Научная статья на тему 'Влияние глобализации на цивилизационные и культурные процессы в современной России'

Влияние глобализации на цивилизационные и культурные процессы в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
577
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шабашова Нина Михайловна

Сегодняшний мир состоит из противоречий. В этих противоречиях процессы глобализации не обеспечивают устойчивого существования современной цивилизации. В связи с невозможностью ее изолированного, замкнутого существования идет тенденция к признанию единого мирового (глобального) характера развития цивилизации и культуры. Процессы международной экономической и культурной интеграции заметно изменились, и глобализация постепенно стала инструментом политического диктата и шантажа. Сегодня глобализация ставит перед человечеством множество новых проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Под глобализацией стали понимать процессы гомогенизации и универсализации мира, в результате которого мир превращается в связанное целое. Ситуация в мире сегодня зависит от Запада не как от глобальной управленческой штаб-квартиры, а как от более сильного вектора, задающего направление в процессах развития общества, в то же время Россия претендует на роль всемирного «игрока».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на цивилизационные и культурные процессы в современной России»

УДК-005.44: 124.51

Шабашова Нина Михайловна

аспирант ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация:

Сегодняшний мир состоит из противоречий. В этих противоречиях процессы глобализации не обеспечивают устойчивого существования современной цивилизации. В связи с невозможностью ее изолированного, замкнутого существования идет тенденция к признанию единого мирового (глобального) характера развития цивилизации и культуры. Процессы международной экономической и культурной интеграции заметно изменились, и глобализация постепенно стала инструментом политического диктата и шантажа. Сегодня глобализация ставит перед человечеством множество новых проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Под глобализацией стали понимать процессы гомогенизации и универсализации мира, в результате которого мир превращается в связанное целое. Ситуация в мире сегодня зависит от Запада не как от глобальной управленческой штаб-квартиры, а как от более сильного вектора, задающего направление в процессах развития общества, в то же время Россия претендует на роль всемирного «игрока».

Shabashova Nina Mikhaelovna

post-graduate student, Armavir State Pedagogical University (Armavir)

THE INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON CIVILIZATION AND CULTURAL PROCESSES IN MODERN RUSSIA

Abstract:

Today's world is made up of contradictions. In these contradictions, the processes of globalization do not ensure the sustainable existence of modern civilization. Due to the impossibility of its isolated, enclosed existence, there is a tendency to recognize a single world (global) nature of the development of civilization and culture. The processes of international economic and cultural integration have markedly changed and globalization has gradually become an instrument of political dictatorship and blackmail. Nowadays, globalization poses a lot of new problems for mankind, the solution of which determines the future fate of civilization. Globalization is understood as the processes of homogenization and universalization of the world, as a result of which the world turns into a coherent whole. The situation in the world today does not depend on the West as a global management headquarters, but as a stronger vector that sets the direction in the development processes of society, at the same time, Russia claims to be a global "player".

Ключевые слова:

Россия, цивилизация,, цивилизационные процессы, культура, глобализация.

Keywords:

Russia, civilization, civilizational processes, culture, globalization.

Актуальность темы заключается в том, что человек становится причиной опасных глобальных изменений, происходящих в наше время. К. Яс-перс утверждал, что источники всех проблем человечества - в самом способе его существования, и потому современную цивилизацию неминуемо ждет гибель человечества [5]. В XXI веке иллюзии о построении «светлого будущего» учеными были сильно подвергнуты сомнению. К уже существующим перманентным глобальным кризисам добавились новые, не менее опасные, - международный терроризм, «цветные революции» и др. Во всём мире ведется обсуждение проблемы «глобальной управляемости (global governance)», которая всё более набирает популярность. Здесь исследователи обращаются к вопросу сосредоточения усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом и бедностью; пытаются сделать оценку тому, какие меры экономического или иного воздействия, включая силовое, можно применить к государствам, создающим угрозу безопасности чужих территорий, либо массово нарушающим права и свободы человека [3].

Изначально процесс глобализации многим казался гарантом устойчивого развития цивилизации в эпоху обострения глобальных проблем. Однако вскоре процессы международной экономической и культурной интеграции заметно изменились, и глобализация постепенно стала инструментом политического диктата и шантажа. Сегодня глобализация ставит перед человечеством множество новых проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Нельзя отрицать того, что стремление к глобализации - исторически выстраданная и экономически обусловленная тенденция развития цивилизации [10].

Принято считать, что первым применил термин «глобализация» Р. Ро-бертсон (1985 г.) с целью обозначения концепции глобального измерения человеческого сознания, позволяющего рассматривать политические и иные социальные процессы в глобальной системе координат. Согласно его определению, глобализация - это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических

и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах [6]. Интересно, что тенденцию, активизирующую формы международного экономического сотрудничества, международной торговли, трансформации финансовых рынков, обозначил ранее К. Маркс, который ещё в 1850 г. отметил, что: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась» [1].

В более широком смысле под глобализацией стали понимать процессы гомогенизации и универсализации мира, в результате которого «мир становится все более связанным и более зависимым от всех его субъектов». Процессы всемирной экономической, политической и культурной интеграции охватывают сегодня все сферы жизни общества, становясь все более интенсивными. Однако цели, задачи и достигнутые результаты глобализации остаются предметом ожесточенных споров и дискуссий.

В истории человечества существует множество подтверждающих фактов, демонстрирующих процессы саморазрушения: многие империи исчезали после того, когда их лидеры выступали за мировое господство (от Александра Македонского и Чингисхана до основателей Третьего рейха). По-видимому, такого рода закономерности проявляются и в мире идей. К примеру, идеи утопического социализма поначалу раздражали сильных мира и причиняли неприятности локального характера (подвергались репрессиям наиболее активные участники социального протеста), но глобальный поход против коммунизма был объявлен лишь после того, как возникла реальная угроза мировой революции.

Аналогично протекают и современные процессы экспорта идеологий -коммунизма, демократии и др. Мало кто задумывается о более отдаленных последствиях насильственного навязывания собственных идеалов. В результате многие бывшие союзники СССР по Варшавскому Договору переносят свои фобии теперь на некоммунистическую Россию, а происходящие «цветные революции» в странах Ближнего Востока и Северной Африки весьма оригинально воплощают в жизнь чуждые им «идеалы» демократии. Человечество продолжает свое развитие по спирали, раз за разом повторяя ошибки прошлого.

Сегодня вновь оказываются востребованными полузабытые идеи панисламизма, пантюркизма и даже нацизма. Попытки идеологического реванша таят в себе серьезную угрозу современной цивилизации. В качестве наглядного примера может служить ситуация в Сирии, где возрождаемое прошлое взорвало настоящее и угрожает будущему не только проживающим в этом регионе людям, но и всему миру в целом. В этом контексте имеет смысл более внимательно изучать наследие тех гениальных мыслителей, которые обладали удивительным даром предвидения событий будущего.

Россия после распада СССР также продолжает оказывать соседям по СНГ и некоторым другим странам материальную и финансовую помощь на льготных условиях. Мировой порядок в XXI веке претерпевает существенную трансформацию и к этому нужно относиться серьезно. Концепция «однополярного мира», восторжествовавшая было после распада СССР, сегодня подвергается сильнейшему испытанию на прочность. США, пытаясь сохранить статус единственной в мире сверхдержавы, явно переоценили свои возможности и постепенно утрачивают свое могущество, к тому же роль «мирового жандарма» не так уж и почетна [2]. Не наладив собственную экономику, не следует, к примеру, добиваться лавров абсолютных победителей олимпиад и чемпионатов мира по всем видам спорта. Вызовы, стоящие перед современной Россией, настолько глобальны, что намерения растрачивать имеющиеся еще ресурсы на второстепенные нужды, следует решительно пресекать.

Несмотря на санкции и политическое давление со стороны Запада, наша страна все же добивается заметных успехов во многих областях. Быстрыми темпами идет переоснащение армии современным вооружением, усиливается борьба с коррупцией, меняется в лучшую сторону отношение властей к сферам образования и здравоохранения, наблюдается рост сельского хозяйства, намечаются определенные успехи в программах импорто-замещения. В то же время высшие интересы страны заключаются в том, чтобы эти положительные сдвиги сделать необратимыми.

У такого явления как глобализация нет «центра», в котором принимаются решения. Ситуация в мире сегодня зависит от Запада не как

от глобальной управленческой штаб-квартиры, а как от более сильного вектора, задающего направление в процессах развития общества. Глобализация основана на привлекательности образов, которые мастерски создаёт, и на стохастических действиях миллиардов людей, которые и определяют тенденции, неизвестные самим её «архитекторам» [3]. В связи с чем, развитие цивилизации во многом будет продиктовано западной культурой, как наиболее привлекательной на данном этапе развития в России. Вместе с тем, по мнению И.М. Угрина, глобализация в условиях трансформации через социокультурную революцию позволит российской цивилизации не только заново обрести себя, но и представить новый проект жизнеустройства [4].

Таким образом, сегодняшний мир состоит из противоречий. В этих противоречиях процессы глобализации не обеспечивают устойчивого существования современной цивилизации [8]. В связи с невозможностью ее изолированного, замкнутого существования идет тенденция к признанию единого мирового (глобального) характера развития цивилизации и культуры. Процессы международной экономической и культурной интеграции заметно изменились, и глобализация постепенно стала инструментом политического диктата и шантажа. Сегодня глобализация ставит перед человечеством множество новых проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба цивилизации. Под глобализацией стали понимать процессы гомогенизации и универсализации мира, в результате которого мир превращается в связанное целое. Ситуация в мире сегодня зависит от Запада не как от глобальной управленческой штаб-квартиры, а как от более сильного вектора, задающего направление в процессах развития общества, в то же время Россия претендует на роль всемирного «игрока».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аттали Ж. Карл Маркс. Мировой дух / Ж. Аттали. - М. : Молодая гвардия, 2008. - С. 192.

2. Аэрокосмический фактор в эпоху глобализации / И. И. Веревичев [и др.] / / Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Т. 16. - № 6(2). - С. 385-392.

3. Иноземцев В. Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире / В. Л. Иноземцев // Век глобализации: исследование современных глобальных процессов. - 2008. - № 1. - С. 31-44.

4. Угрин И. М. Проблема развития российской цивилизации в условиях глобализации / И. М. Угрин / / Философская школа. - 2018. - № 6. - С. 94.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М. : Наука, 1993. -C. 33-54.

6. Robertson R., Lechner F. Modernization, globalization and the problem of culture in the world-systems theory / / Theory, culture&society. - 1985. - № 3.

7. Robertson R. Globalization theory and civilization analysis / / Comparative civilization sreview. - 1987. - Vol.17.

8. Понарина Н. Н. Глобализация и социальные противоречия / Н. Н. Понарина, А. Г. Хлыстова / / Концепт. - 2015. - № T. 14. - С. 1-5.

9. Жданова А. М. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности, подходы к определению понятия «глобализация» / А. М. Жданова // Проблемы современной экономики. 2012. - № 3 (43).

10. Понарина Н. Н. Развитие современного российского общества как фактора глобализации / Н. Н. Понарина / / Социальные науки. - 2015. - № 5 (8). - С. 41-46.

REFERENCES

1. Attali Zh. Karl Marks. Mirovoj duh [The world spirit]. M.: Molodaya gvardiya, 2008, p. 192.

2. Verevichev I.I. Aerokosmicheskij faktor v epohu globalizacii. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN=Bulletin of Samara Scientific Center of RAS, Samara, 2014, vol.16, no. 6(2), pp. 385-392.

3. Inozemcev V. L. Sovremennaya globalizaciya i ee vospriyatie v mire // Vek globalizacii: issledovanie sovrem. glob. Processov = The age of Globalization, 2008, no. 1, pp. 31-44.

4. Ugrin I. M. Problema razvitiya rossijskoj civilizacii v usloviyah globa-lizacii. Filosofskaya shkola=Philosophy School, 2018, № 6, p. 94.

5. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [Meaning of life]. M.: Nauka, 1993, pp. 33-54.

6. Robertson R., Lechner F. Modernization, globalization and the problem of culture in the world-systems theory. Theory, culture & society, 1985, no. 3.

7. Robertson R. Globalization theory and civilization analysis. Comparative civilizations review, 1987, vol.17.

8. Ponarina N. N., Khlystova A. G. Globalization and social contradictions. Scientific and methodical electronic journal Concept. 2015, vol. 14, pp. 1-5.

9. Zhdanova A. M. Evrazijskij mezhdunarodnyj nauchno-analiticheskij zhurnal. Ekonomicheskaya globalizaciya i problem nacional'noy I mezhdunarodnouy bezopasnosti podhody k opredeleniyu ponyatiya «globalizaciya». Problemy sovremennojy ekonomiki=Issues of Modern Economics, 2012, No. 3 (43).

10. Ponarina N. N. The development of modern Russian society as a factor of globalization. Social Sciences, 2015, no. 5 (8), pp. 41-46.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Шабашова Н.М. Влияние глобализации на ци- Shabashova N.M. The Influence of Globalization on

вилизационные и культурные процессы в совре- Civilization and Cultural Processes in Modern Russia /

менной России / Н.М. Шабашова // Вестник N.M. Shabashova // The Bulletin of Armavir State

Армавирского государственного педагогического Pedagogical University, 2019, No. 4, pp. 60-66.

университета. - 2019. - № 4. - С. 60-66. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.