Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ «ГРУПП СМЕРТИ» НА ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД'

ВЛИЯНИЕ «ГРУПП СМЕРТИ» НА ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самоубийство / доведение до самоубийства / социальная сеть / суицид / группа смерти. MERZLYAKOVA Valeria Anatolyevna

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мерзлякова В.А., Гримальская С.А.

В статье затрагиваются юридические аспекты состава преступления, предусмотренного ст. 110.2 УК РФ, и смежных с ним составов преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мерзлякова В.А., Гримальская С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ «ГРУПП СМЕРТИ» НА ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-296-298 МЕРЗЛЯКОВА Валерия Анатольевна,

NIION: 2018-0076-3/22-557 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2022-3-756 доцент кафедры уголовного права

ГОУВО МО «Московский государственный областной университет», e-mail: vmerzlyakova@mail.ru

ГРИМАЛЬСКАЯ Светлана Александровна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного правового ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова; доцент кафедры уголовного права ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»,

e-mail: lana_69_@bk.ru

ВЛИЯНИЕ «ГРУПП СМЕРТИ» НА ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД

Аннотация. В статье затрагиваются юридические аспекты состава преступления, предусмотренного ст. 110.2 УК РФ, и смежных с ним составов преступлений.

Ключевые слова: самоубийство, доведение до самоубийства, социальная сеть, суицид, группа смерти.

MERZLYAKOVA Valeria Anatolyevna,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow State Regional University

GRIMALSKAYA Svetlana Aleksandrovna,

PhD in Law, Associate Professor, Department of International and Public Law, Financial University under the Government of the Russian Federation; Associate Professor of the Department of State Law and Criminal Law Disciplines, Plekhanov Russian University of Economics; Associate Professor of Criminal Law, Moscow State Regional University

THE INFLUENCE OF «DEATH GROUPS» ON TEENAGE SUICIDE

II Annotation. The article touches upon the legal aspects of the corpus delicti provided for by

Article 110.2 of the Criminal Code of the Russian Federation and related corpus delicti. | Key words: suicide, driving to suicide, social network, suicide, group of death.

В середине 2020 г. Всемирная организация здравоохранения предоставила результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Данное тестирование стало весьма актуальным среди подростков. Мнение экспертов-психологов весьма неутешительно, в период с 2014 по 2021 г. психическое состояние подростков резко ухудшилось. В чем причина данной тенденции? Ответ прост - качественная привязанность подростков к новым информационным технологиям и пагубное увлечение социальными сетями.

Что же влияет на психическую трансформацию ребенка и какие меры необходимо принимать родителям, школе и обществу в целом?

Социальная сеть - это качественный инструмент воздействия для получения конкретной

информации, при помощи которого формируется мировоззрение современного подростка, при этом восприятие картины мира может быть как положительным, так и негативным. В данном вопросе есть неоднозначные ответы.

Любая социальная информация через сеть Интернет всегда несет как положительные факторы знаний, так и отрицательные, при этом негативная информационная основа преподносится более качественно, красочно, интригующе, подросток начинает это воспринимать как игру, некую его тайну, он начинает активно интересоваться всем тем, что ранее ему было запрещено, что, естественно, накладывает определенный отпечаток на его психическом состоянии.

В силу разного уровня мышления, воспитания, образования каждый человек реагирует на ту

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

или иную информацию по-разному. Для кого-то негативные новости это определенный стресс для психики, человек становится легко возбудимым, беспокойным, в некоторых случаях начинаются панические атаки и необъяснимое чувство опасности. А для кого-то это интрига, азарт, игра со смертью.

В настоящее время в системе Интернет существуют игры альтернативной реальности и подросткам это становится интересно, они как бы выходят за рамки реального мира и полностью погружаются в мир интерактивный, который не всегда несет позицию добра. Подростку могут быть предложены достаточно жесткие задания, которые он обязан выполнить в отношении как себя, так и близких или иного постороннего человека, при этом выполнение задания всегда должно быть подтверждено определенными доказательствами, порой даже и смертью. Одной из проблем стало возникновение среди подростков групп смерти, т.е. детей, ориентированных на суицид.

Опасность социальных сетей для детей и подростков состоит в том, что им предлагается очень много доступных способов самоубийства; легко можно найти компанию единомышленников; возникает и укрепляется убеждение, что «это и есть единственный выход».

Суицид - наиболее распространенная причина смерти у современной молодежи. У лиц, склонных к суициду, нет определенного психологического портрета. Подростки из благополучных и обеспеченных семей тоже подвержены суицидальным настроениям. Фактически, на суицид способен абсолютно любой человек, все зависит от тех жизненных обстоятельств, с которыми мы можем столкнуться в реальной жизни.

Как же происходит система завлечения подростков в такие группы?

Наиболее популярный способ вовлечения -это хештеги, достаточно одного щелчка по клавише, и ты уже в игре со смертью.

Существует стратегия - «Волчья стая», ее суть в том, что куратор игры находит знакомых, друзей, одноклассников подростка, и все они постепенно склоняют его к суициду.

При вхождении в данные группы подростку предлагается ввести свой адрес, возраст, другие персональные данные и поделиться о своих страхах. Таким образом, куратор получает всю необходимую информацию, а подросток - внимание. В начале игры, как правило, задания не сложные, например сфотографироваться на мосту, в заброшенном месте и т.д., затем задания усложняются и переходят на более рискованный уровень, причиняя уже подростку не только моральный, но и физический вред.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Способов вовлечь подростка в игру достаточно много, например, переписку часто вуалируют под определенные отношения между полами, между молодым человеком и девушкой. Как правило, они живут в разных городах, а возможно и на разных континентах, при этом разница во времени может составлять 5-12 часов, и подросток просто лишается сна. Затем навязывается чувство вины и привязанности. Несовершеннолетний чувствует себя неудобно, если в нужное время не напишет своего новому собеседнику.

Иногда создаются детско-родительские отношения, когда куратор проявляет заботу, даёт тепло, внимание и заботу, в то время как, в силу тех или иных причин, ребенок лишен всего названного со стороны родителей. Есть случаи, когда куратор спонсирует своих подопечных, манипулируя состоянием подростка и вызывая чувство долга. Так же куратор может потребовать представить подростком материалы интимного характера. В случае, когда подросток уже понимает, что происходит, и пытается любыми способами покинуть игру, кураторы начинают оказывать психическое давление. В этом случае стоит понимать, что кураторы не способны причинить какой-то физический вред ни знакомым, ни семье несовершеннолетнего.

В настоящее время ситуация была взята под контроль правоохранительными органами. Учитывая огромный резонанс со стороны общества, Президент РФ В.В. Путин призвал вести активную работу против «групп смерти» и привлекать подстрекателей к уголовной ответственности.

Так, п. «д» ч. 2 ст. 110 УК РФ предусмотрена ответственность за «доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть "Интернет")».

В п. «д», ч. 3 ст. 110.1 УК РФ введена уголовная ответственность за «склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства, а равно содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства, если такое деяние совершено в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-теле-

коммуникационных сетях (включая сеть "Интернет")».

Часть 2 ст. 110.2 УК РФ также предусматривает уголовную ответственность за «организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующемся произведении, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")».

Законом предусмотрено более жесткое наказание за доведение до самоубийства с помощью публичных выступлений в СМИ и Интернете. Доказать интернет-травлю будет гораздо проще, интернет-переписку можно зафиксировать, что для суда является неоспоримым доказательством.

Однако следует отметить, что группы смерти не являются основной причиной суицида среди подростков, данные группы лишь стимулируют несовершеннолетних, страдающих суицидальными наклонностями и имеющими определенное представление о суицидальной тематике.

В заключение стоит сказать, что основная задача родителей, педагогов, школы - максимально обеспечивать учебный процесс и досуг детей школьного возраста, т.к. именно в этот период развития подростка формируется реальная, целостная картина мира. Родители должны постоянно уделять внимание своему ребенку, осуществлять контроль за его психическим состоянием, обращать внимание, в каком физическом и психическом состоянии он приходит из школы, с кем он общается, чем интересуется, как проводит свой досуг, но все эти меры должны быть адекватными, не лишая ребенка своего личного пространства.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.