Научная статья на тему 'Влияние господдержки на развитие мясного животноводства в Тверской области'

Влияние господдержки на развитие мясного животноводства в Тверской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
439
57
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие АПК / господдержка АПК / мясное животноводство

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Глебова Анна Геннадьевна

Автор обосновывает целесообразность развития мясного скотоводства в Тверской области. Рассмотрен механизм и дается оценка влияния господдержки на развитие мясного животноводства в регионе. Обоснована необходимость и эффективность господдержки АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние господдержки на развитие мясного животноводства в Тверской области»

ВЛИЯНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ НА РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие агропромышленного комплекса государства определяет уровень продовольственной безопасности страны и социально-экономическую обстановку в обществе. АПК является важнейшей составной частью экономики Тверской области, где производится жизненно важная для региона продукция и сосредоточен значительный экономический потенциал. Важнейшее звено АПК — сельское хозяйство. Оно занимает особое место в хозяйстве региона.

В Тверской области удельный вес сельского населения составляет порядка 26%', в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости сельское хозяйство обеспечивает 6,5%2 (занимая 7-е место из 15). Сельское хозяйство области имеет животноводческую направленность: преимущественно разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления, овец, свиней, коз, птицу. Растениеводство специализируется на выращивании льна-долгунца, картофеля, овощей, кормовых культур.

Важнейшее условие развития мясного скотоводства — наличие земельных угодий. Тверская область располагает большим земельным потенциалом. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 2008 тыс. га, или 24% всех земель области, пашня — 1083 тыс. га, или 13%3. Очевидно, что землепользование в области не отличается высокой степенью распаханности. Поэтому выращивание и откорм крупного рогатого скота на полевом кормопроизводстве является неэффективным. Снижение подобных затрат становится возможным благодаря использованию естественных сенокосов и пастбищ.

Важным фактором, определяющим результативность производства, являются, кроме того, разводимые породы животных. В Тверской области производство говядины осуществляется по двум направлениям. Первое предусматривает выращивание и откорм молодняка крупного рогатого скота комбинированных и молочных пород, разводимых в области (сычевская, черно-пестрая и ярославская), которым занимаются десяток специализированных хозяйств и более половины молочных ферм. Второе направление — использование мясных пород, обладающих высокой энергией роста, хорошим выходом и качеством мяса.

Между тем в большинстве стран мира высококачественная говядина, полученная от специализированного мясного скота, стоит дороже, чем мясо животных молочных пород, что однозначно определяет направление развития мясного скотоводства в Тверской области.

Согласно данным государственной статистики, в дореформенный период выращивание и откорм крупного рогатого скота в Тверской области было

прибыльным видом деятельности. В течение многих десятилетий говядину получали от скота молочного направления продуктивности, то есть в результате убоя сверхремонтного молодняка и выбракованных коров молочного стада. Созданные в 1960-1970 гг. межхозяйственные комплексы по выращиванию и откорму молодняка сыграли важную роль в увеличении производства говядины4.

С началом реформ положение отрасли кардинально изменилось как в России, так и в области. Постоянно увеличивающийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, разрыв хозяйственных связей с перерабатывающими организациями, жесткая конкуренция с основными мировыми производителями говядины сделали выращивание и откорм крупного рогатого скота убыточным в большинстве сельскохозяйственных предприятий региона. Резкое снижение рентабельности производства говядины вызвало сокращение поголовья животных, находящихся на выращивании и откорме. Динамика его численности в Тверской области представлена в табл. 15.

Таблица 1.

Динамика поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий Тверской области в 1990-2008 гг. (на конец года), тыс. голов

Г од 1990 1995 2000 2 002 2004 2006 2 007 2008 М есто в РФ

По голо-вье 900,6 571,1 366,2 342,1 262,5 233,1 218,3 198,6 42

К 2009 г. поголовье крупного рогатого скота составило лишь 22% уровня 1991 г. Сокращение численности стада произошло за счет уменьшения поголовья в сельскохозяйственных коммерческих организациях. Основная причина этого — ликвидация крупных откормочных комплексов. Изначально ориентированные на межхозяйственную кооперацию и зависящие от поставок кормов со стороны при переходе к рыночным отношениям и в условиях сокращения уровня государственной поддержки, они прекратили хозяйственную деятельность. Другие производители также были вынуждены сокращать убыточное производство говядины и телятины. К 2009 г. поголовье животных на выращивании и откорме в сельскохозяйственных предприятиях достигло рекордно низкого уровня за период, начиная с 1916 г6.

Хозяйства населения оказались также весьма неустойчивыми к аграрному кризису. Это объясняется тем, что большинство личных подсобных хозяйств находится в сильной зависимости от сельскохозяйственных предприятий, которые являются основными поставщиками кормов и молодняка для откорма. Сокращение поголовья коров в общественном секторе привело к тому, что спрос населения на молодняк значительно сократился вместе с численностью поголовья крупного рогатого скота.

После 1991 г. в области появилась новая категория хозяйств — крестьянские (фермерские) хозяйства. На протяжении исследуемого периода поголовье скота на выращивании и откорме в крестьянских (фермерских) хозяйствах

росло, однако его доля в общей численности животных региона остается незначительной и составляет около 4,5%.

Таким образом, в последние годы произошли определенные изменения в структуре поголовья скота по категориям хозяйств, связанные с незначительным увеличением доли крестьянских (фермерских) хозяйств и, соответственно, уменьшением доли сельскохозяйственных предприятий и хозяйств населения (табл. 27).

Таблица 2.

Динамика структуры поголовья скота по категориям хозяйств за 1995-2008 гг. (на конец года), % от поголовья скота в хозяйствах всех категорий

Год 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Сельскохозяйственные организации 80,7 74,2 74,9 75,2 74,6 75,8

Хозяйства населения 18,2 23,2 21,7 21,2 21,3 19,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1,1 2,6 3,5 3,6 4,1 4,4

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Продолжающееся сокращение поголовья молочного скота понижает численность откормочного контингента. По прогнозу, к 2012 г. объем производства (реализации) крупного рогатого скота на убой может сократиться до 27,7 тыс. т в живой массе, что создает необходимость ускоренного развития отрасли мясного скотоводства8.

В целом результаты выфащивания и откорма крупного рогатого скота в регионе на сегодняшний день можно оценить как неудовлетворительные, а состояние подотрасли как кризисное. Резервы повышения эффективности производства мяса крупного рогатого скота связаны с внутренними и с внешними факторами. На уровне отдельного предприятия важным резервом может стать применение инновационных, высокоэффективных технологий и способов организации труда, направленных на рост количественных и качественных (результативных) показателей выращивания и откорма крупного рогатого скота. Внешними факторами являются государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост покупательной способности населения и др.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности России, принятой в феврале 2010 г., отечественный производитель должен обеспечивать потребность россиян в мясе на 80%. По мнению главы Минсельхоза Елены Скрынник, на выполнение поставленной задачи потребуется 5 лет9. Однако очевидно, что эта задача если и будет решена в указанный министром срок, то преимущественно за счет мяса птицы. Благодаря сравнительно быстрой окупаемости данный сектор развивается быстрее остальных. На втором месте — свиноводство, где окупаемость составляет 5-7 лет. Что касается крупного рогатого скота, то его поголовье продолжает сокращаться не только в Тверской области, но и по всей России. Длительный срок окупаемости производ-

ства говядины (порядка 10 лет) делает этот сегмент наименее привлекательным для инвесторов.

Сейчас область вошла в федеральную программу по развитию мясного животноводства. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» в Тверской области предполагается развивать мясное скотоводство, в частности собственное производство говядины. В 2009 г. более 140 получателей субсидий из 32 районов области воспользовались государственной поддержкой на племенное животноводство. Сумма освоенных ассигнований из областного бюджета составила 44 млн руб. Эти средства помогли многим сельхозпроизводителям области стабилизировать поголовье животных и увеличить производство животноводческой продукции.

Субсидирование оказывалось по нескольким направлениям: на содержание племенного маточного поголовья в сельскохозяйственных организациях, на приобретение племенных и улучшенных животных, для комплектования промышленных и родительских стад, на увеличение продуктивности мясного скотоводства. Благодаря предоставленной компенсации сельхозпредприятия региона закупили более 1700 голов племенного крупного рогатого скота, более 6000 голов свиней, 170 тыс. голов птицы10.

Господдержка племенного животноводства из регионального бюджета продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Всего на поддержку АПК Тверская область в 2010 г. получит 713 млн руб. Соответствующее соглашение подписали министр сельского хозяйства России Елена Скрынник и губернатор области Дмитрий Зеленин11.

Помимо федеральных средств из региональной казны на поддержку АПК в этом году планируется выделить 1, 2 млрд руб. Половина всех средств будет направлена на программы по улучшению качества жизни на селе.

За 2010 г. производство сельхозпродукции в Тверской области должно повыситься на 2,1%, производство молока необходимо довести до 365 тыс. т, мяса — до 78 тыс. т. Рост показателя по растениеводству должен составить 2,6%. Запланированный объем введенного на селе жилья — более 9 тыс. кв. м.

Ужесточение требований в части выполнения критериев ФЦП поддержки АПК объясняется организацией в регионах автоматизированного учета бюджетных средств, предоставленных получателям из федерального и регионального бюджетов в единой системе учета Минсельхоза России. В сформированном в 2009 г. автоматизированном реестре представлено более 400 тыс. получателей бюджетных средств. Из них 38% находятся в Приволжском ФО, 21 — в Сибирском, 15 — в Южном, 14 — в Центральном, по 5 — в Уральском и Северо-Западном и 2% — в Дальневосточном ФО12.

В настоящее время используется следующий перечень критериев оценки эффективности использования федеральных и региональных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий:

• прирост производства продукции сельского хозяйства, в том числе продукции растениеводства и животноводства, в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 руб. субсидий;

• увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в натуральном выражении по основным видам продукции;

• увеличение урожайности и продуктивности по основным видам продукции;

• объем субсидий в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий;

• уровень рентабельности реализованной сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции растениеводства и животноводства без учета субсидий;

• уровень рентабельности реализованной сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции растениеводства и животноводства, с учетом субсидий;

• прирост товарной продукции сельского хозяйства, полученный за счет государственной поддержки;

• прирост основных фондов на 1 руб. привлеченных инвестиционных кредитов;

• объем налоговых поступлений от сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 руб. субсидий.

В масштабах Российской Федерации, однако, следует отметить значительное недовыполнение запланированных показателей госпрограммы развития АПК (табл. 3)13.

Таблица 3.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2009 г., %

Наименование показателей План на 2009 г. Факт +/-

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 103,9 101,2 -2,7

Индекс производства продукции животноводства 105,1 104,1 -1,0

Индекс производства продукции растениеводства 102,8 98,6 -4,2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве 110,6 76,2 -34,4

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного члена хозяйства в месяц, руб. 8928,0 8815,0 98,7

Доля отечественного производства в формировании ресурсов: мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 63,5 79,2 64,1 78,4 +0,6 -0,8

Коэффициент обновления основных видов сельскохозтехники в сельскохозяйственных организациях: трактора комбайны: зерноуборочные кормоуборочные 6,6 8,6 12,8 2,0 4,2 3,4 -- -4 4 6

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий 104,9 105,3 +0,4

В докладе заведующего отделом аграрной политики и прогнозирования развития сельского хозяйства академика РАСХН А.Ф. Серкова14 отмечается, что при явном недостижении запланированного индекса производства продукции сельского хозяйства, в том числе по продукции растениеводства и животноводства в 2009 г., за первые два года реализации государственной программы нарастающим итогом его прирост составил 12,1% при целевом показателе 7,8%. Однако индекс объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве нарастающим итогом равнялся 73,2% при прогнозе в 127,2%. Также не обеспечены целевые показатели по производству молока, льноволокна, рапса.

Благополучно складывается ситуация с производством мяса в целом. За счет восстановления свиноводства и развития бройлерного птицеводства удалось выйти на параметры, определенные государственной программой, компенсировав недобор мяса крупного рогатого скота.

По расчетам отдела аграрной политики и прогнозирования развития сельского хозяйства ГНУ ВНИИЭСХ, исходя из опубликованных балансов продукции животноводства, доля в них отечественного мяса и мясопродуктов превысила целевой показатель на 3,1% молока и молокопродуктов — на 1,0%. Однако это связано не столько с наращиванием производства, сколько с ограничением потребления пищевых продуктов15.

Что касается прогноза развития сельского хозяйства на 2010 г., то он представляется неоднозначным.

Чтобы обеспечить устойчивое развитие мясного скотоводства в Тверской области, необходимо иметь как минимум 10 племенных хозяйств с численностью чистопородного поголовья скота не менее 2 тыс. голов16. В настоящее время в перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, утвержденный приказом Минсельхоза РФ, включено 11 тверских предприятий, являющихся племенными репродукторами по разведению крупного рогатого скота различных пород, и 5 предприятий по информационному обеспечению и хранению семенного материала.

Однако то, что отрасль мясного скотоводства отличает медленная окупаемость вложенных средств на первом этапе реализации проектов, безусловно сдерживает потенциальных инвесторов. В условиях острого дефицита денежных средств эта особенность серьезно затрудняет возведение новых мясных ферм. Поэтому отрасли необходимы федеральные, региональные и местные дотации, соизмеримые с затратами на строительство (реконструкцию) помещений, создание культурных пастбищ и кормовых севооборотов, рекультивацию лугов, приобретение племенного скота, техники, обучение кадров и т.д.

Ускоренное развитие мясного скотоводства в ближайшие годы — одно из перспективных направлений по увеличению производства высококачественной говядины, которое отвечает задачам приоритетного национального проекта развития АПК.

1 Удельный вес сельского населения в общей численности населения // Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/03-04.htm

2 Отраслевая структура валовой добавленной стоимости // Росстат. http://www.gks.ru/ bgd/regl/b09_14p/IssWWW.exe/Stg/d2/11-04.htm

3 Рейтинговое агентство «Эксперт РА». http://www.raexpert.ru/database/regions/tver/

4 Сударев H.H. Развитие мясного скотоводства в Тверской области // Аграрная наука. 2007, №12. С. 192-194.

5 Поголовье крупного рогатого скота // Росстат. http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_14p/ IssWWW.exe/Stg/d2/15-26.htm

6 Сударев H., Жаров С. Создание мясных стад в Тверской области // Животноводство в России. 2009, №11. С. 51.

7 Структура поголовья скота по категориям хозяйств // Росстат. http://www.gks.ru/ bgd/regl/b09_14p/IssWWW.exe/Stg/d2/15-29.htm

8 Сударев H., Жаров С. Создание мясныгх стад в Тверской области // Животноводство в России. 2009, №11. С. 52.

9 Яшина Г. А. «Вредное» мясо и продовольственная безопасность России // «Капитал страны»: Журнал об инвестиционных возможностях России. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176265/

10 44 млн руб. ассигнований освоено из бюджета области в 2009 г. на племенное животноводство // Пресс-центр администрации Тверской области. http:// www.region.tver.ru/news/?id= 1844

11 Тверскому АПК обеспечена поддержка на государственном уровне // Пресс-центр администрации Тверской области. http://www.region.tver.ru/news/?id=1821

12 Господдержка в обмен на эффективность: Доклад зам. министра сельского хозяйства РФ С.В. Королева на выездном заседании коллегии Минсельхоза в г. Тверь // ГУП РТ «РИВЦ МСХиП РТ. Информационно-аналитическая служба, 2009. http:// www.agro.tatar.ru/rus/file/pub/pub_36288.doc

13 По данным Минсельхоза РФ.

14 Итоги 2009 г. и прогноз функционирования АПК в 2010 г. Материалы круглого стола // ГНУ ВНИИЭСХ. http://www.vniiesh.ru/news/4922.html

15 Там же.

16 Специализированный портал для предприятий мясной и мясоперерабатывающей отрасли. http://www.meat.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.