Научная статья на тему 'Влияние глобального кризиса на страховой рынок'

Влияние глобального кризиса на страховой рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кикичева Ю.С.

В статье рассмотрены влияние глобальных процессов на рынок страхования в России и мире, на перестраховочные процессы и тенденции влияния мирового кризиса на страховой рынок, а также указаны положительные и отрицательные факторы влияния стратегий транснациональных компаний на экономических агентов развивающихся рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобального кризиса на страховой рынок»

УДК 339.924

Кикичева Ю.С.

К.э.н., ст. преподаватель Высшая школа бизнеса Южный Федеральный университет

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА НА СТРАХОВОЙ РЫНОК

В статье рассмотрены влияние глобальных процессов на рынок страхования в России и мире, на перестраховочные процессы и тенденции влияния мирового кризиса на страховой рынок, а также указаны положительные и отрицательные факторы влияния стратегий транснациональных компаний на экономических агентов развивающихся рынков.

Ключевые слова: страховой рынок, глобализация, кризис, финансовая нестабильность, конкуренция, перестрахование.

Волатильность фондового рынка, изменяющиеся модели покупательского поведения потребителей и экономическая ситуация усугубляют конкуренцию и становятся препятствиями на пути компаний, стремящихся к рентабельному росту. Обеспечив максимальное присутствие на внутренних рынках, страховщики изучают возможности на развивающихся рынках, на которых рост размеров страховых взносов значительно выше по причине динамики, характерной для «догоняющего» развития. Однако для получения прибыли вследствие расширения собственного присутствия на международных рынках страховым компаниям потребуется ускорить инновационный процесс, выйти на новый уровень производственной эффективности, а также значительно упростить и стандартизировать внутренние производственные процессы в пределах всех охватываемых ими регионов. В этом контексте все будет зависеть от реализации стратегии расширения зоны присутствия на локальных рынках. Настоящий финансовый кризис транснациональные страховые группы стремятся использовать как интеграционный фактор для развития бизнеса и источник более широких возможностей для роста за пределами отечественных рынков.

Основные причины, указываемые иностранными компаниями, сводятся к непрозрачности бизнеса, сложности законодательных процедур, неясности перспектив стратегического развития. Если учесть нынешнее кризисное состояние экономик развивающихся стран, особенно стран СНГ, можно с этими тезисами согласиться. Вместе с тем, следует выделить еще одну причину ухода иностранных страховых компаний с локальных рынков — это неадекватность рыночных стратегий транснациональных групп на рынках с ограниченным спросом, отсутствие прикладных технологий маркетингового позиционирования, управления активами и методик реализации конкурентных преимуществ.

Например, если оценивать конкурентные стратегии успешной интеграции транснациональных страховых групп с компаниями на локальных рынках, то можно выделить стратегии присоединения российских страховых организаций «Росно» и «Ресо-гарантия» к иностранным партнерам. В ходе реализации этих стратегий были сохранены команды российских менеджеров, но были привнесены новые инструменты в технологии ведения бизнеса.

Для продвижения на локальном рынке с ограниченным платежеспособным спросом транснациональной страховой компании необходим значительный маркетинговый бюджет, в котором предусмотрены расходы на репутационный менеджмент, рекламу, развитие новых рыночных ниш. Вместе с тем, стратегия позиционирования транснациональных компаний на развивающихся рынках складывается не всегда в соответствии с организационным проектом, а соотношение телевизионной рекламы с уровнем бизнеса западной компании, пришедшей на наш рынок, выглядит кардинально по-другому, чем в Европе.

Другой особенностью стратегии развития транснациональных компаний является завышение агентских выплат в весьма значительном размере. Позиция многих иностранных компаний была в том, что они достаточно высоко капитализированы и имели возможность переплачивать агентам, чтобы те перешли к ним. Стратегия позиционирования на локальных рынках, включающая высокие расходы на проектирование и созданию агентских сетей оказалась ошибочной.

Расходы на формирование сети превысили все плановые показатели, поэтому транснациональные операторы приняли решение свернуть бизнес в России и странах СНГ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа транснациональных страховых групп на локальных развивающихся рынках требует реинжиниринга стратегии позиционирования, высоких компетенций менеджмента, в том числе, пересмотра технологий ведения бизнеса.

Можно отметить и факторы негативного влияние стратегий «освоения» транснациональных компаний на экономических агентов развивающихся рынков, а главное — на общий уровень издержек страхового бизнеса.

Во-первых, иностранные компании спровоцировали необоснованный, ничем не подкрепленный рост заработных плат и доходов менеджеров в страховом бизнесе, во-вторых, рост арендных ставок, а также рост тарифов сопряженного бизнеса (консалтингового, информационного, медицинского и др.). Благодаря иностранным компаниям возник тип молодого, «талантливого», международно-ориентированного менеджера, который реально ничего не сделал в своей жизни на практике и в бизнесе, но зато хорошо знает английский и несколько учебников по маркетингу или продажам и грамотно составил свое резюме.

Положительный урок состоит и в том, что другие транснациональные компании будут более компетентно подходить к реализации стратегии затрат на развивающихся рынках с ограниченным уровнем платежеспособного спроса.

Системный кризис, который возник на глобальном финансовом рынке, значительно повлиял на концепцию развития бизнеса не только транснациональных компаний, но и экономических агентов формирующихся рынков. В настоящее время существуют два подхода к ведению страхового дела: европейский и американский. Стратегия американских компаний на локальных рынках основана на их стремительном завоевании. Компании США приходят в тот сектор рынка, где можно реально собрать большой объем премии, устанавливают тариф на услуги, позволяющий быстро его освоить, а если вести бизнес становится невыгодно, они быстро покидают рынок. Стратегия «освоения» рынка реализуется за 5-8 лет. Все основные перестраховочные емкости для цедентов США, главные центры американского перестрахования находятся в оффшорах.

Все транснациональные страховые компании, базирующиеся в США, достаточно молоды, самая крупная и известная из них — это АЮ.

Европейский страховой рынок наполнен опытными и крупными компаниями, начиная от лондонских синдикатов и заканчивая крупнейшими мировыми перестраховщиками. Определенная доля ответственности по американским ипотечным рискам была перестрахована в Европе, поэтому кризис через систему перестрахования негативно сказался на работе европейских страховых операторов.

Российский рынок перестрахования по входящему перестрахованию из США принимал ограниченное число рисков, на глобальном рынке перестраховочных операций работает только одна отечественная компания «Ингосстрах», при этом, риски, принятые на перестрахование с рынка США занимают в ее портфеле незначительную долю. В условиях развития глобального кризиса изолированность российских страховых компаний от входящего потока рисков по мировым каналам перестрахования обеспечила им устойчивость.

Методом, позволяющим ранжировать риски в перестраховании, является теория вероятности, то есть, оценивая возможное состояние риска, перестраховщик может принять ответственность по риску на определенную сумму, которую, возможно, необходимо будет заплатить через какое-то время. Таким образом, в перестраховании риск контрагента носит вероятностный характер.

Вместе с тем, существенную угрозу для развития перестраховочного рынка несут катастрофические и кумуляционные риски, которые могут быть оценены на перспективу, рассчитаны и размещены по различным партнерам с учетом риска кумуляции. Поэтому, обеспечение устойчивости страховых компаний зависит, во-первых, от качества и уровня инструментов оценки рисков, во-вторых, от сложившейся системы интеграционного взаимодействия с крупными перестраховочными компаниями мирового рынка.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что перестрахование можно считать основным каналом выхода национальных страховых компаний на мировой рынок. Концепция глобального позиционирования операторов мирового рынка подразумевает, прежде всего, преодоление пространственных границ.

Глобализация олицетворяет межрегиональную взаимосвязанность мирового и локальных рынков, возрастающая экстенсивность и интенсивность глобальных взаимосвязей предполагает ускорение интеграционных процессов, связанных с необходимостью более точной оценки и перераспределения риска.

Растущая интенсивность глобальных взаимодействий соотносится со сложным переплетением глобального и национального капитала, технологий, коммуникаций. Глобализация на страховом рынке выступает как динамический процесс информационно-финансовых трансакций на основе контрактных отношений. При этом, особенностью взаимодействий страховых компаний выступает не воздействие внешних факторов на развивающуюся локальную страховую, а определяется «совокупностью новых институционально-сетевых взаимодействий экономических агентов»1.

В условиях системного кризиса интеграционное взаимодействие с транснациональными компаниями способствовало усилению демпинговой стратегии на российском перестраховочном рынке. Цены на перестраховочную защиту в 2009 г. снизились в среднем в 2-3 раза. Снизился уровень финансовой устойчивости и надежности российских перестраховщиков, по этой причине растущий спрос на перестрахование может уйти на другие перестраховочные рынки.

Перестраховочные компании оцениваются по уровню надежности наряду с универсальными страховщиками, поэтому, если сравнить по одной и той же рейтинговой шкале ведущие универсальные крупные компании с их диверсифицированными портфелями, инвестиционными вложениями с перестраховщиками, то последние уступают им и по диверсификации своего бизнеса, и по инвестиционным вложениям, и по рыночным позициям.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в ближайшее время на мировом перестраховочном рынке продолжится процесс слияний и поглощений. Сдерживает же развитие российского перестраховочного рынка не только низкий уровень капитализации, отечественные компании до кризиса обладали избыточным капиталом, но он не работал. Другим необходимым условием развития является повышение уровня надежности и репутации участников рынка.

Привлекательность российского перестраховочного рынка в глазах зарубежных перестрахователей в результате кризиса повысилась. Международные перестраховщики, стремясь покрыть убытки от инвестиционной деятельности, увеличили стоимость

1 Чекмарев В.В. Постмодерн и экономическая онтология. Экономическая теория в XXI веке - М.: Экономистъ, 2004. С. 226.

перестраховочной защиты на 10-15%, в то время как российские перестраховщики оказались более устойчивыми к волатильности на фондовых рынках и могут удерживать цены на перестрахование как минимум на прежнем уровне. Доля перестраховочных премий, получаемых российскими страховщиками из-за рубежа, увеличилась в условиях кризиса в 2 раза2.

Главная отличительная особенность глобализации определяется высокой динамикой развития интеграционных форм взаимодействия транснациональных компаний с экономическими агентами локальных рынков.

Транснациональные компании как точки роста новых технологий ведения бизнеса и финансового капитала существенно опережают предприятия и фирмы, работающие на национальных рынках, по уровню развития технологий и организационной культуры ведения бизнеса. Национальные экономические агенты страхового рынка в период институционального формирования и роста испытывали давление со стороны иностранных компаний при выборе технологий и инструментов развития вследствие ограниченности ресурсной базы.

Недостаток опыта, технологий оценки рисков, ограниченность финансовых ресурсов и инструментов, низкий уровень капитализации финансового рынка, неустойчивая ликвидность банковских и страховых финансовых институтов способствовали формированию экономической зависимости страны от международных финансовых центров и глобальных компаний.

Большинство потенциальных финансовых полюсов, узловых точек роста финансового капитала расположены в непосредственной близости от России, страны с высоким уровнем развития финансового капитала существенно опережали нашу страну либо по уровню своего экономического развития, либо по темпам экономического роста, либо по уровню развития финансовых институтов. Национальные экономические агенты страхового рынка в период институционального формирования и роста испытывали давление со стороны глобальных операторов при выборе технологий, инструментов и модели своего развития вследствие ограниченности ресурсной базы.

Недостаток опыта, технологий оценки рисков, ограниченность финансовых ресурсов и инструментов, низкий уровень капитализации финансового рынка, неустойчивая ликвидность банковских и страховых финансовых институтов способствовали формированию экономической зависимости страны от международных финансовых центров и глобальных компаний.

В условиях глобализации Россия с формирующимся рынком финансовых услуг оказалась в окружении финансовых полюсов, гравитационное поле которых нарушило прочность связей и конкурентоспособность экономических агентов вследствие их ресурсных ограничений, что потребовало выявления особенностей развития национальных финансовых институтов.

Сегодня национальный финансовый рынок как система хозяйства развивается в условиях роста влияния внешних факторов, основным из которых является глобализация различных сфер деятельности. Появляются все более совершенные средства связи, позволяющие получать и передавать информацию в реальном режиме времени. Например, конкурентная борьба вынуждает страховые компании снижать стоимость обработки каждой транзакции и повышать скорость вывода на рынок новых комплексных продуктов. В этих реалиях побеждают те организации, которые быстрее конкурентов могут подготовить информационную инфраструктуру к обеспечению планов бизнеса по выходу на новые рынки, выводу новых продуктов, оптимизации бизнес-процессов.

2 Янов В. Динамика перестраховочного рынка//Управление риском, 2009. №4. С.72

Процесс глобализации мирового хозяйства в качестве одного из своих направлений имеет постепенное формирование системы структур наднационального характера. Особенностью глобализации является изменение системы управления финансовыми институтами на основе использования интеграционных инструментов и организационных схем, которые изменяют привычные коды регулирования и инструменты контроля.

В глобальной экономике системы межнационального производства, обмена и финансов еще теснее переплетаются, поэтому формы и функции государства должны адаптироваться к новым институтам, а правительства должны проектировать соответствующие стратегии для налаживания связи с глобализирующимся миром. Таким образом, в глобальной экономике распространены различные стратегии расширения, углубления и ускорения общемировых связей, основанных на реализации интересов стран финансового центра, основанные на насаждении модели неолиберального минимального государства для стран догоняющего развития.

Глобальный кризис показал, что финансы становятся все более глобализированными; однако измерить эти изменения сложно, поэтому важно использовать множество различных индикаторов. Небольшие размеры финансовых систем стран догоняющего развития объясняются скромными размерами производимого ими валового внутреннего продукта (ВВП). Они также нередко являются результатом высоких темпов инфляции и других, схожих по результатам форм «налога» на финансовые услуги в рамках исповедуемого в этих странах националистического подхода к организации финансовой системы.

Таким образом, небольшие размеры финансовых систем развивающихся стран являются результатом стремления к получению более высокой маржи от операций на рынках капитала, что, приводит к уменьшению спроса на национальные финансовые услуги. Общим результатом этих процессов является то, что небольшие развивающиеся страны имеют меньшие национальные финансовые системы по отношению к своим ВВП, чем более крупные развивающиеся страны.

В докризисный период потоки портфельных инвестиций в развивающиеся страны выросли значительно, увеличился круг стран, все шире привлекающих портфельные инвестиции. Другим показателем глобализации является широкое распространение и рост количества депозитов в иностранной валюте, помимо этого во многих развивающихся странах широко используются валюты промышленно развитых стран.

Литература:

1. Чекмарев В.В. Постмодерн и экономическая онтология. Экономическая теория в XXI веке - М.: Экономистъ, 2004. С. 226.

2. Янов В. Динамика перестраховочного рынка//Управление риском, 2009. №4. С.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.