НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, Nei
УДК 82 (091X4/10)
Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра
С.А. Гоголева
Исследуется влияние готического романа на развитие и становление жанра фэнтези, точнее, его ноджанра «horror», или «черной» фэнтези.
The article relates the history of the formation and development of Fantasy, including Horror as the part of this genre and the influence of Gothic novel.
Реализм как литературный прием, подразумевающий доминирование физической природы как модели мироздания, продолжает терять свои лидерские позиции в мировой литературе начиная с середины прошлого века. Тому предшествовал целый ряд предпосылок, касающихся ситуации, сложившейся в литературе и обществе того времени.
С другой стороны, не стоит умалять важнейшую роль отдельных деятелей данного направления, своими усилиями превознесших жанр фэнтези на более высокий уровень. В основном это представители двух школ: британской (Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис, Ч. Уильяме) и американской (Р.И. Говард, К.Э. Смит, Г.Ф. Лавкрафт). Остальные авторы в той или иной степени являются их последователями, принимающими или, напротив, отвергающими их идеи, но в любом случае опирающимися на опыт предыдущего поколения мифотворцев.
Как известно, фэнтези берет за основу различные литературные традиции, такие как фольклор разных народов, героический эпос, волшебная сказка, авантюрный жанр, а также готический роман.
Рассматривая жанр фэнтези более подробно, следует отмстить, что фэнтези как жанр имеет множество поджанров, одним из которых является «horror», или «черная фэнтези» [5J. Данная категория, также именуемая как рассказы ужасов, представлена ужасными историями с участием темных сил или злых созданий: привидений, ведьм, демонов и т.д. Ярчайшим представителем этого ноджанра является творчество американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта.
ГОГОЛЕВА Саяра Анатольевна - ст. нреподава тель ФИЯ ЯГУ.
* Статья принята к печати 19 декабря 2006 г.
Но мнению многих литературоведов, жанр «черной» фэнтези берет свое начало от готического романа. В XVIII в. фантастические романы в Западной Европе не писались по какому-то единому образцу: творческий диапазон этих произведений весьма широк. То же самое можно сказать и о временном диапазоне жанровой разновидности. В истории художественной прозы XVIII в. были периоды большей или меньшей продуктивности этого жанра [4].
Исследователи английского готического романа, классифицируя множество подобных произведений, определяют, по меньшей мере, две линии, идущие от Горация Уолпола и его книги «Замок Отранто»:
1) историческая - средневековый роман, характеризующийся «героической фабулой», где представлены книги Клары Рив, сестер Ли и др.;
2) описание многочисленных ужасов, таинственной и жуткой атмосферы. Ярчайшей представительницей последнего направления является Анна Радклифф. Различие между двумя данными направлениями не так существенно, для обеих линий характерно нагнетание ледяного ужаса [4].
Готический роман в значительной мерс повлиял на творчество таких писателей, как Мэри Шелли, Эдгар По, Брэм Стокер, Вильгельм Буш, Э. Гофман и др. Со временем атрибуты готического романа были использованы многими писателями, работавшими в жанре «черной» фэнтези.
В Америке литература ужасов развивалась несколько иначе в силу исторических и культурологических отличий. Первым заметным произведением в данном жанре является роман Котгона Метера «Чудеса невидимого мира», вышедший в XVII в. и через год после казни салемских ведьм.
Однако самым знаменитым представителем, мастером «страшного» рассказа, является один из самых популярных американских писателей -
ВЛИЯНИЕ ГОТИЧЕСКОГО РОМАНА НА ЖАНР ФЭНТЕЗИ
Эдгар Аллан По. Его странный, оригинальный, великолепный стиль изложения пользуется большим успехом у читателей. Несмотря на то, что По является продолжателем традиций готического романа, писатель привнес в жанр некоторые изменения, повлиявшие на тенденции последующего развития литературы данного типа. Тема обреченности, фатальности главного героя неизменно затрагивается автором, равно как и трагичный, неоптимистичный конец его произведений, в то время как для готического романа характерен неизменный счастливый конец с преодолением всех преград и победой сил Добра.
К числу примечательных фигур в американской литературе ужасов XIX в. относятся и многие другие талантливые писатели. К примеру, Натаниэль Готорн и его произведения «Блайт-дейл», «Мраморный фавн» с классическими готическими героями романов ужасов. Лмброз Бирс - автор мрачных рассказов, трагически окончивший жизнь, отвергал рациональное объяснение и трепетал перед таинственным и зловещим Неизвестным. Генри Деймс - писатель, находивший невероятный, «темный» подтекст под обыденной повседневной реальностью, является автором повести «Поворот винта» - одного из лучших произведений о привидениях. Также назовем Брэма Стокера - создателя бессмертного «Дракулы», легендарной повести, до сих пор будоражащей умы почитателей по всему миру.
I? XX в. понимание сущности психики радикально меняется в соответствии с учением Зигмунда Фрейда. Сверхъестественные явления Карл Густав Юнг соотносит с архетипами, составляющими содержание коллективного бессознательного [3]. Одним из ранних модернистских поисков стала реабилитация зла, нашедшего отражение в литературе ужасов. Поворот в массовом сознании, новые учения, а также творчество многих талантливых писателей подготовили благодатную почву для столь популярной сегодня литературы ужасов, или «черной» фэнтези. К началу XX в. авторы окончательно отошли от готического романа, основав на его базе новую жанровую разновидность. Наиболее ярким представителем, основоположником ее является вышеупомянутый Говард Филипс Лавкрафт.
В своих произведениях Лавкрафт сконцентрировал своё внимание на процессе разложения и всеобщего упадка. И в отличие от авторов готических романов, он не зацикливается на теме смерти. Для его произведений характерны нагнетание напряженного ожидания сверхъестественного.
обреченность мира, никчемность человека, от которого ничего не зависит, где рок является основной движущей силой миропорядка.
Из всех писателей «черной» фэнтези Говард Филипс Лавкрафт заслуживает особого внимания и уважения, так как является не только ее основоположником, но создателем отдельного поджанра. Согласно энциклопедии фантастики, он называется «мифологией ужаса», поскольку в своих произведениях писатель основывался на различных мифологиях, в основном арабской [2].
Среди известных представителей литературы ужаса и последователей готической традиции особо выделяется творчество Стивена Кинга, одного из наиболее читаемых авторов современности. Можно провести параллели его творчества с произведениями Стокера, По и других авторитетных i федшсствсн ников.
Вскоре после появления «черной» фэнтези это направление было с энтузиазмом подхвачено кинематофафистами разных стран, в результате чего сегодня мы располагаем богатым собранием работ, многие из которых являются жемчужинами данной отрасли.
Исходя из классификации многих критиков, в частности Лестера Дель Рея, жанр «horror», или «черная» фэнтези является поджанром, находящимся на стыке между готикой и фэнтези [6].
Фэнтези, как и научная фантастика или любой успешный литературный продукт, имеет большое количество интерпретаций. Помимо литературоведческой критики, жанр представляет большой интерес и для представителей таких наук, как культуровсденис, психология, философия, политология и др., что открывает безграничные возможности для исследования.
Литература
1. Григорьева ЕВ. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. - Ростов н/Д: Феникс, 1988. - 165 с.
2. Головин В.Г. Лавкрафт - исследователь аутсайда // Г.Ф. Лавкрафт. Но ту сторону сна. - СПб.: Изд-во «Terra Incognita», 1991. - 257 с.
3. Гопман В.Л. Литература серьезная, значительная, нужная...// Антология ужасов. - Черкасск: Изд-во ИРА, 1991.-276 с.
4. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII - XX веков / Под ред. М.П. Муде-сити. - Киев: Выща школа, 1985. - 148 с.
5. Ладыгин МБ. Английский готический роман и проблемы предромантизма. - M.: npoipccc, 1978.- 296 с.
6. Lester del Rev. The World of Sf. 1926-1976: The History of Subculture. - NY.: Ballantine Books, 1979.