Научная статья на тему 'Влияние глобальной сети интернет на трансформацию информационных агенств'

Влияние глобальной сети интернет на трансформацию информационных агенств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Озорнина Елена Валерьевна

В статье предлагается научное осмысление места и функций информационного агентства в системе СМИ в синхроническом и диахроническом аспектах. Подчеркивается роль интернет-технологий в процессе трансформации качественных характеристик информационного агентства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the global net Internet on the transformation of information agencies

The article suggests the scientific approach to the place and function of the information agency in the system of mass media in synchronic and diachronic aspects. The role of Internet technologies is outlined in the process of transformation of quality characteristics of information agency.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальной сети интернет на трансформацию информационных агенств»

Д.Е. Филиппов, Е.В. Озорнина

влияние глобальной СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА трансформацию информационных агенств

В статье предлагается научное осмысление места и функций информационного агентства в системе СМИ в синхроническом и диахроническом аспектах. Подчеркивается роль интернет-технологий в процессе трансформации качественных характеристик информационного агентства.

При рассмотрении влияния глобальной сети интернет на трансформацию информационных агентств (ИА) представляется необходимым определиться с местом и ролью, которую они занимают в системе СМИ. При этом надо отметить, что при определении информационного агентства в исследовательской литературе нет единства.

Так, С.А. Варакута и Ю.Н. Егоров определяют информационное агентство через институт пресс-релизов. Авторы отмечают, что в промышлен-но развитых странах высокий уровень информационного обмена между компаниями и различными категориями общественности способствовал возникновению посреднических фирм, занимающихся распространением пресс-релизов. Именно такие фирмы, по их мнению, и являются информационными агентствами1. При этом под пресс-релизом, вслед за В.Л. Музыкантом, понимается подготовленная и отпечатанная, обычно на одном листе, сжатая информация о товаре или фирме для возможной бесплатной публикации в прессе2.

Несколько иной точки зрения придерживается В.А. Моисеев, который определяет информационное агентство через функции сбора и распространения информации для других газет и различных организаций3.

В свою очередь А. Зверинцев4, расшифровывая понятие системы СМИ, представляет информационные агентства как один из ее компонентов, наряду с прочими средствами массовой информации:

• пресса (общероссийская, местная, многотиражная, обществен-

1 Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.С. 56.

2 Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть II. Монография. М.: Евразийский регион, 1998. С. 237.

3 Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. ООО «ИКФ Омега - Л», 2001. С. 186.

4 Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. М., 1997. С. 20.

но-политическая, популистская, бизнес-пресса, юношеская и детская, научная и специализированная);

• издательства (общероссийские, местные, научные, специализированные);

• телевидение и радиовещание (общероссийское, местное, государственное, коммерческое);

• информационные агентства;

• службы связей с общественностью;

• рекламные агентства;

И дает следующее толкование понятию компонента СМИ: «Компоненты системы СМИ определяются по следующему признаку: они осуществляют производство информации, рассчитанной на массовую или специализированную аудиторию».

Статус информационного агентства имеет и правовую оценку. Так, Федеральный Закон «О средствах массовой информации» указывает на существование информационных агентств. Однако определения этому понятию не дается. Данный пробел восполнен Федеральным законом № 191-ФЗ от 01.12.95 "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (в ред. от 22.10.98), абзац 13 статьи 1 которого определяет информационное агентство как организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации1.

Мы же, вслед за Б.Н. Лозовским, определяем информационное агентство как организацию, осуществляющую сбор, обработку и оперативное распространение информации. Причем при распространении сообщений и материалов, подготовленных этой структурой другим средством массовой информации, ссылка на информационное агентство обяза-тельна2.

Первые информационные агентства в России возникли во второй

1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июля, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г.) // Российская газета. 1992. 8 февр. С. 3. ФЗ от 1 декабря 1995 г. №191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 октября 1998 г.) // Собрание зак-ва РФ. М.: Изд-во «Юридическая литература». О4.12.1995 № 49. Ст.4698. ФЗ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г.) // Российская газета. 1995. 25 июля. С. 3.

2 Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург.: Издательство Урал. ун-та, 2004. С. 10.

половине XIX в., когда после «великих реформ» 60-х гг. стали бурно развиваться промышленность, торговля, сельскохозяйственное производство. Стремительно набирающей обороты, втягивающейся в мировую систему капитализма российской экономике необходима была оперативная и достоверная информация о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В то время периодическая печать не могла получать телеграммы политического содержания напрямую, не пройдя цензуры в Министерстве иностранных дел. Однако в 1866 г. высочайшим разрешением была создана отечественная информационная служба — Российское телеграфное агентство (РТА).

На основе полученных из-за рубежа и прошедших цензуру телеграмм составлялись бюллетени, которые 2—3 раза в день рассылались подписчикам по телеграфу. Вскоре РТА стало собирать внутреннюю информацию и через немецкое агентство Вольфа распространять ее за границей. В 70 - 80-е гг. XIX в. действовали также Международное и Северное телеграфные агентства.

Следующий период в истории российских информационных агентств начался с захвата в дни октябрьского переворота 1917 г. наряду с телеграфом, вокзалами, мостами и другими средствами коммуникации и Петроградского телеграфного агентства. В течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган — РОСТА, деятельность которого строго контролировалась. Это агентство получало прямые указания, что передавать, какую информацию распространять. Газеты и журналы, в свою очередь, были обязаны публиковать эти материалы.

В дальнейшем деятельность советского информационного агентства многократно реформировалась, менялось даже название. В 1935 году было утверждено новое положение о телеграфных агентствах. РОСТА было ликвидировано, а его функции переданы ТАСС. На ТАСС возлагались руководство и контроль за деятельностью телеграфных агентств союзных республик.

Для создания направленного потока информации о положении в стране, о ее достижениях была создана общественная информационная организация - Агентство печати «Новости» (АПН)1. Его история

1 Ильченко С.Н. Из истории отечественных пресс-рилейшнз // Петербургская школа PR: от теории к практике. Вып. 2: Сб. статей / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. Спб.: Роза мира, 2004. С. 81.

началась еще в годы Великой Отечественной войны, когда постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 24 июня 1941 года было создано Советское информационное бюро1. В феврале 1961 года Совинформбюро было преобразовано в Агентство печати «Новости» - АПН. В эпоху перестройки на месте общественного АПН возникло государственное Информационное агентство «Новости» (ИАН).

Далее с распадом СССР ТАСС преобразовался в ИА России, сохранив свой товарный знак ИТАР-ТАСС, а АПН стало РИАНом, Российским информационным агентством «Новости»2. До начала 90-х гг. в России существовало всего два агентства, которые и оставались естественными монополистами.

«Информационный «бум» начала 90-х гг. не обошел стороной и информационные агентства. Создавшиеся новые агентства были прежде всего альтернативой государственной информационной службе. Начиная с нуля, переживая технические и финансовые трудности, новые агентства сумели нарушить монополию ТАСС и АПН.

Период появления и развития сети Интенет также приходится на начало 90-х гг. С его появлением информационные агентства приобрели ряд несвойственных им характеристик.

Так, Я.Н. Засурский3 выделяет такую особенность функционирования ИА в сети Интернет, как глобализация. По его мнению, глобальная сеть Интернет делает информационные агентства частью глобальной информационной структуры. Информационное агентство любого масштаба, имеющее свой сайт в Интернет, превращается в глобальное средство массовой информации, ибо любая информация, помещаемая в глобальной информационной сети, доступна любому количеству пользователей на всем земном виртуальном пространстве. Это позволяет говорить уже не об узкой специализированной аудитории потребителей продукции информационных агентств, а о массовой.

Существование информационного агентства в сети Интернет заставляет его функционировать по «законам» сети. Общеизвестно, что чем чаще обновляется информация, размещенная на интернет-ресурсе, тем выше посещаемость ресурса. Информационные агентства в сети

1 АПН: От Совинформбюро до РИА «Новости». 60 лет в поле информационного напряжения. М.: РИА «Вести», 2001. С. 5.

2 Там же. С. 170.

3 Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект Пресс. 2003. С. 214.

Интернет стремятся обновлять информацию периодически, что является еще одной особенностью функционирования ИА в сети Интернет.

Вместе с тем произошли изменения и в форме подачи информации. Интернет открыл возможность легкого и быстрого доступа не только к текстовой, но и графической, аудио и видео информации. Таким образом, информационное агентство стало использовать одинаковые каналы передачи информации, что и традиционные СМИ. Не уступают друг другу и предоставляемые ими объемы информации. На веб-страницах дается перечень всех информационных продуктов и услуг, описание информационного продукта, предлагаемого для распространения, а также порядок оформления и условия подписки.

Отсутствие ограничений печатной площадью, эфирным временем привело к значительному увеличению количества новостных сообщений, а также к изменению их тематической направленности. Что, в свою очередь, привело к выработке и принятию концепции: специфике подачи и построения информационного содержания. Более сложную структуру приобретают сайты информационных агентств: разделение на рубрики и т.д. Кроме новостной ленты информационные агентства предоставляют аналитические материалы, интервью, комментарии, тематические блоки новостей. Некоторые информационные агентства выбирают узкую тематическую специализацию. Например: агентство экономических, политических новостей, агентства, обслуживающие финансовый рынок.

Таким образом, глобальная сеть Интернет, появившаяся в последней четверти ХХ века, оказалась востребованной информационными агентствами. И стала важным фактором изменений, произошедших с информационными агентствами. Выделенные нами изменения характерны для функционирования традиционных средств массовой информации, что позволяет констатировать процесс трансформации информационных агентств из элемента системы СМИ в собственно средства массовой информации.

Fillipov Dmitry Evgenyevich - head of the department of public relations, Chelyabinsk State University, candidate of pedagogical sciences

Ozornina Elena Valeryevna - editor of the department of public relations, Chelyabinsk State University

Influence of the global net Internet on the transformation of information agencies

The article suggests the scientific approach to the place and function of the information agency in the system of mass media in synchronic and dia-chronic aspects. The role of Internet technologies is outlined in the process of transformation of quality characteristics of information agency.

Филиппов Дмитрий Евгеньевич - начальник управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета, кандидат педагогических наук.

Озорнина Елена Валерьевна - редактор управления по связям с общественностью Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.