факторы более значимы, несмотря на то, что американская экономика стабильнее российской. С другой стороны, постоянное функционирование в нестабильных

условиях делает агента сильнее и развивает приспосабли-ваемость.

Несовершенство законодательства является существенным препятствием в России и не рассматривается как барьер в США. Разница в оценках возникает из-за того, что инновационное законодательство в России ново, в то время как в США законы в этой области работают довольно давно.

Состав выборки компаний оказывает влияние на оценивание того или иного барьера. Так, низкие оценки недостатка возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями и недостатка информации о новых технологиях являются следствием того, что основным источником инноваций как для российских, так и для американских компаний выступают собственные исследовательские разработки. Потребности компании в поиске партнеров по научной кооперации и новых технологиях для развития бизнеса незначительны, поэтому они не рассматривают наличие или отсутствие данных барьеров как существенное препятствие.

Некоторые барьеры значимее на этапе создания, некоторые - на этапе развития. Однако в среднем оценки барьеров на этапе создания выше, чем на этапе развития. Это справедливо, так как развивать имеющийся бизнес или запускать новое направление в рамках уже существующего очевидно легче, чем начинать новое дело с нуля.

Если сравнить, в какой инновационной системе выше внутренние барьеры, а в какой - внешние, получим, что препятствия, создаваемые системой, оцениваются как более высокие в России, а связанные с деятельностью конкретного субъекта - в США. Так, барьеры, которые мы относим к внутренним, - недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, экономический риск, связанный с нововведениями, длительные сроки окупаемости, получили в США более высокие средние оценки, и только недостаток квалифицированного персонала в среднем оценивается российскими компаниями выше. Однако последний в значительной мере определяется не только неспособностью конкретной компании привлечь специалистов, но и отсутствием подготовленных специалистов вообще.

Барьеры, которые мы назвали внешними по отношению к компании, напротив, существеннее в российской инновационной системе, о чем свидетельствуют более высокие средние значения таких барьеров, как низкий платежеспособный спрос на новые продукты, неразвитость рынка технологий и инновационной инфраструктуры, несовершенство законодательства, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта. Только недостаток государственной финансовой поддержки и возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями оцениваются американскими компаниями выше, чем российскими, однако это скорее следствие не отсутствия упомянутых барьеров в НИС России, а выработанной способности существовать в таких условиях.

Представляют интерес не только сами средние значения оценок, но и то, насколько согласованно или несогласованно оценивается тот или иной барьер, - коэффициенты вариации оценок (рис. 1, здесь использованы те же обозначения, что и в табл. 1). Значение коэффициента вариации позволяет судить, насколько однородны представители малых инновационных компаний в своих оценках.

3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

I Оценка I I Оценка

—Д— Коэффициент вариации —О— Коэффициент вариации

Рис. 1. Барьеры на пути развития бизнеса (Россия) При оценке главных препятствий на пути развития бизнеса в России (недостаток собственных денежных средств, а также квалифицированного персонала и несовершенство

Б1 Б2 Б3 Б4 Б5 Б6 Б7 Б8 Б9 Б10 Б11 Б12 Б13 Создание Развитие

законодательства) компании наиболее единодушны - значения коэффициентов вариации для них наименьшие. Таким образом, здесь можно говорить не только о степени влияния названных барьеров на развитие бизнеса, но и о всеобщем характере этого влияния.

Наибольший разброс оценок наблюдается при оценке наименее значимых барьеров на пути развития бизнеса - недостатка государственной финансовой поддержки, возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.

В целом имеет место следующее: чем существеннее препятствие (выше данная ему оценка), тем более согласованны компании в своих оценках (ниже коэффициент вариации). При этом разброс оценок не зависит от стадии развития бизнеса, значения коэффициентов вариации оценок барьеров (как и сами оценки) на этапах создания и развития близки. Все это свидетельствует о статистической обоснованности выводов.

Ожидаемые бизнесом меры поддержки

Государство является важным элементом НИС, оно определяет правила игры. Одна из важнейших функций государства - сглаживание влияния барьеров, препятствующих развитию. В руках государства имеются различные инструменты для реализации этой функции, например, поддержка представителей малого инновационного бизнеса по различным направлениям. Чтобы поддержка была эффективной, необходимо спросить у самих представителей малого инновационного бизнеса, в чем именно им нужно содействовать.

В табл. 2 даны рейтинги мер государственной поддержки в российской и американской инновационных системах.

Информационная поддержка - та форма, которую российские компании хотели бы получать на всех стадиях развития. На этапе создания также важны финансовая поддержка и обучение предпринимательству, а по мере развития большее значение приобретают содействие участию в выставках и кооперация с крупными компаниями.

Американский инновационный бизнес заинтересован в обучении предпринимательству, кооперации с исследовательскими и образовательными организациями и с крупными

Влияние характеристик национальной инновационной системы 41 на особенности развития малого инновационного бизнеса _

Таблица 2. Рейтинг мер поддержки (в скобках — средние оценки)

Меры поддержи Россия США

создание развитие создание развитие

Финансовая поддержка 2 (2,78) 7 (2,30) 7(1,18) 6(1,17)

Информационная поддержка 1 (2,90) 1 (3,12) 5 (1,47) 7(1,06)

Создание ассоциаций (отраслевых, региональных, местных) 9(1,37) 9(1,98) 6(1,29) 4(1,56)

Обучение предпринимательству 3 (2,43) 6 (2,32) 1 (2,71) 2-3 (1,72)

Кооперация с крупными компаниями 7(1,84) 2 (2,54) 2 (2,00) 1 (1,83)

Кооперация с исследовательскими и образовательными организациями 6 (1,86) 8 (2,27) 3-4 (1,59) 2-3 (1,72)

Поддержка участия в выставках 4 (2,32) 3 (2,53) 3-4 (1,59) 5(1,28)

Развитие инфраструктуры: технопарки, центры трансфера технологий 5 (2,02) 4-5 (2,35) 8 (0,82) 9 (0,72)

Изменения законодательства 8 (1,81) 4-5 (2,35) 9 (0,65) 8 (0,94)

компаниями на всех этапах развития. Кроме того, на этапе создания значима поддержка участия в выставках.

Обучение предпринимательству важно на этапе создания и в России, и в США. Зачастую малый инновационный бизнес начинают изобретатели, у которых есть идея, как сделать инновационный продукт, но может не быть достаточных знаний о том, как работает бизнес. На этапе развития эта форма поддержки продолжает оставаться одной из самых важных в США, в России же на первый план выходят другие виды помощи (хотя значение оценки обучения предпринимательству велико). На основе этих данных можно сделать вывод, что, хотя российский бизнес все еще стремится к обучению, появляются другие аспекты, требующие внимания, и в России таких аспектов больше, чем в США.

Поддержка участия в выставках для американских компаний важнее на этапе создания, в то время как в России - на этапе развития. Можно сказать, что российские компании предпочитают выставлять действующий бизнес, а не сырые идеи.

В США информация не столь важна, как в России, видимо, из-за большей доступности.

Кооперация с исследовательскими и образовательными организациями - одна из значимых форм поддержки в США. В России эта форма - не первостепенной важности, хотя оценивается выше, чем в США.

Интересно отметить, что в среднем американские компании оценивают значение поддержки на этапе создания выше, чем на этапе развития, тогда как российские - наоборот.

Для оценок мер поддержки также представляет интерес рассмотрение коэффициентов вариации оценок (рис. 2).

3,50 3,00 2,50 -I-2,00 -1,50 1,00 0,50 0,00

=6=

Создание ] Оценка

- Коэффициент вариации

И

Развитие Оценка

Коэффициент вариации

Рис. 2. Меры поддержки (Россия) В отношении информационной поддержки российские инновационные компании проявили наибольшее единодушие: значение коэффициента вариации для данной меры поддержки наименьшее и на этапе создания, и на этапе развития. Такие важные на этапе создания меры поддержки, как финансовая и обучение предпринимательству, находятся на втором и третьем местах по уровню согласованности соответственно. То же самое наблюдается и на этапе развития: кооперация с крупными компаниями и поддержка участия в выставках, занимающие второе и третье места по важности, находятся на тех же позициях и по уровню согласованности оценок. Таким образом, при оценке наиболее насущных мер поддержки, как и при оценке наиболее существенных барьеров, представители малого инновационного бизнеса проявляют наибольшее единодушие.

Самый значительный разброс оценок наблюдается для создания ассоциаций (отраслевых, региональных, местных) -меры поддержки, получившей наименьшие оценки.

Таким образом, здесь, как и в случае с барьерами на пути развития бизнеса, наблюдается следующая тенденция: чем более необходима мера поддержки (выше данная ей оценка), тем более согласованны компании в своих оценках (ниже коэффициент вариации). При этом для тех мер, оценки которых близки на разных стадиях развития бизнеса, значения коэффициентов вариации оценок на этапах создания и развития также близки.

* * *

Результаты анализа показали, что, наряду с различиями, есть и сходство в создании и развитии малого инновационного бизнеса в условиях различных НИС.

Так, наиболее значительным барьером и российский, и американский бизнес считают недостаток собственных денежных средств. Таким образом, развитие бизнеса в первую очередь определяется внутренними особенностями инновационной компании.

Различия, определяемые влиянием НИС на развитие малого инновационного бизнеса, выражаются в более высоком уровне барьеров среды в России по сравнению с США. При этом внутренние барьеры оказываются выше в США, чем в России.

Что касается необходимой поддержки, то здесь различия выражаются в том, что российским компаниям недостает информации, в то время как американским нужна помощь в кооперировании с другими частями НИС. Эти различия также обусловлены характеристиками НИС, в частности, тем, что инновационная система России, в отличие от США, находится в стадии становления, в условиях большей неопределенности на первое место выходит потребность в информации.

Малый инновационный бизнес является важной частью НИС. Он очень уязвим, лишь немногие компании становятся успешными. Чтобы поддержать его развитие, в первую очередь необходимо понять, как он устроен, и выявить его нужды. Только в этом случае совместные усилия государства и бизнеса дадут ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.