Научная статья на тему 'Влияние геотекстиля на геометрию рельсовой колеи'

Влияние геотекстиля на геометрию рельсовой колеи Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
306
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМАТЕРИАЛЫ / ФИЛЬТРАЦИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Блажко Л. С., Штыков В. И., Пономарёв А. Б., Бушуев М. В.

Геотекстиль, применяемый при строительстве и ремонте железнодорожного пути, выполняет многие рабочие функции: разделение, фильтрацию, дренирование, армирование и защиту. Он препятствует смешиванию двух материалов с различными физическими свойствами под воздействием интенсивных вибродинамических нагрузок и природно-климатических факторов. Укладка геотекстиля между балластом и основной площадкой типовое решение, направленное на их разделение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние геотекстиля на геометрию рельсовой колеи»

Сравнение расчетных значений эксплуатационной интенсивности отказов Хэ с имеющимися значениями, установленными в ТУ и ТЗ некоторых существующих технических средств ЖАТ, показало, что реальный уровень надежности технических средств значительно выше, чем установленный ТЗ или ТУ.

Библиографический список

1. Надежность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников, В. И. Шаманов. - М.: Маршрут, 2003. - С. 261. -ISBN 5-89035-119-2.

2. Оценка показателей надежности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / Д. В. Гавзов, Т. А. Белишкина, О. А. Абрамов // Проблемы разработки, внедрения и эксплуатации микроэлектронных систем железнодорожной автоматики и телемеханики : сб. науч. тр. - СПб.: ПГУПС, 2005. - С. 17-20.

УДК 656.2:625.141:66.067.1

Л. С. Блажко, В. И. Штыков, А. Б. Пономарёв, М. В. Бушуев

ВЛИЯНИЕ ГЕОТЕКСТИЛЯ НА ГЕОМЕТРИЮ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ

Геотекстиль, применяемый при строительстве и ремонте железнодорожного пути, выполняет многие рабочие функции: разделение, фильтрацию, дренирование, армирование и защиту. Он препятствует смешиванию двух материалов с различными физическими свойствами под воздействием интенсивных вибродинамических нагрузок и природно-климатических факторов. Укладка геотекстиля между балластом и основной площадкой - типовое решение, направленное на их разделение.

геоматериалы, фильтрация, эксплуатация железных дорог.

Введение

Конструкция верхнего строения пути с использованием в качестве разделительного слоя геоматериала должна обладать по сравнению с конструкцией без геосинтетического материала меньшей деформативностью, большей степенью надёжности при меньших затратах на её обслуживание.

Одна из основных задач балластного слоя состоит в обеспечении заданного (проектного) положения рельсовых нитей в профиле и плане в межремонтном цикле. Интенсивность накопления остаточных деформаций рельсошпальной решётки в вертикальной и горизонтальной плоскости зависит от конструкции пути, эксплуатационных факторов и систематического технического обслуживания.

Геотекстиль препятствует попаданию в балластный слой мелких глинистых частиц грунтов земляного полотна, сохраняя длительное время нормативное сопротивление сдвигу рельсошпальной решётки в вертикальной и горизонтальной плоскости. Обладая в начальный период высокими фильтрационными свойствами, геотекстиль также препятствует накоплению мелких частиц в верхнем слое, что благоприятно сказывается на прочности и устойчивости балластной призмы. Однако по мере наработки тоннажа, т. е. по удалению во времени от года выполнения ремонта (УК, К, УС), снижаются как его фильтрационные свойства, так и эффект от выполнения комплекса путевых работ. По зарубежным данным, этот момент наступает на 8-10-й год после капитального ремонта.

1 Методика исследования влияния укладки геотекстиля на геометрию рельсовой колеи

Анализируются направления: СПб.-Мурманск, СПб.-Москва, Вол-ховстрой-Кошта общей протяженностью развернутой длины главных путей около 5 тыс. км. Анализируются перегоны. Участки со станциями исключаются. По рельсо-шпало-балластной карте определяются все участки пути с геотекстилем, которые ранжируются по пропущенному тоннажу (например, до 50, 50-100, 100-200, 200-400, 400-600 и более). Остальные участки (без геотекстиля, а также пенополистирола) также ранжируются по тоннажу.

Затем на эти участки отбираются ленты путеизмерительных вагонов за три года, начиная с 2004 г. Данные по количеству отступлений на отобранных участках сносятся в таблицы и обобщаются:

1) по типу верхнего строения пути (шпалы железобетонные, деревянные);

2) по времени года: зима - февраль, март; весна - апрель, май; лето -август, сентябрь; осень - октябрь, ноябрь (в зависимости от регионов и времени оттаивания/высыхания/промерзания балластной призмы возможна подвижка месяцев из зимы в весну и т. д.).

При этом отдельные километры с очень большим количеством отступлений следует дополнительно рассмотреть с определением причин огромного количества отступлений и принятием решения о возможности их исключения из анализа как нехарактерных. По таблицам определяется средневзвешенное количество отступлений второй, третьей и четвёртой степени всего (без учета «веса» третьей и четвёртой степени и их выделения) по месяцам и временам года, т. е. состоянию балластной призмы. Причём при расчёте средневзвешенного отступления учитываются отступления и в вертикальной плоскости (по уровню и просадкам), и в горизонтальной (по рихтовкам). Ширина колеи не учитывается, так как она не является оценивающим фактором эффективности применения геотекстиля.

По полученным данным о средневзвешенном количестве отступлений второй - четвертой степени по каждому отдельному участку строятся гра-

фики. Затем строятся общие графики по средневзвешенному количеству отступлений второй степени при определённом пропущенном тоннаже на участках с геотекстилем и без него. По этим графикам производится анализ эффективности применения геотекстиля и пенополистирола при определённом пропущенном тоннаже.

2 Фильтрационные свойства геоматериалов

На первый взгляд может показаться, что с функцией разделения может справиться и полиэтиленовая плёнка. Однако это не так. Во-первых, под плёнкой и на ней будет образовываться и в дальнейшем нарастать про -слойка из мельчайших частиц. Во-вторых, из-за неравномерности распределения напряжений в балласте на уровне основной площадки земляного полотна в местах их максимального значения со временем произойдёт деформация грунтов и, как следствие, просадка плёнки, в которой, кроме мелких частиц балласта, будет скапливаться и вода.

В случае применения геотекстиля, если он размещен внутри балластной призмы, образующаяся периодически на его нижней поверхности тончайшая плёнка из мелких частиц будет разрушаться фильтрационным потоком при выпадении интенсивных осадков. И это будет происходить до тех пор, пока геотекстиль по своим функциональным свойствам удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям.

2.1 Кольматирование геотекстильных материалов

Кольматацией называется процесс заполнения порового пространства мелкими (пылеватыми и глинистыми) частицами, находящимися во взвешенном состоянии в фильтрующейся воде, результатом которого является уменьшение активной пористости грунтов и материалов и резкое снижение фильтрационных свойств.

Лабораторные исследования крупности материала, который кольма-тирует некоторые марки геотекстилей, показали, что гранулометрический состав фракций мельче 0,16 мм на всех обследованных эксплуатационных участках имеет много общего. Самые мелкие частицы по крупности находятся в очень тесном диапазоне - от 7 до 10 мкм (на большинстве участков - 8 мкм), очень небольшой процент крупности 100 мкм < d < 160 мкм (от 0,5 до 2%). Преобладающими являются частицы диаметром 30-40 мкм, которые входят в диапазон размеров кольматирующих. Всё это свидетельствует об одинаковой природе происхождения частиц, являющихся продуктом истирания балласта. Опасность процесса образования частиц заключается ещё и в том, что они беспрерывно воспроизводятся. Следовательно, геотекстиль должен обеспечивать пропуск таких частиц через себя в течение всего срока его службы [1].

Руководство по применению полимерных материалов [2] предъявляет следующие требования к фильтрационным свойствам: коэффициент фильтрации при давлении 200 кПа должен быть больше 1 • 10-4 м/с, что

свидетельствует о важности сохранения фильтрационных свойств геотекстиля в течение всего срока его эксплуатации. Об этом требовании знают и специалисты компаний-производителей этого материала [3].

2.2 Определение коэффициента фильтрации в обычном и мёрзлом состоянии

Коэффициент фильтрации геотекстильных материалов может быть вычислен по формуле [4]:

К =

n • g • d] ( 1

2•p2 n U1 -n

(1)

где n - пористость геотекстильного материала; q - ускорение свободного падения; d] - диаметр элементарного волокна;

n - коэффициент кинематической вязкости фильтрующей жидкости.

При применении геотекстильного материала в качестве разделительного слоя в земляном полотне, а также в закрытых дренажах он, как правило, попадёт в зону сезонного промерзания. Причём необходимо, чтобы водоотведение в ранневесенний период от железнодорожного полотна и с осушаемой дренажом территории происходило и тогда, когда геотекстильный материал ещё находится в зоне промерзания.

В осенне-зимний период оттепели сменяются морозами и после свободного стекания воды из геотекстиля в нем всё ещё остаётся часть воды, которая в случае очередного промерзания превращается в лёд, существенно уменьшая водопроницаемость материала.

Формула для определения коэффициента фильтрации геотекстиля в мёрзлом состоянии имеет следующий вид [4]:

(n - i -0,215 )• g • di

K =-----------^--------

2•p2•n

- n + L + 0.215 JP

(2)

Если коэффициент фильтрации геотекстиля в талом состоянии известен, то коэффициент фильтрации этого же материала в мерзлом состоянии будет

Км = К

(n - i0 - 0,215)(1 - n)-(yfP-y]1 - n + i0 + 0,215)

n

(1 - n + i0 + 0,215 ')-(JP-'J 1 - n)

(3)

Коэффициент фильтрации геотекстиля в мёрзлом состоянии зависит от его исходной влажности перед промерзанием. Чем выше коэффициент водоотдачи геотекстиля, тем меньшую влажность он будет иметь.

Зная влажность геотекстиля, можно определить объемную льдистость после замерзания внутрипоровой влаги по следующей формуле:

*0

Рг • W

р

л

(4)

3

где рг - плотность геотекстиля, г/см ;

W- влажность геотекстиля по массе, в долях; рл - плотность льда, равная 0,917 г/см .

Объемную льдистость можно вычислить также по формуле, в которую входит коэффициент водоотдачи:

*0

n -m

р

л

(5)

где m - коэффициент водоотдачи; n - пористость геотекстиля.

Были проведены лабораторные исследования по определению коэффициента водоотдачи не только для широко используемых на практике геотекстилей, но и для новых, поскольку отечественные и зарубежные гео-текстили, выпускаемые в последние годы, существенно отличаются от выпускавшихся ранее материалов.

Коэффициент водоотдачи образцов геотекстиля, отобранных на объектах из балластного слоя, приведён в таблице 1 [5].

Коэффициент водоотдачи геотекстилей зависит в основном от смачиваемости материала: чем она выше, тем меньше коэффициент водоотдачи.

На фильтрационные свойства геотекстилей существенное влияние оказывает их кольматирование.

ТАБЛИЦА 1. Коэффициент водоотдачи образцов геотекстиля, отобранных на объектах из балластного слоя

№ п/п Место отбора образцов геотекстиля Марка геотекстиля Коэффициент водоотдачи при размещении в балластном слое

внутри щебня на песке

1 Ст. Бурга ПЧ-7, II главный путь, 183 км, ПК-8 Typar SF-3857 0,16 0,08

2 Ст. Любань, ПЧ-10, 82 км, 280 м Typar SF-94 0,10 0,00

№ п/п Место отбора образцов геотекстиля Марка геотекстиля Коэффициент водоотдачи при размещении в балластном слое

внутри щебня на песке

3 Ст. Чудово ПЧ-7, I главный путь 118 км, 800 м ДорНИТ 4717 0,24 0,19

4 Северное полукольцо Цветочная-Волковская (ПЧ-11), 1 путь, 5 км, ПК2+20 ДорНИТ 4713 0,31 0,33

5 Саблино-Тосно (ПЧ-10), 2 путь, 46 км, ПК10+67 ДорНИТ 4725 0,0 0,12

6 Ст. Георгиевская (ПЧ-10), 1 путь, 68 км, ПК10)+67 Typar SF-111 0,19 0,13

В таблице 2, [5] приведены коэффициенты фильтрации геотекстилей, изъятых с различных участков Октябрьской железной дороги (Ленинградская область), а в таблице 3 - других марок геотекстильных материалов в их исходном состоянии, т. е. до укладки в путь.

ТАБЛИЦА 2. Коэффициенты фильтрации геотекстилей, изъятых с различных участков Октябрьской железной дороги

Место отбора образца Марка геотекстиля Эффективная пористость пэ, в долях Объемная льди-стость, i0, в долях Коэффициент фильтрации, м/сут

в талом состоянии в мерзлом состоянии

Северное полукольцо Цветочная-Волковская ДорНИТ-4713 0,81 0,545 73 0,32

Ст. Любань Typar SF-94 0,30 0,30 4,0 0,0

Саблино-Тосно ДорНИТ 4725 0,87 0,82 56,0 0,0

Ст. Георгиевская Typar SF-111 0,30 0,30 0,4 0,0

Ст. Бурга (ПЧ-7) Typar SF-3857 0,39 0,34 5,0 0,0

Ст. Чудово ДорНИТ 4717 0,88 0,70 104 0,0

Примечание. Коэффициент фильтрации геотекстилей в мерзлом состоянии определен с учетом их частичной закольматированности.

ТАБЛИЦА 3. Коэффициенты фильтрации геотекстилей в исходном состоянии

Марка геотекстиля Объемная масса pr, г/см3 Пористость п, в долях Объемная льдистость i0, в долях Коэффициент фильтрации геотекстиля, м/сут

в талом состоянии, Кт в мерзлом состоянии, Км

Polyfelt TS-10 0,115 0,87 0,94 227 0,00

Polyfelt TS-20 0,111 0,88 0,58 253 1,05

Polyfelt TS-30 0,161 0,82 0,15 283 30,51

Polyfelt F-60 0,157 0,82 0,49 193 6,09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Typar SF-27 0,22 0,76 0,14 123 16,1

Typar SF-40 0,28 0,68 0,21 44 4,02

Пинема 0,10 0,89 0,12 210 27,50

Из анализа полученных данных следует, что наибольшие величины коэффициента фильтрации в мерзлом состоянии имеют те марки геотекстиля, у которых большой коэффициент водоотдачи (ДорНИТ 4713, 4717, Polyfelt TS-30, Typar SF-27 и Пинема). При заложении геотекстилей в балласт по мере их кольматации уменьшается как пористость, так и коэффициент водоотдачи, т. е. коэффициент фильтрации геотекстилей в мерзлом состоянии по мере их кольматации непрерывно и резко снижается. Из приведённых в таблицах значений наибольший коэффициент фильтрации в мерзлом состоянии при заложении их в балласт имеют следующие марки геотекстилей: Polyfelt TS-30, Tуpar SF-27, Пинема.

2.3 Определение степени закольматированности геотекстилей

Определение коэффициента фильтрации закольматированного геотекстиля, выраженного через коэффициент фильтрации этого же геотекстиля в исходном состоянии (до укладки его в балласт), может быть произведено по формуле:

K3 = K ■

n(Vrc-V1 -пэ) ■(1 -п)

. _ ______. 2 5

(1 - пэ )(урр-уЦ—П) ■ п

(6)

где п - пористость геотекстильного материала;

пэ - эффективная пористость геотекстиля в закольматированном состоянии.

Обозначим через m массу частиц, содержащихся в единице объёма закольматированного геотекстиля, а через ро - объёмную массу частиц.

В этом случае эффективная пористость геотекстильного материала будет определяться следующей зависимостью:

m

пэ = п-----. (7)

Ро

В формулу (7) m подставляется в граммах в 1 см3 геотекстиля, а ро - в г/см3.

Зная интенсивность образования продукта истирания щебня (балластного материала) в расположенном выше над геотекстилем слое, можно определить время, в течение которого коэффициент фильтрации геотекстиля станет меньше допускаемого и, соответственно, можно будет определить его срок службы, т. е. период (пропущенный тоннаж) до наступления несоответствия геотекстиля предъявляемым к нему требованиям.

Для обеспечения некольматируемости геотекстильных материалов они должны пропускать через себя кольматирующие частицы размером менее 0,05 мм и должно соблюдаться следующее соотношение [1]:

d. Д3,3...4,4)(8)

где d. - расчётное значение диаметра фильтрационного хода, определяемое по формуле (9), [6],

f

d.. = 2 • d.

Vl - n yfp

0

(9)

здесь dp - диаметр волокна геотекстильного материала, мм; n - пористость;

d™ax - максимальный диаметр суффозионных частиц, мм.

Если условие (8) не соблюдается, то сразу же с момента закладки геотекстиля начнётся его кольматация мелкими частицами, которые образуются в результате истирания щебня. Продолжительность процесса будет зависеть как от физико-механических характеристик балластного материала, так и от интенсивности воздействия подвижного состава на путь.

В таблице 4 представлены результаты полевых и лабораторных исследований образцов геотекстилей, отобранных на различных участках Октябрьской железной дороги в пределах Ленинградской области.

ТАБЛИЦА 4. Определение степени закольматированности геотекстилей на момент раскопок и сроков полной потери их фильтрационной

способности

№ п/п Место отбора образцов геотекстиля Марка геотек- стиля Коэффициент фильтрации, м/сут Содержание кольмати-рующих частиц в 1 м2 геотекстиля, г Сроки прекращения фильтрации т, годы

в исходном состоянии на момент раскопок

1 2 3 4 5 6 7

1 Северное ДорНИТ 158 73,0 145 Обеспе-

полукольцо, Цветочная-Волковская (ПЧ-11), 1 путь, 5 км, ПК-2+20 м 4713 чивается норма- тивный срок службы геотек- стиля

2 Ст. Любань (ПЧ-10), 82 км, ПК-3+80 м, 1 гл. Typar SF-94 32,0 4,0 246 4

3 Саблино-Т осно, (ПЧ-10), 2 путь, 46 км, ПК10+50 м ДорНИТ 4725 74,0 56,0 56 Обеспе- чивается норма- тивный срок службы геотек- стиля

4 Ст. Георгиевская (ПЧ-10), 1 путь, 68 км, ПК 10+67 м Typar SF-111 6,0 0,4 337 2

5 Ст. Бурга (ПЧ-7), 2 главный путь, 183 км, ПК8 Typar- 3857 14,7 5,0 126 8,5

6 Ст. Чудово (ПЧ-7), 1 путь, 118 км, ПК9+50 м ДорНИТ 4717 100 104 Отсутствуют Обеспе- чивается норма- тивный срок службы геотек- стиля

2.4 Анализ результатов исследования геотекстиля

Проанализируем, например, результаты исследований по станции Любань. На этой станции уложен геотекстиль марки Typar SF-97. Коэффициент фильтрации материала в исходном состоянии 32 м/сут, а в частично закольматированном - 4 м/сут. Пористость материала в исходном состоянии n = 0,63; dp = 0,036 мм.

Проверяем выполнение условия (8), где dci = 0,05 мм.

Примем наименьшее значение коэффициента при d™*, равное 3,3. Тогда du должно быть > 3,3-0,05 = 0,165 мм. В рассматриваемом случае

величина расчётного фильтрационного хода, равная 0,078 мм, меньше этой величины в два раза, т. е. должна наблюдаться внутренняя кольматация

материала. Это следует не только из результатов расчёта. Об этом же свидетельствуют цифры, характеризующие содержание кольматирующих частиц в 1 м2 геотекстиля, отобранного с первого главного пути на станции Любань (табл. 4).

Если принять, что интенсивность образования и поступления в геотекстильный материал кольматирующих частиц сохранится, то ориентировочно через четыре года геотекстиль на рассматриваемом участке будет полностью закольматирован, следовательно, и над ним, и под ним будут накапливаться мелкие частицы.

Заключение

При проведении полевых и лабораторных исследований геотекстилей, которые были уложены в разные годы на участках Октябрьской железной дороги, было установлено, что практически все изъятые из пути геотексти-ли были в той или иной степени закольматированы (то есть засорены продуктом истирания балласта и другими мелкими частицами) до такой степени, что коэффициент фильтрации оказался ниже нормативного (который, согласно Руководству [2], должен быть М-10-4 м/с).

Около 30% геотекстильных материалов в ближайшие 4-8 лет станут практически водонепроницаемыми, так и не достигнув нормативного срока службы. А так как распределение горизонтальных напряжений на основной площадке происходит неравномерно (наибольшие напряжения возникают в зоне стыков и под шпалами), то со временем на поверхности укладки геотекстиля, который, согласно Руководству [2], должен располагаться на выровненной и утрамбованной основной площадке или на поверхности выровненного и утрамбованного балласта с уклоном 0,004, образуются остаточные деформации в виде балластных корыт и лож. В этих углублениях из-за закольматированности геотекстиля будет скапливаться вода, что в свою очередь приведёт к повышению влажности балластного слоя над геотекстилем, и, как следствие, к образованию поверхностных пучин, а также к ухудшению состояния пути в целом и геометрии рельсовой колеи в частности.

Исследования дали следующие результаты [7], [8]:

• получены расчетные зависимости для определения коэффициента фильтрации геотекстиля в функции от диаметра волокна и пористости;

• проведены лабораторные исследования по определению коэффициента водоотдачи различных геотекстильных материалов, как отобранных с различных участков, в которых различные марки геотекстиля были заложены в разные годы, так и новых материалов, которые ранее не использовались, показали, что коэффициент водоотдачи позволяет прогнозировать процесс возможного зимнего пучения грунтов;

• установлено, что коэффициент водоотдачи геотекстильных материалов зависит от степени их смачиваемости. Наибольшую величину коэффициента водоотдачи имеют следующие материалы:

а) среди отобранных на обследованных участках: ДорНИТ-4713 и ДорНИТ-4717;

б) среди новых материалов: Polyfelt TS-30, Typar SF-27 и Пинема. Эти же материалы имеют наибольшую величину коэффициента фильтрации в мерзлом состоянии;

• предложены расчетные зависимости, позволяющие определять коэффициент фильтрации геотекстиля в мерзлом состоянии в функции от его коэффициента фильтрации в талом состоянии (исходном) и льдистости (влажности перед промерзанием), что необходимо для оценки вероятности появления пучин, и как следствие - искажение геометрии рельсовой нити;

• получены расчетные зависимости для определения коэффициента фильтрации геотекстиля в частично закольматированном состоянии как в функции от пористости, содержания в нем кольматирующих частиц, так и диаметра волокна. Оценка процесса кольматации позволяет прогнозировать период потери геоматериалом рабочих функций и начала пучинообразования из-за повышения влажности балластного слоя над геотекстилем.

На основе полученных материалов исследований разработана Методика определения сроков службы геотекстиля до полной утраты его фильтрационной способности.

Сформированы предложения по изменению Руководства [2].

1. Дополнительно к существующим методикам по определению гидравлических характеристик были разработаны дополнительные:

• методика определения коэффициента водоотдачи геотекстильных материалов;

• методика определения коэффициента фильтрации геотекстильных материалов в исходном (до укладки в балласт) и закольматирован-ном состоянии;

• методика определения коэффициента фильтрации геотекстиля в полевых условиях;

• методика определения степени закольматированности геотекстильного материала и сроков соответствия предъявляемых к нему требований по водопроницаемости.

2. Результаты исследований геотекстиля свидетельствуют, что к требованиям, изложенным в таблице 5.1 Руководства [2], необходимо добавить:

а) требования по коэффициенту водоотдачи;

б) требование внутренней некольматируемости материала частицами 0 < 0,05 мм.

Библиографический список

1. Мелиорация и водное хозяйство. Осушение : справочник / Б. С. Маслов, Е. П. Панов, Е. И. Кормыш и др. - М.: Ассоциация Экост, 2001. - 607 с. - ISBN 5900395-30-8.

2. Руководство по применению полимерных материалов (пенопластов, геотексти-лей, георешеток, полимерных дренажных труб) для усиления земляного полотна при ремонтах пути / МПС России. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 111 с.

3. Реконструкция и техническое содержание нижнего строения железнодорожного пути с применением геосинтетиков / Ю. Грубер // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации земляного полотна и искусственных сооружений : материалы Второй научно-технической конференции с международным участием (Москва, 22-23 ноября 2005 г.). - М.: МИИТ, 2005. - 216 с. - С. 208-212. - ISBN 57493-0899-5.

4. Фильтрационные свойства геотекстильных материалов в мерзлом состоянии» В. И. Штыков, Л. С. Блажко, А. Б. Пономарёв, М. В. Бушуев // Новые исследования в областях водоснабжения, водоотведения, гидравлики и охраны водных ресурсов : материалы трех академических чтений, проведённых в ПГУПС 11 и 12 апреля 2006 года. -СПб.: ОМ-Пресс, 2006. - 84 с. - С. 21-24. - ISBN 5-901739-39-6.

5. Геотекстильные материалы в зоне промерзания / Л. С. Блажко, В. И. Штыков, А. Б. Пономарёв, М. В. Бушуев // Путь и путевое хозяйство. - 2006. - № 9. - С. 32-34.

6. Об оценке пригодности геотекстильных материалов в качестве защитнофильтрующих для дренажа / В. И. Штыков, А. Б. Пономарёв // Тезисы докладов международного симпозиума «Чистая вода России 2003 г.», Екатеринбург, 14-18 апреля 2003. - С. 34-35.

7. Основы методики подбора геотекстиля для обеспечения более продолжительного срока его службы / Л. С. Блажко, В. И. Штыков, М. В. Бушуев, А. Б. Пономарёв // Ресурсосберегающие технологии в транспортном строительстве и путевом хозяйстве железных дорог : сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической Интернет-конференции (15 ноября-30 декабря 2006 г.). - С. 5-8.

8. Кольматирование геотекстильных материалов / Л. С. Блажко, В. И. Штыков, М. В. Бушуев, А. Б. Пономарёв // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации земляного полотна и искусственных сооружений : материалы Второй научно-технической конференции с международным участием (Москва, 22-23 ноября 2005 г.). - М.: МИИТ, 2005. - 216 с. - ISBN 5-7493-0899-5.

УДК 629.463.64 Д. А. Василенко

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ РАМ ДЛИННОБАЗНЫХ ПЛАТФОРМ

Рост объемов железнодорожных контейнерных перевозок, конкуренция с автомобильными перевозчиками создают предпосылки для поиска новых путей организации перевозок. Анализ технической информации показывает, что в настоящее время до 80% международных перевозок крупных грузов осуществляется при использовании контей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.