Литература
1. [Электронный ресурс]: Свободная энциклопедия «Википедия». Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.06.2016).
2. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч. У.«Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы» / сборник работ «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»: пер. с англ.; Под. ред. И. С. Енюкова. М.: «Финансы и статистика», 1989. 215 с.
3. [Электронный ресурс]: Электронный учебник по статистике. Москва, StatSoft. WEB. Режим доступа: www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm.
4. Дрейпер Н., Смит /".Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия = Applied Regression Analysis. 3-е изд. М.: «Диалектика», 2007. С. 912. ISBN 0-471-17082-8.
Влияние государственных закупок на экономику России
Быков А. С.
Быков Алексей Сергеевич /Букву Л1екзеу Sergeevich - студент магистратуры, кафедра экономики фирмы, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация: в данной статье рассмотрены области экономики, на которые влияют государственные закупки. Проведен сравнительный анализ денежных средств, потраченных на государственные закупки в России за последние 5 лет. Сделан вывод о целесообразности использования государственных закупок в качестве инструмента для улучшения экономической ситуации в стране.
Ключевые слова: государственные закупки, экономическая политика, экономика России, развитие предпринимательства, конкурентоспособность.
УДК 338.23
Рынок государственных закупок является важным инструментом социально -экономического развития страны. Система госзаказов становится одним из базовых институтов государственного регулирования экономики страны, которое оказывает большое влияние на динамику экономики и её структуру.
С помощью государственных закупок правительство решает ряд важных вопросов, касающихся:
• защиты страны (военно-промышленный комплекс),
• энергетической и продовольственной безопасности,
• социальной сферы страны, к которой относятся образование, наука, здравоохранение и культура,
• охраны и сохранения природных ресурсов.
Вопрос эффективности проведения государственных закупок обусловлен значительным влиянием таких заказов на макроэкономические показатели страны.
Согласно официальному сайту единой информационной системы в сфере закупок [1], мы имеем следующие объемы средств по заключенным контрактам на государственные закупки в России за последние 5 лет:
Таблица 1. Затраты на государственные закупки в России
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Сумма (млрд. Руб.) 4 832 6 108 5 899 5 508 5 454
Для того чтобы понять, какую часть расходов всего бюджета страны составляют государственные закупки, обратимся к данным о расходах федерального бюджета России за последние 5 лет. Они представлены в таблице 2. Также были собраны данные по ВВП России за тот же срок.
Таблица 2. Расходы федерального бюджета и ВВП России
Год 2011 2012 2013 2014 2015
Расходы федерального бюджета (млрд. руб.) 10 658 12 656 13 387 13 960 15 513
ВВП (млрд. руб.) 55 967 62 218 66 755 70 975 67 569
Исходя из собранных данных, получаем, что в 2011 г. размер государственных закупок составил 45.3 % от расходов федерального бюджета России, в 2012 г. - 48.2 %, в 2013 г. - 44 %, в 2014 г. - 39.4 %, в 2015 г. - 35.1 %. Таким образом, государственные закупки составляют значительную часть расходов федерального бюджета РФ.
Как известно, в качестве ключевого макроэкономического показателя страны в системе национальных счетов выступает ВВП (валовой внутренний продукт), который выражает исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам [2, с. 56]. Государственные закупки составляют большую часть совокупного спроса страны, а влияние государства на них способно создать мультипликативный эффект [3]. Рассматривая ВВП страны за последние 5 лет, получаем, что в 2011 г. доля объема государственных закупок в ВВП составляла 8.6 %, в 2012 г. - 9.8 %, в 2013 г. - 8.8 %, в 2014 г. - 7.7 %, в 2015 г. - 8 %. Следовательно, за последние 5 лет примерно 8.5 % спроса приходилось на государственные закупки.
Другим результатом влияния государственных закупок на экономику является поддержка предпринимательства. Организации могут принимать участие в государственных закупкам, компенсируя тем самым снижение потребительского спроса. При большом объеме заказа предприятию может понадобиться дополнительный персонал, что приводит к увеличению рабочих мест. Большим толчком к развитию становятся крупные мероприятия, проводимые в стране. Можно отметить зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 г. или подготовку к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 г. Формируются большие заказы на строительство и развитие инфраструктуры для проведения мероприятий.
Кроме того, государственные закупки влияют на конкурентоспособность экономики страны. Под конкурентоспособностью экономики понимается способность экономики страны участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ [2, с. 197].
При размещении заказов государство устанавливает ряд жестких требований качества к конечной продукции. Тем самым предприятиям, желающим участвовать в программе государственных закупок, приходится модернизировать свои производства, снижать издержки, повышать производительность труда. В конечном итоге это также приводит к развитию экономики страны в целом. В настоящее время на законодательном уровне признано необходимым обеспечить энергетическую
эффективность изготовленных товаров, выполненных работ и предоставленных услуг, являющихся предметом государственных закупок.
Влияние государственных закупок распространяется и на военную безопасность государства. Огромные средства вкладываются обновление и перевооружение армии, а также в НИОКР в настоящий момент. По информации Минобороны РФ, на середину 2016 г. доля современного вооружения составляет 47 %, а к 2022 г. её планируется увеличить до 100 % [4].
Из изложенного в статье автор делает вывод о том, что государственные закупки представляют собой важный инструмент развития экономики страны. За счет такого рода заказов предприятия могут получать поддержку от государства, модернизировать свое производство и наращивать конкурентоспособность. Создаются новые рабочие места, выделяется больше средств на НИОКР. В целом, происходит подъем экономики государства, усиление его роли и роли предприятий на мировой арене.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html/ (дата обращения: 13.05.2016).
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь / Под общей ред. Райзберга Б. А. М.: Инфра-М, 2008.
3. Демин А. А. и Демина Н. К. Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в России // Академическое приложение к журналу «Госзаказ». 2008. № 1.
4. МИА «Россия сегодня», сетевое издание «РИА Новости». [Электронный ресурс]: URL: http://ria.ru/defense_safety/20160313/1389303663.html/ (дата обращения: 14.05.2016).
Микрозаймы - альтернатива банковскому кредитованию?
Фаянцева Д. Ю.
Фаянцева Дарья Юрьевна /Fayantseva Daria Yurievna - бакалавр, кафедра «Банки и банковский менеджмент», кредитно-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается понятие микрозайма, его преимущества и недостатки, анализируется актуальность его использования и делается вывод об альтернативе микрозаймов банковскому кредитованию.
Ключевые слова: микрозайм, микрокредитование, микрофинансовые организации, портфель займов, преимущества и недостатки микрозаймов.
За последние пять лет услуга микрокредитования в России стала достаточно популярной. Однако мнения многих экспертов разошлись в вопросе: «Является ли микрозайм альтернативой банковскому кредитованию?».
Начнем с того, что микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей1. Они выдаются микрофинансовыми организациями (МФО) в
Федеральный закон РФ от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. От 28.06.2014) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».