УДК 159.9:37.Q15.3
ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА НА ВЫРАЖЕННОСТЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК
© Ирина Львовна ЖИРНОВА
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, аспирант кафедры профессиональной педагогики и психологии, начальник управления международных связей, e-mail: keep-in-touch@yandex.ru
В статье проводится гендерный анализ различий выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся при изучении русского языка. Результаты исследования были обработаны при помощи непараметрического статистического метода Манна-Уитни. Найдены различия между мужской и женской выборками в семи из десяти когнитивных стилей.
Ключевые слова: когнитивные стили; конструкт Эрман-Ливер; стиль учения; гендерный анализ; изучение иностранного языка.
Исследования когнитивных стилей в учебной деятельности представляют широкий интерес для педагогов и психологов как в нашей стране, так и за рубежом. Термин «когнитивный стиль» широко используется в психологической науке, в т. ч. в педагогической психологии, где у данного термина имеется синоним - «стиль учения», появившийся в западной психолого-педагогической литературе в 70-х гг. XX в. и характеризующий свойственный учащимся подход к процессу обучения [1, 2].
В настоящее время все большее внимание уделяется роли когнитивных стилей в изучении иностранных языков. Одним из первых инструментариев, направленных на измерение когнитивных стилей в данной сфере, был разработанный в 1984 г. «Опросник предпочтений перцептивных стилей
учения» [3]. В дальнейшем появились такие инструменты, как тест Р. Райдинга «Анализ когнитивных стилей» [4], «Аналитический обзор стилей учения» Р. Оксфорд, модифицированный Cohen, Oxford и Chi в «Анкету стилей учения» в 2001 г. [5].
В настоящий момент одним из самых действенных и надежных инструментариев в области изучения иностранных языков является «Опросник стилей учения» американских психологов М. Эрман и Б. Л. Ливер, разработанный ими в рамках модели когнитивных стилей, реорганизующей ряд общепризнанных параметров когнитивных стилей в новый всеобъемлющий конструкт «синоп-сис-эктасис». Данный конструкт представляет собой единое стилевое основание высшего порядка, полюсами которого являются «синопсис» (греч. «краткий обзор») и «эктасис»
(греч. «расширение») [6]. Основное различие между полюсами состоит в том, что эктени-кам необходим осознанный контроль учебного процесса, а синоптики осуществляют его на подсознательном уровне. Весь конструкт состоит из 10 когнитивных стилей, которые распределяются по полюсам следующим образом. К полюсу «синопсиса» относятся: полечувствительность, поленезависи-мость, случайность, глобальность, индуктивность, синтетичность, аналогичность, конкретность, сглаживание, импульсивность. Полюс «эктасис» включает в себя: полене-чувствительность, полезависимость, последовательность, детальность, дедуктивность, аналитичность, однозначность, абстрактность, заострение, рефлективность [7; 8].
Опросник стилей учения Эрман и Ливер успешно применяется во многих зарубежных учебных заведениях, в т. ч. Институте дипломатической службы США. Именно этот инструментарий использовался в нашем исследовании выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся при изучении русского языка.
В проведенном нами исследовании приняли участие 73 иностранных стажера, студента и аспиранта Курского государственного университета в возрасте от 17 до 25 лет. Среди респондентов были граждане Австрии, Ганы, Замбии, Ирака, Йемена, Камеруна, Китая, Конго, Нигерии, Омана, Экваториальной Гвинеи. В число 73 участников исследования входили 42 мужчины и 31 женщина.
Целью нашего исследования было проведение гендерного анализа для выявления возможных различий в выраженности когнитивных стилей иностранных учащихся в изучении иностранных языков в зависимости от их пола. Полученные результаты по каждому когнитивному стилю приведены ниже.
1. Полечувствительность-поленечувст-вительность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин выражена явная тенденция к полюсу полечувствительности, характеризующемуся стремлением студента изучать материал в контексте и способностью извлекать максимум информации из учебной ситуации, впитывая многое из прочитанного или услышанного. Полечувстви-тельность часто демонстрируется наиболее
способными к иностранным языкам учащимися [7, 9].
Выраженность полечувствительности составила у мужчин 62 %, у женщин - 72,5 %.
Полученные данные были обработаны с помощью непараметрического статистического метода Манна-Уитни, предназначенного для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Для наших двух выборок критические значения составили: и0,01 < 442, И0,05 < 503 (нижние индексы означают уровни достоверности 99 % и 95 % соответственно). Обработка результатов не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин -эмпирическое значение и-критерия составило 515.
2. Поленезависимость-полезависимость.
В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин в равной степени выражена полене-зависимость (74 %), характеризующаяся
способностью фокусироваться на отдельных аспектах контекста, выделять наиболее важную информацию из общего фона и реорганизовывать ее [7, 9].
Полученное эмпирическое значение И-критерия статистического метода обработки данных Манна-Уитни для данного когнитивного стиля находится в зоне незначимо-сти (Иэмп = 617).
3. Случайность-последовательность. В этом когнитивном стиле в обеих выборках выражена склонность к полюсу последовательности: у мужчин - 55 %, у женщин -39 %. Последовательность характеризуется предпочтением пошагового учения, стремлением следовать предписаниям, установленным преподавателем или учебником. М. Эр-ман указывает на положительный аспект последовательного учения, поскольку такого рода учащиеся редко упускают важные моменты, охватывая весь материал; они очень методичны и часто превосходно планируют свою деятельность [10].
Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин. Эмпирическое значение И-критерия составило 541,5.
4. Глобальность-детальность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у
женщин выражена глобальность: мужчины -64 %, женщины - 58 %. Глобальность характеризуется распределением внимания на картину в целом. Глобальные учащиеся не уделяют достаточного внимания деталям, а часто упускают их вообще [7, 9].
Эмпирическое значение И-критерия статистического метода Манна-Уитни составило 562,5, что свидетельствует об отсутствии статистических различий в выраженности данного когнитивного стиля в наших выборках.
5. Индуктивность-дедуктивность. В данном когнитивном стиле у мужчин выражена дедуктивность (52 %), проявляющаяся в предпочтении учащегося начинать изучение материала с понимания теории и правил и лишь потом переходить к примерам и практике. Дедуктивные учащиеся предпочитают узнавать правила от преподавателя или из учебника, а не формулировать их самостоятельно.
У женщин проявилась тенденция к индуктивности (45 %), характеризующейся склонностью к обобщению данных. Индуктивные учащиеся стремятся найти как можно больше примеров, и иногда им даже мешают объяснения преподавателя [7, 9].
Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни выявили различия в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин на уровне достоверности 95 %: эмпирическое значение И-критерия составило 499 при И0,ш < 442,
И0,05 < 503.
6. Синтетичность-аналитичность. В
данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин практически в равной мере выражена синтетичность: у мужчин - 57 %, у женщин - 55 %. Синтетичность характеризуется предпочтением объединять отдельные идеи, а также новую и известную информацию для построения нового целого [7, 9].
Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни не выявила различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (622) находится в зоне статистической незначимости.
7. Аналогичность-однозначность. В данном когнитивном стиле у мужчин аналогичность выражена на 38 %, у женщин - на 52 %. Аналогичность характеризуется склон-
ностью изучать иностранный язык через установление связей между явлениями и понятиями. У «аналогичных» студентов четко выражены предпочтения к работе с иностранным языком в контексте [7, 9].
Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни не выявили различий в выраженности аналогичности у мужчин и у женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (554) находится в зоне незначимости.
8. Конкретность-абстрактность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин доминирует конкретность: мужчины -88 %, женщины - 81 %.
Конкретность характеризуется осознанным контролем процесса обучения со стороны студента, его потребностью соотнести теоретический материал с непосредственным опытом [7, 9].
Несмотря на то, что показатели выраженности конкретности у мужчин и женщин очень похожи, обработка результатов по статистическому методу Манна-Уитни выявила различия между двумя выборками на уровне достоверности 95 %: Иэмп = 503, при критических значениях: И0,ш < 442, И0,05 < 503.
9. Сглаживание-заострение. Показатели выраженности полюса заострения близки и у мужчин - 52 %, и у женщин - 48 %. Заострение проявляется в склонности выделять и запоминать даже незначительные отличия [7, 9].
Результаты обработки данных по статистическому методу Манна-Уитни не выявили различий в выраженности данного когнитивного стиля у мужчин и у женщин. Полученное эмпирическое значение И-критерия (603) находится в зоне незначимости.
10. Импульсивность-рефлективность. В данном когнитивном стиле и у мужчин, и у женщин выражена рефлективность, но у мужчин показатель выраженности составил
40.5 %, а у женщин - 58 %. Рефлективность характеризуется замедленной скоростью реагирования на когнитивный стимул [7, 9].
Обработка результатов по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни выявила различия между двумя выборками на уровне достоверности 95 %. Эмпирическое значение И-критерия составляет
474.5 при критических значениях: И0,01 < 442, И0,05 < 503.
Полученные значения эмпирического значение И-критерия в результате обработки данных по непараметрическому статистическому методу Манна-Уитни выявили различия между мужской и женской выборками в 7 из 10 когнитивных стилях. Статистически достоверными, на уровне достоверности 95 %, являются расхождения между распределениями в следующих когнитивных стилях: индуктивность-дедуктивность, где у мужчин и женщин выражены разные полюса когнитивного стиля; конкретность-абстрактность, где наблюдается максимальная выраженность полюса конкретности и у мужчин, и у женщин (на наш взгляд, это объясняется наличием крайних полюсных значений у мужчин и тенденцией к предпочтению средних значений, близких к нейтральному, у женщин); импульсивность-рефлективность, где и у мужчин, и у женщин выражена рефлективность, но разница в степени выраженности составляет 17,5 % - максимальная разница выраженности одного и того же стиля.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гендерный аспект не оказывает существенного влияния на выраженность когнитивных стилей конструкта Эр-ман-Ливер в изучении иностранных языков. В то же время необходимо учитывать выявленные различия при планировании и проведении занятий по иностранному языку, особенно в группах арабских студентов, где отношение к женщинам со стороны мужчин обусловлено национальными и культурными особенностями. Нами планируется проведение дальнейших исследований по изучению выраженности когнитивных стилей у ино-
странных студентов при изучении иностранных языков.
1. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб., 2004.
2. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. Москва; Тамбов, 2000.
3. Learning styles In the ESL/EFL classroom / еd. by J.M. Reid. Boston, 1995.
4. Riding R. Cognitive Styles Analysis. Birmingham, 1991.
5. Cohen A.D., Oxford R.L., Chi J.C. Learning style survey, 2001. URL: www.carla.umn.edu/ maxsa/documents/LearningStyleSurvey_MAXSA _IG.pdf (дата обращения: 02.04.2011).
6. Dornyei Z., The Psychology of the Language Learner: Individual Differences in Second Language Acquisition. Mahwah, NJ, 2008.
7. Ehrman M.E., Leaver B.L. Cognitive styles in the service of language learning. Sistem (31). 2003. Р. 393-415.
8. Ehrman M.E. Bringing learning strategies to the learner: the FSI language learning consultation service // Language in Our Time: Bilingual Education and Official English, Ebonics and Standard English, Immigration and the Unz Initiative / еds. by J.E. Alatis, A. Tan. Washington DC, 2001. Р. 41-58.
9. Leaver B.L., Ehrman M., Shekhtman B. Achieving Success in Second Language Acquisition. Cambridge, 2005.
10. Ehrman M.E. Understanding Second Language Learning Difficulties. Thousand Oaks, CA, 1996.
Поступила в редакцию 11.04.2011 г.
UDC 159.9:37.015.3
THE INFLUENCE OF GENDER ASPECT ON COGNITIVE STYLES, USED BY INTERNATIONAL STUDENTS STUDYING RUSSIAN
Irina Lvovna ZHIRNOVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Post-graduate Student of Professional Pedagogy and Psychology Department, Head of International Affairs Department, e-mail: keep-in-touch@yandex.ru
The study makes an attempt to identify the role of gender in the use of cognitive styles in a second language acquisition. The results have been processed with the help of a non-parametric statistic Mann-Whitney U-test. Some differences between male and female samples have been found in seven of ten cognitive styles.
Key words: cognitive styles; the Ehrman&Leaver construct; learning style; gender analysis; language acquisition.