Научная статья на тему 'Влияние глобализации на традиционную духовную культуру'

Влияние глобализации на традиционную духовную культуру Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
987
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / ЦЕННОСТИ / VALUES / АККУЛЬТУРАЦИЯ / ACCULTURATION / СИНКРЕТИЗМ / SYNCRETISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдуллаева Элита Султановна, Уджухова Белла Адамовна

Проблема глобализации рассматривается в многочисленных публикациях как статейного, так и монографического плана. В то же время вопросы, касающиеся изменения духовной культуры в условиях нарастающей нивелировки культурных границ, являются актуальными. Соотношение различных типов и видов культур в новых исторических условиях, непрекращающийся процесс взаимодействия с другими культурами, диффузия элементов культур приводят к синкретичному «облику» духовной культуры этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of globalization on traditional spiritual culture

The problem of globalization is considered in numerous articles and monographs. At the same time the questions concerning change of spiritual culture in the conditions of the accruing leveling of cultural borders are relevant today. The correlation of various types of cultures in new historical conditions, continuous process of interaction with other cultures and diffusion of culture elements result in syncretic "shape" of the ethnos spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на традиционную духовную культуру»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.32:316.73 ББК 60.032.2 А 13

Э.С. Абдуллаева,

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы Чеченского государственного университета, г. Грозный, тел.: + 79288906628, e-mail: [email protected]

Б.А. Уджухова,

аспирантка кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79884833331, e-mail: bella250275@ icloud.com

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРАДИЦИОННУЮ ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ

(Рецензирована)

Аннотация. Проблема глобализации рассматривается в многочисленных публикациях как статейного, так и монографического плана. В то же время вопросы, касающиеся изменения духовной культуры в условиях нарастающей нивелировки культурных границ, являются актуальными. Соотношение различных типов и видов культур в новых исторических условиях, непрекращающийся процесс взаимодействия с другими культурами, диффузия элементов культур приводят к синкретичному «облику» духовной культуры этноса.

Ключевые слова: глобализация, традиция, духовная культура, ценности, аккультурация, синкретизм.

E.S. Abdullaeva,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of the Theory and History of Social Work, the Chechen State University, Grozny, ph.: + 79288906628, e-mail: [email protected]

B.A. Udzhukhova,

Post-graduate student of Department of Philosophy and Sociology, the Adyghe State University, Maikop,ph.: +79884833331, e-mail: [email protected]

INFLUENCE OF GLOBALIZATION ON TRADITIONAL SPIRITUAL CULTURE

Abstract. The problem of globalization is considered in numerous articles and monographs. At the same time the questions concerning change of spiritual culture in the conditions of the accruing leveling of cultural borders are relevant today. The correlation of various types of cultures in new historical conditions, continuous process of interaction with other cultures and diffusion of culture elements result in syncretic "shape" of the ethnos spiritual culture.

Keywords: globalization, tradition, spiritual culture, values, acculturation, syncretism.

Глобальные изменения затронули все аспекты жизни традиционных обществ. Создание культурных гибридов, постмодернистская культура,

проблемы самоидентификации на разных уровнях человеческого сообщества являются главными последствиями глобализации [1; 110-112].

Глобализация - исторически объективный процесс. Ее характерными особенностями являются: соединение экономической и потребительской культуры, аккультура-ционные процессы в разных областях науки и производства между разными странами мира, создание международного правового и культурно-информационного поля.

Глобализационные процессы затрагивают и общества с традиционной духовной культурой. Процесс аккультурации происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, проявляясь в разных сферах традиционного пространства культуры. Унифицированная культура преломляется со стремлением локального общества к самоидентификации. Прогресс, связанный с введением новых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, сталкивается со стремлением «не раствориться» в современном глобализующемся мире.

Отметим некоторые аспекты, в которых, по нашему мнению, прослеживается влияние глобализации:

1. Нивелируются различия между социальными слоями через внедрение массовой унифицированной культуры потребительства. На наш взгляд, интересен прогноз культуры будущего Л.Д. Троцкого, сделанный им в 1922 г. Он отметил, что люди в будущем будут жить в ярком и динамичном обществе, где технические и биопсихические достижения будут изменять средний человеческий тип [2].

На современном этапе мы столкнулись с инструментально-потребительским отношением человека к миру. Активность человека, его готовность к переделке «естественного» и стихийного в «искусственное» и рационально устроенное привели в области техносферы к неограниченному технологическому росту и

экологическому кризису, в социокультурной области — к постоянным политическим экспериментам и отрицанию нормативной роли ценностных систем. Параллель между деятельностью человека в области внешнего и внутреннего миров и постепенным ростом негативных результатов этой деятельности показывает, что причина едина как для угрозы разрушения биосферы, так и для угрозы дегуманизации.

2. Изменяется характер социокультурного взаимодействия: возможность коммуникации в реальном времени как индивидов, так и социальных групп, независимо от географического местоположения и государственных границ. Мы наблюдаем изменения, затронувшие ментальные аспекты духовной культуры современного человека. Изменилось социальное пространство, изменились формы взаимодействия человека с внешней средой и межличностные коммуникации. Ранее существовавшие модели коммуникаций, которые представляли собою непосредственные межличностные отношения, заменили в современном мире формами опосредованного общения. Они привносят новые паттерны поведения и осмысления социокультурной реальности [3; 14]. В глобальной сети Интернет человек может как пользователь «оттолкнуться» от существующих рамок и клише, в которых он существует в реальном социуме. Кажущаяся свобода действий человека в виртуальном пространстве приводит к размыванию барьеров в достижении мечты или в реализации низменных инстинктов в зависимости от его нравственного императива.

3. Происходит десубъективация человека и общественных институтов. В динамичном, информационном пространстве при внешней социальной активности люди становятся объектом управления и манипулирования; стереотипные реакции людей программируются [4]. В современном мире становится

реальностью, когда альтернативные ценности и представления выдвигаются в средствах информации как истинные. Они же и нарушают процессы передачи исторических ценностей [5; 314].

4. Глобализация становится предельной формой продуцирования пассивности человека во всемирном масштабе. Очевидно, что процесс глобальных изменений приносит ощутимые выгоды одним странам и является бедствием для других. В этом заключается негативный смысл. Глобализация посягает на сущность человека - быть ответственным творцом своей жизни. Практически все люди во всех странах отстранены от реальной возможности влиять на ход событий.

Человек придает значение объективным условиям, объясняя свое поведение, особенности самореализации, исходя из внешних условий жизнедеятельности. Безусловно, внешние факторы нередко блокируют творческий подход к действительности, провоцируя стереотипное поведение. Традиционная духовная культура предполагает действие детерминирующих самореализацию факторов. Такая детерминанта связана с внутренним локусом контроля, относится к ценностному ядру культуры, предпочитающему тот или иной тип самореализации. То есть человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора. Сформулированный И. Кантом категорический императив подчеркивает: интерпретация доброй воли соответствует желанию действовать согласно обязанности, но не в соответствии с обязанностью [6; 717]. Человек разумный становится человеком моральным при условии, что его воля основывалась на универсальном законе.

Вывод. Глобализация как социальный феномен представляется закономерным явлением и следствием тех интеграционных процессов, которые мы наблюдали в прошлом

столетии. С одной стороны, ее влияние, безусловно, положительно, так как позволяет решить ряд проблем в сфере экономики и права. Но, с другой стороны, стремление к единому стандарту мышления в разных областях жизнедеятельности человека создает и целый ряд проблем. Взаимосвязь процессов может привести как к успеху, так и к провалу. Например, в случае кризисной ситуации цепь взаимосвязанных механизмов поведения человека может столкнуться с его неспособностью самостоятельно сделать выбор и решить проблему.

Традиционная духовная культура сама по себе обладает способностью к трансформации, так как стремление к идентичности и универсализации одновременно составляет ядро духовной культуры любого этноса. Традиционное пространство духовной культуры обладает способностью к диверсификации культурного пространства и в полной мере «готово» отвечать на вызовы глобализации.

На современном этапе для того чтобы сохранить свое ценностно-смысловое пространство, традиционная культура должна поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Однако ее потенциал зависит от того, в какой мере она осознает свою индивидуальность, своеобразие, видит в ней смысл и цель собственного существования и деятельности. В. Франкл отмечал, что человек, живущий без смысла, характеризует поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать [7].

Таким образом, сохранить своеобразие в глобальном мире - значит, не только потреблять, а созидать, быть не просто функциональным, но созидающим, побуждаемым к деятельности не внешней, а внутренней необходимостью жить жизнью целого, рода, всего человечества. Духовная

культура каждого этноса при всей и форм внутренне тяготеет к целост-сокровенной уникальности смыслов ному началу, универсуму.

Примечания:

1. Жукоцкая З.Р., Ковалева Л.Е. Глобализация и ее влияние на культурные процессы // Успехи современного естествознания. 2011. № 1. С. 110-112.

2. Троцкий Л. О культуре будущего. URL: http://www.magister.msk.ru/library/ trotsky/trotl982.htm) (дата обращения: 28.05.2017).

3. Абдуллаева Э.С. Дихотомичность ментального пространства этнической культуры в современный период // Успехи современной науки и образования Белгород. 2016. № 12. Т. 9. С. 14-17.

4. Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека. URL: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Ite mid=11) (дата обращения: 24.05.2017).

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: учеб. пособие. М.: Алгоритм, 2004.

6. Каратини Р. Введение в философию. М.: Эксмо, 2003.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. URL: http://frankl.hpsy.ru/biography/ (дата обращения: 26.05.2017).

References:

1. Zhukotskaya Z.R., Kovalyova L.E. Globalization and its influence on cultural processes // Progress of modern Natural Sciences. 2011. No. 1. P. 110-112.

2. Trotsky L. On the Culture of the Future. URL: http://www.magister.msk.ru/ library/trotsky/trotl982.htm). (Date of access: 28.05.2017).

3. Abdulaeva E.S. Dichotomity of the mental space of ethnic culture in the modern period // Successes of modern science and education. Belgorod. 2016. No. 12. Vol. 9. P. 14-17.

4. Baidarov E.U. The impact of globalization on human culture and values. URL: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Item id=11) (date of access: May 24, 2017).

5. Kara-Murza S.G. Manipulation of consciousness: a manual. M.: Algorithm, 2004.

6. Karatini R. Introduction to Philosophy. M.: Eksmo, 2003.

7. Frankl V. Man's search for meaning. URL: http://frankl.hpsy.ru/biography/ (date of access: May 26, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.