Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ КОЛОРИСТИКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИТЕЛЕЙ: НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ КОЛОРИСТИКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИТЕЛЕЙ: НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ КОЛОРИСТИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / ВИДЕОЭКОЛОГИЯ / ГОМОГЕННОСТЬ / АХРОМАТИКА / УРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тарасов Константин Валентинович

В статье автор исследует влияние городской колористики новых районов Санкт-Петербурга на психику его жителей. Подробно рассматривается цветовая составляющая городской среды муниципального образования Сергиевское. Автор рассматривает проблемы гомогенности новейшей архитектуры в историческом ключе, и в свете проблем современности. Приводятся примеры неорганизованных урбанистических территорий, возникающих в новых районах города. Также в статье освещаются проблемы общественного пространства Суздальского проспекта и проспекта Просвещения с точки зрения психофизики и цветоведения. Кроме магистральных направлений муниципального образования «Сергиевское», автор рассматривает проблему агрессивных визуальных сред, возникших в жилой зоне микрорайона «Северная долина». В статье поднимаются вопросы видеоэкологии актуальные в условиях девелоперской застройки Санкт-Петербурга. В заключении автор делает вывод о роли новых районов в формировании цветового бассейна Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF URBAN COLORISTICS ON THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF RESIDENTS: ON THE EXAMPLE OF NEW DISTRICTS OF ST. PETERSBURG

In the article, the author explores the influence of urban coloristics of the new districts of St. Petersburg on the psyche of its residents. The color component of the urban environment of the Sergievskoye municipality is considered in detail. The author examines the problems of homogeneity of modern architecture in a historical way, and in the light of the problems of modernity. Examples of unorganized urban territories emerging in new areas of the city are given. The article also highlights the problems of the public space of Suzdal Avenue and Prosveshcheniya Avenue from the point of view of psychophysics and color studies. In addition to the main directions of the Sergievskoye municipal formation, the author considers the problem of aggressive visual environments that have arisen in the residential area of the Northern Valley microdistrict. The article raises the issues of video ecology relevant in the conditions of development development of St. Petersburg. In conclusion, the author concludes about the role of new districts in the formation of the color pool of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ КОЛОРИСТИКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИТЕЛЕЙ: НА ПРИМЕРЕ НОВЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Влияние городской колористики на психоэмоциональное состояние жителей: на примере новых районов Санкт-Петербурга

Тарасов Константин Валентинович,

ассистент кафедры рисунка, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: chromodynamik@gmail.com

В статье автор исследует влияние городской колористики новых районов Санкт-Петербурга на психику его жителей. Подробно рассматривается цветовая составляющая городской среды муниципального образования Сергиевское. Автор рассматривает проблемы гомогенности новейшей архитектуры в историческом ключе, и в свете проблем современности. Приводятся примеры неорганизованных урбанистических территорий, возникающих в новых районах города. Также в статье освещаются проблемы общественного пространства Суздальского проспекта и проспекта Просвещения с точки зрения психофизики и цветоведения. Кроме магистральных направлений муниципального образования «Сергиевское», автор рассматривает проблему агрессивных визуальных сред, возникших в жилой зоне микрорайона «Северная долина». В статье поднимаются вопросы видеоэкологии актуальные в условиях девелоперской застройки Санкт-Петербурга. В заключении автор делает вывод о роли новых районов в формировании цветового бассейна Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: городская колористика, психофизиология, видеоэкология, гомогенность, ахроматика, урбанистика.

Санкт-Петербург в XXI веке является крупнейшим туристическим центром славящимся своей удивительно разнообразной архитектурой. Каждый год тысячи туристов со всего мира приезжают в Северную столицу полюбоваться самой крупной в Европе исторической застройкой. Множество архитектурных ансамблей и памятников архитектуры мирового значения формируют величественный образ Санкт-Петербурга. Несмотря на огромное пластическое разнообразие, Петербург в отношении колористики зачастую ассоциируется с преобладанием серых, ахроматических тонов. Во многом этому впечатлению способствуют природно-климатические факторы - суровая природа Северо-Запада России, с относительно малым количеством солнечных дней и большим количеством атмосферных осадков, плоскостной характер рельефа, температурный и влажност-ный режимы, растительность, а также водные объекты и небо [1, С. 336]. Также нельзя не отметить широкое применение в строительстве таких материалов как финляндский гранит, плитчатый известняк, карельский мрамор. Эти материалы, распространенные на территории Леноб-ласти, объединяет приглушенная, неяркая цветовая гамма. В своей совокупности, эти краски составляют значительную часть цветового бассейна Санкт-Петербурга. Но так ли бесцветна архитектура Санкт-Петербурга? В исторической застройке центра Санкт-Петербурга мы можем увидеть множество примеров красочного, цветного зодчества. Цветонесущая архитектура такого типа, составляет большую часть цветового бассейна Санкт-Петербурга, причём значительно перевешивая в этом отношении ахроматичную или хаотичную колористику новых районов города. Архитектура исторической застройки Санкт-Петербурга почти вся задумана контрастно окрашенной, в этом отношении она опирается на богатейший колористический опыт петербургской архитектуры XVIII века. Пётр I задумывал Санкт-Петербург как современную европейскую столицу, здания которой выполнены из камня. Естественно, в первые годы, молодой столице ресурсов не хватало, и деревянные постройки штукатурили и красили, как бы «рисовали» будущие каменные фасады, структурировали и организовывали стихийную застройку, возникающую в новой столице Российской империи. Но тем не менее стремление к выразительной и полноцветной, полифоничной архитектуре существовало в Санкт-Петербурге всегда. Новые районы города, возникшие в двадцатом и двадцать первом веке по большей части ахроматичны,

сз о

о Л о

о сз о в

городское пространство создаваемое после крупных и продолжительных социальных катастроф ХХ века было бесцветно. Колебания цвета в окраске построек советского времени по большей части были близки к нулевому значению [2, С.47]. Это удивительно, учитывая давние колористические традиции, существующие в петербургской архитектуре дореволюционного периода. Центр города, в отличии от архитектуры новейшего времени абсолютно полифоничен, цвета фасадов домов представляют собой богатейшую палитру красок, с большим количеством акцентов, расставленных в полном соответствии с градостроительным замыслом.

В настоящее время архитектурная среда развивается крайне динамично, на городской территории непрерывно появляются новые объекты (здания, временные сооружения, малые архитектурные формы). Это непрерывно изменяющееся пространство как никогда ранее требует новых концепций и системного, комплексного подхода к архитектурной колористике. Цветовая структура новых построек чрезвычайно важна для создания гармоничного облика современного города. В городской архитектуре, взаимосвязь пластики большой формы и цвета играет особенно важную роль. Цвет является мощнейшим инструментом воздействия на психику и здоровье человека, на его мировоззрение [3, С. 20]. Низкое качество современной городской визуальной среды стало предметом внимания новой науки - видеоэкологии, которая смело говорит о современных проблемах архитектурной полихромии, экологи рассматривают цвет как сильный фактор психофизиологической благоприятности. Бессистемное окрашивание архитектурных элементов может не только уничтожить верное восприятие размеров и формы объекта, но и создать эстетический конфликт со средой, особенно в сложнейшем пространстве городской агломерации, где сталинская архитектура соседствует с современной и исторической застройкой. Несомненно, цветовое решение объекта должно задумываться еще на этапе проектирования и опираться на общий композиционный каркас планировочного направления.

Исторически, колорит городов определялся локальным цветом доминирующего строительного материала, и вся полихромия развивалась далее в определенном тональном диапазоне, обусловленным весьма скромными по современным меркам средствами выразительности. Ограниченность используемых материалов не только способствовала более рациональному и выразительному применению контрастов, но и приближала архитектурную полихромию к более естественному, натуральному ощущению. Цветовые сочетания, наблюдаемые в природе, бесконечно разнообраз-е ны и всегда гармоничны. Несомненно, свои преде ставления о цвете человек черпал из окружающему го мира. В отличии от древнего или средневеко-° вого человека современный горожанин вынужден ав жить в монотонной и однообразной среде, иногда

«разрываемой» хаотичными, диссонирующими пятнами временной рекламы и подсвеченными фасадами новых построек. И все разнообразие современных искусственных материалов, в отсутствии единой цветовой концепции оборачивается неестественной цветовой какофонией.

Санкт-Петербург спроектированный и построенный как столица Российской империи отличался от других русских городов своим строгим и крайне внимательным отношением к архитектурной колористике [4, С.3]. Общественное и культурное развитие стимулировало непрерывную эволюцию городского многоцветия. Пережив длительный подъем во второй половине XIX века, к началу XX века наметилась тенденция к упрощению архитектурных форм и прекращению использования цвета, как средства построения градостроительной формы. Испытав мощнейшее влияние конструктивизма, архитектура Ленинграда перешла вслед за архитектурой всей страны от индивидуального проектирования к концепции типового проектирования. Стандартизация жилой застройки в послевоенный период решила проблему доступного жилья для большинства советских граждан. Были достигнуты хорошие количественные показатели, но в то же время все эти достижения были на фоне тотальной унификации и повсеместного упрощения проектов. К сожалению, жилая застройка послевоенного периода, задуманная как временная, благополучно дошла до нашего времени, и все существующие проекты реновации или замены жилья не эффективны по многим, прежде всего экономическим причинам. Упрощенная, невыразительная форма, множество ритмических повторов, отсутствие острых, запоминающихся силуэтов - верный признак типовой архитектуры 1960-1990 годов.

В колористическом отношении также можно отметить отсутствие удачных решений окраски зданий, монотонность и обесцвеченность внешнего облика целых районов и даже городов. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что типовая застройка создаёт неблагоприятную визуальную среду, с обширными гомогенными видимыми полями, вызывающими повышенное количество сканирующих саккад у наблюдателя [5, С. 28]. Большинство недостатков временной, типовой архитектуры 1960-х годов перешли в массовое строительство новейшего времени. К перечисленным проблемам добавились новые, обусловленные широким применением таких материалов как бетон, стекло, металл, асфальт. В сочетании с примитивными, кубистическими формами и обилием прямых линий эти материалы создают сверхпротяженные зоны монотонности. Лишенные осмысленных, функционально обусловленных акцентов огромные массивы стекла и стали заменяют современному горожанину естественную, природную среду, которую в свою очередь активно уничтожает нерегулируемое развитие городской агломерации.

Экспансивная застройка непрерывно увеличивает площадь городов, причём этот рост продол-

жится и далее, на данный момент 75% населения Российской Федерации проживает в городах и процент этот будет только расти. В Санкт-Петербурге с 1950 г. население увеличилось с 1000000 жителей до 5300000 жителей, то есть за 70 лет выросло более чем в 5 раз [6]. Конечно, такие темпы роста численности горожан не могли не повлиять на скорость жилищного строительства.

В настоящее время городская агломерация активно развивается, и такие районы как Кудрово, Девяткино и Парнас находятся под пристальным вниманием общественности, но как часто бывает эти новообразованные части города застраиваются стихийно и непрерывно изменяются в режиме реального времени.

Один из самых динамично развивающихся, и поэтому очень показательный район Санкт-Петербурга, Парнас, в конце XIX века был просто дачным посёлком, в довоенное время там активно разрабатывались торфяные карьеры и была создана железнодорожная станция, а к 1970 годам ХХ века там началось жилищное строительство и строительство промзоны. Примерно тринадцать лет назад на Парнасе началось активное девелоперское освоение территории. Открытие в 2006 году станции метро Парнас дополнительно стимулировало развитие городской агломерации на северном направлении. И в настоящее время, Парнас является крупным, внутригородским муниципальным образованием, расположенным внутри Выборгского района Санкт-Петербурга.

В 2017 году было принято решение о переименовании МО Парнас в МО Сергиевское в честь Сергия Радонежского [7, С. 1]. Но заметим, что название района Парнас, идущее ещё от Екатерины II в разговорной речи намного более употребимо чем «Сергиевское». В 2022 году, в этом округе проживает около 67 000 человек. Границы муниципального образования проходят по проспекту Энгельса, Луначарского и Художников, Домостроительной улице и административной границе Санкт-Петербурга. Основные магистрали - это проспект Просвещения и Суздальский проспект. Проспект Просвещения является мощным магистральным направлением, идущим с юго-востока, улицы Руставели, на северо-запад, от станции метро «Гражданский проспект» до одноименной станции метро «Проспект Просвещения» и далее до Выборгского шоссе. В створе проспекта, недалеко от перекрёстка с улицей Руставели находится железнодорожная станция Мурино, Приозер-ского направления. С точки зрения архитектуры, проспект характеризуется прежде всего панельной жилой застройкой 1970-1990 годов и современной многоэтажной застройкой. В колористическом отношении, жилое пространство проспекта Просвещения преимущественно бесцветно, встречаются акценты желтого и красного цвета, очень редко зеленого. Так как введение цвета не происходит на узловых, оправданных с точки зрения градостроительства строениях, проспект не произво-

дит красочного впечатления. Чередование цветных поверхностей бессистемно, оправданно в лучшем случае только в рамках колористики отдельно взятого строения, но никак не включено в общую структуру улицы, района и тем более города.

Рассмотрим подробнее пересечение двух крупных магистральных направлений, проспекта Энгельса и проспекта Просвещения. Мы увидим, что в целом, этот важный перекрёсток ахроматичен, что особенно подчеркивает обилие наружной рекламы. Активный цвет вывесок возникает на поверхностях строений в сочетании с серым цветом стен, что сразу передаёт архитектуре еще более анемичный характер. Возможно, торговый развлекательный центр Норд (пр. Просвещения, д. 19) мог бы доминировать на этом пересечении магистральных направлений, учитывая ярко-жёлтые акценты, распределенные по фасаду. Но, если мы продолжим рассматривать пересечение Энгельса и Просвещения, мы заметим, что на другой стороне перекрёстка, по адресу проспект Просвещения д. 34 находится восемнадцатиэтажный жилой дом ярко оранжевого цвета, с вкраплениями того же серого цвета, присущего всему перекрестку. Цветовое впечатление от этого жилого дома усиливается многократно не только по причине столь ярко окрашенной плоскости стены этого крупного объекта, но и из-за контраста со следующим за ним зелёного жилого дома (проспект Просвещения д. 32 к.1). Получается, что один из самых мощных цветовых контрастов на протяжении 7,5 километров застройки не обусловлен с точки зрения градостроительства, не помогает ориентироваться в пространстве, привлекая к центрам социальной активности, а попросту случаен, абсолютно не оправдан. Случайное возникновение мощных цветовых контрастов наиболее часто встречаемая колористическая проблема современной городской застройки.

В каждом новом районе города можно найти множество внесистемных, неорганизованных примеров внедрения цвета в ткань городской среды. Если двигаться по проспекту Просвещения далее на юго-восток станет очевидна проблема монотонности в окраске многоквартирной жилой застройки. К примеру, двенадцатиэтажный дом (проспект Просвещения, д. 35б) полностью ахроматичен, небольшие вставки красного цвета никак не влияют на это впечатление, сверхпротяжённый фасад создаёт обширную гомогенную зону. Примечательно, что двенадцатиэтажный краснокирпичный дом (проспект Просвещения, д. 46, к.3), находящийся на другой стороне проспекта, еще более монотонен. Густой краснокоричневый цвет фасада на такой колоссальной площади теряет свою ценность и образует с серым домом напротив, однообразный двуцветный коридор по которому происходит движение транспортного потока и пешеходов. Эта ситуация чрезвычайно характерна для проспекта Просвещения и целого ряда улиц новых районов Санкт-Петербурга, где гомогенность и однообразие, как мы видим, могут возникать даже при

сэ о

о Л о

о сз о в

окрашенности застройки в довольно интенсивные цвета. Причина возникновения монотонности очевидно находится в отсутствии чередующихся контрастов. И прежде всего в отсутствии светлотных контрастов. Даже когда они присутствуют в окраске новостроек, то контрасты не подчиняются общей пластике здания и не подчеркивают функции различных частей строения [8, с. 65], Тем более, эти случайно возникшие контрасты не подчиняются общей логике градостроительных (планировочных) направлений.

Двигаясь по проспекту Просвещения далее на юго-восток, можно обнаружить очень характерный пример цветоносной застройки, но с полным отсутствием контрастов по светлоте. Это очень крупный жилой комплекс «Лондон парк». Частично кирпичный, большей частью монолитный, двадцативосьмиэтажный жилой комплекс на 3712 квартир является несомненной доминантой этой части проспекта Просвещения, тем более окружение своими размерами явно не соответствует такому мощному массиву сооружений. Напротив, находится небольшая зелёная зона, на которой расположены несколько одноэтажных павильонов и двухэтажный желто-серый дом (улица Кустодиева, д. 11). Окружает эту зелёную зону и сам жилой комплекс типичная для проспекта Просвещения ахроматичная жилая застройка, причём все эти дома (пр. Просвещения, дома 54а, 62в, 45б, 41) девятиэтажные, одной высоты. То есть жилой комплекс Лондон парк, расположенный по адресу проспект Просвещения д. 43, превосходит по высоте своё окружение как минимум в три раза. Высота этого здания не является гармоничной, и выходит из оптимального угла видимого поля [9, C11]. Как же он окрашен? В отличии от серого окружения жилого комплекса мы увидим большие поверхности желтого, синего и красного цвета. При столь внушительных размерах Лондон парка, плоскости, окрашенные в яркие цвета, становятся сверхпротяжёнными, и возникает все то же ощущение монотонности здания. Это ощущение дополнительно подкрепляется абсолютным отсутствием контрастов по светлоте (рис. 7б), что крайне затрудняет зрительную фиксацию [10, C.127]. Как следствие, новое яркоокрашенное строение не решает проблему чрезмерной монотонности проспекта Просвещения, а лишь усиливает ощущение его однообразия. Тем более, явно не учитывается перемена погодных и световых условий. При изменении времени суток отдельные цвета начинают выпадать из спектра восприятия человека и, огромные поверхности, не структурированные светлотными контрастами, превращаются в слепые гомогенные зоны, и задуманный контраст по цветности не позволяет уверенно разбить плоскости фасадов на более комфортные, чередующиеся пятна. Этим е объясняется большая разница между рендерными е изображениями и реальностью, зафиксированной й даже на уровне обычной, необработанной фото° графии. Несоответствие между сложным зритель-5в ным восприятием и рекламными изображениями

такого рода жилых комплексов тем более значительно.

Второй основной магистралью муниципального образования Сергиевское, является Суздальский проспект, который проходит от улицы Руставели до Выборгского шоссе, с северо-запада на юго-восток параллельно проспекту Просвещения. Движение по проспекту проходит по шести полосам, также осуществлено трамвайное и троллейбусное сообщение. Для северной стороны Суздальского проспекта характерна протяженная промышленная зона с большим количеством бетонных ограждений и малой высотностью. Кроме промзоны, на этой стороне проспекта можно увидеть обширные зелёные насаждения, и, хотя в них невозможно увидеть какую-либо организацию, несомненно, наличие растительности смягчает впечатление от ахроматичной и лишенной индивидуальности промышленной архитектуры и подсобных построек.

Южную сторону Суздальского проспекта образует жилая застройка повышенной этажности. Небольшая плотность застройки и большое количество зелёных насаждений являются главными достоинствами жилых домов, расположенных вдоль этой магистрали. Жилая застройка Суздальского проспекта не отличается от архитектуры проспекта Просвещения. С точки зрения архитектурной колористики основные проблемы этого планировочного направления являются монотонность, абсолютная ахроматика, полное отсутствие контрастов, пусть даже и не организованных. Как следствие, Суздальский проспект производит впечатление серой и невзрачной улицы, несмотря на широту и шестиполосное движение (рис. 5). Единственным цветным акцентом на протяжении 7,7 километров застройки является торгово-развлекательный комплекс Гранд Каньон. Расположение на пересечении Суздальского проспекта и проспекта Энгельса довольно удачное, для центра социальной активности. Можно приветствовать внесение цвета в архитектуру, находящуюся на узловом пересечении крупных магистралей.

Несмотря на невысокую этажность Гранд Каньон прекрасно заметен, даже при быстром движении по магистрали на автомобиле (рис. 9а). К сожалению, этот акцент единственный на протяжении почти восьми километров, он не имеет цветовой поддержки, и, по сути, подчеркивает обесцвечен-ность и невзрачность жилой застройки Суздальского проспекта. Если непосредственно начать рассматривать здание торгово-развлекательного комплекса Гранд Каньон, то сразу можно заметить, что оно чрезвычайно плоское, более похожее на ангар чем на социально значимое сооружение. Отсутствующая в этом здании архитектурная пластика заменяется цветной окраской плоского и невыразительного фасада. Контрасты равномерно распределенные по всей площади стены разрушают плоскость и являются по сути маскировочной окраской. Равное количество светлых и темных полос, желтых и белых создают пестроту, за-

трудняющую комфортное зрительное восприятие (рис. 9б). Большой размер столь неудачно окрашенного, плоского фасада усиливает монотонность бессмысленного чередования вертикальных и горизонтальных полос. В итоге, на важном узловом центре магистрали возникает агрессивная визуальная зона, которую можно спокойно воспринимать только из быстро движущегося транспортного средства.

Мы рассмотрели основные магистрали муниципального образования Сергиевское в отношении архитектурной колористики и выявили целый ряд проблем. Цветовые контрасты немногочисленны и случайны, ахроматичная застройка невыразительна, что подчеркивается обилием наружной рекламы, наиболее важные участки этих планировочных направлений не акцентированы. Суздальский проспект, чрезвычайно перспективное направление, на котором ещё будет вестись активное строительство и благоустройство территории. Неплотная застройка и большое количество временных и подсобных сооружений позволяют изменить облик этой широкой и важной магистрали, в отличии от уже сложившегося не самым лучшим образом проспекта Просвещения. Эти важные транспортные артерии северной части Санкт-Петербурга колористически абсолютно не организованны, что сообщает анемичный и монотонный характер новообразованному району города.

Рассматривая Парнас далее, нельзя не сказать о проспекте Энгельса, который является одной из самых больших улиц в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Его протяженность составляет 11 километров. Начинаясь от Новосильцевско-го переулка и проходя до Кольцевой автодороги и далее, проспект Энгельса является одним из Северных въездов в Санкт-Петербург. Изначально, проспект Энгельса доходил лишь до Суздальского проспекта, но после начала развития промзо-ны Парнас и после открытия в 2002 году первого участка КАД, проспект был реконструирован и через Парнасский путепровод пересек Окружную железнодорожную линию. Нет смысла рассматривать весь проспект Энгельса, в контексте изучения муниципального округа Сергиевское. Самые сильные цветовые акценты мы уже подробно рассмотрели, описывая пересечения проспектов Энгельса и Просвещения и далее с Суздальским проспектом. Стоит отметить, что после пересечения с Суздальским проспектом, акцентированным ярким желтым цветом фасада здания торгово-развлекательного комплекса Гранд Каньон, на проспекте Энгельса в колористическом отношении не происходит абсолютно ничего. Конкурируя с Суздальским проспектом в серости и однообразии, он сильно проигрывает ему в широте и интенсивности движения. Конечно, мы говорим только о «Сергиевской» части проспекта Энгельса. Пересекая Окружную железную дорогу, проспект Энгельса подходит к окрестностям метро Парнас. Именно эта территория в обиходе зовётся Парнасом.

Как часто бывает, административные границы муниципального образования не совпадают с представлениями общества о районе города. В случае с Парнасом, можно быть уверенным что многие горожане даже не знают о его новом названии «Сергиевское». В сознании жителей Санкт-Петербурга, Парнас - это окрестности метро Парнас, с обширными промышленными зонами и быстро растущей жилой застройкой высокой этажности, пустынными зонами между домами, заполненными автомобилями.

Двигаясь по проспекту Энгельса, можно оценить характерную для этой местности застройку со стороны. С четырёхполосной проезжей части на западной стороне проспекта Энгельса очень хорошо видно множество домов высокой этажности однообразного песочно-серого цвета, выполненных по кирпично-монолитной технологии, обра-щённых фасадами к промышленной зоне на восточной стороне проспекта. Это микрорайон «Северная долина», который является одним из самых крупных проектов комплексного освоения территории в Санкт-Петербурге. На участке в 370 га в настоящий момент проживает более 125 тысяч жителей, что вполне сравнимо с населением небольшого города. У жилой застройки, находящейся в микрорайоне «Северная долина» очень впечатляющие количественные характеристики, общая ее площадь составляет 3,7 млн квадратных метров. Строительство было начато в 2009 году и все ещё продолжается. Но облик микрорайона уже окончательно сформирован. Множественные инфраструктурные проблемы «Северной долины» давно являются предметом активной дискуссии. Нехватка общественных пространств, озеленения, торговых центров, поликлиник и образовательных учреждений - это проблемы, требующие максимально быстрого решения. Стоит ли говорить, что в районе, где не хватает школ и больниц, вопросы видеоэкологии даже не поднимались. Этот вопрос был изъят из обсуждения проекта, весь этот комплекс заполнен типовыми корпусами одинаковой расцветки. Колорит района явно был сформирован для максимального упрощения процесса согласования проекта и до сих пор не являлся предметом исследования.

Можно предположить, что в макете, а тем более на рендерных изображениях компании Главстрой-СПб, «Северная долина» производила благополучное впечатление. К сожалению, архитектура этого комплекса уже стала синонимом монотонности и беспощадной урбанизации (рис,10а). Высота зданий не позволяет охватить фасад взглядом с близкого расстояния. Отсутствие контрастов усугубляется одинаковым ритмом окон и балконов. Все недостатки, присущие советской типовой архитектуре многократно усилились при увеличении размеров зданий.

В этом, не таком уж большом районе очень трудно ориентироваться, попав туда впервые. Конечно, если социальные центры изначально не планировались, то невозможно требовать

сз о

о Л о

о

сз

о в

от градостроителей грамотного цветового решения, облегчающего и ускоряющего жизненные процессы. Но, 125 тысяч человек не могут не проявить активности, и возникающие стихийно кафе, столовые, салоны красоты, стоматологические кабинеты, магазины и центры детского развития все размещаются на первых этажах двадцати восьмиэтажных зданий. Наружная реклама столь назойливая и зачастую убивающая все впечатление от архитектуры, в микрорайоне «Северная долина» не воспринимается как диссонанс. Она здесь не видна (рис. 10б). Тем более, вынужденные находится на одном высотном уровне, социально значимые пространства ненамеренно конкурируют друг с другом на уровне подачи информации. Примерно одинакового размера вывески неплохо воспринимаются с ближайшего тротуара, но очень плохо различимы издалека, или из быстро движущегося транспорта. Это редкий случай, когда рекламные вывески и баннеры не могут повлиять на архитектурную колористику. Несмотря на слабую насыщенность, как цветовую, так и по светлоте, окраска зданий надежно глушит любой цвет в своём окружении.

Заключение. Архитектурная колористика Муниципального образования Сергиевское ничего не вносит в цветовой бассейн Санкт-Петербурга. Но активное девелоперское освоение территории Парнаса продолжается, и новая концепция цветового решения жилой застройки необходима и должна быть сформулирована в максимально сжатые сроки времени. Важно выработать новый подход к архитектурным формам. Так как здания спроектированы как простые параллелепипеды, естественно, что стены являются плоскостями сравнимыми с небольшой городской площадью. Поэтому, любое пятно, возникающее на доме или рядом с ним должно быть тщательно выверено по размеру или ограничено меньшей плоскостью. Очень усреднённая насыщенность по светлоте и неопределенность в окраске зданий не даёт возможность создать контраст с тёплыми, холодными или светлыми и темными тонами. Хорошо заметными в глухом колорите будут только крупные пятна белого цвета в сочетании с акцентами основных цветов, достаточного размера. К сожалению, в муниципальном образовании «Сергиевское» складывается сверхмонотонная визуальная среда, непригодная для длительного в ней пребывания. Ещё ждут своей очереди медицинские и социальные исследования населения, проживающего в микрорайоне «Северная долина» достаточно продолжительное время. Возможно, результаты этих исследований станут основой множественных будущих судебных исков к строительной компании, если, конечно, она продолжит своё существование к этому времени. Но, уже сейчас можно е утверждать, что жители Парнаса находятся в сое стоянии постоянного неосознанного стресса. Они й вынуждены прятаться в своих личных простран-° ствах, отгораживаясь от визуально враждебной 5В улицы.

Литература

1. Панова Н.Г. Особенности формирования цветовой среды северных городов России / Н.Г. Панова, В.Д. Жиркова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. -№ 3(56). - С. 334-344.

2. Грибер Ю.А. Градостроительная живопись / Ю.А. Грибер, Г. Майна. - 2-е изд., испр. и доп. Монография. - М.: Издательство Юрайт. -134 с.

3. Былинская В.С. Визуальная среда города как проблема психического благополучия человека / В.С. Былинская, Т.И. Кухарчук. Социальное воспитание. - 2016. - № 2. - URL: http:// soc-vospitanie.esrae. ru/49-94.

4. Ефимов А.В. Влияние полихромии на формообразование // А.В. Ефимов, Н.Г. Панова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2014. № 4(29;. - URL: https://marhi.ru/AM-IT/2014/4kvart14/efimov/efimov.pdf.

5. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо. М.: Видеоэкология, 2006. -512 с.

6. Численность населения российской федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 года. Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

7. Закон Санкт-Петербурга. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и отдельные законы Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области территориального устройства Санкт-Петербурга и организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. От 1 марта 2017. Статья 1.

8. Русанов Г.Е. Полихромия как средство преображения архитектуры спальных районов / Г.Е. Русанов, Е.А. Речкалов // Доклады 67-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет - В 5 ч. 4.II. - СПб., 2010. - С. 6467.

9. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6 -е изд. -СПБ: Питер, 2011-589с

10. Аракелян Р.Г. Выявление требований к гуманной жилой среде / р.г. аракелян // Architecture and Modern Information Technologies. -2011. № 2(15). -URL: https://marhi.ru/AM-IT/2011/2kvart11/arakelyan/abstract.php

THE INFLUENCE OF URBAN COLORISTICS ON THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF RESIDENTS: ON THE EXAMPLE OF NEW DISTRICTS OF ST. PETERSBURG

Tarasov K.V.

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

In the article, the author explores the influence of urban coloristics of the new districts of St. Petersburg on the psyche of its residents. The color component of the urban environment of the Sergievskoye municipality is considered in detail. The author examines the problems of homogeneity of modern architecture in a historical way, and

in the light of the problems of modernity. Examples of unorganized urban territories emerging in new areas of the city are given. The article also highlights the problems of the public space of Suzdal Avenue and Prosveshcheniya Avenue from the point of view of psychophysics and color studies. In addition to the main directions of the Sergievskoye municipal formation, the author considers the problem of aggressive visual environments that have arisen in the residential area of the Northern Valley microdistrict. The article raises the issues of video ecology relevant in the conditions of development development of St. Petersburg. In conclusion, the author concludes about the role of new districts in the formation of the color pool of St. Petersburg.

Keywords: urban coloring, psychophysiology, videoecology, homogeneity, achromatic, urbanism.

References

1. Panova N.G. Features of the formation of the color environment of the northern cities of Russia / N.G. Panova, V.D. Zhirkova // Architecture and Modern Information Technologies. - 2021. -No. 3 (56). - S. 334-344.

2. Griber Yu.A. Town-planning painting / Yu.A. Griber, G. Maina. -2nd ed., Rev. and additional Monograph. - M.: Yurayt Publishing House. - 134 p.

3. Bylinskaya V.S. Visual environment of the city as a problem of human mental well-being / V.S. Bylinskaya, T.I. Kukharchuk. Social education. - 2016. - No. 2. - URL: http://soc-vospitanie. esrae.ru/49-94.

4. Efimov A.V. Influence of polychromy on shaping // A.V. Efi-mov, N.G. Panova // Architecture and Modern Information Technologies. - 2014. No. 4 (29). - URL: https://marhi.ru/AM-IT/2014/4kvart14/efimov/efimov.pdf.

5. Filin V.A. Videoecology. What is good for the eye and what is bad. Moscow: Videoecology, 2006. - 512 p.

6. Population of the Russian Federation by sex and age as of January 1, 2021. Federal State Statistics Service (Rosstat).

7. Law of St. Petersburg. On introducing amendments to the Law of St. Petersburg "On the territorial structure of St. Petersburg" and certain laws of St. Petersburg regulating relations in the field of the territorial structure of St. Petersburg and the organization of local self-government in St. Petersburg. March 1, 2017. Article 1.

8. Rusanov G.E. Polychromy as a means of transforming the architecture of sleeping areas / G.E. Rusanov, E.A. Rechkalov // Reports of the 67th scientific conference of professors, teachers, scientists, engineers and graduate students of the university / St. Petersburg State University University of Architecture and Civil Engineering - At 5 o'clock Part II. - St. Petersburg, 2010. - P. 64-67.

9. Solso R. Cognitive psychology. - 6th ed. - St. Petersburg: Peter, 2011-589s

10. Arakelyan R.G. Identification of requirements for a humane living environment / r.g. Arakelyan // Architecture and Modern Information Technologies. - 2011. No. 2 (15). -URL: https://marhi. ru/AMIT/2011/2kvart11/arakelyan/abstract.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.