Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

В статье обсуждается вопрос о качестве образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования, реализуемых через контрактную форму в порядке участия в государственных и муниципальных закупках. Отмечается, что заказчики образовательных услуг больше ориентируются на снижение цены контракта, чем на качество исполнения контракта, поскольку конкуренция ведёт к необоснованному снижению стоимости услуг, когда количество и качество учебных мероприятий существенно ограничиваются. Приводятся примеры расчётов стоимости обучения по программам дополнительного профессионального образования, что должно учитываться при проектировании контрактов специалистами, участвующими в сфере государственных и муниципальных закупок образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF STATE AND MUNICIPAL PURCHASES ON THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS

The article discusses the issue of the quality of educational services for additional professional education programs implemented through a contract form in order to participate in state and municipal procurement. It is noted that the customers of educational services are more focused on reducing the price of the contract than on the quality of the contract, since competition leads to an unreasonable reduction in the cost of services, when the number and quality of training events are significantly limited. Examples are given of calculating the cost of education for programs of additional professional education, which should be taken into account when designing contracts by specialists involved in the field of state and municipal procurement of educational services.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 378.046.4+351.712

В. А. Худик

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) предусмотрено Законом об образовании в РФ [1], что позволяет специалисту конкретной области профессиональной деятельности повысить свою квалификацию или заняться новым видом труда. Образовательные учреждения, имеющие лицензию на оказание образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования, обеспечивают возможности для физических и юридических лиц в соответствии с договором пройти обучение, сдать квалификационные экзамены и получить соответствующий документ об образовании, квалификации и право заниматься новым видом профессиональной деятельности. Физические лица могут напрямую решать вопрос об обучении, выбрав ту или иную образовательную ор-

ганизацию, но они могут точно так же, как и юридическая организация, закупить необходимую образовательную услугу. Государственные учреждения обязаны решать вопрос о повышении квалификации или профессиональной переподготовке своих специалистов посредством закупок образовательных услуг, что требует известной квалифицированности лиц, занимающихся управлением государственными и муниципальными закупками [2].

В Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] прописаны принципы реализации контрактов по закупкам, в частности, принцип контрактной системы в сфере закупок (статья 6), принцип открытости и прозрачности (статья 7), принцип обеспечения конкуренции (статья 8), принцип профессионализма заказчика (статья 9)

и др., что является весьма позитивным в деле повышения конкурентоспособности образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги физическим и юридическим лицам.

Важным обстоятельством является то, что представители организации, осуществляющие образовательную закупку, кроме наличия соответствующего профессионализма в сфере государственных и муниципальных закупок, должны руководствоваться принципом качества оказываемых образовательных услуг, то есть понимать, насколько та или иная образовательная организация способна решать задачи по реализации программ дополнительного профессионального образования. Конечно, наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования — это всего лишь один из формальных признаков, тогда как особое место должно отводиться анализу учебных программам и уровню профессионализма преподавателей, реализующих данные программы обучения. Но, к большому сожалению, специалисты по закупкам образовательных услуг скорее ориентированы на ценообразование, поскольку отражают концепцию собственного учреждения, направленную на экономию бюджетных средств. И хотя контрактные управляющие, специалисты по закупкам, члены закупочной комиссии постоянно сами повышают свою квалификацию в сфере госу-

дарственных и муниципальных закупок, это никаким образом не влияет на «качество» выбора «контрактного исполнителя» образовательной услуги для собственной организации, а всё только потому, что образовательные услуги поставлены в один ряд с закупками товаров, необходимых работ, например, приобретение канцтоваров или ремонт помещений, уборка снега и т. д.

Следует отметить, что образовательная деятельность представляет собой особый вид труда, при котором значительно сложнее констатировать результат деятельности [4], то есть, с одной стороны, педагог передает знания, производит процесс обучения, формирования у обучающихся определенных знаний, умений, навыков, а, с другой, — знания, представления и опыт обучающиеся смогут показать, применить, продемонстрировать и пр. не сразу, а спустя определенное время. В то же время педагогом курсов повышения квалификации затрачено количество времени на подготовку и проведение учебного занятия (очно или онлайн). Иными словами, труд преподавателя имеет определенную цену, которая с позиции «производственных отношений» должна быть рассчитана в аспекте товарно-денежных отношений.

Оценивание результатов умственного труда субъектов педагогического взаимодействия (педагога и учащихся) происходит на основании экспертных оценок — в процессе промежуточных или ито-

говых аттестаций. Однако педагогическая деятельность тарифицируется по установленным в образовательной организации характеристикам [5]. В частности, зарплата педагога может состоять из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, что закреплено в коллективных и трудовых договорах образовательных организаций подведомственных Министерству просвещения или Министерству науки и высшего образования.

К сожалению, данная процедура тарификации не распространяется на работу педагогов по программам дополнительного профессионального образования учреждений, не имеющих бюджетного финансирования, к которым относятся автономные некоммерческие организации, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности. Мало того, что эти учреждения должны сами себе заработать средства на материальное обеспечение учебного процесса, сопровождение документооборота в связи с обучением и выпиской документов об образовании слушателям курсов повышения квалификации или обучающимся по программам профессиональной переподготовки, обеспечить оплату прочих расходов, то они также должны выплачивать заработную плату преподавателям, принимавшим участие в проектировании и реализации программ обучения.

В этой связи возникает необходимость расчета трудозатрат по разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования с тем, чтобы выплачивать соответствующую тарифам заработную плату преподавателям, учитывая налоговые выплаты и прочие расходы деятельности организации дополнительного профессионального образования.

Поскольку бюджетные организации осуществляют закупки и выставляют на торги свои запросы (в том числе и образовательные услуги), то такая контрактная система способствует тому, что цены на образовательные услуги значительно падают с учётом большего количества участников, готовых заполучить искомый «контракт». Участие различных образовательных организаций дополнительного профессионального образования в «торгах» приводит к конкуренции не столько с позиции профессиональных качеств обеспечения учебного процесса, сколько с позиции уменьшения стоимости образовательной закупки, когда стоимость учебного часа не подлежит никакому обоснованию бухгалтерского расчета трудозатрат. Поэтому ни о каком качестве образования по программам дополнительного профессионального образования, организованного посредством закупок, говорить не приходится. Данным организациям, «выигравшим» дешевый тендер, ничего не остается, как только выписывать документы об образовании, то есть осуществлять процедуру докумен-

тооборота с последующей выгрузкой удостоверений о повышении квалификации, дипломов о профессиональной переподготовке в ФИС ФРДО1, поскольку на оплату труда педагогов средств не остается. В лучшем случае обучение будет происходить по усеченной программе, когда слушатели смогут 1—2 раза увидеть педагога или ознакомиться с учебным курсом дисциплин в дистанционном режиме, представленном на платформе, например, Moodle.

Нередко бывает так, что бюджетные образовательные организации для того, чтобы повысить квалификацию своих педагогов по конкретной тематике (например, по информационным технологиям или оказанию первой помощи, др.) выходят на закупки с подготовленными предварительно несколькими предложениями, в которых приводятся примерные учебные планы и стоимость обучения, якобы рассчитанная за одного обучающегося. Указывается также общая стоимость контракта. Внешне выглядит всё прозрачно. Однако, это не влияет на выбор истинно профессиональной организации-исполнителя, поскольку критерий

1 В рамках проектной деятельности Рособрнадзором создана федеральная информационная система «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении (ФИС ФРДО), обеспечивающая сбор сведений о выданных документах с образовательных организаций, накопление этих сведений в единой базе данных [6].

экономии средств оказывается куда более значимым, чем качество оказываемых образовательных услуг, соответственно снижающееся, как и цена самого обучения.

В реальности цена образовательной услуги рассчитывается бухгалтером с учётом затрат и стоимости видов работ. Следует учитывать и то, что преподавательский состав организации по дополнительному профессиональному образованию (ДПО) — это высококвалифицированные ученные и практики в той или иной области знания, что немаловажно в условиях повышения квалификации, в процессе непрерывного образования взрослых.

Приводим пример расчёта суммы оплаты труда педагогу ДПО [7].

А = (В1*С1 + В3*С3 + D1*C5 + +D2*C6) *N + В2*С2 + В4*С4, где А — работа преподавателя, которая подлежит оплате;

В — количество учебных часов (проведенных занятий с обучающимися), а В1, В2, В3, В4 — виды учебных занятий преподавателя с обучающимися;

С — оплата преподавателю ДПО по видам деятельности, а С1, С2, С3, С4, С5, С6 — виды оплаты труда преподавателю;

D — количество выполненных обучающимися заданий, а D1, D2 — виды выполняемого задания (задания текущего контроля или контрольные задания);

N — количество обучающихся в группе.

Для преподавателей ДПО с научной степенью (кандидата и доктора наук) и научным званием (доцента и профессора) сумма умножается на коэффициент 1,1 и 1,2 соответственно.

В соответствии с приведенной формулой расчёта оплаты труда преподавателю ДПО, Н. В. Нику-личевой [8] рассматриваются все необходимые составляющие (табл. 1), которые следует учитывать при определении цены на оказываемые образовательные услуги, что соответственно прописывается в договоре сторон при формировании контракта на закупку.

Конечно, также во внимание берётся разработка и подготовка к преподаванию отдельных курсов повышения квалификации или учебных дисциплин (модулей) по программам профессиональной переподготовки. Иными словами, при расчёте цены на ту или иную образовательную услугу учитываются все параметры, в том числе и те, которые относятся к хозяйственной деятельности образовательной организации, реализующей программы ДПО.

Приводим расчёт стоимости обучения одного обучающегося по программе ДПО, подготовленное бухгалтером С. Ю. Кибардиной [9]. Расчет фонда оплаты труда: 4083,00 *10 мес./720 час. * 2258 час. = = 128 047,42 руб. — оплата за часы учебного плана.

2258 — количество часов учебного плана в год на 1 группу 4083,00 руб. — базовый оклад преподавателя.

Персональные повышающие надбавки (за высшее образование): 128 047,42*60% = 76828,45 руб. Компенсационные выплаты: 4083,00 * 15%* 10 мес. = 6124,50 руб.

— за кураторство учебной группы,

4083,00 * 15%* 10 мес. = 6124,50 руб.

— за заведование кабинетом педагогики,

4083,00 * 15% * 10 мес. * 2,5% = = 153,50 руб. — за проверку рефератов, контрольных работ.

Стимулирующие выплаты: 128047,42 * 30% = 38414,23 руб. - за высшую категорию (ученую степень), 128047,42 * 30% = 38414,23 руб. -непрерывный стаж,

Таблица 1

Пример расценок труда преподавателю ДПО (по Н. В. Никуличевой)

Вид деятельности дистанционного преподавателя Вид взаимодействия преподавателя и слушателя Стоимость часа работы с 1 слушателем Стоимость часа работы с группой Проверка 1 работы

Работа по e-mail, телеконференция индивидуальная работа 100,00р. (С1)

On-line-лекции, консультации (чат, видеоконференция) групповая 2 000,00р. (С2)

Off-line - консультации (форум, e-mail) индивидуальная работа 200,00р. (СЗ)

Работа с www-ресурсами групповая 600,00р. (С4)

Проверка текущих контрольных работ индивидуальная работа 100,00р. (С5)

Проверка итоговых контрольных работ индивидуальная работа 150,00р. (С6)

Итого фонд оплаты груда преподавателей — 470570,93 руб. (128047,42 + + 76828,45 + 6124,5 + 6124,5 + 153,5 + + 38414,23 + 38414,23) * 1,6 = 470570,93 руб.

1,6 — коэффициент, учитывающий районный коэффициент т надбавку за работу в Южных районах Иркутской области.

Резервный фонд оплаты труда для выплаты отпускных: 470570,93 руб. / 10 мес. / 29,4 * 64 дн. = 102437,21 руб.

Отчисления с фонда заработной платы преподавателя — 173048,46 руб. (470570,93 + 102437,21) * 30,2% = = 173048,46 руб.

Итого заработная плата:

(470570,93 + 102437,21 + 173048,46) / 25чел. = 746056,60 / 25 = 29842,26 руб.

Коммунальные и другие платежи:

Коммунальные услуги и услуги связи — 2284,97 руб.:

- вода и стоки 44935,16 руб. в год / 320 чел. = 140,42 руб. в год на 1чел.;

- электроэнергия 128671 руб. в год /320 чел. = 402,09 руб. в год на 1 чел.;

- тепло и горячая вода 389157,57 руб. в год / 320 чел. = 1216,12 руб. в год на 1 чел.;

- вывоз и утилизация ТБО 0,12м3/ чел. * 615,98 руб. = 73,92руб. в год на 1 чел.;

- услуги связи и интернет-связи 144774,31 руб. в год / 320 чел. = 452,42 руб. в год на 1 чел.

Итого: 140,42+402,09+1216,12+ +73,92+452,42=2284,97руб.

Библиотечный фонд — 316 руб. Амортизация библиотечного фонда:

- 129400 руб. в год / 320 чел. * 0,2 = = 81 руб. на 1 чел.;

- 0,2 — коэффициент, учитывающий срок полезного использования библиотечного фонда при списании 100% амортизации при вводе в эксплуатацию;

- ПО «Электронная библиотечная система «Консультант студента»:

7500 руб. * 10 мес. = 75000 руб. в год /320 чел. = 235 руб. на 1 чел.

Амортизация машин и оборудования — 311,89 руб.

100% амортизация при вводе в эксплуатацию:

- 222779 руб. в год / 320 чел. * 0,2 = = 139,24 руб. на 1 чел.

- 0,2 — коэффициент, учитывающий срок полезного использования ОС при списании 100% амортизации при вводе в эксплуатацию.

Годовая амортизация, начисленная линейным способом: 4604,17 руб. / мес. * 12 мес. / 320 чел. = 172,65 руб. на 1 чел.

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов:

- 140975,55 / 320 = 440,55 руб.

Таким образом, стоимость обучения

1 обучающегося по программе ДПО в объеме 720 часов в группе 25 чел. составит: 29842,26 + 2284,97 + 316,00 + + 311,89 + 440,55 = 33195,67 руб. * 0,97= = 32000,00 руб. (где 0,97 — коэффициент, учитывающий потребность, социальную значимость и конкурентность услуги на рынке).

Приведённые образцы расчётов приблизительные, но они должны учитываться при составлении контрактов на закупку образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования. Для бюджетных организаций высшего звена дополнительное профессиональное образование может являться как последипломное обучение, на которое могут быть выделены бюджетные средства, так и обучение в форме стажировок, повышения квалификации или профессиональной переподготовки в профильной системе трудовой деятельности, реализуемое на ком-

мерческой основе. Иные образовательные учреждения, не получа-ющиебюджетноефинансирование, осуществляют свою деятельность также на контрактной основе. Поэтому очень важно, чтобы стоимость обучения имела свою реальную обоснованность с точки зрения затрат [10], влияющих в итоге на качество оказываемых образовательных услуг.

В нынешних условиях контрактная система повысила конкуренцию, в которой значительный удельный вес занимает снижение стоимости контракта, когда обо-

снование цены обучения по программам ДПО не имеет никакого значения, вследствие чего образовательная организация, «выигравшая» тендер приступает к реализации образовательной услуги, о качестве которой не трудно догадаться. Очевидно, что должна быть здоровая конкуренция между государственными и негосударственными организациями, основанная не на товарно-денежных отношениях, а на предоставлении качественных образовательных услуг с учётом объективного их ценообразовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дополнительное профессиональное образование. Статья 76 // Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // https:// www.consultant.ru/document/сош_ doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffd 17Га318с1еГ137ГО1615/ (дата обращения: 27.05.2023).

2. Беккер П. Р. Закупка образовательных услуг // https://school.kontur. га/риЬИсайош/1572 (дата обращения: 27.05.2023).

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 27.05.2023).

4. Синицына Е. В. Педагогический труд: общие представления и основные подходы к оценке труда учителя //

Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С. 37-39.

5. Нормативные затраты // https:// www.cbias.ru/faq/08-normativnye-zatraty/ (дата обращения: 20.05.2023).

6. Формирование и ведение Федерального реестра сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // https:// obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/ formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah-ob-obuchenii/#:~:text (дата обращения: 29.05.2023).

7. Никуличева Н. В. Расчёт оплаты труда преподавателя, осуществляю -щего дистанционное обучение // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов, Москва, 17-18 февраля 2014 года. М.: Логос, 2015. С. 145-157.

8. Никуличева Н. В. Экономическая схема оплаты труда преподавателя дистанционного обучения // http:// krirpo-old.ru/D ocuments/august_2019/ NikulichevaNV_29.08.2019.pdf (дата обращения: 29.05.2023).

9. Кибардина С. Ю. Расчёт стоимости обучения // http://chermed.ucoz.ru/

Norm_dokumenti/sd.pdf (дата обращения: 30.05.2023).

10. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 6 февраля 2019 г. № МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг» // https://www.garant. ru/products/ip о/рите^ос/72070382/ (дата обращения: 30.05.2023).

REFERENCES

1. Additional professional education. Article 76 // Federal Law of December 29, 2012. N 273-FZ (as amended on February 17, 2023) «On Education in the Russian Federation» (as amended and supplemented, entered into force on February 28, 2023) // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c 1ef137f0l6l5/ (date of the application: 27.05.2023).

2. Becker P. R. Procurement of educational services // https://school. kontur.ru/publications/1572 (date of the application: 27.05.2023).

3. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» dated April 5, 2013. N 44-FZ (last edition) // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144624 / (date of the application: 27.05.2023).

4. Sinitsyna E. V. Pedagogical work: general ideas and basic approaches to assessing the work of a teacher // Innovative projects and programs in education. 2013. No. 5. P. 37-39. (In Russ.).

5. Normative costs // https://www. cbias .ru / faq/ 0 8 -normativnye - zatraty/ (date of the application: 20.05.2023).

6. Formation and maintenance of the Federal Register of information on education documents and (or)

qualifications, training documents // Federal Service for Supervision in the Sphere of Education and Science // https://obrnadzor.gov.ru/ gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/ formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah- ob-obuchenii/#: ~:text (date of the application: 29.05.2023).

7. Nikulicheva N.V. Calculation of the remuneration of a teacher who provides distance learning. Attraction of education. Fifth Saburov Readings: abstracts, Moscow, February 17-18, 2014. M.: Logos, 2015. P. 145-157. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Nikulicheva N. V. The economic scheme of remuneration of a teacher of distance learning // http://krirpo-old.ru/ Documents/august_2019/ NikulichevaNV_29.08.2019.pdf (date of the application: 29.05.2023).

9. Kibardina S. Yu. Calculation of the cost of education // http://chermed.ucoz. ru/Norm_dokumenti/sd.pdf (date of the application: 30.05.2023).

10. Letter of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated February 6, 2019. No. MN-94/SK «On setting the cost of paid educational services» // https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72070382/ (date of the application: 30.05.2023).

Поступила в редакцию: 31.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.