Научная статья на тему 'Влияние «Глобальной культуры» на современное российское общество'

Влияние «Глобальной культуры» на современное российское общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5000
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Просяник Владислав Владимирович

В данной статье рассматриваются вопросы влияния западной культуры на современное российское общество, а также негативные процессы и явления, сопровождающие данный геополитический процесс. Автор указывает на наличие устойчивой тенденции усиления культа потребительства, особенно в молодежной среде, которую следует рассматривать в качестве угрозы национальной безопасности России на современном этапе и в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние «Глобальной культуры» на современное российское общество»

УДК 304.2

В.В. Просяник

Надымский филиал Московского психолого-социального института

ВЛИЯНИЕ «ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

НА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

В данной статье рассматриваются вопросы влияния западной культуры на современное российское общество, а также негативные процессы и явления, сопровождающие данный геополитический процесс. Автор указывает на наличие устойчивой тенденции усиления культа потребительства, особенно в молодежной среде, которую следует рассматривать в качестве угрозы национальной безопасности России на современном этапе и в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: геополитика, культура, политическое сознание, политическая психология, массовое потребление, угроза национальной безопасности.

В последние десятилетия в российском обществе наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. Данные процессы являются результатом глубоких трансформаций в сфере культуры, связанных с радикальной перестройкой общественных отношений в условиях перехода страны к рыночной экономике, демократическому политическому режиму, новым принципам осуществления политической власти (разделение властей, децентрализация власти). Следствием подобных трансформаций становятся деидеологизация общества и внедрение в общественное сознание новых ценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества и входящих в неизменное противоречие с ценностями православной российской культуры, искаженной советской идеологией и массовым сознанием.

Западная цивилизация традиционно оценивается в терминологии «техногенная», «индустриальная», «научно-техническая», что не лишает ее глубоких исторических корней. Социально-экономические и природно-географические особенности развития европейского общества обусловили выработку собственной системы ценностей. На первом плане оказывалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. Деятельностное и индивидуалистическое начала стали основой развития европейского типа культуры, предопределив неизбежность процесса культурной экспансии в восточные типы цивилизаций и культур. При этом под культурной экспансией мы будем подразумевать расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

Следствием переходного характера российской культуры стали достаточно быстрое закрепление потребительской ориентации общественного сознания, рост индивидуалистических тенденций и карьеризма, стремления к личному обогащению в ущерб интересам других людей, а материальные ценности приобрели приоритет перед духовными. Происходит коммерциализация искусства, образования и медицинского обслуживания, других сфер жизнедеятельности общества. Снижается общий уровень образованности нации, падает традиционно высокий интерес граждан России к чтению. В результате засилья массовой культуры деформируется эстетический вкус общества. Именно поэтому и наблюдается сегодня в российском обществе снижение патриотизма и гражданской ответственности за дальнейшую судьбу страны, стремление копировать далеко не лучшие образцы западной культуры, чуждые для национального менталитета России [5].

Стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры многих развитых стран Запада, которое благодаря процессу глобализации активно транслируется на иные государства и народы. Однако именно эта потребительски ориентированная культура, по мнению ряда отечественных и западных ученых, и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.

Культура, равно как и информация, всегда играла одну из ключевых ролей в жизни всего общества. За прошедшие столетия культура почти всех стран мира претерпела глубочайшие изменения. Исчезли традиции религиозных народных праздников, нарушилась связь между когда-то вплетенными друг в друга религией и искусством, а «железный занавес» делал все возможное для сегодняшней американизации российской культуры, подпитывая советскую молодежь искушением познакомиться с запрещенным. Упадок нравственных ценностей, набирающая обороты наркоманизация, появление нетрадиционных религий, сект, увлечение третьесортными американскими фильмами, культ «McDonald’s» - вот далеко не весь список того, что мы получили в результате культурного обмена России и Запада, бум которого пришелся на конец 80-х - начало 90-х гг. [3].

Воплощение идей потребительства, американского образа жизни осуществляется на ценностном уровне общественного и индивидуального сознания. Согласно рассуждениям

З. Бжезинского, «культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Ее привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире. Язык Internet - английский, и подавляющая часть глобальной компьютерной «болтовни» - также из Америки и влияет на содержание глобальных разговоров. Наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование; приблизительно полмиллиона иностранных студентов стекаются в Соединенные Штаты, причем многие из самых способных так и не возвращаются домой. Выпускников американских университетов можно найти почти в каждом правительстве на каждом континенте» [1].

Таким образом, сегодня США можно обозначить как страну культурного империализма. Множество стран страдает от культурной экспансии «звездно-полосатого флага». Мы сталкиваемся с «американским» повсеместно: 90% сайтов в Интернете на английском языке, родина Интернета - США; мы носим джинсы - изначально американскую одежду; 85% просматриваемых россиянами фильмов - американские, причем зачастую нижайшего качества; 30% россиян предпочитает «fast food» здоровой пище, и число таких постоянно увеличивается; мы читаем американские книги и играем на РС в американские игры, но все это не всегда дает положительный эффект. Нужно отметить, что наиболее незащищенной от процессов американизации сегодня является молодежь. Молодежная субкультура наименее устойчива в плане воздействий вследствие до конца не сформировавшегося мировоззрения. Подростковый возраст - это период становления и формирования зрелого человека. Именно в этот период человек впервые задумывается над неизменно волнующими вопросами о смысле жизни, о своем месте в ней. Поэтому любое сопоставление своего образа и уровня жизни с образом и уровнем жизни других влечет за собой некоторые изменения во взгляде на мир. Происходит обострение контрастов между представлениями о возможностях, рисуемых американской массовой культурой, и уровнем жизни и возможностями, реально существующими в России.

Сегодня элита молодых россиян воспитывается и получает образование в американских университетах, а те, кто не имеет такой возможности, - борются за американские гранты. Возвращаясь домой, множество из этих людей займет достойное положение в своих общественно-политических системах, и именно они, уже перепрограммированные на новый западный лад, облегчат распространение американского влияния. В США это отлично понимают, поэтому начали заниматься вопросом экспансии американской культуры еще в период советского государства.

Сегодня США доминирует в вопросах глобального перемещения инновационной информации и идей. Благодаря спутникам западные телевизионные программы доступны для зрителей всех широт. А такие каналы, как СМК, ВВС, играют ключевую роль в передаче информации, высвеченной Вашингтоном с угодной для них стороны. СМК обеспечивает Соединенным Штатам благоприятное освещение основных мировых событий [6].

В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, «так как произведения искусства, религии, науки выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить большую прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, любителя музыки, читателя. И все это проникает сегодня в Россию, разрушая и без того слабую молодежную психику» [3].

Мир столкнулся с невиданной до сих пор культурной экспансией. Главные направления - потребительство как явление глобальной культуры, мировой туризм, мировая религия, культура постмодернизма, все, что касается проблемы самоидентификации личности в условиях нарастания транснациональных тенденций в культуре. По мнению сторонников концепции «глобальной культуры», происходит перемешивание национальных культур при сохранении их собственных «слоев». В этом смысле миру не грозит тотальная американизация культуры, ибо проникновение массовой культуры США будет на том или ином уровне остановлено потенциалом национальной культуры, а на пограничье двух культурных слоев начнется активный процесс диффузии. Это будет культура, лишенная внутренней системности и центров опоры. Возобладают фрагментированные сегменты, хаотично сочетающиеся (или не сочетающиеся) друг с другом [7].

Феномен «американской идеи» состоит в том, что она, во-первых, необычайно жизнеспособна; во-вторых, не имеет в своей основе истинно общечеловеческих ценностей (так как допускает использование военной силы); в-третьих, имеет все шансы превратиться в доктрину «тотального контроля» над мировым сообществом и «тотальной культуры» уже в XXI в. [4].

Духовный мир человека, его культура как особо тонкие образования легко уязвимы, если недостаточно защищены как со стороны государства, так и со стороны общества. В противном случае результатом станет подрыв духовного здоровья и безопасности российского общества. Населению прививаются принципы поклонения внешней грубой силе, внедряются идейные принципы жадности, эгоизма, амбиций, разврата, наркомании, любви к удовольствиям и развлечениям «любой ценой». Все это привело к духовному и нравственному кризису, возросло отчуждение и самоотчуждение человека. Дело не только в том, что негативная информация для пропаганды лучше, чем всякое ее отсутствие, но и в том, что поступающая из СМИ информация воздействует не только на сознание, но и на бессознательную сферу человеческой психики. В этих условиях эмоциональный голод человека может быть удовлетворен только через обращение к эстетическим, нравственным идеалам человека [2].

В числе наиболее опасных негативных тенденций, представляющих серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, дальнейшего культурного и социальноэкономического развития нашей страны, необходимо отметить следующие:

1. Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, граж-

данская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.

2. Выдвижение на первый план и практическое доминирование в общественном сознании прагматических ценностей: материального благополучия и личного богатства, служебной и политической карьеры, а также славы и почести.

3. Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.

4. Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.

5. Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.

Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере культуры России сегодня являются:

1) общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;

2) утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;

3) беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;

4) недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества;

5) развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;

6) неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, самая низкая в Европе;

7) развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия;

8) рост количества разводов, неблагополучных семей, детской беспризорности;

9) снижение престижа России за рубежом как страны высокой культуры, образованности и социальной справедливости [5].

Таким образом, наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность. В современном мире экспансия Запада встречает отрицательное отношение со стороны общественности, а политика многих государств направлена на отпор культурной экспансии Запада или, по крайней мере, на ее ограничение. Культурная экспансия определяется в международных документах как культурный империализм, что приводит к принятию политических решений по введению протекционистских мер в отношении западных культурных ценностей и всего мировоззрения в целом. Россия как государство трансграничное нуждается в последовательном реформировании стратегии национальной безопасности, призванной сузить каналы коммуникации и проникновения западных образцов культуры в различные сферы общественной жизни посредством внедрения политики дифференцированного протекционизма.

Библиографический список

1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы / З. Бжезинский. - М. : Международные отношения, 1998. - 256 с.

2. Валитов, О.К. Национальная культура в условиях глобализации общества и проблемы обеспечения национальной безопасности / О.К. Валитов, И.О. Валитов // Вестник Башкирского университета. - 2008. -Т. 13. - № 2. - С. 405.

3. Григорьев, Е. Культура - орудие сильнейшего / Е. Григорьев // Политическая экспертная сеть «Кремль.ORG». 17 апреля 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kreml.org/opi-nions/147304521.

4. Идея американского века. 2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.peta-ref.com/?page=viewref&id=1219 .

5. Колин, К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности / К.К. Колин // Всемирный форум духовной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astanaforum.kz/index.php 5:2010-11-06-17-51-11.

6. Baruah, S. Globalization - Facing the Inevitable? / S. Baruah // World Policy Journal. - 1999-2000. - Р. 137.

7. Global Culture: Nationalism, Globalization, and Modernity / Ed. M. Featherstone. - L. : Sage, 1990.

© Просяник В.В., 2012

Автор статьи - Владислав Владимирович Просяник, преподаватель, Надымский филиал Московского пси-холого-социального института, e-mail: wwp_70@mail.ru.

Рецензент - О.В. Волох, доктор политических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.