Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровкина М. В.

В статье рассматривается влияние геополитических факторов на российский рынок алкогольной продукции. Исследуются показатели, характеризующие динамику предложения, ассортиментную структуру по видам продукции и странам производства. Отмечаются положительные и отрицательные стороны влияния санкционной политики на рынок алкогольной продукции. Ввиду нарушения логистических цепей поставок алкоголя, предлагаются новые маршруты товародвижения. Особое внимание уделяется возникающим рискам, актуальным трендам на российском рынке алкогольной продукции и важности усиления роли государства в его регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF GEOPOLITICAL FACTORS ON SUSTAINABILITY ALCOHOL PRODUCTS TRAFFIC

The article examines the influence of geopolitical factors on the Russian market of alcoholic beverages. The indicators characterizing the dynamics of supply, assortment structure by types of products and countries of production are studied. The positive and negative aspects of the influence of the sanctions policy on the market of alcoholic products are noted. In view of the disruption of the logistics supply chains of alcohol, new routes for the distribution of goods are proposed. Particular attention is paid to emerging risks, current trends in the Russian alcohol market and the importance of strengthening the role of the state in its regulation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

М.В. Коровкина, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-1-211-214

Аннотация. В статье рассматривается влияние геополитических факторов на российский рынок алкогольной продукции. Исследуются показатели, характеризующие динамику предложения, ассортиментную структуру по видам продукции и странам производства. Отмечаются положительные и отрицательные стороны влияния санкционной политики на рынок алкогольной продукции. Ввиду нарушения логистических цепей поставок алкоголя, предлагаются новые маршруты товародвижения. Особое внимание уделяется возникающим рискам, актуальным трендам на российском рынке алкогольной продукции и важности усиления роли государства в его регулировании.

Ключевые слова: геополитика, устойчивость, товародвижение, алкогольная продукция, логистические цепи поставок.

Рынок алкогольных напитков считается значимым сектором потребительского рынка в экономике Российской Федерации и предполагает огромный интерес для экономического рассмотрения, так как, с одной стороны, удовлетворяет потребности населения в алкогольной продукции, с другой - считается значимым источником пополнения доходной части бюджета государства. Невзирая на то, что за последние

25 лет доля алкогольной продукции в товарообороте государства сократилась, рынок алкогольных напитков по-прежнему занимает лидирующие позиции на продовольственном рынке, как по темпам формирования, так и по отчислениям в госбюджет государства, а предложение алкогольных напитков в Российской Федерации постепенно растет (табл. 1).

Таблица 1 Предложение алкогольных напитков, РФ, 2017-2021 гг. [ 1]

Параметр 2017 2018 2019 2020 2021

Предложение (млн л) 14 425,8 14 642,4 14 670,8 14 959,9 15 043,4

Динамика (% к предыдущему году) - 1,5 0,2 2,0 0,6

Западные санкции против Российской Федерации не приведут к опустению магазинных полок с алкогольными напитками, однако сокращения ассортимента и последующего увеличения стоимости на алкоголь не избежать.

По данным исследовательской компании Мекеп^, с середины марта 2022 года россияне начали чаще покупать алкогольные напитки, фаворитами стали джин, водка и пиво. Пик продаж пришелся на десятую и одиннадцатую недели года, завершившиеся 13 и 20 марта соответственно. Тогда было куплено джина на 60% больше, чем за аналогичный период 2021

года, продажи пива выросли на 9-15%, а водки - на 10-13% [2].

До введения жестких санкций, в связи с особой военной операцией на Украине, иностранная продукция занимала значительную долю на отечественном алкогольном рынке. Так, почти весь виски, джин, ром и текила импортировались из-за границы. Доля импортного вина составляла 50%, а коньяков - порядка 30%. В настоящий период большая часть зарубежных алкогольных фирм не поставляют в Российскую Федерацию собственную продукцию.

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Рис. 1. Доля импортной продукции на рынке России в 2021 году [3]

Остановимся на главных особенностях и имеющихся сложностях в реализации концепции управления цепями поставок алкогольной продукции.

На сегодняшний день гибкая и результативная цепь поставок является ключевым преимуществом фирмы для достижения конкурентоспособности на любом рынке. Цепи поставок интегрируют процессы производства, маркетинга, продаж, финансов и иные подразделения фирм. Однако, невзирая на сложность ситуации с поставками алкогольной продукции в Российскую Федерацию, есть обычный и доступный выход из нее.

Поскольку международные морские фрахтовые фирмы отказались возить грузы в отечественные порты, а торговые суда РФ не могут заходить в порты Европы, Северной Америки, Японии, Южной Кореи, все морские грузы придется везти, либо через Босфор в порт Поти (Грузия), либо через порт Бандер Аббас (Иран) в Персидском заливе.

Но для одних товаров новые маршруты окажутся дороже, а для иных - абсолютно убыточными из-за цен и сроков поставок. Помимо этого, необходимо принимать во внимание мощности и загрузку этих портов для того, чтобы избежать простоя грузов.

Следовательно, выход из ситуации с санкциями для России может быть таков:

- закольцевать цепочки поставок из/в Россию через Юго-Восточную и Центральную Азию. Примеры маршрутов: Китай - Казахстан - Кыргызстан - Таджикистан - Туркменистан - Россия - Узбекистан; Россия - Казахстан - Грузия - Азербайджан;

- создавать логистические маршруты в двухстороннем формате с Китаем, Индией, Вьетнамом и прочими государствами АСЕАН, так как совокупно там живет половина населения планеты и в минувшие годы в этих регионах активно формировались логистические пути.

Исторически сильным, а в настоящее время еще и с огромным потенциалом развития считается маршрут из Китая в Казахстан по автодорогам, железнодорожным маршрутам, через Каспийское море в Российскую Федерацию [4].

После начала спецоперации первой ушла украинская компания Nemiroff. Затем несколько основных чешских пивоварен, британская Diageo (Johnnie Walker, White Horse, Smirnoff, Captain Morgan, Guinness), американская Brown-Forman (Jack Daniel's, Finlandia) и другие. Чем Россия заменит западный алкоголь? К примеру, вначале зимы белорусские власти анонсировали производство собственного коньяка, который по стоимости должен был быть конкурентом французским Courvoisier и Hennessy. На рынке остаются коньяки из Армении, Грузии и Молдовы.

Если рынок коньяков в государствах постсоветского пространства более-менее сформирован, то виски в РФ не производят. По другим алкогольным напиткам российские производители сумеют занять рынок.

К примеру, ограничение на импорт вина сыграет в определенном значении даже положительную роль. Проблемы с импортом вина - чуть ли не единственный плюс во всей данной ситуации. Вино в Российской Федерации делать умеют. Последние год-два наблюдается тренд на отечественное вино от российских виноделен как

крупных, так и локальных, которые способны делать качественный продукт по приемлемым ценам и на любой вкус. На наш взгляд, это огромный шанс для отечественных виноделов - проявить себя и выйти на российский рынок на фоне недоступности зарубежных конкурентов.

Если дефицит алкогольных напитков россиянам не грозит, то картина с ценами выглядит более пессимистично. Среднее увеличение стоимости, в зависимости от напитков и мест их возникновения, уже составило от 20 до 60%, а в некоторых случаях и до 100%. При этом на протяжении четырех-восьми месяцев 2022 года ожидается рост цен на вино порядка 2025%. Пик подорожания придется на август-сентябрь 2022 года. К этому моменту запасы виноматериалов российского происхождения подойдут к концу, а использовать импортируемый виноматериал производители сейчас не имеют возможности согласно действующему законодательству. Поэтому российских тихих и игристых вин эта ситуация коснется прежде всего.

Стабильность производства пива в стране в значительной степени зависит от состояния и уровня обслуживания стандартного оборудования, а также наличия хмеля и солода. Эксперты полагают, что в Российской Федерации внутреннее производство хмеля явно недостаточно по объему, для того чтобы удовлетворить все потребности отрасли.

В настоящее время цены на пиво уже выросли примерно на 20%. По обозначенным выше причинам, согласно мнению специалистов, пиво подорожает еще, вероятно уже в мае 2022 года, особенно импортное. Окончательный уровень цен на отечественное пиво пока трудно спрогнозировать, однако увеличение неминуемо. Союз отечественных пивоваров уже обращался к премьер-министру Михаилу Ми-шустину с просьбой исследовать вопрос

производители могли обеспечить выполнение поставок и не допустить банкротств [5].

Цены увеличивают не только импортеры из «недружественных стран», но и соседи из СНГ. К примеру, поднялась отгрузочная цена на белорусскую водку, то есть продукцию наиболее близкого партнера России. Такая же ситуация с Арменией, Грузией и Молдовой [6].

Увеличение цен отразится на всплеске популярности контрафактного алкоголя и самогоноварения. Однако расходы коснулись и черного рынка, подорожало всё без исключения - логистика, упаковка, производство. Задача государства в данный период - противостоять распространению контрафактной продукции.

В заключение следует отметить, что ряд крупнейших иностранных производителей алкоголя заявили об уходе с отечественного рынка. Помимо этого, усложнилась логистика поставок товара в Российскую Федерацию. На этом фоне цены на алкогольную продукцию начали подниматься. Кроме ограничения поставок товара, возникнет дефицит сырья для производства (хмель, сусло, виноматериалы). Международные логистические цепочки в значительной степени нарушены. Большинство логистических маршрутов, ранее задействованных для поставки товаров в Россию, сейчас или полностью заблокированы, или функционируют в режиме высокой степени напряжения. Непредвиденные обстоятельства вынуждают перевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей в кратчайшие сроки перестраивать логистические схемы, а кроме того, компании ищут новых поставщиков алкогольной продукции, заменивших бы иностранных производителей. В сложившихся условиях государство, в свою очередь, должно поддерживать отечественных производителей и контролировать черный рынок.

субсидирования кредитов, для того чтобы

Библиографический список

1. Анализ рынка алкогольных напитков в России в 2016-2020 гг., оценка влияния коро-навируса и прогноз на 2021-2025 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/alcoholic_drinks_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения 10.11.2022).

2. Как санкции повлияют на российский рынок алкоголя? - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ruinformer.com/page/podnimaem-za-vas-bokal (дата обращения 12.11.2022).

3.Доля импортного вина на рынке России в 2021 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cifrra.info/articles/274/2980/ (дата обращения 10.11.2022).

4. Рост тарифов и поиск поставщиков: как бизнесу работать с логистикой. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/perevozki-v-krizis// (дата обращения 12.11.2022).

5. «Коммерсант»: Пиво в России подорожает на 5-20%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2022/04/04/70742570/ (дата обращения 12.11.2022).

6. Почему кризис 2022 уникален? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nielseniq.com/global/ru/insights/analysis/2022/pochemu-krizis-2022-unikalen// (дата обращения 12.11.2022).

IMPACT OF GEOPOLITICAL FACTORS ON SUSTAINABILITY ALCOHOL PRODUCTS TRAFFIC

M.V. Korovkina, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article examines the influence of geopolitical factors on the Russian market of alcoholic beverages. The indicators characterizing the dynamics of supply, assortment structure by types ofproducts and countries of production are studied. The positive and negative aspects of the influence of the sanctions policy on the market of alcoholic products are noted. In view of the disruption of the logistics supply chains of alcohol, new routes for the distribution of goods are proposed. Particular attention is paid to emerging risks, current trends in the Russian alcohol market and the importance of strengthening the role of the state in its regulation.

Keywords: geopolitics, sustainability, commodity circulation, alcoholic products, logistics supply chains.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.