Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА РОДИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАМЯТНОГО СЛЕДА У ПОТОМКОВ '

ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА РОДИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАМЯТНОГО СЛЕДА У ПОТОМКОВ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIMK1 / обучение и память / слабое статическое магнитное поле / LIMK1 / learning / memory / weak static magnetic field

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Васильева С. А., Никитина Е. А., Медведева А. В., Савватеева-попова Е. В.

В данной работе у линии дрозофилы, несущей мутацию agnts3 гена LIMK1 (ключевого фермента ремоделирования актина) с использованием реципрокных гибридов с линией дикого типа Canton-S изучен вклад материнского и отцовского геномов в когнитивные процессы (обучение и память) в норме и при стрессорном воздействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Васильева С. А., Никитина Е. А., Медведева А. В., Савватеева-попова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DROSOPHILA MELANOGASTER В НОРМЕ И ПРИ СТРЕССЕ EFFECT OF THE PARENTAL GENOME ON MEMORY FORMATION IN THE DESCENDANTS OF DROSOPHILA MELANOGASTER IN NORMAL AND UNDER STRESS

In this study, in Drosophila strain carrying agnts3 mutation of the gene for LIMK1 (a key enzyme of actin remodeling) using reciprocal hybrids with the wild-type Canton-S, we investigated the contribution of the maternal and paternal genomes to cognitive processes (learning and memory) in normal conditions and stressor exposure to a weak static magnetic field.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА РОДИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАМЯТНОГО СЛЕДА У ПОТОМКОВ »

УДК 575.822

Васильева С. А.1, Никитина Е. А.12, Медведева А. В.2, Савватеева-Попова Е. В.2

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Санкт-Петербург, Россия

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Vasileva S. A.1, Nikitina E. A.12, Medvedeva A. V.1, Savvateeva-Popova E. V.1

1 Pavlov Institute of Physiology RAS, St. Petersburg, Russia

2 Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ГЕНОМА РОДИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАМЯТНОГО СЛЕДА У ПОТОМКОВ DROSOPHILA MELANOGASTER В НОРМЕ И ПРИ СТРЕССЕ

EFFECT OF THE PARENTAL GENOME ON MEMORY FORMATION IN THE DESCENDANTS OF DROSOPHILA MELANOGASTER IN NORMAL AND UNDER STRESS

DOI

Аннотация: В данной работе у линии дрозофилы, несущей мутацию agnts3 гена LIMK1 (ключевого фермента ремоделирования актина) с использованием реципрокных гибридов с линией дикого типа Canton-S изучен вклад материнского и отцовского геномов в когнитивные процессы (обучение и память) в норме и при стрессорном воздействии.

Ключевые слова: LIMK1, обучение и память, слабое статическое магнитное поле

Abstract: In this study, in Drosophila strain carrying agnts3 mutation of the gene for LIMK1 (a key enzyme of actin remodeling) using reciprocal hybrids with the wild-type Canton-S, we investigated the contribution of the maternal and paternal genomes to cognitive processes (learning and memory) in normal conditions and stressor exposure to a weak static magnetic field.

Keywords: LIMK1, learning, memory, weak static magnetic field

Проблема продолжительности жизни, особенностей медицинской помощи населению пожилого и старческого возраста становится все более актуальной в большинстве стран мира, в том числе и в России. Изучение этиологии и патогенеза нейродегене-ративных заболеваний (НДЗ) — одна из важных проблем нейро-логии и медицины. Использование животных моделей дает возможность изучать механизмы функциональных нарушений, лежащих в основе этих заболеваний, а также разрабатывать терапевтические подходы. Удобной моделью для исследования связи между организацией генома и архитектурой хромосом, реализуемой в когнитивных нарушениях, является дрозофила. В частности, линия agnostic, несущая мутацию по гену limkl. LIMK1 — ключевой фермент ремоделирования актина — участвует в клеточной сигнализации и узнает белки семейств рецепторов и ионных каналов. У мутанта agnostic наблюдается триада характерных для большинства НДЗ диагностических признаков: резкие дефекты памяти и обучения, нарушение локомоторного поведения и накопление в тканях мозга амилоидоподобных агрегатов [1].

Стрессовые воздействия занимают важное место среди факторов, провоцирующих социально-значимые заболевания. Развитие всех биологических объектов происходит в магнитном поле (МП) Земли, обладающем огромной проникающей способностью во все биологические системы [2]. Одним из новых и малоизученных стрессорных факторов являются слабые статические МП (ССМП). Воздействие ослабленного (например, за счет экранирования) статического МП Земли оказывает пагубное, и пока что до конца непонятое влияние в первую очередь на нервную систему и когнитивные функции живых организмов [3].

Конформационная организация пространства ядра, хромосом, генов является фактором лабильности, определяющим процессы детерминации и адаптации, в том числе высшей формы — обучения и памяти. В связи с этим особое значение приобретает изучение роли генетических и эпигенетических факторов в формировании пространственной структуры ядра.

Материал и методы: В настоящем исследовании для получения реципрокных гибридов была использована линия дикого типа Canton-S, а также линия agnts3, несущая температуро-чув-ствительную (ts) мутацию по гену limkl. В результате скрещивания были получены реципрокные гибриды Canton-Sxagnts3; agnts3xCanton-S.

У исследуемых линий была изучена динамика условно-рефлекторного подавления ухаживания в контроле и после воздействия ССМП. Ослабление электромагнитного поля Земли проводили с помощью специально разработанной цилиндрической камеры.

Результаты: Показано, что у линии дикого типа Сап1ои-8 в контроле индекс обучения (ИО) в течение 3 часов сохранялся на высоком уровне, полученном сразу после тренировки, что свидетельствует о нормальном протекании процессов обучения и памяти. При действии ССМП наблюдается снижение активности ухаживания. Так же, как и в контроле, сразу после тренировки отмечено условно-рефлекторное подавление ухаживания. Однако через 3 часа ИО достоверно снижается, что свидетельствует о нарушении процессов формирования среднесрочной памяти.

У мутанта ад^З в контроле выработки условно-рефлекторного подавления ухаживания не происходило. После воздействия ССМП на стадии имаго после тренировки наблюдали высокий ИО, сохранявшийся и через 3 часа, что свидетельствует о восстановлении процессов обучения и памяти после действия стрессового фактора и подтверждает предыдущие исследования [4].

Таким образом, подтверждено тормозящее действие ССМП на деятельность нервной системы у линии дикого типа. Напротив, у мутантной линии ад^З это стрессовое воздействие на стадии имаго приводит к восстановлению способности к обучению и формированию памяти.

В экспериментах с реципрокными гибридами наблюдается па-троклинное наследование формирования памятного следа.

ИО гибридов через 3 часа после обучения не отличается от показателя отцовских линий Саи1ои-8 или ад^З. Продемонстрировано патроклинное наследование и реакции на стресс у гибридов. В случае отцовской линии ад^З происходит восстановление способности к обучению и формированию памяти при стрессе, в то время как у гибридов ад^Зх Сап1ои-8 показатели существенно ниже.

Заключение: Исследования в области изучения роли родительских геномов в экспрессии генов потомства показали необходимость учитывать материнский и отцовский эффект в построении прогностических моделей.

Список литературы:

1. Nikitina E. A., Medvedeva A. V., Zakharov G. A., Savvateeva-Popova E. V. The Drosophila agnostic locus: involvement to formation of cognitive defects in Williams syndrome. Acta Naturae. 2014. V. 6. № 2. Р. 53—61.

2. Бучаченко А. Л. Магнито-зависимые молекулярные и химические процессы в биохимии, генетике и медицине. Успехи химии. 2014. Т. 83. № 1. С. 1 — 12.

3. Никитина Е. А., Медведева А. В., Герасименко М. С., Про-ников В. С., Сурма С. В., Щеголев Б. Ф., Савватеева-Попо-ва Е. В. Ослабленное магнитное поле Земли: влияние на транскрипционную активность генома, обучение и память у Dr. melanogaster. Ж. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2017. Т. 67. № 2. С. 246—256.

4. Никитина Е. А., Каминская А. Н., Молотков Д. А., Попов А. В., Сав-ватеева-Попова Е. В. Влияние теплового шока на обучение, формирование памяти и содержание LIMK1 в мозге самцов Drosophila melanogaster с измененной структурой гена limk1. Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 2014. Т. 50. № 2. С. 137—147.

УДК 577.24

Ветровой О. В.12, Стратилов В. А.1

1 ФГБУН Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Санкт-Петербург, Россия.

2 ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский Государственный Университет", Биологический факультет, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: [email protected]

Vetrovoy O. V.12, Stratilov V. A.1

1 Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences, Saint-Petersburg, Russia

2 Faculty of Biology, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia

СТРЕССОРНЫЙ ОТВЕТ МАТЕРИ НА ГИПОКСИЮ ВЫЗЫВАЕТ НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛЮКОКОРТИКОИДНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ ПОТОМСТВА КРЫС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.