Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МОЛОДЕЖЬ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАДИСКУРСА ЧЕЛЯБИНСКА)'

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МОЛОДЕЖЬ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАДИСКУРСА ЧЕЛЯБИНСКА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / СМИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦСЕТИ / ПРОЕКТЫ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мамонова Наталья Васильевна

В статье исследуются механизмы влияния глобализации на языковое сознание молодежи. Согласно семиотико-синергетическому и когнитивному анализу выявлены ключевые аттракторы в публикациях СМИ о молодежи г. Челябинска: социальные сети, проекты, инфраструктура, ценности. Посредством данных структур реализуются процессы разрушения и диссипация традиционных смысловых структур и формирование новых ценностных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON YOUTH (ON THE MATERIAL OF THE PRESS OF CHELYABINSK)

From a linguistic point of view, the issues of globalization are poorly studied. Basically, studies areconducted on the ecology of the language and the excessive use of Anglicisms in the language, the formation of the world language. There is no studies on the mechanisms of the globalization's impact on linguistic consciousness, and therefore this area is considered as promising for complex linguistic research.The article examines the mechanisms of the influence of globalization on the linguistic consciousness of young people. According to semiotic-synergetic and cognitive analysis, the key attractors in media publications about youth were identified as : social networks, projects, infrastructure, values. Social networks are considered by the author as one of the main channels of communication today, which allows more people to be involved in the information war. The presence of a large audience of media readers increases the efficiency of manipulating the linguistic consciousness of the masses and allows them to achieve the necessary behavior from the target audience. For the implementation of activities, such a form as projects is increasingly used, for which performers and project participants are selected. The author also highlights such an attractor as infrastructure. Conforming to a standard infrastructure is a point of attraction for young people, as evidenced by numerous publications and heated disputes in the media. Young people, being the most mobile stratum of society, are drawn to places where the infrastructure is well-developed, which improves the quality of life in general and in particular. Through these structures, the processes of destruction and dissipation of traditional semantic structures and the formation of new value orientations are realized.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МОЛОДЕЖЬ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАДИСКУРСА ЧЕЛЯБИНСКА)»

УДК 008

DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10409

Н. В. Мамонова

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МОЛОДЕЖЬ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАДИСКУРСА ЧЕЛЯБИНСКА)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-412-740004

В статье исследуются механизмы влияния глобализации на языковое сознание молодежи. Согласно семиотико-синергетическому и когнитивному анализу выявлены ключевые аттракторы в публикациях СМИ о молодежи г. Челябинска: социальные сети, проекты, инфраструктура, ценности. Посредством данных структур реализуются процессы разрушения и диссипация традиционных смысловых структур и формирование новых ценностных ориентиров.

Ключевые слова: глобализация, глобальное языковое сознание, СМИ, молодежь, соцсети, проекты, ценности.

Повсеместные изменения, инициированные процессами глобализации, пронизывают всю сущностную ткань бытия современного человека. Данные преобразования, малые и большие, находят свое отображение в языке, фиксирующем ментальные представления и образы, доминирующие в языковом сознании группы индивидов.

Глобализация связана напрямую с мощным развитием научно-технического процесса, что неизменно ведет к появлению новых лексических единиц, концептуализирующих новые феномены и сопряженные с ними события, приводящие к успеху.

Рассуждая о глобализации, Р. Адольфи рассматривает данный феномен как вынужденную проверку «на то, как далеко мы можем зайти в отречении от своих оснований и культурных достижений, накопленных поколениями» [1. С. 54]. Потенциальная угроза мышлению, по его мнению, «состоит в том, что этот испытываемый гнет принял такие масштабы, что вместо просто упоминаемых механизмов, интересов, действующих акторов и локальных структурных изменений, локальной ломки жизненных миров, локальных кризисов мы получаем картину необъятной, огромной силы судьбы, всепоглощающего, всепобеждающего рока» [1. С. 53-54].

В свою очередь А. В. Бузгалин отмечает, что «за видимостью свободной конкуренции и движения финансов скрывается власть (в экономике, политике и даже духовной жизни) «глобальных игроков», способных прямо или косвенно подчинять своему влиянию национальные государства, экономики, социальную, политическую и культурную жизнь народов» [3. С. 177].

Иначе говоря, вслед за глобальными изменениями в разных сферах социума происходят значительные перемены в языковом сознании каждого индивида. При этом, на наш взгляд, посредством СМИ «глобальные игроки» подвергают перекодированию матрицу ценностных ориентиров того или иного этноса, чтобы добиться желаемого поведения индивидов или их групп, при этом особое внимание уделяется самой нестабильной части общества - молодежи.

В данной статье мы ставим своей целью выявить механизмы нелинейного влияния глобалистических трендов в медиадискурсе. С позиций лингвистики вопросы глобализации слабо изучены. В основом ведутся исследования об экологии языка, чрезмерном использовании англицизмов, формировании «мирового языка» [4; 5; 7; 9; 10; 12]. Практически отсутствуют работы по изучению механизмов воздействия глобализации на языковое сознание, в связи с чем данное направление рассматривается как перспективное для комплексных исследований медиадискурса.

Наиболее активна и восприимчива к изменениям в социуме молодежь. Целесообразно выделять «три группы молодежи - от 14 до 18, от 18 до 22-25 лет и от 25 до 30 лет» [2. С. 158]. Однако в свете последних тенденций развития общества, был принят закон РФ в соответствии

со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» молодежью следует считать людей до 35 лет включительно [8].

Принимая традиции и достижения общества и государства, данная группа населения находится в активной стадии социализации. Согласно К. Манхейму именно молодежь позволяет обществу развиваться и изменяться, представляя своего рода резервные силы, которые позволяют социуму приспособиться к быстро меняющейся внешней среде [6].

Другими словами, мир становится все более открытым, следовательно, устойчивость старых систем, сложившихся в прежних условиях, значительно падает. Часть из этих систем сохраняется, находя новые точки опоры, другая часть диссипируется и преобразуется в более устойчивые системы. Флуктуации, возникающие в обществе, а именно новые представления и понятия о том, как должно все быть устроено, появившиеся из иных систем ценностных координат, вступают в конфликт с традиционными представлениями и ценностями сложившейся структуры того или иного общества.

Исследование сложных смысловых систем в лингвистике представляется перспективным изучать с использованием семиотико-синергетического и когнитивного подходов [11].

С точки зрения синергетики, на наш взгляд, молодежь восприимчива к хаотическим флуктуациям и может дестабилизировать сложившийся уклад общественных отношений, матрицу ценностей при усилении колебаний и достижении точки бифуркации, при которой система может разрушиться и сформировать новый порядок согласно обновленным аттракторам системы в языковом сознании данного социума.

В связи с этим имеет особое значение четкое понимание, какие именно ключевые аттракторы (а именно образцы поведения, ценности и представления) задают флуктуации и формируют области неустойчивости и нелинейности в молодежной среде.

Данное исследование проводилось на материале средств массовой информации города Челябинска, города-миллионника в России, обладающего типичными характеристиками российского мегаполиса, что, безусловно, повышает объективность исследования. При помощи стратифицированной выборки был отобран текстовый материал для уменьшения погрешности в оценке собранных данных. В статистический анализ были включены тексты из сетевого издания «74.ру» и «Хорошие Новости Челябинской области», «Урал-пресс-информ».

Согласно семиотико-синергетическому и когнитивному анализу выявлено следующее соотношение ключевых аттракторов, являющихся привлекательными для молодежи (см. Рис. 1).

Рис. 1. Аттракторы молодежной среды в медиа дискурсе

Под влиянием доминирующих представлений об успешности в мире и всеобщего вектора развития во всех сферах человеческой деятельности на первый план выходят идеи глобализации, перекраивая языковое сознание как каждого индивида в отдельности, так и целых групп, причем в сжатые временные сроки. Именно концепт «глобализация» следует рассматривать как системообразующий аттрактор, формирующий не только новую архитектуру взаимоотношений в мире, но и новое языковое сознание - глобальное языковое сознание.

Системообразующий аттрактор задает новый порядок в системе отношений, что наиболее ярко отражается в современных средствах массовой информации в реальном времени. Медиадискурс пронизан идеями, постулируемыми новыми паттернами поведения и формами отношений, транслируя глобальные ценности и ориентиры, атрибуты успешной жизни, к которым стремятся сотни миллионов читателей СМИ.

На рис. 1 представлены 4 аттрактора, представленных концептами: соцсети, проекты, инфраструктура и ценности. На наш взгляд, данные аттракторы являются наиболее значимыми и упоминаемыми в публикациях СМИ о молодежной среде.

Первый аттрактор представлен концептом СОЦСЕТИ (социальные сети). В ядерную область данного концепта входят такие лексические единицы как «паблик», «группа», «пост», «лайк», «репост», «страница» и прочие, зачастую представленные англицизмами. Названия социальных сетей оформляются с помощью латиницы («^асеЬоок», «Majorka.chel»). Данные феномены можно отследить в следующих примерах:

«В соцсетях, в паблике под названиемMajorka.chel, разместили видео с экстремального заезда в эти выходные: на глазах у автоинспекторов молодые люди разъезжают с бокалами в руках, вылетают на встречку, а пассажиры снимают всё это, высунувшись на полкорпуса из автомобиля <... > У нас эта группа на контроле, мы мониторим соцсети, чтоб оперативно на такие инциденты реагировать» (Челябинские мажоры на дорогих машинах дразнили ГИБДД ездой по встречной полосе, https://74.ru/text/auto/2021/01/18/69704371/, дата обращения: 02.04.2021);

«Этим и займемся мы в рамках пилотного проекта «Навигаторы детства», - написала на своей странице в Facebook Ирина Плещева. - Давайте будем честными. Во-первых, в некоторых случаях школьники о митингах узнавали не из соцсетей, а от учителей на классных часах и телевизора, включенного родителями» (Челябинские школы набирают спецов по воспитанию. Их начали искать накануне митингов, https://74.ru/text/education/2021/02/02/69744347/, дата обращения: 10.04.2021).

Концепт СОЦСЕТИ представляют собой виртуальную модель общества, где представлена новая форма отношений. Если событие не отражено в соцсети, то его как бы и не было. Каждый публикует (или не публикует и просто созерцает) свой пользовательский медиаконтент, презентирующий ту или иную жизненную позицию. Собираются лайки, репосты, ведутся жаркие и не очень дискуссии в комментариях. В каждой соцсети у сетевых изданий и прочих СМИ есть страничка, где выносятся на обсуждение триггерные новости и мнения. В жарких дебатах формируется новое языковое сознание со своей системой ценностей. Глобализация изменила средство взаимодействия между индивидами, создав плоскую иерархию взаимоотношений, где каждый стремится выразить свою позицию.

Развитие информационных технологий, а также социально-экономических, политических изменений в мире «потребность в ведении информационных войн усиливается» [4. С. 110].

Соцсети как один из основных каналов коммуникации на сегодняшний день, позволяют вовлечь в информационную войну все большие слои населения, чтобы увеличить эффективность манипуляций языковым сознанием масс, добиться необходимого поведения у целевой аудитории. В нашем случае объектом манипулирования сознанием является молодежь как наиболее активная и подвижная, без сложившихся стереотипов и взглядов на уже существующие материальные и духовные ценности, окружающие их. Эта часть населения использует соцсети для общения, получения информации, проведения досуга большей части своего времени.

СОЦСЕТИ неразрывно связаны с другим не менее значимым аттрактором, представленным концептом ПРОЕКТ. С данным концептом ассоциированы такие лексемы как «фестиваль», «кубок», «кино», «спорт», «культура» и некоторые другие. Рассмотрим следующие примеры проектов:

«Историко-краеведческий проект позволяет вовлечь в исследовательскую деятельность молодых журналистов, детей и молодежь, которые интересуются авторской песней, -пишет Наталья Денисова на своей странице в Facebook» (Нужны воспоминания и архивные фото: в Челябинске обратились к ветеранам «Ильменки», https://hornews.com/news/uzhny_ vospominanija_i_arxivnye_foto_v_eljaЫnske_obratilis_k_veteranam_lmenki/, дата обращения: 10.04.2021);

«В Челябинск на фестиваль CHELоВЕК ТЕАТРА со спектаклем приехал музыкант и мэтр русского фолка Сергей Старостин» (Фольклорист Сергей Старостин: «Для этнографической экспедиции сгодится даже ресторан», https://hornews.com/dialogue/olklorist_ergej_tarostin_lja_ etnograficheskoj_ekspediczii_sgoditsja_dazhe_restoran/, дата обращения: 10.04.2021).

Каждый проект имеет четкие временные ограничения с целью создания уникального продукта. Глобализация ускорила обмен данными и как следствие ускорила развитие многих процессов. Если в 20 веке и ранее было принято стремиться к чему-то постоянному и неизменному, то в сегодняшнем нестабильном мире, когда за одно-два поколения происходит не 1 научно-техническая революция, приходится мыслить новыми категориями и оперировать короткими отрезками времени. Можно запланировать какое-то мероприятие или этап жизни как проект, для которого подбираются определенные исполнители и участники проекта, с которыми по окончании проекта придется расстаться для организации нового. Другими словами, новая проектная форма воздействия на языковое сознание реализуется на практике и становится универсальным способом обеспечения согласованности и динамичности реализации текущих целей, что и иллюстрируют СМИ.

Третий ключевой аттрактор в медиадискурсе представлен концептом ИНФРАСТРУКТУРА. Данный концепт раскрывается через ядерные смысловые компоненты: «среда обитания», «качество жизни», «урбанист», «ТРК» и прочие. Например:

«Хедлайнерами фестиваля были известный урбанист Лев Владов и актер Арсен Карапетян. Лев рассказывал о том, как молодежь может изменить родной Челябинск, а Арсен поделился секретами ораторского искусства» (В ТРК «Горки» состоится фестиваль, где расскажут, как найти работу мечты, https://hornews.com/news/orki_sostoitsja_festival_gde_rasskazhut_kak_najti_ rabotu_mechty/, дата обращения: 10.04.2021).

Особая популярность данных идей среди молодежи также подтверждается следующим примером, где также переплетаются и другие вышеупомянутые аттракторы с аттрактором СОЦСЕТИ (лексемы «аккаунт», «ролик», «Инстаграм»):

«24-летний Виктор Сачков из Челябинска создал юмористический аккаунт-двойник Челябинского урбаниста Льва Владова. Виктор записывает короткие ролики, пародируя Льва и его манеру разговаривать, и выкладывает в Инстаграм» (Настоящий тролль: в Челябинске появился парень, который пародирует урбаниста Льва Владова, https://hornews.com/history/ astojashhij_troll_v_eljabinske_pojavilsja_paren_kotory)_parodiruet_urbanista_va_ladova/, дата обращения: 10.04.2021).

Концепт ИНФРАСТРУКТУРА раскрывает важность данного фактора, который показывает степень привлекательности места в реальном или виртуальном мире, обуславливая удобство использования. Хорошая инфраструктура является точкой притяжения, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и бурные дискуссии в СМИ. Молодежь, будучи наиболее мобильным слоем общества, тянется туда, где более развита инфраструктура, что повышает качество жизни, увеличивается вероятность самореализации в целом и в частности.

По результатам недели Челябинской области в Совете Федерации в 2021 году СМИ был опубликован целый веер публикаций с высказываниями Валентины Матвиенко (председатель Совета Федерации) о регионе, обнажив тем самым печальную динамику цифр статистики:

«По данным Челябинскстата, естественная убыль населения Челябинской области за январь 2021 года выросла почти в два раза по сравнению с январем 2020 года <...> Кроме того, растет и отток населения. В январе 2021 года число официально покинувших регион на 437 человек больше, чем прибывших (год назад - минус 233). На самом деле уехало из области еще больше человек» (Матвиенко раскритиковала Челябинскую область за рост естественной убыли, https:// uralpress.ru/news/politika/matvienko-raskritikovala-chelyabinskuyu-oblast-za-rost-estestvennoy-ubyli, дата обращения: 10.04.2021).

Одну из наболевших точек Челябинска, активно обсуждаемую всеми слоями населения, можно выразить цитатой из публикации местного СМИ:

«Мы говорим о спасении людей, о строительстве больниц, о ковиде, о пандемии в то время, как главный убийца витает в воздухе: это наша экология, это наш бор, который вырубят, и мы останемся без «зеленых легких», это ГОК, который может забрать нашу воду, это полетаевская свалка, которая тоже позиционируется как полигон современный, а на самом деле обычная свалка мусора вблизи питьевого источника мегаполиса» (Вице-премьер России поручила «представить предложения» по обращению экоактивистов из Челябинска, https://74.ru/text/ecology/2021/03/25/69831320/, дата обращения: 10.04.2021).

Присутствие в тексте таких лексических единиц как «главный убийца», «экология», «без зеленых легких», «свалка», «мусор» свидетельствует об оценке Челябинского мегаполиса как некомфортной и непривлекательной среды обитания в сознании жителей города. Сформированное общественное мнение (чаще всего старшее и опытное поколение) гонит молодых людей в чужие края на поиски лучшей жизни, туда, где инфраструктура более развита и среда обитания обещает более высокое качество и продолжительность жизни. Данный феномен четко отслеживается в комментариях и дискуссиях в социальных сетях.

Концепт ЦЕННОСТИ представляет четвертый аттрактор, относительно которого происходит самоорганизация в смысловой системе медиадискурса. Данная категория включает широкий спектр представлений о ценностной матрице, транслируемой обществом молодежи посредством СМИ. Данные образы и идеи зафиксированы в следующих лексических единицах: «престиж», «прибыль», «удовольствие», «покупки», «кредит», « зарплата» и т. д.:

«Престиж, статус и известность марки становятся немаловажными факторами при устройстве на работу» (Бесплатные обеды, путевки в санаторий и субсидии на жильё: холдинг, который даже в кризис набирает штат, https://74.ru/text/business/2020/10/07/69492991/, дата обращения: 10.04.2021);

«Поводов для увольнений и наказаний стало больше, а престиж службы - ниже. Но основная причина - это низкая зарплата и отсутствие перспектив карьерного роста» (Пока ее убивали: в каком городе России полиция могла бы спасти Веру Пехтелеву, https://74.ru/text/ С1гтта1/2021/03/19/69821027/, дата обращения: 10.04.2021);

«Мефедрон разгоняет большое количество дофамина и серотонина, «гормонов счастья» в мозгу - от этого человек получает удовольствие, которое быстро заканчивается» («Родителям в голову не приходило, что со мной происходит»: как молодежь подсаживается на медоферон и чем это заканчивается, https://74.ru/text/health/2021/03/16/69814559/, дата обращения: 10.04.2021).

Также все еще присутствуют лексемы «дети», «работа», фиксирующие приверженность к традиционным ценностям, таким как «семья», «работа», «дети». Новые, такие как «кредит», «покупки», «жилье», «материальная помощь», «дотация», «пособия» и «льготы» стали своеобразным атрибутом успеха для значимой части молодежи с ограниченными доходами, способом решения определенного рода проблем. Так, в рубрике «Бизнес» размещаются рекламодателями публикации с привлекательными условиями для молодежи следующего содержания:

«Кроме помощи в покупке или расширении жилья, каждому работнику положена дотация на питание, бесплатный служебный транспорт из 34 населенных пунктов, единовременное пособие многодетным семьям, программа поддержки молодых семей: материальная помощь при вступлении в брак, при рождении детей, пособие по уходу за ребенком, при поступлении в школу» (Бесплатные обеды, путевки и субсидии на жилье: холдинг, который даже в кризис набирает штат, https://74.ru/text/business/2020/10/07/69492991/, дата обращения: 10.04.2021);

«Билайн представляет смартфоны Xiaomi Redmi от 99 рублей в месяц в кредит» (Смартфоны Xiaomi Redmi за 99 рублей в месяц в магазинах Билайн, https://hornews.com/news/martfony_iaomi_ edmi_za_99_rublej_v_mesjacz_v_magazinax_ilajn/, дата обращения: 10.04.2021).

Наличие смартфона стало неотъемлемой составляющей успеха любой ценой, даже в кредит, так как без подключения к интернету и соцсетям жизнь становится немыслима. Виртуальная реальность в соцсетях прочно вошла в наше общественное и личное пространство, подвергая своему глобальному влиянию всех пользователей и читателей.

Таким образом, под действием системообразующего концепта «глобализация» наблюдается разрушение и диссипация традиционных смысловых структур (представлений о том, что хорошо и плохо, как правильно жить), реорганизация смысловых структур в новые ценностные ориентиры, задающие новые паттерны поведения, средства и формы взаимоотношений, реализуемых и необходимых для достижения принятия в социуме.

Данные смысловые компоненты представляют собой ядерную зону концепта «успех» для российской молодежи. Эти слагаемые успеха и процветания, для достижения которых направлена вся энергия молодых людей, формируют рецепт процветания и развития в языковом сознании среднестатистического молодого человека.

Список литературы

1. Адольфи, Р. Эпоха глобализации и проблема гуманистических ценностей / Р. Адольфи. - Текст : непосредственный // Философия и социальные науки: Научный журнал. -2010. - № 1. - С. 51-55.

2. Белый, О. И. Определение понятия «Молодежь» / О. И. Белый. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - C. 156-158.

3. Бузгалин, А. В. Альтернативы глобализации (еще раз о том, что такое глобализация) / А. В. Бузгалин. - Текст : непосредственный // Дневник Алтайской школы политических исследований. - 2002. - № 17. - С. 176-186.

4. Гнездилова, Е. В. Информационная война : технология или форма коммуникации? / Е. В. Гнездилова. - Текст : непосредственный // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. - 2018. - № 4. - С. 107-112.

5. Кравченко, А. В. О вреде структурализма для здоровья общества: язык как экологическая ниша человека / А. В. Кравченко. - Текст : непосредственный // Экология языка и коммуникативная практика. - 2016. - № 1. - С. 354-370.

6. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ.; Отв. ред. и сост. Я. М. Бергер и др. - Москва : Юрист. - 1994. - 700 с. - (Лики культуры). - Текст : непосредственный.

7. Одегова, О. В. Глобализация языка и культуры: специфика и место в системе глобальных процессов современности / О. В. Одегова. - Томск : ТГУ. - 2017. - 168 с. - Текст : непосредственный.

8. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. «О молодежной политике в Российской Федерации». - № 489-ФЗ. - Ст. 2.

9. Dolgenko, A. N. Language globalization and language globalistics / A. N. Dolgenko, M. S. Kosyreva // Филология: научные исследования. - 2020. - № 7. - P. 36-40. - DOI 10.7256/24540749.2020.7.31442.

10. Kinfu, Z. T. Functional traits of the media space in Kazakhstan in the context of globalization / Z. T. Kinfu, A. A. Fadeeva. - Текст : непосредственный // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. - 2020. - Vol. 25. - № 1. - P. 168-176. -DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-1-168-176.

11. Olizko, N. S. Semiotic and synergetic methods oftext analysis / N. S. Olizko, N. V. Mamonova, M. A. Samkova. - Текст : непосредственный // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - London : Future Academy, 2020. - P. 1056-1063.

12. Ysmailova, R. A. The Essence of Language in the Context of Globalization / R. A. Ysmailova, S. I. Kochkonbayeva, G. K. Zhakaeva. - Текст : непосредственный // Интерактивная наука. -2020. - № 7 (53). - P. 76-79. - DOI 10.21661/r-551630.

THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON YOUTH (ON THE MATERIAL OF THE PRESS OF CHELYABINSK)

Mamonova N. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, nat2.mv@gmail.com The research was funded by RFBR and Chelyabinsk Region, project number 20-412-740004

From a linguistic point of view, the issues of globalization are poorly studied. Basically, studies are conducted on the ecology ofthe language and the excessive use of Anglicisms in the language, the formation of the world language. There is no studies on the mechanisms of the globalization's impact on linguistic consciousness, and therefore this area is considered as promising for complex linguistic research.

The article examines the mechanisms of the influence ofglobalization on the linguistic consciousness of young people. According to semiotic-synergetic and cognitive analysis, the key attractors in media publications about youth were identified as : social networks, projects, infrastructure, values. Social networks are considered by the author as one of the main channels of communication today, which allows more people to be involved in the information war. The presence of a large audience of media readers increases the efficiency of manipulating the linguistic consciousness of the masses and allows them to achieve the necessary behavior from the target audience. For the implementation of activities, such a form as projects is increasingly used, for which performers and project participants are selected. The author also highlights such an attractor as infrastructure. Conforming to a standard infrastructure is a point of attraction for young people, as evidenced by numerous publications and heated disputes in the media. Young people, being the most mobile stratum of society, are drawn to places where the infrastructure is well-developed, which improves the quality of life in general and in particular. Through these structures, the processes of destruction and dissipation of traditional semantic structures and the formation of new value orientations are realized.

Key words: globalization, global linguistic consciousness, media, youth, socials, projects, values.

References

1. Adol'fi, R. (2010). Ehpokha globalizatsii i problema gumanisticheskikh tsennostei [The era of globalization and the problem of humanistic values]. Filosofiya i sotsial'nye nauki: Nauchnyi zhurnal [Philosophy and Social Sciences: Scientific Journal], 1, pp. 51-55 (in Russ.).

2. Belyi, O. I. (2012). Opredelenie ponyatiya «Molodezh'» [Definition of the concept of "Youth"]. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 12, pp. 156158 (in Russ.).

3. Buzgalin, A. V. (2002). Al'ternativy globalizatsii (eshche raz o tom, chto takoe globalizatsiya) [Alternatives to globalization (once again about what globalization is)]. Dnevnik Altaiskoi shkoly politicheskikh issledovanii [Diary of the Altai School of Political Research], 17, pp. 176-186 (in Russ.).

4. Gnezdilova, E. V. (2018). Informatsionnaya voina : tekhnologiya ili forma kommunikatsii? [Information war: technology or form of communication?]. Strategicheskie kommunikatsii v biznese i politike [Strategic communications in business and politics], 4, pp. 107-112 (in Russ.).

5. Kravchenko, A. V. (2016). O vrede strukturalizma dlya zdorov'ya obshchestva: yazyk kak ehkologicheskaya nisha cheloveka [On how structuralism harms well-being of of society: Language as the human ecological niche of humans]. Ehkologiya yazyka i kommunikativnayapraktika [Ecology of language and communicative practice], 1, pp. 354-370 (In Russ.).

6. Mankheim, K. (1994). Diagnoz nashego vremeni [The diagnosis of our time] / Per. s nem. i angl.; Otv.red. i sost. YA. M. Berger i dr. M.: Yurist. 700 p. (Liki kul'tury). (in Russ.).

7. Odegova, O. V. (2017). Globalizatsiya yazyka i kul'tury: spetsifika i mesto v sisteme global'nykh protsessov sovremennosti [Globalization of language and culture: specificity and place in the system of global processes of modernity]. Tomsk : TGU, 168 p. (In Russ.)].

8. Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2020 g. № 489-FZ. "O molodezhnoi politike v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law of December 30, 2020 No. 489-FZ. "On youth policy in the Russian Federation". № 489-FZ.], Article 2 (in Russ.).

9. Dolgenko, A. N. (2020). Language globalization and language globalistics. Filologiya: nauchnye issledovaniya [Philology: research], 7, pp. 36-40, available at: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=31442. DOI 10.7256/2454-0749.2020.7.31442 (accessed 10.04.2021) (In Eng.)].

10. Kinfu, Z. T. & Fadeeva, A. A. (2020). Functional traits of the media space in Kazakhstan in the context of globalization. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, vol. 25, 1, pp. 168176, available at: http://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/23619. DOI 10.22363/23129220-2020-25-1-168-176 (accessed 10.04.2021) (In Eng.)].

11. Olizko, N. S., Mamonova, N. V. & Samkova, M. A. (2020). Semiotic and synergetic methods of text analysis. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. London: Future Academy, pp. 1056-1063, available at: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10030/10915/ article_10030_10915_pdf_100.pdf. DOI: 10.15405/epsbs.2020.08.123 (accessed 10.04.2021) (In Eng.)].

12. Ysmailova, R. A., Kochkonbayeva, S. I. & Zhakaeva, G. K. (2020). The Essence of Language in the Context of Globalization. Interaktivnaya nauka [Interactive Science], 7 (53), pp. 76-79, available at: https://www.readcube.com/articles/10.21661%2Fr-551630. DOI 10.21661/r-551630 (accessed 10.04.2021) (In Eng.)].

Мамонова Наталья Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка, факультет лингвистики и перевода, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

ORCID 0000-0002-3368-3632

nat2.mv@gmail.com

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Мамонова Н. В. Влияние глобализации на молодежь (на материале медиадискурса Челябинска) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 80-87. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10409.

Mamonova N. V. The impact of globalization on youth (on the material of the press of Chelyabinsk) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 4 (42), pp. 80-87. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.