Научная статья на тему 'Влияние географических факторов на экономическое развитие стран'

Влияние географических факторов на экономическое развитие стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79877
1941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИ ИЗОЛИРОВАННЫЕ СТРАНЫ / КАЗАХСТАН / МОНГОЛИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ / АРМЕНИЯ / НАЛИЧИЕ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркосян Ашот, Петросян Макар

Множество исследований демонстрируют прямую зависимость между объемами производства и географическим положением страны. Для большинства показателей экономического производства характерна простая регрессионная зависимость плотности объема производства (ВВП на 1 кв. км) от географических переменных (среднегодовой температуры, среднегодового количества осадков, высоты над уровнем моря, "жесткости" ландшафта, категории почв, выхода к морю и др.). Означает ли это, что географические факторы определяют судьбу развития страны? Если да, то в какой степени? Если нет, то какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить долгосрочный экономический рост? На эти и другие вопросы мы попытаемся пролить свет в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние географических факторов на экономическое развитие стран»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ Том 14 Выпуск 3 2011

Г" X

[ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА А

ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН

Ашот МАРКОСЯН

доктор экономических наук, профессор, заместитель начальника Департамента по управлению государственным имуществом при Правительстве Республики Армения (Ереван, Армения)

Макар ПЕТРОСЯН

кандидат экономических наук, исполнительный директор акционерного общества «МАП»

(Ереван, Армения)

Введение

Множество исследований демонстрируют прямую зависимость между объемами производства и географическим положением страны. Для большинства показателей экономического производства характерна простая регрессионная зависимость плотности объема производства (ВВП на 1 кв. км) от географических переменных (среднегодовой температуры, среднегодового количества осадков, высоты

над уровнем моря, «жесткости» ландшафта, категории почв, выхода к морю и др.).

Означает ли это, что географические факторы определяют судьбу развития страны? Если да, то в какой степени? Если нет, то какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить долгосрочный экономический рост? На эти и другие вопросы мы попытаемся пролить свет в данной статье.

Географически изолированные страны и их общие проблемы

Не секрет, что на развитие страны существенно влияют ее географическое положение и природные особенности. Так, в странах с благоприятными природно-климатическими условиями интенсификация сельского хозяйства обеспечивает излишки, которые могут быть использованы для расширения других сфер деятельности (например, использование сельхозпродукции для получения горючего), а также для экспорта, и, следовательно, привлечения в экономику денежных средств.

Географически изолированные страны можно подразделить на две группы — «страны, не имеющие выхода к морю» и «страны, не имеющие выхода к суше».

В настоящее время существует 43 государства, границы которых не имеют выхода к Мировому океану. Больше всего таких государств расположено в Африке (15) и в Европе (14 государств и 2 частично признанных государства); в Азии таких государств 12, в Южной Америке — 2.

Два из этих государств: Узбекистан и Лихтенштейн и сами граничат исключительно со странами, не имеющими выхода в Мировой океан. Существуют также государства, которые полностью окружены территорией другого: Сан-Марино и Ватикан — Италией, Лесото — Южно-Африканской Республикой.

Эфиопия, в которой проживает около 80 млн жителей, является крупнейшим по численности населения из государств, не имеющих выхода к Мировому океану; за ней следуют Уганда (31 млн), Непал (28 млн) и Узбекистан (27 млн).

Крупнейшими по площади из государств, не имеющих выхода к морю, являются Казахстан, Монголия, Чад, Нигер, Эфиопия и Боливия.

Отсутствие выхода к морю может создавать «островной эффект», не позволяющий получать выгоды от взаимодействия с поставщиками и рынками соседних стран. В подобной же изоляции находятся мелкие отдаленные острова, которые фактически «не имеют выхода к суше».

У географически изолированных стран гораздо выше транспортные издержки при экспорте и импорте, стоимость энергии, затраты на обслуживание текущих потребностей и, как следствие, многие другие затраты. С этим обстоятельством часто бывает связана низкая степень диверсификации экономики — специализация на производстве всего нескольких видов продукции, а также миграция высококвалифицированной рабочей силы.

Одно из непременных условий развития стран, не имеющих выхода к морю, — реальный доступ к рынкам, чему препятствует продолжающаяся эскалация таможенных и транзитных тарифов. Сохранение тарифных пиков сильно затрудняет диверсификацию экспорта и более глубокую переработку продукции. Кроме того, для стран, лишенных выхода к морю, очень важно установление процедур беспошлинного и неквотируемого ввоза их экспортных товаров. Однако расширение доступа на рынки может быть сведено на нет нетарифными мерами регулирования, которые имеют в основном институциональный характер. Поэтому необходимо установить реалистичные, гибкие и упрощенные правила учета происхождения товаров, которые соответствовали бы производственному потенциалу стран, не имеющих выхода к морю.

Ответственность за создание эффективно функционирующих систем транзитных перевозок лежит на самих странах, не имеющих выхода к морю. Международные организации, по большому счету, могут оказывать только помощь и консультационные услуги в вопросах организации транзитных перевозок и упрощения процедур торговли, а также регулярно оценивать ход событий на региональном и субрегиональном уровнях.

Экономические потери от конфликтов и территориальных споров

Непроницаемость границ приводит к замедлению экономического роста. Однако и полное политическое взаимопонимание между странами не обязательно способствует улучшению экономических показателей. А при полном объединении двух стран положительный эффект от увеличения территории общего экономического пространства может сопровождаться замедлением развития торговли с остальным миром; слияние же соседних рынков без политической интеграции ведет лишь к незначительному ускорению экономического роста.

В случае межстрановых противоречий или внутристрановых конфликтов уже само наличие границ приводит к серьезному сокращению доходов. Ущерб может быть значительным, даже если конфликт не носит вооруженного характера. Территориальные противоречия влекут за собой высокие международные трансакционные издержки из-за незащищенности прав собственности, несогласованности действий, непрозрачности процедур, а также юридической и политической неопределенности, влияющей на поведение хозяйствующих субъектов.

Когда же конфликт приобретает форму военной конфронтации, издержки и потери значительно возрастают: речь идет не только о человеческих жизнях, но и об экономическом ущербе. Среднестатистические потери от одной гражданской войны в мире составляют около 64 млрд долл. в год, а общемировой ущерб — примерно 100 млрд долл.; эти цифры существенно превышают бюджет международных программ помощи.

По оценкам экспертов, гражданская война в соседнем государстве сокращает показатель ежегодного роста экономики страны примерно на 0,5%. И это, в частности, приводит к тому, что соседние страны увеличивают свои военные расходы на 2%'. Кроме того, появляются беженцы и возникают перебои в функционировании основных торговых путей. Можно сказать, что при конфликте обе его стороны платят своеобразную «цену», выражающуюся в сокращении темпов роста или спаде экономики.

Закономерности концентрации экономической активности

Исследование тенденций мирового развития позволяет сформулировать несколько основных закономерностей, относящихся к экономической географии.

1. По мере развития стран увеличивается концентрация экономической активности (причем в развитых странах находятся самые густонаселенные территории). В постиндустриальной экономике резко усиливаются темпы урбанизации.

2. Сокращаются различия в уровне благосостояния сельских и городских районов (а также различия среди жителей городов). Однако в некоторых странах эта общемировая тенденция выражена не столь явно.

3. Миграция рабочей силы усиливается по направлению к «центрам урбанизации» и зонам, свободным от политических конфликтов.

1 См.: Доклад о мировом развитии 2009. Новый взгляд на экономическую географию. М.: Всемирный банк, изд-во «Весь мир», 2009.

4. Ни темпы урбанизации, ни ее связь с экономическим ростом не являются чем-то беспрецедентным. Сегодняшнее развитие подчиняется закономерностям, которые в свое время выявились в развитых государствах, переживших наплыв населения в города. Однако сегодня количество «переселенцев» значительно больше.

Усилия мирового сообщества по преодолению неблагоприятных географических условий

Сегодня Всемирный банк, Организация Объединенных Наций, государства, не имеющие выхода к морю, и страны-доноры объединили усилия в преодолении препятствий для торговли, экономического роста и развития, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, не имеющие выхода к морю.

Начало этому процессу было положено в 2003 году принятием Алматинской программы действий2, рассчитанной на 10 лет. Программа призывает страны повысить прозрачность регулирования транзитных перевозок, упростить режим пограничного контроля, а также усовершенствовать административные процедуры. Особое значение документ придает сотрудничеству в области создания эффективных систем транзитных перевозок на региональном и субрегиональном уровнях.

12—15 апреля 2010 года в Улан-Баторе состоялась очередная встреча представителей стран, не имеющих выхода к морю. В ней приняли участие около 100 делегатов из 12 государств, не имеющих выхода к морю, а также представители стран-доноров, партнеров и международных организаций3. Участвовавшие в мероприятии министры и другие высокопоставленные чиновники из Азербайджана, Афганистана, Армении, Бутана, Казахстана, Кыргызстана, Лаоса, Монголии, Непала и Таджикистана обсудили пути выполнения Алматинской программы действий.

Стоимость транспортировки и цены на продукцию

Многие страны весьма пострадали от роста цен, наблюдающегося на протяжении последних нескольких лет. Однако странам, не имеющим выхода к морю, пришлось труднее всего: возникли проблемы с экспортом, и, как следствие, уменьшились объемы торговли и темпы экономического роста. В соседних с ними странах, имеющих выход к морю, картина была несколько более благоприятной.

Один из важнейших компонентов цен на продовольствие — стоимость перевозки товаров, и по сложившейся «традиции» во многих странах с низким уровнем доходов она гораздо выше, чем в промышленно развитых. Промышленно развитые страны обеспечивают себе преимущества за счет экономии на масштабах. Что касается промышленно не-

2 См.: «Новые вопросы и тенденции на региональном уровне: наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся страны». Доклад специального органа по наименее развитым и не имеющим выхода к морю развивающимся странам о работе его шестой сессии, ООН, Экономический и социальный совет, 1—4 сентября 2003 года, Бангкок.

3 [http://www.world-russian.com/forum/680/18686].

развитых стран, то основная проблема для них заключается в непредсказуемости таможенных процедур.

Стабильность и предсказуемость поставок не менее важны для торговли, чем быстрая доставка товаров к месту назначения. Задержки на таможенных границах повышают стоимость доставки и делают ситуацию мало предсказуемой. Это не менее серьезная проблема, чем слишком долгий процесс транспортировки товаров.

В странах, не имеющих выхода к морю, подобная неопределенность заставляет компании использовать более надежные, но дорогие виды транспорта (например, воздушный транспорт), либо создавать значительные запасы товаров, иногда и на целый год вперед.

Расходы на транспортировку возрастают и в силу других факторов, среди которых и существование монополий в сфере грузовых перевозок. Взимание «платы за помощь» в некоторых транспортных коридорах также представляет собой серьезную проблему. Подсчитано, что блокпосты на дорогах повышают транспортные расходы на 10%.

Упрощение и рационализация импортно-экспортных процедур могут снизить стоимость перевозки товаров, а также потребительские цены, тем самым способствуя развитию торговли, экономическому росту и притоку инвестиций. Однако подобные преобразования наталкиваются на серьезные препятствия: система транспортировки товаров контролируется влиятельными кругами, заинтересованными в сохранении существующего положения дел.

Упрощению существующей системы могло бы способствовать и снижение импортных пошлин, однако сделать это нелегко: в странах, не имеющих выхода к морю, эти поступления составляют значительную долю государственных доходов.

Сравнительный анализ результатов экономического развития стран, имеющих выход к морю и не имеющих выхода к морю

Интересно проанализировать некоторые результаты экономического развития в двух группах стран: имеющих выход к морю и не имеющих выхода к морю.

В качестве примера успешных стран, принадлежащих ко второй группе, часто приводят Люксембург или Швейцарию, чьи экономика и качество жизни превосходят показатели многих государств мира. Однако их пример не является типичным, поскольку обе они расположены в центре Европы и окружены развитыми государствами, с которыми их связывают дружественные отношения. Более того, на протяжении последних столетий они не были подвержены экономическим и политическим потрясениям, чего нельзя сказать о большинстве стран этой группы, находящихся в других частях света. Европейские страны, не имеющие выхода к морю, сильно интегрированы в окружающее их «пространство», а участие в международной специализации позволило им получить максимум преимуществ. Кроме того, высокая потребительская способность соседних стран и наличие общеевропейского рынка решают все проблемы, связанные с экспортом товаров и услуг.

Для сравнительного анализа основных экономических показателей двух групп стран мы воспользовались усредненными значениями выбранных показателей для каждой из них (в расчете на одну страну), что позволяет лучше скорректировать погрешности сравнения.

Таблица 1

Некоторые показатели развития стран, имеющих выход к морю и не имеющих выхода к морю (в расчете на одну страну)

Выход к морю | Справка ^

Показатели Год Нет выхода к морю Есть выход к морю Среднее значение для всех стран мира Соотношение показателей (в %)

1 2 3 4 5 6 (4/3)

Численность, млн чел. 2007 12,7 60,5 36,6 476,4

Среднегодовой Население прирост, % 2000— 2007 1,5 1,5 1,5 100,0

Плотность, чел./кв. км 2007 103,6 225,1 164,4 217,3

Доля населения возрастной категории 0—14 лет в общей структуре населения, % 2007 32,5 28,3 30,4 87,1

Валовый в млн д°лл- 2007 45,0 1 696,5 870,8 3 770,0

национальный в расчете на душу доход населения, в долл. 2007 5 225,2 ,3 6, 2 6 0 1 7 925,8 203,4

Абсолютная величина, Валовый млн долл. 2007 59,6 2 385,4 1 222,5 4 002,3

национальный доход Величина в расчете с учетом ППС на душу населения, долл. 2007 6 468,8 ,8 0, 8 1 2 1 9 324,8 188,3

Среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения, % 2006— 2007 3,8 4,3 4,1 113,2

Ожидаемая продопжитель- Мужчины 2006 57,8 65,9 61,9 114,0

ность жизни при рождении, лет Женщины 2006 62,2 70,8 66,5 113,8

Грамотность взрослого населения, в % 2005 36,0 56,4 46,2 156,7

И с т о ч н и к: Таблица рассчитана на основе данных работы «Доклад о мировом развитии — 2009. Новый взгляд на экономическую географию». 1 М.: Всемирный банк, изд-во «Весь мир», 2009. С. 352—353. ^

В таблицах 1 и 2 представлены некоторые показатели развития, а также экономической активности анализируемых групп стран. Примечательно, что показатель доли населения в возрасте 0—14 лет во второй группе стран (см. табл. 1) превышает соответствующую цифру в первой (32,5% против 28,3%). Это еще одно свидетельство миграции рабочей силы в страны с более развитой экономической системой.

Сравнение же по статьям национального дохода, по нашему мнению, не требует излишних комментариев.

Расчетные данные табл. 2 позволяют утверждать, что средняя величина ВВП стран первой группы в 37 раз превышает средний показатель, рассчитанный для второй. Наиболее характерным, по нашему мнению, является также показатель величины внешнеторгового баланса, который для стран первой группы в 2007 году составил 10,3% по отношению к ВВП, в то время как для второй —2,7%.

Более 30 развивающихся стран (31 страна), не имеющих выхода к морю, считаются в мире недостаточно привлекательными для прямых иностранных инвестиций (ПИИ): на развитии их экономики помимо структурных недостатков отрицательно сказывается и неблагоприятное географическое положение. Правда, в результате проведения соответствующих реформ и либерализации инвестиционного режима, а также в силу благоприятных глобальных экономических условий в период 2000—2008 годов приток инвестиций в эти страны не-

Таблица 2

Некоторые показатели экономической активности стран, имеющих выход к морю и не имеющих выхода к морю (в расчете на одну страну)

Показатели Выход к морю I Справка

Год л Ч о д * а .о о т г н X X Ч § 2 .о а т о Л ^ О - ш . х и Е 5 ®5 - Ц ® Я о® Соотношение показателей (в %)

I 1 2 3 4 5 6 (4/3)

ВВП Валовой объем, млн долл. 2007 48 265,5 ,6 4, 3 3 0 7 7 1 909 300,1 ,9 7, 6 6 3

Среднегодовой прирост, % 2000— 2007 5,1 4,5 4,8 88,2

Производительность труда в сельском хозяйстве Добавленная стоимость в расчете на одного сель-хозработника, долл., 2000 г. 1 02 СП СП 11 1 703,3 4 244,0 2 973,7 249,2

2003— 2005 2 578,1 7 801,0 5 189,6 302,6

Величина добавленной стоимости, , % к ВВП % к ВВП Сельское хоз-во 2007 21,0 11,1 16,1 52,9

Промышленность 2007 25,7 28,6 27,2 111,3

Сфера услуг 2007 43,8 50,6 47,2 ,5 5, 1 1

Таблица 2 (продолжение)

£ 1 2 3 4 5 6 (4/3)

Конечное потребление домашних хозяйств Доля в ВВП, % 2007 72,6 61,8 67,2 85,1

Валовые расходы правительств на конечное потребление Доля в ВВП, % 2007 14,5 13,9 14,2 95,9

Валовое накопление капитала Доля в ВВП, % 2007 23,2 22,7 23,0 97,8

Внешнеторговый баланс торговли товарами и услугами Доля в ВВП, % 2007 -10,3 -2,7 -6,5 26,2

Дефлятор ВВП, % Среднегодовой прирост, % 2000— 2003 15,5 6,4 11,0 41,3

Ґ И с т о ч н и к: Л Таблица рассчитана на основе данных работы «Доклад о мировом ^ развитии — 2009. Новый взгляд на экономическую географию». С. 356—357. J

уклонно возрастал, хотя и значительно медленнее, чем в другие развивающиеся страны (см. табл. 3). А зафиксированное в 2009 году падение ПИИ на 17% (до 22 млрд долл.) было менее резким, чем в остальных странах мира.

Следует отметить, что производственный потенциал стран, не имеющих выхода к морю, весьма слабо диверсифицирован. Именно поэтому ПИИ сконцентрированы прежде всего в добывающем секторе нескольких из них, богатых природными ресурсами. Так, в 2009 году на долю одного только Казахстана приходилось 58% от общего объема ПИИ в развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю.

Данные табл. 3 свидетельствуют, как уже отмечалось, что масштаб притока инвестиций в развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, даже меньше, чем инвестиции в наименее развитые страны (2,0% против 2,5% в 2009 г.). А вот отток инвестиций из развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, в 2009 году составил 0,3% от общемировых потоков против 0,1% в 2008 году. Для наименее развитых стран этот показатель, напротив, уменьшился с 0,2% до 0,1%.

Для преодоления трудностей, обусловленных неблагоприятным географическим положением, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, могли бы сконцентрировать внимание на высокотехнологичных отраслях, которые в меньшей степени опираются на объемы вводимых материальных ресурсов, сопряженные со значительными транспортными издержками. Охват стран, не имеющих выхода в морю, региональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Потоки ПИИ по регионам мира в 2007—2009 годах (в млрд долл. и %)

1 Регион Ввоз ПИИ Вывоз ПИИ

2007 2008 2009 2007 2008 2009

^ Все страны мира 2 100 1 771 1 114 2 268 1 929 % 1 101^

Развитые страны 1 444 1 018 566 1 924 1 572 821

Развивающиеся страны 565 630 478 292 296 229

Африка 63 72 59 11 10 5

Латинская Америка и Карибский бассейн 164 183 117 56 82 47

Западная Азия 78 90 68 47 38 23

Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия 259 282 233 178 166 153

Юго-Восточная Европа и СНГ 91 123 70 52 61 51

Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и небольшой экономикой* 42,5 62,1 50,5 5,3 5,8 4,2

НРС 26 32 28 2 3 1

РСНВМ 16 26 22 4 2 3

МОРАГ 5 8 5 0 1 0

Для справки: доля от общемировых потоков ПИИ в %

Развитые страны 68,8 57,5 50,8 84,8 81,5 74,5

Развивающиеся страны 26,9 35,6 42,9 12,9 15,4 20,8

Африка 3,0 4,1 5,3 0,5 0,5 0,5

Латинская Америка и Карибский бассейн 7,8 10,3 10,5 2,5 4,3 4,3

Западная Азия 3,7 5,1 6,1 2,1 2,0 2,1

Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия 12,3 15,9 20,9 7,9 8,6 13,9

Юго-Восточная Европа и СНГ 4,3 6,9 6,3 2,3 3,1 4,6

Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и небольшой ^ экономикой* 2,0 3,5 4,5 0,2 0,3 0,4

Таблица 3 (продолжение)

Регион Ввоз ПИИ Вывоз ПИИ

2007 2008 2009 2007 2008

НРС 1,2 1,8 2,5 0,1 0,2

РСНВМ 0,7 1,5 2,0 0,2 0,1 0,3

МОРАГ 0,3 0,4 0,4 0,0 0,0 0,0

Ґ

Без повторного счета, поскольку некоторые страны принадлежат к двум из указанных трех групп.

Сокращения: НРС — наименее развитые страны;

РСНВМ — развивающаяся страна, не имеющая выхода к морю; МОРАГ — малые островные развивающиеся государства.

M c m o 4 h u k: UNCTAD: World Investment Report 2010: Investing in Low-Carbon

Economy, New York, Geneva, 2010.

J)

интеграцией, увеличивающий емкость местных рынков, также повысил бы привлекательность их экономик для инвесторов4.

Развитие высокотехнологичных отраслей напрямую зависит от инвестиционного климата в стране, эффективности налоговой политики и государственной поддержки. Внедрение новых технологий и применение современных знаний требуют больше времени, чем другие отрасли экономики; сроки возврата инвестиций в данной сфере больше. Поэтому такие отрасли наиболее зависимы от прямых инвестиций, в том числе и государственных.

Некоторые закономерности экономического развития Республики Армения как результат географической изоляции

Республика Армения (РА) относится к странам, где в силу ряда причин (в том числе географической изоляции) импорт товаров и услуг значительно (в 2009 г. — почти в 4 раза) превышает их экспорт, причем за последние годы это соотношение изменилось к худшему. Более того, показатель «объем экспорта по отношению к ВВП» в течение 15 лет постоянно ухудшается. Это означает, что РА не удалось преодолеть трудности, связанные с интеграцией в мировую экономику (см. табл. 4).

В табл. 5 приведены расчеты, характеризующие динамику изменений показателей экспорта, импорта и валового внутреннего продукта в РА. Обобщенные коэффициенты, рассчитанные для определенных периодов времени, дают нам возможность сделать следующие выводы.

4 См.: Доклад о мировых инвестициях, 2010. Обзор. Инвестиции в низкоуглеродную экономику. Нью-Йорк — Женева: Организация Объединенных Наций, 2010. С. 18—19.

Таблица 4

Динамика показателей импорта и экспорта товаров и услуг, чистого экспорта, среднегодового валютного курса и ВВП в РА за 1995—2010 годы

Годы Экспорт Импорт Чистый экспорт Среднегодовое значение курса армянского драма к доллару ВВП, долл. ВВП в расчете на 1 душу населения, 1 долл. я и

1995 299,5/23,3* 726,1/56,4* -426,6/33,2* 405,9 1 286,7 395

1996 368,1/23,0 888,1/55,5 -520,0/32,5 413,4 1 599,3 492

1997 330,2/20,1 952,5/58,1 -622,3/38,0 490,8 1 638,9 506

1998 359,3/19,0 1 000,0/52,8 640,7/33,9 504,9 1 892,3 585

1999 383,1/20,8 919,1/49,8 -536,0/29,0 535,1 1 845,5 571

2000 446,9/23,4 966,2/50,5 -519,3/27,2 539,5 1 911,6 593

2001 539,6/25,1 977,6/45,4 -438,0/20,3 555,1 2 153,3 659

2002 697,6/29,4 1 107,1/46,6 -409,5/17,2 573,4 2 376,3 740

2003 903,5/32,2 1 405,9/50,1 -502,4/17,9 578,8 2 807,1 874

2004 984,9/27,5 1 513,6/42,3 -528,7/14,8 533,5 3 576,6 1 113

2005 1 336,6/27,3 1 983,8/40,5 -647,2/13,2 457,7 4 902,8 1 523

2006 1 407,6/22,0 2 328,5/36,5 -920,9/14,4 416,0 6 386,7 1 982

2007 1 152,3/12,5 3 267,8/35,5 -2 115,5/23,0 342,1 9 206,0 2 853

2008 1 057,2/9,1 4 426,1/38,0 -3 368,9/28,9 306,0 11 662,0 3 606

2009 710,4/10,8 3 321,1/38,9 -2 610,9/30,6 363,3 8 541,0 2 633

2010 1 011,4/10,8 3 782,9/40,3 -2 771,5/29,5 373,7 9 391,6 2 879

Всего | 11 988,0/16,8 29 566,4/41,5 -17 578,4/24,7 461,8 71 177,7 1 375,3

^ * в числителе — млн долл., в знаменателе — проценты по отношению к ВВП. ^

И с т о ч н и к: Данные Национальной статистической службы Республики Армении.

1. Среднегодовой рост объемов импорта товаров и услуг в РА опережает среднегодовое увеличение ВВП.

2. Среднегодовой рост объемов экспорта товаров и услуг из республики значительно отстает от среднегодового увеличения ВВП.

3. Среднегодовой рост объемов чистого экспорта товаров и услуг также значительно отстает от среднегодового роста ВВП.

Таблица 5

Значения среднегодовых изменений ВВП, экспорта и импорта товаров и услуг, чистого экспорта в РА за 1995—2010 годы

1995—2010 гг. 1995—2000 гг. I 2001—2006 гг.

еВ

Й’Есо

■т-о н

ОХо

“З' > 5

X оо лат нсо

ХОЦ

оо®

Ш ^

с

еВ ■г-п н

охо т®а X ОО лат нсо хоц

Оо®

лп Е® Ш ^

с

Ф СО

н-

Х-0 |_ о

оі() о

ген0 а

<»а >5

И'З О

х оо ш

йаш о

НЕО Ч

хос[ о

®хо >-

Зци ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оо® І.

с?Ч ®

ЛП Е® а

со а о

с

еВ

■г-0 н

охо

т®&

X оо лат нсо хоц

оо®

!:™Ч

лп Е® Ш ^

с

Изменение ВВП

12,33 — 5,45 — 11,05 — 18,00 —

Изменение объемов экспорта

товаров и услуг 0,48 0,039 5,50 1,009 10,28 0,930 -5,60 -0,311

Изменение объемов импорта

товаров и услуг 14,19 1,151 4,14 0,760 9,67 0,875 21,50 1,194

Изменение чистого экспорта товаров и услуг

-25,47 -2,066 2,98 0,547 8,74 0,791 -55,40 -3,078

<"

И с т о ч н и к: Составлена на основе данных таблицы 4.

Приоритетом политики Армении на протяжении последних нескольких лет является развитие высоких технологий, а также производств, основанных на знаниях. Однако прорыва в этой области пока нет: республика в разы отстает от глобальных тенденций финансирования исследовательских работ, а доля экспортируемых ею технологий в 9 раз меньше среднемирового уровня (см. табл. 6).

Следует отметить, что Казахстан, который также входит в число стран, не имеющих выхода к морю, сумел продемонстрировать значительные успехи в области экспорта технологий.

Определенные шаги, предпринимаемые РА, свидетельствуют о понимании указанных проблем. В частности, осуществляется коренная реорганизация таможенной и налоговой служб, вводятся новые технологии управления, принимаются меры по упрощению пограничных (таможенных) процедур, внедрению электронной отчетности для хозяйствующих субъектов, сокращению времени оформления транспортной документации и др. Однако для кардинального решения всех вопросов необходимы политическая воля и действия, направленные на преодоление проблемы транспортной изоляции республики и устранение монополий в некоторых отраслях ее экономики.

Таблица 6

Развитие науки и технологий в некоторых странах мира

Страна Научные и технические журналы, 2005 Расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (% к ВВП) в 2000—2006 годах Экспорт высоких технологий

млн долл. 2007 % к экспорту промышленной продукции 2007 Я

Армения 180 0,21 9 2

Азербайджан 116 0,22 15 4

Беларусь 490 0,68 346 3

Эстония 439 1,15 840 12

Грузия 145 0,18 39 7

Иран 2 635 0,59 375 6

Казахстан 96 0,28 1 470 23

Кыргызстан — 0,20 8 2

Латвия 134 0,69 353 7

Литва 406 0,80 1 214 11

Молдова 89 — 14 5

Российская Федерация 887 0,46 1 178 4

Таджикистан — 0,10 — —

Турция 7 815 0,76 328 0

Туркменистан — — — —

Украина 2 105 1,03 1 314 4

Узбекистан 157 — — —

Германия 44 145 2,52 155 922 14

Китай 41 596 1,42 336 988 30

Малайзия 615 0,60 64 584 52

Республика Корея 16 396 3,23 110 633 33

Сингапур 3 609 2,39 105 549 46

Великобритания 45 572 1,80 63 066 19

США 205 320 2,61 228 655 28

| Весь мир 708 086 2,30 1 807 189 18

^И с т о ч н и к: World Development Indicators 2009. Всемирный Банк. С. 314—316

Способность наименее развитых стран к более эффективному использованию возможностей доступа к рынкам будет определяться национальными мерами, направленными на достижение международной конкурентоспособности своей продукции. Эта задача является долгосрочной и связана с решением сложных взаимозависимых вопросов, которые невозможно урегулировать в отрыве друг от друга.

Требуются конкретные меры по содействию укреплению потенциала стран на основе развития физической и организационной инфраструктуры, грамотного использования людских ресурсов, обеспечения беспрепятственного и расширенного доступа к рынкам и правильного применения соответствующих политических инструментов с целью повышения конкурентоспособности секторов, представляющих стратегическое значение для развития торговли.

Многосторонние правила торговли, региональные соглашения должны дополнять усилия по интеграции. Кроме того, в рамках этих соглашений должны быть предусмотрены условия, способствующие приспособлению стран-участниц к более либеральным и конкурентным режимам торговли.

Вместо заключения

Торговые преференции, установленные международными организациями для обеспечения конкурентоспособности изолированных экономик на мировых рынках, поощряют неэффективность производства; не помогли и значительные перечисления в виде помощи населению этих стран. В данном случае единственной приемлемой стратегией может стать налаживание взаимоотношений с более богатой «страной-патроном» и, по крайней мере, недопущение конфликтов с соседними странами.

Несмотря на то что внутренние и внешние факторы оказывают значительное влияние на экономическое развитие стран, их нельзя считать определяющими и непреодолимыми. Успехи и провалы во многом зависят от качества «государственной машины» и от того, насколько эффективно она управляет экономическими процессами.

Эффективность управления экономическими процессами позволит нивелировать такие отрицательные факторы, как

1) наличие конфликта с соседней страной;

2) низкое качество транспортной инфраструктуры;

3) недостаток природных ресурсов;

4) высокая степень монополизации экономики, в частности в экспортно ориентированных отраслях.

Таким образом, хорошо отлаженная государственная машина помогает преодолеть последствия географической изоляции, снизить расходы до уровня, позволяющего конкурировать при экспорте товаров и услуг, создать благоприятную среду для предпринимательства, предоставить экономические свободы, а также установить конкурентные цены для приобретения собственности, в отношении которой будет обеспечена правовая защита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.