Научная статья на тему 'Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий Брянской области'

Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий Брянской области»

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Рыбикова, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации находится в состоянии неготовности к данному переходу, качественные же характеристики экономики Брянской области не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Поэтому в этих условиях очень важна государственная поддержка сельскохозяйственного производства.

Государственная поддержка сельхозпроизводителей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется, большей частью, в виде предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на условиях софинансирова-ния. Направления господдержки конкретизированы в Госпрограмме развития сельского хозяйства.

В последнее время объем бюджетной поддержки агропромышленного сектора экономики Брянской области ежегодно увеличивался. Так в 2007 г. общий объем поддержки составил 797 млн руб. (ф.б. - 266,7 млн руб., об. б. - 522,7 млн руб.), в 2008 г. 1485,9 млн руб. (ф.б. - 670,4 млн руб., об.б. - 815,5 млн руб.), в 2009 г. 1652,3 млн руб. (ф.б. - 884,1 млн руб., об.б. - 768,3 млн руб.). Необходимо отметить, что в общем объеме бюджетных средств существенно возросла доля федерального

бюджета, с 33% в 2007 г. до 54% в 2009 г. Эта тенденция сохраняется и в текущем году (по предварительным расчетам доля федеральных средств составит около 70%).

В течение анализируемого периода произошло увеличение субсидий на развитие производства сельскохозяйственной продукции в 3,2 раза. Следует отметить, что увеличение в большей мере происходит в таких районах, как Красногорский, Рогне-динский, Суземский и Трубчевский. Менее значительный рост субсидий наблюдается в Выгонич-ском, Почепском и Навлинском районах.

По данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию при администрации Брянской области, удельный вес субсидий в выручке от реализации сельскохозяйственной продукции увеличивается, что положительно характеризует уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Наибольший удельный вес субсидий в выручке от реализации продукции имеют такие районы, как Красногорский, Злынковский, и Гордеевский районы. Именно эти районы были подвержены более высокому уровню радиации и в настоящее время государственная поддержка здесь более значительная. Можно выделить такие районы, как Брянский и Дятьковский, удельный вес субсидий в которых менее 10%, что в большей мере обусловлено высоким уровнем отдачи государственной поддержки и более высоким уровнем эффективности сельскохозяйственного производства в этих районах.

Таблица 1 - Динамика величины субсидий сельскохозяйственным предприятиям Брянской области, млн руб

Районы 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонения (+) 2009 г. к 2007 г. Темп роста % 2009 г. к 2007 г.

Брасовский 10666 31768 42619 31953 4,0р.

Брянский 39671 86473 115031 110749 3,8р.

Выгоничский 4282 7279 8054 3772 188,1

Гордеевский 9122 1 2934 25120 15998 2,8р.

Дубровский 12242 26894 34896 22654 2,9р.

Дятьковский 19748 92507 58407 38659 3,0р.

Жирятинский 33313 81408 97654 64341 2,9р.

Жуковский 12278 24822 36759 24481 3,0р.

Злынковский 2284 5408 11031 8747 4,8р.

Карачевский 20242 53521 88818 68576 4,4р.

Клетнянский 1606 3027 5663 4057 3,5р.

Климовский 6566 1 71 75 17632 11066 2,7р.

Клинцовский 9219 23569 39916 30697 4,3р.

Комаричский 29086 76693 97470 68384 3,4р.

Красногорский 3776 1 0039 33330 29554 8,8р.

Мглинский 7605 7416 19047 11442 2,5р.

Навлинский 5190 71 07 12630 7440 2,4р.

Новозыбковский 12042 36413 38736 26694 3,2р.

Погарский 16040 41999 58743 42703 3,7р.

Почепский 18354 1 9376 37057 18703 2,0р.

Рогнединский 3103 1 0571 21063 17960 6,8р.

Севский 7277 22366 22159 14882 3,0р.

Стародубский 59857 87755 157318 97461 2,6р.

Суземский 1179 4083 6664 5485 5,7р.

Суражский 5972 6361 17425 11453 2,9р.

Трубчевский 6897 22262 51609 44712 7,5р.

Унечский 11865 1 9035 33886 22021 2,9р.

По области 369482 838261 1188737 819255 3,2р.

В 2007-2009 гг., в том числе и по причине увеличения господдержки в сельском хозяйстве Брянской области зафиксирован наиболее значительный рост производства продукции: 2007 г. -

107%, 2008 г. - 108,4%, 2009 г. - 104%. При этом основной прирост обеспечен сельскохозяйственными предприятиями (по годам соответственно 24,3%, 17,6%, 5,4%). В структуре сельхозпродукции по ка-

тегориям хозяйств доля сельскохозяйственных предприятий возросла с 34,7% в 2007 г. до 43% в 2009 г. В то же время, следует заметить, что для экономического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повышать не только уровень поддержки, но и эффективность ее использования. Каждый вложенный в производство продукции рубль должен работать на результат, должна повышаться отдача от вложенных ресурсов.

Для оценки влияния уровня субсидий в выручке от реализации продукции на уровень рентабельности продаж, среднемесячной заработной платы работников, производительности труда и землеотдачи была рассчитана экономическая груп-

пировка. Полученные результаты показали достоверность и объективность расчетов.

Первая группа районов самая малочисленная и она характеризуется самым низким уровнем субсидий в выручке от реализации продукции. В этой группе самый низкий уровень рентабельности продаж. Однако в данной группе самая высокая заработная плата, производительность труда и земле-отдача. То есть районы данной группы характеризуются высокой эффективностью не за счет субсидий государства, а за счет эффективной производственно-хозяйственной деятельностью, то есть данные районы изначально имели более высокую эффективность деятельности предприятия.

Таблица 2 - Группировка районов по уровню субсидий на 1 руб. выручки по сельскохозяйственным

Группы по удельному весу субсидий в выручке, % Количество районов Средний удельный вес субсидий в выручке, % Уровень рентабельности продаж, % Среднемесячная зарплата, руб. Землеотдача, руб. Производительность труда, тыс. руб.

До 10 3 9,74 7,68 8859 31,98 544,30

От 10 до 20 7 17,31 8,07 6539 4,97 286,34

От 20 до 30 12 24,12 13,76 5851 3,40 339,78

От 30 до 50 6 49,54 22,51 5313 1,82 174,48

В среднем 28 17,00 12,15 7006 5,25 344,36

Вторая группа характеризуется уровнем субсидий в размере то 10 до 20%. В данную группу входят 7 районов области, то есть одна четвертая часть из общей численности. Средний уровень субсидий в данной группе выше, чем в предыдущей в 1,8 раза. Уровень продаж составил 8,07%, что выше, чем в первой на 0,39 п. п. Среднемесячная заработная плата, производительность труда и зем-леотдача здесь ниже соответственно на 26,1%, 47,4% и 6,4 раза соответственно и к тому же данные показатели ниже, чем в среднем по районам Брянской области.

Третья группа - самая многочисленная, и ха-растеризуется довольно высоким уровнем субсидий в денежной выручке - от 20 до 30%. Средний уровень рентабельности в данной группе составил 13,76%, что выше, чем в предыдущей второй группе на 5,69 п. п. и выше, чем в среднем по области 1,61 п. п. Среднемесячная заработная плата в данной группе составила 5851 руб., что ниже, чем в предыдущей группе на 10,5% и чем в среднем по предприятиям области на 16,5%. Производительность труда в этой группе несколько выше, чем в предыдущей, но ниже, чем в среднем по области.

Четвертая группа имеет самый высокий уровень субсидий в выручке от реализации. В эту группу вошли в основном районы подверженные радиоактивному заражению и районы, в которых уровень развития сельского хозяйства гораздо ниже, чем в

среднем по области. Как следствие в этих районах самый низкий уровень заработной платы, низкая производительность труда и низкая землеотдача.

Для подтверждения выводов из группировки и установления тесноты связи между показателя был рассчитан коэффициент парной корреляционной зависимости между уровнем субсидий на один рубль выручки и уровнем рентабельности, оплаты труда, производительностью и землеотдачей. Полученные коэффициенты парной корреляции говорят о том, что связь между уровнем субсидий в выручке и уровнем рентабельности прямо пропорциональная средней тесноты г = 0,54. Между уровнем субсидий в выручке и остальными анализируемыми показателями связь обратно пропорциональная, то есть при увеличении результативного показателя анализируемые показатели снижаются. Так коэффициент парной корреляции между уровнем субсидий и среднемесячной заработной платой составил г =0,44, землеотдачей, г =0,35, т.е. связь средняя, а между заработной платой слабая г =0,25.

В целом можно отметить, что доля субсидий в выручке от реализации продукции увеличиваются, и эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий так же растет. Таким образом повышается адаптированность сельскохозяйственных организаций региона к более жестким условиям конкуренции при увеличении степени открытости экономики в условиях глобализации.

2.5. Межгосударственные и межрегиональные связи в формировании агропродовольственных рынков, их инфраструктуры, создании перспективных

агропродовольственных кластеров и др.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНАХ

В.А. Кундиус, д.э.н., проф., проректор Алтайского государственного аграрного университета

Влияние процессов глобализации на форми- изменений климата во многих сельскохозяйствен-

рование аграрной структуры России и территори- ных регионах, неуклонного роста населения плане-

ального размещения сельскохозяйственного произ- ты, спроса на продовольственные ресурсы в мире.

водства по регионам страны особенно усилилось в Продовольственному обеспечению в настоящее

последние годы под влиянием катастрофических время уделяется самое пристальное внимание в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.