Научная статья на тему 'Влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях'

Влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CORPORATE GOVERNANCE / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Игорь Леонидович

В статье рассмотрены отдельные аспекты корпоративного управления в российских компаниях в условиях глобализации мировой экономики. Предложены меры по улучшению наименее развитых аспектов практики корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of globalization on some aspects of corporate management in russian companies

The article considers some aspects of corporate governance in Russian companies in the conditions of globalization of the world economy. Proposed measures for improvement of the least developed aspects of corporate governance practices.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях»

влияние глобализации на некоторые аспекты корпоративного управления в российских компаниях

_Аннотация

В статье рассмотрены отдельные аспекты корпоративного управления в российских компаниях в условиях глобализации мировой экономики. Предложены меры по улучшению наименее развитых аспектов практики корпоративного управления.

_Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, глобализация, корпоративная социальная ответственность, транснациональ-_ныекорпорации

Шевченко Игорь Леонидович

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, Кузбасский институт экономики и права, г. Кемерово kuzgtushev@rambler.ru

Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. С этим процессом связана тенденция к неуклонному возрастанию международного характера корпораций. Различные сферы деятельности компаний распространяются на зарубежные страны. Во все более возрастающей степени расширяются и укрепляются роль и значимость транснациональных корпораций (ТНК), для которых характерно обладание большим числом дочерних компаний во многих странах мира. Это дает им возможность распространить свою деятельность на сферу международных экономических отношений, оказывать прямое или косвенное влияние на экономические, социальные и политические процессы в других странах.

Улучшение корпоративного управления для привлечения иностранных инвесторов

Глобализация является одним из главных обстоятельств, на которые должны соответствующим образом реагировать российские компании. Такого рода реакция включает существенные

изменения в системе корпоративного управления. В основе этих изменений - внедрение в России признанных международным сообществом принципов корпоративного управления как общемировых правил ведения бизнеса. Актуальность темы влияния глобализации мировой экономики на корпоративное управление в России объясняется необходимостью:

- обеспечения инвестиционной привлекательности российских компаний для иностранных инвесторов;

- интеграции российских компаний в мировое экономическое сообщество;

- повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

Основным стимулом, побуждающим российские компании улучшать практику своего корпоративного управления, является привлечение зарубежного капитала. Как отмечается в разработанном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) документе, «международное движение капитала позволяет компаниям получать доступ к финансированию от более широкого круга инвесторов. Те страны, которые хотят в полной мере воспользоваться возможностями глобальных рынков капитала и привлекать долгосрочный «терпеливый» капитал, должны иметь такие механизмы корпоративного управления, которые пользуются доверием, понятны по обе стороны границы и соответствуют международным принципам» [1].

Один из самых распространенных путей привлечения зарубежного капитала предполагает включение ценных бумаг российских компаний в биржевой листинг, что означает соблюдение его правил в части корпоративного управления. Поэтому имеющие листинг компании являются лидерами по уровню развития практики корпоративного управления. Это подтверждается результатами регулярных исследований [2] Российского института директоров (РИД). Некоторые основные показатели, полученные в рамках данных исследований, приведены в таблице. Из приведенных в таблице данных следует, что развитие практики корпоративного управления за рассматриваемый период характеризуется в целом

глобализация

является одним_

из главных_

обстоятельств,_

на которые должны соответствующим образом реагировать российские компании

_один из самых

_распространенных

_путей привлечения

_зарубежного

_капитала

_предполагает

_включение ценных

_бумаг российских

компаний в биржевой _листинг...

положительной динамикой по обеим группам компаний. При этом на протяжении всего периода компании, имеющие листинг на ММВБ, показывают более высокий уровень развития практики корпоративного управления на фоне другой группы компаний.

Корпоративная социальная ответственность

Из четырех компонентов (см. табл.) наименьший уровень развития наблюдается в области корпоративной социальной ответственности (КСО). Такая ситуация прослеживается как в целом по всем анализируемым компаниям, так и по группе компаний, имеющих биржевой листинг. Компании из первой группы в 2010 г.соблюдали в среднем 48% рекомендаций в сфере КСО, для компаний второй группы этот показатель составил 57%, что говорит в целом о невысоком уровне развития практики корпоративного управления в данной области. Отставание в развитии практики корпоративного управления в компоненте КСО от признанных международных стандартов является серьезным препятствием на пути укрепления отношений между компанией и заинтересованными в ее деятельности сторонами. К таким заинтересованным сторонам относятся: потребители,

Таблица

Динамика развития практики корпоративного управления в 2004-2010 гг., %*

Компоненты практики корпоративного управления Группа анализируемых компаний, в том числе компании, имеющие листинг на ММВБ

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Обеспечение прав акционеров 51 / 57 47 / 56 48 / 58 47 / 58 51 / 59 54 / 63 51 / 60

Деятельность органов управления и контроля 34 / 43 36 / 50 46 / 61 47 / 61 53 / 61 56 / 66 56 / 68

Раскрытие информации 48 / 67 51 / 62 57 / 67 62 / 74 67 / 78 68 / 79 70 / 80

Корпоративная социальная ответственность 32 / 37 30 /36 36 / 41 39 / 49 46 / 53 46 / 55 48 / 57

* В таблице указывается доля рекомендаций практики корпоративного управления в рамках перечисленных компонентов, в среднем соблюдаемых компаниями анализируемых групп [2].

бизнес-партнеры, сотрудники компании, местные сообщества, СМИ, природоохранные организации, органы власти и др. Под влиянием глобализации расширяется география деятельности значительной части российских корпораций. Некоторые из них по формату деятельности относятся к ТНК. В основном это крупные компании, действующие в промышленности и сфере услуг. Для обеспечения устойчивого развития ТНК должны решать непростую задачу - выстраивать прочные отношения с растущим числом заинтересованных сторон, которые располагаются на территориях нескольких стран.

Преодолевая отставание в развитии КСО, менеджменту корпорации необходимо учитывать социокультурные и политико-культурные характеристики и особенности, национально-исторические традиции стран, в которых ведет свою деятельность компания. Так, ценностные представления населения страны присутствия ТНК прямо или опосредованно оказывают влияние на корпоративную культуру и другие взаимосвязанные аспекты корпоративного управления в дочерней структуре этой ТНК. В свою очередь корпоративная культура ТНК влияет на ценностные представления населения, проживающего на территории присутствия данной компании. Поэтому естественно, что руководители корпораций, особенно транснациональных, должны держать под контролем такое взаимовлияние, оперативно реагировать на изменения устремлений и ожиданий общества.

Улучшение практики корпоративного управления в области КСО

В качестве мер по улучшению наименее развитых аспектов практики корпоративного управления в российских компаниях в области КСО можно выделить следующие.

Во-первых, формирование в корпорациях эффективной системы управления рисками и ее постоянное совершенствование. При этом необходимо больше внимания уделять выявлению и управлению широким набором рисков, охватываемых КСО. Среди наиболее значимых из них - риски, связанные с повышающимися ожиданиями заинтересованных сторон. Так, во многих странах у

...компании, имеющие листинг на ММВБ,

развития практики корпоративного

органов власти существуют ожидания, согласно которым корпорации должны взять на себя ряд обязательств по обеспечению социального благополучия населения той местности, где они ведут свою деятельность. При отсутствии правильного управления такими рисками они могут оказать отрицательное влияние на деятельность компании.

Во-вторых, расширение практики реализации компаниями проектов КСО для своих клиентов и бизнес-партнеров. Такие проекты позволяют обеспечить лояльное отношение к корпорациям со стороны этих заинтересованных сторон, установить с ними более долгосрочные отношения, снижают риск нестабильности поставок и внезапного резкого снижения спроса на товары и услуги компании.

В-третьих, разработка и утверждение компаниями внутренних документов по отдельным направлениям КСО (экологическая политика, благотворительная и спонсорская деятельность, отношения с местными сообществами и др.). Каждая корпорация должна иметь соответствующие документы, в которых определяются цели, задачи и основные пути реализации ее социальной политики, органы управления и должностные лица, ответственные за осуществление этой политики, а также инструменты оценки ее эффективности. Закрепление социальной политики компании по отдельным направлениям во внутренних документах в немалой степени влияет на эффективность КСО. В-четвертых, разработка (корректировка) и утверждение компаниями свода правил корпоративной этики. Соответствующий документ должен включать корпоративные ценности, этические принципы и стандарты. Кодекс деловой этики призван служить основой этичного поведения сотрудников и руководства компании, фактором ее устойчивого развития и благоприятного имиджа. Однако до настоящего времени во многих российских компаниях не утверждены подобные документы, часть действующих кодексов нуждаются в доработке (например, в некоторых из них отсутствуют положения о взаимоотношениях корпорации с органами власти и другими заинтересованными сторонами). Очевидно, что следует &

____следует

_разработать

_и утвердить кодексы

_корпоративной

_этики компаниям,

_которые их еще

_не имеют...

ющ

разработать и утвердить кодексы корпоративной этики компаниям, которые их еще не имеют, а действующие кодексы нужно проанализировать и внести в них необходимые изменения.

Вывод

Улучшение наименее развитых аспектов практики корпоративного управления в российских компаниях необходимо для того, чтобы полнее использовать возможности глобализации мировой экономики.

Литература

1. Принципы корпоративного управления ОЭСР, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/corporateaffairs/corporatego vernanceprinciples/32159669.pdf.

2. Исследование РИД практики корпоративного управления в России, 2004-2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rid.ru/wp-content/ uploads/2012/06/1CG-research-2004-2010.pdf

3. Томпсон М. Корпоративная социальная ответственность и повышение стоимости бизнеса // Современная практика корпоративного управления в российских компаниях / Под ред. А.А. Филатова и К.А. Кравченко. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 173-184.

4. Кондратьев В.Б. Российское корпоративное управление после кризиса // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1 Вып. 2 (176). - c. 70-75. -http://www.creativeconomy.ru/articles/11575/.

IgorL. Shevchenko

Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Managementt, Kuzbass Institute of Economics and Law, Kemerovo

Influence of globalization on some aspects of corporate management in russian companies

_Abstract

The article considers some aspects of corporate governance in russian companies in the conditions of globalization of the world economy. Proposed measures for improvement of the least developed aspects of corporate governance practices. Keywords: corporation, corporate governance, globalization, corporate social responsibility, transnational corporations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.