Научная статья на тему 'Влияние глобальных процессов на локальную территориальную общность: взгляд молодежи'

Влияние глобальных процессов на локальную территориальную общность: взгляд молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЛОКАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / GLOBALIZATION / GLOBAL PROCESSES / LOCAL TERRITORIAL COMMUNITY / YOUNG PEOPLE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Екатерина Владимировна

Исследование глобализации является одной из актуальных тем в научном сообществе в настоящее время. В первую очередь ученые занимаются исследованием глобальных процессов на макроуровне. Менее освещенным в научном сообществе остается вопрос, каким образом глобализация проявляется на уровне индивида и локальных территориальных общностей. Научная новизна состоит в разработке подхода к исследованию влияния глобальных процессов на ценностные установки жителей локальной территориальной общности и дальнейшее развитие локальной территориальной общности в целом. Изучение представлений жителей локальной территориальной общности о том, как глобальные процессы трансформируют их повседневную жизнь, позволяет оценить устойчивость социальных объединений людей, которая оказывает непосредственное влияние на процесс воспроизводства локальной территориальной общности. Цель исследования определение ключевых установок молодых людей, проживающих на территории локальной территориальной общности, относительно влияния глобальных процессов на их территорию проживания. Молодежь является одним из основных субъектов, на который направлены глобальные процессы. Также молодые люди способны определить желаемые направления развития своей территории проживания. Для изучения мнения молодых людей о влиянии глобальных процессов на их территорию проживания проведена серия фокус-групп. Одним из основных итогов исследования стало установление того факта, что связь с территорией проживания у разных групп молодых людей различная. В результате исследования также выявлено наличие у молодых людей глобально-локальной идентичности. С одной стороны, он предполагает активное включение в процессы глобализации, с другой ощущение себя частью локального сообщества. Данный вид идентичности может выступать одним из способов сохранения целостности общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Global Processes on Local Territorial Community: The Youth Perspectives

The study of globalization is one of the most relevant topics in the scientific community today. However, the most research is devoted to the study of global processes at the macro level, with the issues on how globalization influences an individual and local territorial communities being paid less attention to. Scientific novelty of the work is a proposed approach to study the influence of global processes at the meso-level, i.e. an intermediate level between an individual and the states. Studying the responds of the local residents on how the global processes transform their daily lives, allows us to assess the stability of social associations of people, which has a direct impact on the reproduction process of the local territorial community. The purpose of the study is to analyze the influence of global processes on the changes in the reproduction process of a local territorial community. The youth is one of the main actors who are highly influenced by the global processes. Besides, young people are able to identify the areas for the future development of their territories of residence. A series of focus groups was conducted in order to study the opinions of young people about the impact of global processes on their territory of residence. The results of the study show that the connection with the territory of residence for different groups of young people may vary. The study also revealed the presence of hybrid global-local identity of the young people, which implies both their active inclusion in the processes of globalization and the feeling of being part of a local community. This type of identity can be one of the ways to preserve the integrity of the community.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальных процессов на локальную территориальную общность: взгляд молодежи»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 316.4 JEL A14, D83, Z13

DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-4-140-152

Влияние глобальных процессов на локальную территориальную общность: взгляд молодежи Е. В. Мартынова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Новосибирск, Россия

Аннотация

Исследование глобализации является одной из актуальных тем в научном сообществе в настоящее время. В первую очередь ученые занимаются исследованием глобальных процессов на макроуровне. Менее освещенным в научном сообществе остается вопрос, каким образом глобализация проявляется на уровне индивида и локальных территориальных общностей. Научная новизна состоит в разработке подхода к исследованию влияния глобальных процессов на ценностные установки жителей локальной территориальной общности и дальнейшее развитие локальной территориальной общности в целом. Изучение представлений жителей локальной территориальной общности о том, как глобальные процессы трансформируют их повседневную жизнь, позволяет оценить устойчивость социальных объединений людей, которая оказывает непосредственное влияние на процесс воспроизводства локальной территориальной общности. Цель исследования - определение ключевых установок молодых людей, проживающих на территории локальной территориальной общности, относительно влияния глобальных процессов на их территорию проживания. Молодежь является одним из основных субъектов, на который направлены глобальные процессы. Также молодые люди способны определить желаемые направления развития своей территории проживания. Для изучения мнения молодых людей о влиянии глобальных процессов на их территорию проживания проведена серия фокус-групп. Одним из основных итогов исследования стало установление того факта, что связь с территорией проживания у разных групп молодых людей различная. В результате исследования также выявлено наличие у молодых людей глобально-локальной идентичности. С одной стороны, он предполагает активное включение в процессы глобализации, с другой - ощущение себя частью локального сообщества. Данный вид идентичности может выступать одним из способов сохранения целостности общности. Ключевые слова

глобализация, глобальные процессы, локальная территориальная общность, молодежь, идентичность, трансформация Источник финансирования

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект XI.179.1.3 «Российское общество в движении: институциональная среда, структуры, практики и субъекты социальных изменений», № АААА-А17-117022250126-1 Для цитирования

Мартынова Е. В. Влияние глобальных процессов на локальную территориальную общность: взгляд молодежи // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19, № 4. С. 140-152. DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-4-140-152

Impact of Global Processes on Local Territorial Community:

The Youth Perspectives

E. V. Martynova

Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS Novosibirsk, Russian Federation

Abstract

The study of globalization is one of the most relevant topics in the scientific community today. However, the most research is devoted to the study of global processes at the macro level, with the issues on how globalization influences

© Е. В. Мартынова, 2019

an individual and local territorial communities being paid less attention to. Scientific novelty of the work is a proposed approach to study the influence of global processes at the meso-level, i.e. an intermediate level between an individual and the states. Studying the responds of the local residents on how the global processes transform their daily lives, allows us to assess the stability of social associations of people, which has a direct impact on the reproduction process of the local territorial community. The purpose of the study is to analyze the influence of global processes on the changes in the reproduction process of a local territorial community. The youth is one of the main actors who are highly influenced by the global processes. Besides, young people are able to identify the areas for the future development of their territories of residence. A series of focus groups was conducted in order to study the opinions of young people about the impact of global processes on their territory of residence. The results of the study show that the connection with the territory of residence for different groups of young people may vary. The study also revealed the presence of hybrid global-local identity of the young people, which implies both their active inclusion in the processes of globalization and the feeling of being part of a local community. This type of identity can be one of the ways to preserve the integrity of the community. Keywords

globalization, global processes, local territorial community, young people, transformation Funding

The publication is prepared according to the research plan of the IEIE SB RAS within the project no. XI.179.1.3, № АААА-А17-117022250126-1 For citation

Martynova E. V. Impact of Global Processes on Local Territorial Community: The Youth Perspectives. World of Economics and Management, 2019, vol. 19, no. 4, p. 140-152. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2019-19-4140-152

Введение

Глобализация в настоящее время является одной из самых обсуждаемых тем как в средствах массовой информации, так и в научном сообществе. Обсуждение влияния глобальных процессов на мировую систему началось еще в прошлом веке. Исследователи подчеркивали сложность и комплексность глобальных процессов.

Немецкий социолог У. Бек утверждал, что глобальные процессы, в первую очередь, приводят к росту взаимозависимости стран: «Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга. Различные формы экономического, культурного, политического взаимодействия сталкиваются друг с другом» [1. С. 25]. Э. Гидденс отмечал, что глобализация -это, прежде всего, сложное сочетание целого ряда процессов. «Развиваются они противоречиво или даже в противоположных направлениях. Большинство людей считает, что глобализация - это когда полномочия и влияние просто выхватываются из рук местных сообществ и государств и переносятся на международный уровень. Действительно, одно из ее последствий состоит именно в этом. Суверенные государства утрачивают часть экономических полномочий, которыми они прежде обладали. Но глобализация приводит и к противоположному результату» [2. С. 30].

Тема глобализации не теряет свою актуальность и в настоящее время. «Планетарная глобализация не просто имеет место, но является, пожалуй, ключевым процессом начала XXI столетия. Об этом свидетельствует то внимание, которое оказывается данному явлению. Создаются теории и концепции, издается масса научной литературы, проводятся национальные и международные конференции, свои оценки дают лидеры государств, тема глобализации обсуждается в мировых и региональных политических и экономических институтах. Наконец, образовалось и активно действует антиглобалистское движение, манифестации которого собирают одновременно сотни тысяч участников и имеют мировой масштаб» [3. С. 10].

Одним из основных факторов глобализации выступает интенсивное развитие всех сфер жизни. Г. С. Таскаев выделяет спектр тенденций, которые связываются с процессами глобализации: «развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мульти-

культурных сообществ; создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира» [4. С. 13].

Исследователи глобализации в первую очередь уделяют внимание ее влиянию на макроуровне - стран и мира в целом. На этом уровне глобализация может иметь как положительные проявления (развитие внешнеполитических связей, упрощение коммуникации между гражданами разных стран), так и отрицательные (разрушение экономической, политической и культурной сфер отдельных стран). При этом дискуссионным остается вопрос о том, какие последствия этого процесса доминируют.

«Несмотря на то, что понятие "глобализация" является одним из самых употребляемых в современных социальных и гуманитарных науках, среди исследователей не существует полного единства относительно сути и последствий этого масштабного процесса - точнее, совокупности процессов, протекающих во всех сферах социальной реальности, которые несут в себе как новые возможности для человечества, так и новые угрозы» [5. С. 173].

Многие ученые подчеркивают, что глобализация в первую очередь приводит к унификации мирового порядка и, как следствие, разрушению национальных культур и экономических систем. «Глобализация - это постоянно идущий исторический процесс, подразумевающий гомогенизацию и универсализацию мира, а также разрушение национальных границ» [6. С. 44].

Менее освещенным в научном сообществе остается вопрос о том, каким образом глобализация проявляется на локальном уровне. Прежде всего стоит отметить, что на уровне индивида глобализация может привести к кризису идентичности. В меняющихся условиях окружающего мира человек утрачивает привычные ценностные ориентиры, нормы поведения и взаимодействия с людьми.

«Прежние источники идентичности и системы подчинения властям разрушены. Люди на своем пути из деревень в города отдалились от своих корней, получая новую работу или оставаясь безработными. Они открыты к огромным толпам таких же лишившихся корней людей и создают с ними новые взаимосвязи. Они нуждаются в новом источнике идентификации» [7. С. 40].

«Проблема идентичности человека в современном мире стоит очень остро. Исследование феномена идентичности в период глобализации и в контексте мировых тенденций к трансформации общества позволяет определить ее как крайне неустойчивую и постоянно меняющуюся характеристику» [8. С. 72].

«Кризис локальной идентичности, о котором писали еще Э. Дюркгейм и Ф. Теннис, необходимо рассматривать как часть общего кризиса территориальной идентичности, включающий в себя и кризис государственной идентичности, теперь более известный как процесс "глобализации". Этот процесс предварительно можно охарактеризовать как рост влияния глобальных факторов на индивидуальную, локальную и общенациональную ситуацию» [9. С. 314].

В условиях утраты индивидом прежней идентичности представляется актуальным изучение влияния глобализации на локальные территориальные общности. Локальные территориальные общности - это социальные объединения людей, сконцентрированных на одной территории проживания.

«Территориальные общности с позиции социологического подхода представляют взаимосвязи и взаимозависимости людей на определенной территории, связанные устойчивыми социальными взаимодействиями, практиками, воспроизводимыми во времени и пространстве. Именно устойчивые социальные, экономические, политические, духовно-нравственные связи и отношения позволяют выделить территориальные общности в качестве относительно самостоятельной системы пространственно-временной организации жизнедеятельности людей» [10. С. 84].

Ключевым критерием локальной территориальной общности является «осознание большинством жителей своей принадлежности к данной территориальной общности, их социальная самоидентификация» [11. С. 736]. В данном контексте наличие эмоциональной связи

с локальной территориальной общностью может способствовать трансформации существующей идентичности в силу того, что индивид может ощущать связь с людьми, которые, как и он, проживают на данной территории.

«Детерриторизация не есть конец локальности, так как человек, как физическое тело, всегда будет иметь точку пребывания - то есть "локус", он укоренен в локальности, детерриторизация представляет собой всего лишь трансформацию локальности в общемировом пространстве» [12. С. 81].

Изучение представлений жителей локальной территориальной общности о глобализации, о том, как глобальные процессы трансформируют их повседневную жизнь и жизнь окружающих, позволяет делать выводы о том, как глобальные процессы проявляются на мезо-уровне - промежуточном уровне между индивидом и государствами в целом.

Одним из основных субъектов, на которые в первую очередь направлены глобальные процессы, является молодежь. «Молодежь - это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость. Важны положение молодого человека в обществе, возможности и перспективы развития его способностей» [13. С. 201].

Молодые люди могут выступать в качестве одного из ключевых субъектов глобализации по ряду причин. Так, например, одной из ключевых характеристик глобального мира сегодня является его динамичность. Молодежь в силу возраста и активной жизненной позиции с большей вероятностью способна быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.

«Скорость социальных преобразований и социальной мобильности формирует потребность в реализации жизненных стратегий, соответствующих условиям новой социальной реальности динамично меняющегося и полного неопределенности типа» [14. С. 220].

«Глобализация по-разному влияет на изменение ценностей молодежи и не всегда носит позитивный характер. Но все же есть и положительные стороны глобализации. Она способствует активному вовлечению молодежи в процесс трансформации мировой системы, играет важную роль в формировании единого политического, экономического и социокультурного пространства» [15. С. 402].

«Изменения весьма быстро находят отражение в восприятии мира молодыми людьми (освоение новой информационной техники и возможностей овладения новыми формами социально-экономической и культурной жизни, стилевыми особенностями общения, поведения и др.)» [16. С. 149].

Помимо прочего, глобальные процессы оказывают непосредственное влияние на ускорение информационных потоков.

К. Чейз-Данн подчеркивает: «Социальное пространство приобрело новое качество с развитием электронной коммуникации. Доступность, стоимость и скорость общения сделали локальное общезначимым. Быстрое уменьшение стоимости коммуникаций качественно изменило отношения между государствами и сознанием людей, и это может стать основой для формирования более мощного и глобального гражданского общества» [17. С. 141].

Интенсификация информационных потоков, помимо таких преимуществ, как доступ из любой точки мира к неограниченному объему информации, несет и ряд угроз. В частности, утрачивается значение получаемой информации, мозг современного человека уже не в состоянии воспринимать ее в полном объеме.

«Современное общество все в большей степени подвергается такой «болезни», как информационная аномия. В результате происходит процесс цифровой декоммуникации. Возникает парадоксальная ситуация: при все возрастающем числе знаков, спрятанных в цифровую оболочку, объем убедительных значений и смыслов не растет, а падает» [18. С. 39].

Молодежь, по сравнению с другими социальными группами, в большей степени интегрирована в изменяющуюся глобальную реальность, активно включена в информационные потоки и способна оценить преимущества и недостатки этой включенности.

«Технический прогресс изменяет состояние ментальности, прежде всего молодежной. Молодежь в большей степени, чем другие демографические группы, включена в транснациональные потоки информации и товаров. Подавляющее большинство пользователей Интернета - это молодые люди, у которых происходит изменение сознания и поведения под влиянием данного источника информации» [19. С. 339].

«Для молодежи Интернет становится стандартом потребления, жизненного комфорта, как собственный автомобиль или путешествие за границу» [20. С. 37].

В то же время молодые люди играют важную роль как члены локальной территориальной общности. Молодежь способна определить направление развития своей территории проживания. От того, насколько сильно молодые люди ощущают связь со своим местом проживания, насколько разделяют ценности местного сообщества и идентифицируют себя с ним, зависит будущее их территории проживания.

Актуальными представляются вопросы о том, каким образом молодые люди воспринимают глобальные процессы в целом, какие проявления глобализации видят на территории своей локальной территориальной общности и каким они видят будущее своей территории проживания.

Цель исследования - определение ключевых установок молодых людей, проживающих на территории локальной территориальной общности, относительно влияния глобальных процессов на их территорию проживания.

Описание методики исследования и обоснование ее выбора

Для изучения роли молодежи в развитии локальной территориальной общности было проведено социологическое исследование молодых людей, проживающих в одной из них, качественными методами. Качественное исследование дает возможность получить информацию о мотивах поведения людей, их установках. Этот вид исследования актуален для решения поставленных задач, поскольку позволяет выявить глубинные мотивы территориальной укорененности, наличие эмоциональной связи с местом проживания.

В качестве примера локальной территориальной общности выбран новосибирский Академгородок, построенный в 1950-1960-е гг. Основной целью его создания была интеграция научной и образовательной деятельности.

«Новосибирский Академгородок был спланирован с самого начала как единое целое: научные институты, университет с общежитиями, Опытный завод, жилые дома, гостиница, Дом ученых, клуб и кинотеатр, школы, детские сады и ясли, больничный городок, торговый центр, стадион и даже водная станция» [21. С. 254].

Формально городок является частью одного из районов г. Новосибирска, Советского, хотя его жители считали свое поселение обособленным.

В настоящее время Академгородок, по нашему мнению, сохраняет черты общности, поскольку большинство населения осознает себя его членами, видит отличия жизни в Академгородке от жизни в других районах города, по-прежнему подчеркивает его уникальность и характерные особенности.

Было проведено две фокус-группы с представителями молодежи Академгородка. Для проведения фокус-групп составлен формализованный гайд, перечень вопросов которого варьировался в зависимости от хода дискуссии. Метод фокус-групп, в отличие от глубинных и экспертных интервью, позволяет получить мнение участников исследования, свободное от ценностных и идеологических установок. В ходе дискуссии каждый высказывает свое мнение, которое может вызвать споры и протесты со стороны других участников исследования. В дальнейшей беседе участники могут прийти к единому мнению, согласиться с оппонентами или же сохранить свою позицию по ряду вопросов.

Первая группа состояла из студентов Новосибирского государственного университета, часть из которых живет в Академгородке довольно продолжительное время, другая часть приехала на время обучения в вузе. Вторая группа - жители Академгородка в возрасте 27-30

лет. Представители этих групп отличаются по двум основным социально-демографическим признакам. Во-первых, по возрасту. Если участниками первой фокус-группы стали молодые люди 18-20 лет, то во второй фокус-группе приняли участие люди более старшего возраста. Второе существенное отличие - сфера занятости: участники первой фокус-группы были студентами, во второй участвовали молодые люди, которые уже заняты в определенной сфере. По замыслу исследования, возраст и, в первую очередь, сфера занятости напрямую связаны с территориальной укорененностью.

Результаты исследования

Часть студентов, приехавших в Академгородок относительно недавно, не ощущают сильной эмоциональной связи с данной территорией. Многие из них воспринимают Академгородок как место проживания только на время обучения в вузе, в отличие от участников второй фокус-группы, которые прожили в Академгородке значительную часть жизни.

Чувствую ли я себя жителем Академгородка? Да нет, наверное. Живу тут пока учусь, а потом куда-нибудь в другое место поеду, в Москву или в Европу. Это же место для пенсионеров, жизнь тихая, спокойная, а мне движение нужно, возможности развлекаться (ж., 18 лет).

Молодые люди в возрасте 27-30 лет, напротив, в первую очередь, считают себя жителями Академгородка, называя его своей «малой Родиной». Стоит отметить, что идентификация себя с Академгородком не зависит от времени проживания в общности. Так, среди участников фокус-группы были те, кто переехал сюда относительно недавно (5-6 лет назад), но все равно считают себя «академгородковцами». В ходе дискуссии они отмечали, что не представляют своей жизни вне Академгородка, и видят в данной территории проживания возможности для развития и комфортного проживания.

Если для студентов Академгородок является неким переходным этапом в их жизни, местом, где они могут получить хорошее образование, то для молодых людей из второй фокус-группы Академгородок - это место их проживания, с которым у них есть глубокая эмоциональная связь. Можно сказать, что студенты, независимо от того, как долго они проживают на территории данной общности, не связывают свою дальнейшую жизнь с Академгородком.

Да, учиться в универе круто, я хотел сюда поступить. Но жить здесь дальше не планирую, тем более по моей специальности здесь особо и работать негде (м., 20 лет).

У молодых людей, представителей работающей молодежи, наблюдается высокая степень территориальной укорененности с их местом проживания. Они подчеркивали, что хотят жить в Академгородке, воспитывать здесь своих детей и не представляют своей жизни в других районах города. Стоит отметить, что те участники фокус-групп, которые переехали в Академгородок в сознательном возрасте, также говорили о том, что не планируют менять место жительства. Возможно, это связано с тем, что они могут сравнить жизнь в Академгородке с жизнью в других районах или городах, и отдают предпочтение данной локальной территориальной общности.

Разная степень территориальной укорененности, безусловно, может оказать влияние на мнение молодых людей относительно глобальных процессов и дальнейшего развития общности. Можно сделать вывод о том, что на восприятие территории проживания в первую очередь оказывает влияние не длительность проживания на ней, а скорее намерение прожить здесь значительную часть жизни.

Глобализация и ее последствия

Давая определение термину «глобализация», прежде всего говорят об унификации и объединении отдельных территорий. Участники исследования также сделали акцент на том, что глобальные процессы объединяют города, регионы и страны в единое пространство. Все участники фокус-групп подчеркивали, что глобализация в современных реалиях - это неизбежный процесс, который невозможно игнорировать и абстрагироваться от него, поэтому необходимо встраиваться в него, по максимуму используя его преимущества.

Определяя глобализацию, молодые люди подчеркивали ее позитивное влияние на свою жизнь и общество в целом. Они, как и исследователи глобализации, отмечали отсутствие барьеров, территориальных границ, увеличение скорости распространения идей, обмена опытом и технологического развития. Стоит отметить, что эти позитивные аспекты глобализации чаще освещаются в СМИ, и молодые люди, говоря о них, скорее транслируют эту информацию.

Глобализация существенно упрощает процессы коммуникации между жителями разных стран, что выступает дополнительным стимулом для изучения иностранных языков, более частых путешествий за границу, возрастанию уровня толерантности в целом. В то же время возрастание уровня толерантности может выступать и отрицательным проявлением глобальных процессов, поскольку, по мнению одной из участниц исследования, оно способно привести к утрате собственных ценностей человека.

Для меня проблема глобализации - это возрастание толерантности. Из-за того, что ты связан с очень многими людьми, а мнения у всех самые разные, тебе приходится так или иначе понимать их, понимать их ценности и так далее. Это приводит к тому, что если ты будешь отстаивать свои ценности, в какой-то степени это будет приводить к конфликтам, поэтому неизбежно все приходит к толерантности, типа я уважаю ценности другого человека. Но это размывает, в том числе, и твои ценности, я просто считаю, это плохо (ж., 28 лет).

Можно сказать, что участники фокус-групп сошлись во мнении, что глобальные процессы оказывают большое влияние на общество и мир в целом, но также и на каждого человека на индивидуальном уровне, меняя его ценности, круг общения и самоидентификацию. При этом влияние глобализации на повседневную жизнь в настоящее время слабо ощущается, хотя, по мнению участников исследования, оно очевидно. Таким образом, личностная динамика является перманентным процессом, последствия которого человек ощущает на себе через какое-то время.

В подобных условиях частичной утраты идентичности, смещения ценностных ориентиров, все большее значение приобретает локальная среда и окружение индивида, с которым он взаимодействует в повседневной жизни. Повседневное взаимодействие с локальным окружением способно стать неким «ориентиром», который не позволит человеку утратить свое «Я» под влиянием глобальных процессов.

Академгородок и глобализация

В силу научной специфики Академгородок раньше других поселений включился в глобальные процессы: научные сотрудники выезжали за границу, взаимодействовали с коллегами из других стран, обменивались опытом, принимали участие в конференциях и международных проектах. Кроме того, довольно рано в Академгородке распространилась практика обучения студентов из разных стран по обмену. Сюда приезжали учиться иностранные студенты, студенты из местных вузов уезжали учиться за рубеж.

Практика обучения студентов по обмену сохраняется в Академгородке и в настоящее время. По словам участников фокус-групп, большое количество иностранных студентов, проживающих в Академгородке, является одним из самых ярких проявлений глобализации в данной общности. Члены общности, по мнению молодых людей, постепенно адаптируются к ним, но не считают их «своими». Тем не менее они не выступают для них чужаками, скорее, иностранцев воспринимают как «других». Встречая на улицах Академгородка представителей других рас, коренные жители по-прежнему реагируют на них с удивлением.

Проживание иностранцев в Академгородке никак не влияет на его целостность как общности, поскольку в настоящее время их доля относительно остальных жителей довольно мала. Но интерес иностранцев к учебе в НГУ (а именно это является главное причиной, по которой они приезжают в Академгородок) вызывает у жителей чувство гордости за то, что их научный центр по-прежнему остается престижным местом для получения образования.

Это же круто, что к нам в университет едут учиться иностранцы, значит, это престижно, нравится им у нас. Конечно, странно, что в нашем военном училище негры учатся, что они защищать собрались? Но мы уже привыкли (ж., 29 лет).

Влияние глобальных процессов на Академгородок главным образом связано с активным развитием информационных технологий. Строительство Технопарка, по мнению всех участников фокус-групп, дало сильнейший толчок к развитию Академгородка. В настоящее время 1Т-бизнес активно развивается уже за пределами Технопарка, но по-прежнему многие 1Т-компании территориально располагаются в Академгородке. Многие сотрудники этих компаний здесь проживают. При этом распространение глобальных процессов позволяет им сотрудничать с партнерами из других стран.

В технических бизнесах тоже самое. Много взаимодействия с западными заказчиками, очень многие бизнесы работают на Запад. Ну, в смысле либо на Запад, либо покупают у них что-либо, продают что-то напрямую (м., 30 лет).

Наша компания сейчас в основном только на Запад и работает. Заказов много, опять же зарплата нормальная. Без этого наш бизнес вообще не развивался бы (м., 31 год).

Говоря о будущем Академгородка, участники фокус-групп подчеркивали, что он должен сохранять свои уникальные черты как общность.

Академгородок всегда был научным центром, и его таким и нужно оставлять. Нужно строить что-то новое, новые институты, звать новых людей, но не надо его делать обычным спальным районом: он никогда таким не был и никогда таким не будет. Никто нормальный из города не поедет спать в спальный район, где тут внезапно гидропушка выстрелила, и у тебя все воробьи в обморок упали (м., 31 год).

Активное развитие научной и 1Т-сферы позволит Академгородку сохранить свои уникальные особенности, не превращаясь при этом в спальный район города. Участники фокус-групп подчеркивали, что Академгородок может сохранить свою уникальность как общность при условии взаимодействия науки и 1Т, когда эти сферы будут активно функционировать на данной территории, оказывая взаимное влияние на развитие друг друга.

Я хочу этого гораздо больше, чем того, что через 25-30 лет по новым научным направлениям, типа биокибернетика, институты построят не здесь, а здесь все законсервируют, строительство запретят, и научное сообщество все переедет туда. А здесь в разваливающихся домах бабки и дедки будут говорить: «Ой, как хорошо было в Академе, а сейчас вот не то» (м., 30 лет).

Таким образом, по мнению участников фокус-групп, Академгородок в дальнейшем будет сохранять черты общности, несмотря на влияние глобальных процессов. Напротив, глобальные процессы, которые в первую очередь влияют на распространение 1Т-технологий и научное развитие, позволят привлечь в Академгородок молодежь, чтобы получить здесь образование, место работы и проживания. Можно сделать вывод, что глобальные процессы, по мнению участников фокус-групп, не только не разрушают данную локальную территориальную общность, а, напротив, позволяют ей сохранять свою целостность. Кроме того, развитие двух ключевых сфер Академгородка (науки и 1Т) в сочетании с встраиванием в глобальное сообщество позволят общности трансформироваться, при этом сохранив свои уникальные черты.

Обсуждение

Основными дискуссионными вопросами исследования являются возможность выделения групп членов локальной территориальной общности, разделенных относительно их мнения о будущем их территории проживания, и определение ключевой социальной группы, способствующей сохранению целостности локальной территориальной общности.

Вопрос возможности выделения таких групп не был решен, поскольку целью исследования на данном этапе было определение ключевых установок относительно влияния глобальных процессов на их территорию проживания только одной социальной группы - молодежи.

В дальнейшем для определения ключевых социальных групп возможно социологическое исследование количественными методами членов локальной территориальной общности.

Это позволит выявить мнение относительно развития локальной территориальной общности представителей всех социальных групп и сделать вывод о том, какие группы в первую очередь заинтересованы в сохранении целостности своей территории проживания, а какие, напротив, выступают за ее трансформацию. Данное исследование позволит установить, насколько каждая из групп представлена в общности, и выявить основные факторы, позволяющие выделить данные социальные группы.

На первый взгляд основной социальной группой, способствующей сохранению целостности локальной территориальной общности, являются представители старшего возраста, прожившие в ней значительную часть своей жизни. Именно они ощущают сильную эмоциональную связь со своей территорией проживания, демонстрируют высокую степень территориальной укорененности. В то же время они в какой-то мере склонны негативно оценивать влияние глобальных процессов на общество в целом. По причине своих ценностных установок они в первую очередь заинтересованы в «консервации» своей территории проживания, ее закрытию от внешних воздействий, в том числе процессов глобализации. В силу вышеназванных причин для исследования была выбрана группа молодых людей, проживающих на территории локальной территориальной общности. Именно они способны определить вектор ее развития. Одной из задач исследования было определение степени территориальной укорененности молодежи, наличие у них восприятия территории проживания как «своей». Одним из результатов исследования стало то, что молодые люди, проживающие на данной территории, с одной стороны, ощущают себя членами данной общности и заинтересованы в сохранении ее целостности. С другой стороны, в отличие от представителей других возрастных групп, они активно воспринимают процессы глобализации и считают, что локальная территориальная общность должна трансформироваться под их влиянием, сохраняя при этом свою уникальную специфику. Таким образом, можно сказать, что молодые люди, воспринимающие себя членами локальной территориальной общности, могут выступать в качестве ключевой социальной группы, способствующей сохранению целостности локальной территориальной общности.

Основные выводы исследования

Одним из основных итогов исследования стало установление того факта, что связь с территорией проживания у разных групп молодых людей различается. И в первую очередь это связано с намерением проживать на данной территории длительное время и сферой занятости молодых людей в настоящий момент. Студенты в большинстве своем воспринимают Академгородок как территорию, на которой они проходят обучение, и не планируют в дальнейшем оставаться жить здесь. Молодые люди, которые проживают в Академгородке длительное время, говорили о том, что жить на данной территории - это их осознанный выбор. Они гордятся своей территорией проживания, ее историей, видят здесь возможности для дальнейшего профессионального развития. При этом молодые люди, работающие в IT-сфере и науке, в большей степени включены в глобальные процессы, в отличие от студентов. Представители обеих групп воспринимают глобализацию как некий фон повседневной жизни, при этом студенты говорили о том, что в настоящее время глобализация влияет на их жизнь незначительно. Представители работающей молодежи подчеркивали, что глобальные процессы оказывают существенное влияние на их жизнь, на их профессиональную деятельность, которая в основном связана с наукой или IT-сферой.

В результате исследования у молодых людей, занятых в науке и IT-сфере, выявлено наличие глобально-локальной идентичности. Этот тип идентичности предполагает активное включение в процессы глобализации, принятие глобальных ценностей, с одной стороны, и ощущение себя частью локального сообщества, наличие глубокой эмоциональной связи со своей территорией проживания - с другой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молодежь Академгородка ощущает себя его частью, имеет локальную территориальную идентичность, связанную с данным местом проживания. При том, что в выборе ключевых ценностей большинство участников фокус-групп отдали предпочтение глобальным и уни-

версальным. В ходе дискуссий молодые люди говорили о том, что их жизнь тесно связана с Академгородком. Стоит отметить, что ментальная связь с территориальной общностью закрепляется в первую очередь через проживание на данной территории. Молодежь, которая учится в НГУ и проживает в Академгородке временно, на период обучения, не продемонстрировала столь сильную связь с данным местом проживания, в отличие от молодых людей, которые проживают на данной территории постоянно. При этом степень территориальной укорененности никак не связана со временем проживания в Академгородке. Молодые люди, принявшие решение жить в данной общности постоянно, ощущают себя ее частью, независимо от того, как долго они проживают на данной территории.

Молодые люди, принявшие участие в исследовании, отдавали предпочтение глобальным ценностям в качестве ключевых. Можно сделать вывод о том, что молодые люди, проживающие в Академгородке, считают себя «гражданами мира», частично разделяя ценности, широко распространенные в мире. Этот вывод также подтверждается тем, что большинство участников второй фокус-группы активно сотрудничают с компаниями и научными организациями из других стран, путешествуют, владеют иностранными языками.

Развитию глобально-локальной идентичности у молодых людей способствует возможность удаленной работы для людей определенной специальности (например, 1Т-технологии) и активное взаимодействие с коллегами из других стран (молодые научные сотрудники активно обмениваются результатами своей деятельности с учеными из других стран).

Возникновение подобного типа идентичности, по нашему мнению, может выступать последствием кризиса идентичности членов локальных сообществ, который является одним из последствий глобальных процессов. Кризис идентичности в первую очередь проявляется в том, что в условиях меняющейся реальности индивид утрачивает ценностные ориентиры, теряя устойчивую связь с реферетными группами, не имея возможности быть включенными в новые сообщества. Индивиды, обладающие глобально-локальной идентичностью, остаются частью локального сообщества, разделяют его ценности, считают членов данного сообщества «своими». При этом они принимают глобализацию как реальность современного мира, частично разделяют глобальные ценности (оценивая их полезность в своей жизни), ощущают себя частью мирового сообщества.

Стоит отметить, что принятие глобальных ценностей у молодых людей носит, скорее, абстрактный характер, поскольку в настоящее время глобализация оказывает незначительное влияние на их повседневную жизнь. Они обозначают глобальные ценности в качестве определяющих в своей жизни, но, скорее воспринимают их абстрактно, как некие постулаты, транслируемые в СМИ и мировом сообществе. Тем не менее, глобализация оказывает влияние на работу молодежи. Участники второй фокус-группы были представителями двух профессиональных сфер, в настоящее время широко распространенных в Академгородке, - это наука и 1Т-технологии. Молодые люди из обеих групп подчеркивали, что глобальные процессы оказывают существенное влияние на их деятельность. Для молодежи, работающей в научной сфере, глобализация дала возможность более активно сотрудничать с учеными и научными организациями из других стран (совместные публикации, участие в международных конференциях и т.д.). Молодые люди, работающие в 1Т-компаниях, говорили о том, что глобализация дала толчок к развитию их сферы в целом. Многие 1Т-компании в настоящее время выполняют совместные проекты с компаниями из других стран, продают программное обеспечение за рубеж.

По мнению участников фокус-групп, трансформация локальной территориальной общности под влиянием глобальных процессов происходит постепенно, в основном благодаря появлению в локальной общности еще одного центра. Если раньше основой данной общности являлась только наука (большинство членов общности работали в научных институтах и связывали свое будущее именно с этой сферой), то в настоящее время сфера деятельности многих жителей Академгородка связана не только с научной, но и с 1Т-сферой. Появление второй ключевой основы локальной общности произошло главным образом благодаря строительству на ее территории Технопарка. Сегодня многие жители Академгородка рабо-

тают в этой области, продолжая жить в данной общности, по-прежнему ощущая себя ее членами. Теперь нет необходимости уезжать за пределы общности, чтобы работать в зарубежных компаниях. Житель Академгородка может иметь глобально-локальную идентичность, т. е. ощущать себя «гражданином мира» и одновременно частью данного локального сообщества.

Приезд на данную территорию людей из других районов и городов не воспринимается жителями враждебно и не ведет к разрушению общности, по мнению участников фокус-групп. Стать членом общности Академгородка можно в том случае, если ты родился на данной территории или живешь здесь какое-то продолжительное время, или твоя сфера деятельности связана с наукой или ИТ. Но в первую очередь ощущение себя как члена данной общности связано с проживанием на данной территории. При этом определяющее значение имеет не длительность проживания, а намерение человека жить на данной территории значительную часть своей жизни. Люди, которые проживают в Академгородке непродолжительное время, не ощущают себя его частью, и жители Академгородка, в свою очередь, не считают их «своими». Однако это не приводит к разрушению общности как таковой и не приносит дискомфорта обеим группам людей.

Разрушение Академгородка как общности может произойти только в силу каких-либо масштабных перемен, например, массовый переезд в общность людей из других районов и городов. Это может привести к разрушению особого духа Академгородка, изменению социальной структуры и впоследствии превращению его в обычный спальный район города. Но в настоящее время, по мнению участников исследования, подобные процессы в общности не происходят.

Список литературы

1. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004 120 с.

3. Яшкова Т. А. Роль молодежи в глобализирующемся мире // PolitBook. 2014. № 3. С. 814.

4. Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени: Монография. М.: МАКС Пресс, 2011. 112 с.

5. Глобализация и социальные институты: социологический подход / Под ред. И. Ф. Девят-ко, В. Н. Фоминой. М.: Наука, 2010. 336 с.

6. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В. Финансовая безопасность государства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз // Гуманитарий юга России. 2016. Т. 17, № 1. С. 169-177.

7. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башкирова. М., 2004. 635 с.

8. Лебедева М. М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Полис. Политические исследования. 2000. № 6. С. 40-50.

9. Дмитриева В. А., Салитова М. В. Отношение к понятию глобализации у молодежи: ценностно-смысловой аспект // Вопросы управления. 2016. № 4 (22). С. 70-76.

10. Звоновский В. Б. Глобализация и кризис социокультурной идентичности // Вестник ОмГУ. 2011. № 3. С. 314-319.

11. Дроздова Ю. А. Ресурсный подход в исследовании территориальных общностей // Вестник Ин-та социол. 2019. № 28. С. 82-103.

12. Tomlinson J. Globalization and culture. Cambridge, Polity Press, 2004, 254 p.

13. Горяченко Е. Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск: Наука, 1999. Гл. 23. С. 499-534.

14. Журкин Е. Б. Молодежь в мире глобализации // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: Сб. ст. участников Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25-26 октября 2016 года). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 199-203.

15. Гнатюк М. А. Российская молодежь в условиях глобализации: особенности социализации и формирования трудовых ценностей // Гуманитарий юга России. 2016. Т. 17, № 1. С.219-228.

16. Рахметбай Д., Ахатова Г. А. Влияние глобализации на молодежь // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция. Сб. ст. участников Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25-26 октября 2016 года). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 395-403.

17. Литвинович В. Г. Культура мира как фактор социализации молодежи в эпоху глобализации // Вестник Костром. гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 3. С. 149-152.

18. Млинар З., Штебе Я. Мобильность и идентификация в условиях открытости мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении // Социологические исследования 2005. № 4. С. 33-42.

19. Гамидова Н. В. Глобализация и менталитет молодежи // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 337-341.

20. Гридчин М. М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. 2007. № 9. С. 37-40.

21. Век Лаврентьева. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2000. 456 с.

References

1. Bek U. Chto takoe globalizaciya? Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2001, 304 p. (in Russ.)

2. Giddens E. Uskol'zayushchij mir: kak globalizaciya menyaet nashu zhizn'. Moscow, Ves' mir Publ., 2004, 120 p. (in Russ.)

3. Yashkova T. A. Youth role in globalized the world. PolitBook, 2014, no. 3, p. 8-14. (in Russ.)

4. Taskaev G. S. Globalizaciya kak tendenciya novogo vremeni. Moscow, MAKS Press, 2011, 112 p. (in Russ.)

5. Globalizaciya i social'nye instituty: sociologicheskij podhod. Eds. I. F. Devyatko, V. N. Fo-mina. Moscow, Nauka, 2010, 336 p. (in Russ.)

6. Samygin S. I., Vereshchagina A. V., Rachipa A. V. Financial security of the state in the context of economic globalization: the specific of risks and threats. Humanities of the South of Russia, vol. 17, no. 1, p. 169-177. (in Russ.)

7. Hantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti. Moscow, 2004, 635 p. (in Russ.)

8. Lebedeva M. M. The Formation of a New Political Structure of the World and Russia's Place in It. Polis. Political Studies, 2000, no. 6, p. 40. (in Russ.)

9. Dmitrieva V. A., Salitova M. V. Youth's attitude the concept of globalization: axiological aspect. Management Issues, 2016, no. 4 (22), p. 70-76. (in Russ.)

10. Zvonovsky V. B. Globalization and socio-cultural identity crisis. Vestnik OmSU, 2011, no. 3, p. 314-319. (in Russ.)

11. Drozdova Yu. A. Resource approach in studying territorial communities. Bulletin of the Institute of Sociology (VestnikInstituta sociologii), 2019, no. 28, p. 82-103. (in Russ.)

12. Tomlinson J. Globalization and culture. Cambridge, Polity Press, 2004, 254 p.

13. Goryachenko E. E. Territorial'naya obshchnost' v izmenyayushchemsya obshchestve In: Social'naya traektoriya reformiruemoy Rossii: Issledovaniya Novosibirskoy ekonomiko-socio-logicheskoy shkoly. Eds. T. I. Zaslavskaya, Z. I. Kalugina. Novosibirsk, Nauka SB RAS, 1999, chapter 23, p. 499-534. (in Russ.)

14. Zhurkin E. B. Molodezh' v mire globalizacii. In: Innovacionnyj potencial molodezhi: globalizaciya, politika, integraciya. Ekaterinburg, Ural Uni. Press, 2016, p. 199-203. (in Russ.)

15. Gnatyuk M. A. Russian youth in the conditions of globalization: the features of socialization and formation of labor values. Humanities of the South of Russia, 2016, vol. 17, no. 1, p. 219228. (in Russ.)

16. Rahmetbay D., Ahatova G. A. Vliyanie globalizacii na molodezh'. In: Innovacionnyj potential molodezhi: globalizaciya, politika, integraciya. Ekaterinburg, Ural Uni. Press, 2016, p. 395-403. (in Russ.)

17. Litvinovich V. G. Kul'tura mira kak faktor socializacii molodezhi v epohu globalizacii. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2008, no. 3, p. 149-152. (in Russ.)

18. Mlinar Z., Shtebe Ya. Mobil'nost' i identifikaciya v usloviyah otkrytosti mira: teoreticheskaya interpretaciya i opyt Slovenii. Sociological Studies, 2005, no. 4, p. 33-42. (in Russ.)

19. Gamidova N. V. Globalization and youth mentality. Society and Law, 2016, no. 2 (56), p. 337-341. (in Russ.)

20. Gridchin M. M. Problemy vliyaniya informacionnyh tekhnologij na molodezh'. Vlast', 2007, no. 9, p. 37-40. (in Russ.)

21. Vek Lavrentieva. Novosibirsk, Geo Publ., 2000, 456 p. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Received 19.09.2019

Сведения об авторе

Мартынова Екатерина Владимировна, инженер, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия)

[email protected] ORCID 0000-0002-2562-6734

Information about the Author

Ekaterina V. Martynova, engineer, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation) [email protected] ORCID 0000-0002-2562-6734

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.