Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА НА СТЕПЕНЬ ЕГО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА'

ВЛИЯНИЕ ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА НА СТЕПЕНЬ ЕГО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРССЫЛКА / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Титлова А.С.

Настоящая статья посвящена гипертекстуальности как одной из основных характеристик интернет-текста. Гипертекст рассматривается как нелийнейный или мультилинейный способ организации текстовой информации, представленной в виде субтекстов, или сегментов. Выявляются особенности интернет-текста текста как гипертекста и их влияние на степень его воздействующего потенциала в зависимости от объективности/субъективности размещенных в интернет-тексте гиперссылок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF HYPERTEXTUALITY OF THE INTERNET TEXT ON THE DEGREE OF ITS IMPACT POTENTIAL

This article is devoted to hypertextuality as one of the main characteristics of the Internet text. Hypertext is considered as a non-linear or multilinear way of organizing textual information presented in the form of subtexts or segments. The features of the Internet text of the text as a hypertext and their influence on the degree of its influencing potential, depending on the objectivity/subjectivity of the hyperlinks placed in the Internet text, are revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА НА СТЕПЕНЬ ЕГО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА»

ВЛИЯНИЕ ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТА НА СТЕПЕНЬ ЕГО

ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА

А.С. Титлова, канд. филол. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-66-68

Аннотация. Настоящая статья посвящена гипертекстуальности как одной из основных характеристик интернет-текста. Гипертекст рассматривается как нелийнейный или мультилинейный способ организации текстовой информации, представленной в виде субтекстов, или сегментов. Выявляются особенности интернет-текста текста как гипертекста и их влияние на степень его воздействующего потенциала в зависимости от объективности/субъективности размещенных в интернет-тексте гиперссылок.

Ключевые слова: интернет-текст, гипертекст, гиперссылка, воздействующий потенциал, манипуляция.

Гипертекстуальность - это система связи между отдельными интернет-ресурсами при помощи гиперссылок. Гипертекстуальность является отличительной характеристикой сетевых изданий и оказывает влияние на способы организации и подачи информации в онлайн-изданиях, определяя способы работы с ней. Пользователь получает возможность более активной и избирательной навигации как в рамках издания, так и за его пределами. Форма и содержание интернет-источника зависят от гипертекстового характера среды. Возможность мгновенного перехода от источника к источнику с помощью гиперссылок повышает полноту и достоверность информации, предоставляя читателю свободу выбора. «Кроме того, проектирование гипертекста требует учёта специфики мышления и восприятия читателя-реципиента» [1].

Следует отметить, что гипертексты существовали, в той или иной форме, и до появления глобальной сети, однако современный, компьютерный гипертекст имеет принципиальные отличия: все множество референтных текстов, которые связаны с основными воспринимаемыми текстами посредством ссылок, находится в непосредственной досягаемости реципиента, так как мгновенный доступ к архивным источникам внутри сайта и сторонним источникам технически возможен только

при помощи компьютера или другого устройства с доступом к интернету.

Нелинейное и линейное представление информации, которыми характеризуется гипертекстуальность, различаются тем, что линейный текст отличается чёткой последовательной структурой, а нелинейный текст (гипертекст) имеет структуру мозаики. Интерпретация, имеющая место в процессах понимания и осмысления, уравнивает в правах и текст, и гипертекст; в процессе интерпретации происходит порождение нового смысла, который отличается от первоначального авторского замысла. Заложенный автором смысл в линейном тексте извлекается читателем в процессе мыслительного диалога, интерпретация происходит в зависимости от фоновых знаний и интеллектуального опыта реципиента. Гипертекст же приобретает линейную структуру в соответствии с читательским прочтением и замыслом автора. Таким образом, «при чтении гипертекста происходит процесс двойной интерпретации - авторского замысла структуры и авторского замысла смысла» [2: 20].

Рассматривая гипертекст с точки зрения лингвистики, способ организации субтекстов (сегментов) в гипертексте следует, вероятно, обозначить не как нелинейный, а как мультилинейный. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, гипертекст непосредственно состоит из линейных субтекстов; с другой стороны, автор,

«встраивая» ссылки, определяет последовательность чтения отдельных субтекстов.

Гиперссылка - это основной элемент структуры гипертекста, связующее звено между его фрагментами. Понятие гиперссылки имеет большое значение для понимания связности и цельности гипертекста в сети Интернет. Внутри гипертекстовой ссылки принято различать:

а) источник ссылки, представленный фрагментом текста или изображением, активируя которые пользователь выводит на экран желаемый текст или изображение;

б) объект ссылки, то есть тот текст или изображение, которые активируются при переходе по ссылке.

Ограничений по способам организации и реализации гиперссылок нет; количество ссылок также не ограничено. Гиперссылкой может служить любой элемент текста. Однако чаще всего связкой между двумя информационными единицами служат ключевые слова, словосочетания, предложения. Иногда могут быть использованы местоимения.

В медиалингвистике принято различать следующие виды гиперссылок: синтагматические и парадигматические. При помощи синтагматических гиперссылок устанавливаются отношения между семантически родственными текстонами. Парадигматические гиперссылки «лишь намечают общее семантическое поле текстонов гипертекста, им может быть совершенно несвойственна семантическая близость» [3: 47].

Сложно говорить о смысловой целостности всего гипертекста, поскольку целостность связана с единством темы, в то время как отдельные связные фрагменты гипертекста могут при этом иметь различную тематику. Такое свойство гипертекста, как его информативность реализуется через использование ссылок. С одной стороны, информативность и объем полученной информации зависит от активности использования ссылок реципиентом гипертекста в процессе его прочтении, с другой стороны - от того, насколько удобен интерфейс страницы, легка и быстра навигация между текстами, соединенными ссылками. Отмечается, что информатив-

ность гипертекста повышается, если изменить цвет уже прочитанных узлов (уже использованных гиперссылок).

Основная особенность структуры большинства новостных интернет-текстов - презентация новостного текста «одной строкой», представляющей собой смысло-образующий центр. Каждое вербальное сообщение сопровождается гиперссылкой, которая направляет адресата на сайт издания, где размещен полный текст статьи.

Например, практически каждая публикация новостного канала, имеющего страницу в сервисе микроблогов, сопровождается ссылкой на официальный сайт данного канала, где размещен полный текст. Этот факт позволяет говорить о тексте микроблога как о тексте, относящемся ко вторичным текстам «как компрессированный вариант развернутого текста, как результат «вторичного», «свернутого» кодирования» [4: 225].

Говоря о «коммуникативной реальности» текстов данного типа, следует отметить, что в процессе коммуникации такие вторичные, «свернутые» тексты, несмотря на их малый объем, обеспечивают успешную коммуникацию и, следовательно, в данной ситуации, в рамках интернет-дискурса, являются нормой. Вследствие лимитированности текстов микроблога по количеству символов, для такой интернет-коммуникации, как микроблогинг, традиционные структуры развернутых текстов с более сложной организацией будут избыточными, неоптимальными, да и технически невозможными.

Все вышеуказанные особенности меди-атекста как гипертекста, безусловно, сказываются и на его воздействующем потенциале [5]. С одной стороны, краткость текста микроблога оставляет место для самостоятельной интерпретации фактов реципиентом, дает возможность «додумать» часть информации, не упомянутой собственно в тексте новости. Таким образом, читатель сам достраивает, разворачивает текст в соответствии со своими психологическими особенностями, фоновыми знаниями, эмоциональным состоянием.

С другой стороны, автор медиатекста, в том числе и текста микроблога, может при

помощи гиперссылок максимально расши- гут односторонне освещать анализируемое рить информационное поле. Автор текста, событие, направляя читателя в нужное предоставляя читателю такую свободу, за- русло. Такая информация, на первый дает направление, словно «подталкивая» взгляд, объективно излагая факты, на са-своего подписчика в желаемую сторону. мом деле является субъективной точкой Характер таких ссылок может носить зрения автора и может иметь манипуля-субъективный характер, гиперссылки мо- тивный характер.

Библиографический список

1. IT и Мультимедиа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://itmultimedia.ru/multimedia-i-interaktivnost-chto-daet-nam-interaktivnost/

2. Ильина И.А. Особенности проявления текстовых категорий в гипертексте // Вестн. МГУ. Сер. 9, Филология. - 2004. - № 4. - 150 с.

3. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // Социологический журнал. -2005. - №1-2. - С. 36-57.

4. Сахарный Л.В. Тексты-примитивы и закономерности их порождения // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - С. 221-237.

5. Титлова А.С., Моисеева А.В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2019. - Т. 24. - №4. -С. 959-962.

THE INFLUENCE OF HYPERTEXTUALITY OF THE INTERNET TEXT ON THE

DEGREE OF ITS IMPACT POTENTIAL

A.S. Titlova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article is devoted to hypertextuality as one of the main characteristics of the Internet text. Hypertext is considered as a non-linear or multilinear way of organizing textual information presented in the form of subtexts or segments. The features of the Internet text of the text as a hypertext and their influence on the degree of its influencing potential, depending on the objectivity/subjectivity of the hyperlinks placed in the Internet text, are revealed. Keywords: internet text, hypertext, hyperlink, influencing potential, manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.