Научная статья на тему 'Влияние государственного регулирования цен на древесину на экономические результаты работы предприятий лесного хозяйства'

Влияние государственного регулирования цен на древесину на экономические результаты работы предприятий лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЛЕСНАЯ ТАКСА FORESTRY / PRICE CONTROLS / PERFORMANCE INDICATORS / TIMBER FEE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Санкович М. М.

В статье рассматривается эффективность государственного регулирования цен на древесину, отпускаемую на корню (лесные таксы), и в заготовленном виде (отпускные цены на лесоматериалы круглые). В результате анализа изменения основных показателей хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства республики и динамики роста цен на древесину сделаны выводы о запаздывании принятия решений о повышении уровня лесных такс, что приводит к снижению уровня доходности лесохозяйственного производства и окупаемости затрат на него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Санкович М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the effectiveness of state regulation of prices for wood in stands (forest taxes), and harvested in the form of (selling prices for roundwood). An analysis of the changes of the main indicators of economic activity of the enterprises of the republic and forestry growth dynamics timber prices conclusions of the delay decisions to increase the level of forest taxes, which reduces the level of profitability of forestry production and payback on him.

Текст научной работы на тему «Влияние государственного регулирования цен на древесину на экономические результаты работы предприятий лесного хозяйства»

УДК 630*61

М. М. Санкович, доцент

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА ДРЕВЕСИНУ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

In the article parameters of economic activities regulation of the prices for wood resources (a wood

Введение. «Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 20072011 гг.» [1] в качестве ожидаемых результатов от ее реализации предусматривает:

- повышение доходов за счет совершенствования действующего механизма ценообразования на древесину, отпускаемую на корню и реализуемую в заготовленном виде, -183 млрд.. руб.;

- уменьшение удельного веса бюджетных ассигнований в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства с 52% в 2006 г. до 35% в 2011 г.

Вероятность достижения этих результатов обусловлена как потенциальными возможностями самих предприятий (внутренние фактор ь), так и степенью вмешательства ор пнов государственного управления в хозяйственную деятельность предприятий (внешние факторы). В данной статье предпринята попытка проанализировать своевременность принятия

of the forestry enterprises and influence on them of state on a root and the prepared forest products) are analyzed.

решений об изменении уровня лесных такс и отпускных цен на заготовленные лесоматериалы и степень их влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства и отрасли в целом.

Основная часть. Анализ показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий лесного хозяйства Республики Беларусь за последние семь лет (2000-2006 гг.) свидетельствует о недостаточно эффективном использовании имеющихся ресурсов древесины. Несмотря на предпринимаемые органами управления отрасли и самих предприятий усилия, экономические результаты хозяйственной деятельности не улучшаются.

Во многом это обусловлено запаздыванием принятия решений в системе управления отраслью. В табл. 1 представлена динамика основных показателей, характеризующих состояние лесо-хозяйственного и промышленного производства лесхозов республики.

Основные показатели хозяйственной деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь

Таблица 1

Показатели Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Общая площадь, тыс. га 7591,7 7868,7 7922,0 7983,4 8070,6 8116,3 8121,5

Покрытая лесом, тыс. га 6566,1 6742,8 6791,6 6820,9 6893,2 6916,4 6936,3

Средняя площадь лесхоза, тыс. га 85,3 88,4 89,0 85,8 85,0 85,4 84,6

Объем лесопользования, тыс. м3 9947 10582 11716 13749 14395 13043 12297

В том числе главное пользование,

тыс.м3 4000 4037 4103 4462 4865 5304 5506

Рост затрат на лесное хозяйство

(по отношению к прошлому году) 3,05 2,32 1,40 1,43 1,46 1,37 1,12

Рост доходов лесного хозяйства

(по отношению к прошлому году) 3,27 1,38 1,31 1,50 1,82 1,27 1,06

Окупаемость затрат 0,85 0,51 0,46 0,50 0,62 0,55 0,52

Рост объемов товарной продукции

(по отношению к прошлому году) 2,59 1,75 1,51 1,48 1,32 1,44 1,16

Рост себестоимости товарной про-

дукции (по отношению к прошлому году) 2,83 1,85 1,42 1,48 1,28 1,51 1,19

Прибыль промышленного производства, млн. руб. 6249 7618 17057 25158 37412 42850 42112

Рентабельность продукции, % 18,9 12,4 19,7 19,7 22,9 17,4 14,4

Капиталовложения в лесное хозяй-

ство, млн. руб. 604 927 1347 2740 5495 11242 12545

В 1999-2000 гг. осуществлялась передача земель, принадлежащих сельскохозяйственным предприятиям, в состав Министерства лесного хозяйства (в 1999 г. передано 475 тыс. га; в 2000 г. - 277 тыс. га). Общая площадь гослес-фонда увеличилась за 2000-2006 гг. на 530 тыс. га, покрытая лесом на 370 тыс. га, количество лесхозов увеличилось с 89 до 96, что привело к некоторому снижению средней площади лесхоза с 85,3 тыс. га в 2000 г. до 84,6 тыс. га в 2006 г. Объем лесопользования по всем видам рубок увеличился с 9,95 млн. м3 до 12,3 млн. м3, причем максимальный объем заготовки был достигнут в 2004 г. - 14,4 млн. м3.

Затраты лесохозяйственного производства выросли в 1 1 раз; доходы, включающие лесной доход и доходы от ведения лесного хозяйства - в 7 раз. Окупаемость затрат лесного хозяйства собственными доходами колебалась в пределах: 2000 г. - 0,85; 2002 - 0,46; 2004 -0,62; 2006 г. - 0,52.

Рост объемов промышленного производства - товарной продукции в действующих ценах в 9 раз. Себестоимость товарной продукции также возросла в 9 раз. Рентабельность продукции колебалась по годам: 2000 г. - 18,9%; 2001 - 12,4%; 2004 - 22,9%; 2006 г. - 14,4%.

Капиталовложения в лесное хозяйство увеличились с 604 млн. руб. в 2000 г. до 12,5 млрд. руб. в 2006 г., то есть возросли в 21 раз.

Несомненно, что решающее влияние на увеличение расходов на ведение лесного хозяйства оказывает рост заработной платы (месячная тарифная ставка 1-го разряда), рост цен на топливо и смазочные материалы, общий уровень инфляции в стр не. Так, за рассматриваемый период 2000-2006 гг. месячная тарифная ставка 1-го разряда повышалась 16 раз (табл. 2) и выросла с 7200 руб. (2000 г.) до 6 5тыс. руб. (2006 г.), то есть в 9 раз.

Среднемесячная начисленная заработная плата в народном хозяйства Республики Беларусь увеличилась с 58,9 тыс. руб. в 2000 г. до 582 тыс. руб. в 2006 г., то есть выросла в 10 раз.

Изменение уровня лесных такс (отпускных цен на древесину на корню) за рассматриваемый период было осуществлено только 4 раза и обеспечило рост лесного дохода в 7 раз. Изменение отпускных цен на заготовленные лесоматериалы в круглом виде также претерпело 4 повышения (табл. 2) и обеспечило примерно 7-8- кратное увеличение доходов лесного хозяйства. Такое сравнение вполне объясняет общее снижение уровня доходности лесохозяйственно-го производства и окупаемости затрат на него.

В табл. 3 приведены значения лесных такс на древесину основных лесных пород по периодам их изменения, которые показывают, что увеличение лесной таксы по р аличным категориям крупности и породам различно.

Таблица 2

Динамика изменения тарифной ставки 1-го разряда и цен на древесину в лесном хозяйстве

Дата Месячная тарифная ставка 1 -го разряда Лесные таксы (сосна, средняя деловая древесина, 2-й разряд такс) Отпускные цены на лесоматериалы круглые (хвойные, деловые), 2-й сорт, 14-24 см)

С октября 2000 г. 7 200 + надбавка 10 000 с декабря 1999 г. 2330 руб./м3

С марта 2001 г. 11 500 + 11 000 с марта 2001 г. 4360 руб./м3 с апреля 2001 г. 4380 руб./м3

С июля 2001 г. 14 500 + 12 000

С декабря 2001 г. 19 500 + 18 000

С сентября 2002 г. 23 200 + система коррект. коэф. 1 р-д = 2,05

С декабря 2002 г. 24 000 + » с декабря 2002 г. 6660 руб./м3

С января 2003 г. 25 000 + »

С марта 2003 г. 26 500 + »

С мая 2003 г. 28 000 + »

С сентября 003 г. 33 000 + »

С декабря 2003 г. 35 000 + » с января 2004 г. 6540 руб./м3

С апреля 2004 г. 38 000 + » 2004-2005 гг. каждый лесхоз устанавливал цены самостоятельно

С ноября 2004 г. 48 000 + » с августа 2004 г. 9810 руб./м3

С апреля 2005 г. 510001+» с января 2005 г. 14 710 руб./м3

С октября 2005 г. 58 000 + »

С февраля 2006 г. 62 000 + 1 р-д = 2,26 с июня 2006 г. 32 200 руб./м3

С ноября 2006 г. 65 000 + »

С ноября 2007 г. 70 000 + » с февраля 2007 г. 19 120 руб./м с февраля 2007 г. 39 300 руб./м3

Таблица 4

Индексы роста доходов и затрат лесного хозяйства по годам (декабрь к декабрю)

Таблица 3

Таксы на древесину лесных пород, отпускаемую на корню, руб./м3 (2-й разряд такс)

Наименование документа Порода

Сосна Дуб Береза

крупн. средн. мелк. крупн. средн. мелк. крупн. средн. мелк.

Приказ МЛХ № 234 от 15.12.1999 г. 3 500 2 330 1 550 12 110 6 050 3 360 1 480 927 617

Постановление СМ РБ № 407 от 27.03.2001 г. 6 560 4 360 2 900 22 680 11 330 6 290 2 770 1 740 1 160

Постановление СМ РБ № 65 от 22.01.2004 г. 9 840 6 540 4 350 34 020 16 990 9 430 4 150 2 610 1 740

Постановление СМ РБ № 968 от 12.08.2004 г. 14 760 9 810 6 520 51 030 25 490 14 150 6 230 3 920 2 610

Постановление СМ РБ № 1667 от 30.12.2004 г. 22 140 14 710 8 480 76 540 38 240 21 230 9 970 6 260 4 180

Увеличение к 2000 г., раз 6,3 6,3 5,5 6,3 6,3 6,3 6,8 6,8 6,8

Постановление СМ РБ № 128 от 2.02. 2007 г. 33 210 19 120 8 480 114 810 38 240 21 230 10 960 6 260 4 180

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

к 1999 г. к 2000 г. к 2001 г. к 2002 г. к 2003 г. к 2004 г. к 2005 г.

Лесной доход 3,43 1,02 1,28 1,46 2,15 1,29 1,03

Доходы от ведения лесного хозяйства 3,13 1,73 1,33 1,52 1,64 1,26 1,07

Итого доходов 3,27 1,38 1,31 1,50 1,82 1,27 1,06

Затраты на лесное хозяйство

Производственные 3,11 2,14 1,44 1,47 1,46 1.35 1,09

На содержание лесной охраны 3,0 2,49 1,36 1,40 1,46 1,39 1,15

Итого затрат 3,05 2,32 1,40 1,43 1,46 1,37 1,12

Индексы роста цен на продукцию производственно-технического назначения [2]

2,92 1,37 1,51 1,30 1,20 1,11 1.10

В табл. 4 представлены индексы роста затрат на лесное хозяйство (производственные и расходы на содержание лесной охраны и аппарата управления); индексы роста доходов (лесной доходи доход от ведения лесного хозяйства); индексы роста цен на продукцию производственно-технического назначения. Рост производственных затрат значительно опережает рост доходов.

Заключение. Представленные расчеты позволяют сделать следующие выводы:

- повышение уровня лесных такс (прерогатива Совета Министров Республики Беларусь) осуществляется с запаздыванием в сравнении с ростом цен на продукцию производственно-технического назначения (горюче-смазочные материалы, электроэнергия, машины и оборудование);

- повышение уровня отпускных цен на заготовленные лесоматериалы в круглом виде (прерогатива Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь) осуществляется в увязке

с повышением лесных такс и не обеспечивает адекватную компенсацию уровня роста затрат на ведение лесного хозяйства;

- для обеспечения сопоставимости результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли (доходов и затрат) следует разработать механизм индексации лесных такс и отпускных цен на заготовленные лесоматериалы в круглом виде в строгом соответствии с ростом цен на продукцию производственно-технического назначения и ростом заработной платы (ставки 1-го разряда).

Литература

1. Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007-2011 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1760 от 29.12.2006. - Минск, 2007. - 89 с.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007: Статистический сборник. -Минск: Информстат Минстата Республики Беларусь, 2007. - 617 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.