В результате моделирования выявлено, что величина показателя энергетической эффективности Пе при увеличении максимальной мощности Nм АМГ в городской тестовой операции уменьшается (рис.2). При этом улучшаются тягово-динамические характеристики автомобиля, увеличивается средняя скорость в тестовых операциях; однако возрастает энергозатратность неравномерного движения АМГ в городской транспортной операции. Причем, увеличение Nм приводит к более интенсивному росту значений показателей энергозатратности движения, чем увеличение средней скорости АМГ, что обусловливает вид зависимости Пе=ХЫш). Выводы:
1. При использовании существующей методологии сбыта и покупки АМГ, не позволяется реализовать основной принцип маркетинга, ориентированный на покупателя.
2. Выявлено, что для реализации метода мотивацион-ного анализа концептуальных преференций перевозчика-покупателя АМГ по принципам жизненного цикла и энергосберегающих транспортных технологий нужно комплексно учитывать свойства АМГ, как: сложной машины, ресурсно-технического средства и научно-технического товара. При реализации такого подхода, обеспечивается маркетинговый подход на рынке АМГ, ориентированный на долгосрочные преференции покупателя.
3. Установлено, что целевую функцию для анализа долгосрочных преференций перевозчика-покупателя АМГ следует формировать на основе целевой функции анализа показателя транспортной энергоэффективности АМГ, как критерия концептуального его потребительского качества.
4. Предложена схема реализации концептуальных предпочтений перевозчика покупателя новых АМГ в проектах жизненного цикла транспортных услуг на основе понятийно-критериального аппарата анализа транспортной энергоэффективности АМГ.
Список литературы
1. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Высшая школа, 1986, 447 с.
2. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машинострое-ние.-1989.-240с.
3. Павленко А. Ф., Войчак А. В. П 12 Маркетинг: Учебник. - М .: Финансы, 2003. - 246 с.
4. Хабутдинов Р.А., Коцюк О.Я. Энергоресурсная эффективность автомобиля. К.: УТУ.-1997. -197 С.
5. Хабутдинов Р.А., Хмелев И.В. Методы мониторинга энергетической эффективности автопоездов // Вестник Национального транспортного университета. - К.: НТУ, 2006.-Выпуск 11.-С.6-10
ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ДОННОЙ ЧАСТИ НА ЗАГРЯЗНЕННОСТЬ И ХАРАКТЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ ПО ВЫСОТЕ
КУЗНЕЧНОГО СЛИТКА
Гаманюк Сергей Борисович,
к.т.н., доцент кафедры «Технология материалов», ВолгГТУ, г.Волгоград
Руцкий Дмитрий Владимирович, к.т.н., доцент кафедры «Технология материалов», ВолгГТУ, г.Волгоград
Палаткина Любовь Владимировна, к.т.н., доцент кафедры «Технология материалов», ВолгГТУ, г.Волгоград
Пузиков Артемий Ярославич Аспирант кафедры «Технология материалов», ВолгГТУ, г.Волгоград
Исследование выполнено в рамках конкурса СП-4573.2015.1.
В работе приводятся результаты исследования загрязненности неметаллическими включениями слитка обычной геометрии массой 24,2 тонны и слитка с вогнутой донной частью массой 22,5 тонны стали 38ХН3МФА. Выявлено уменьшение среднего размера оксидных, сульфидных и оксисульфидных включений в 6, 2,5 и 1,3 раза, соответственно, по сечению и высоте опытного слитка за счёт интенсивного продвижения фронта кристаллизации в вертикальном направлении.
Проблемам совершенствования технологии производства крупных кузнечных слитков и улучшению их качества всегда придается большое значение в связи с тем, что, как правило, они предназначены для ответственных заготовок энергетической, судостроительной, атомной, химической и других отраслей.
При этом требования к качеству и однородности получаемого металла постоянно возрастают. Ротора турбогенераторов большой мощности, сосуды высокого давления, судовые валы, корпуса атомных и химических реакторов - все эти ответственные изделия получают ковкой из слитков массой 20-400 тонн.
Получение качественных крупных слитков представляет собой весьма сложную научную и техническую задачу в связи с интенсивным развитием структурной и химической неоднородности, образованием и развитием неконтролируемых дефектов металла, одновременностью физических, физико-химических и кристаллизационных процессов во время разливки, затвердевания и ковки слитков.
Определяющими особенности формирования структуры и строения слитка, являются его геометрические параметры. Их наилучшее соотношение обеспечивает получение благоприятной макроструктуры, подавление развития ликвационных явлений, уменьшение дефектов осевой зоны.
Объектом исследования являлись слитки с обычной и измененной конфигурацией донной части («выпуклым» поддоном) массой 24,2 и 22,5 т стали 38ХН3МФА, отлитых в вакууме.
Идентификацию неметаллических включений проводили металлографическим методом [1]. Загрязнённость и размер неметаллических включений в стали, определяли с помощью метода Л по ГОСТ 1178-70.
Оценку загрязнённости стали включениями производили на микроскопе NEOFOT 7 на нетравленых шлифах. Загрязнённость шлифов оценивали отдельно по оксидным, сульфидным и оксисульфидным включениям.
Анализ литературных данных [2-4] показал, что существенное влияние на свойства стали, в том числе и технологические, оказывает помимо других параметров, размер неметаллических включений.
В работах авторов [5-7] приводится сравнительный анализ размеров всех видов неметаллических включений. Для слитка с измененной геометрией донной части характерны включения, максимальный размер которых достигает 4 мкм, тогда как в слитке традиционной геометрии преобладают включения и других размеров. Для нижней части слитков характерны включения, размер которых до 2 мкм, однако встречаются включения и больших размеров, но преимущественно в слитке обычной геометрии, размер которых достигает 12 мкм. Максимальный размер оксисульфидных включений в слитке с вогнутой донной
частью не превышает 4 мкм, тогда как в традиционном слитке встречаются включения до 12 мкм.
Исследование количественного распределения неметаллических включений по сечению и высоте слитков (см. рисунок 1) показало, что на нижнем горизонте (высота 700 мм) в слитке традиционной геометрии количество оксидных, сульфидных и оксисульфидных включений в среднем в 1,5 раза больше, чем в слитке с измененной геометрией донной части. С приближением к верхним горизонтам слитка (высота 1800 и 2200 мм) количество сульфидных и оксисульфидных включений увеличивается в 2,4-4 раза по отношению к слитку с «выпуклым» поддоном. Однако количество оксидных включений в слитке с вогнутой донной частью в 1,5 раза больше, чем в традиционном слитке.
С приближением к верхним горизонтам слитка (см. рисунок 1) наблюдается снижение количества тугоплавких включений (оксидов). Такой характер распределения оксидов связан с условиями затвердевания донной части слитка, т.е. образования зоны «конуса осаждения» [8].
з «
2200
1800
700
Я Я
0 10 20 30 40 50 60 70 80 □ слиток с вогнутой донной частью ■ слиток традиционной геометрии Количество оксидов, шт.
700
0 10 20 30 40 50 60 70 80 □ слиток с вогнутой донной частью ■ слиток традиционной геометрии Количество сульфидов, шт.
3 Ш
2200
1800
700
50
60
70
80
0 10 20 30 40 □ слиток с вогнутой донной частью ■ слиток традиционной геометрии Количество оксисульфидов, шт. Рисунок 1. Количественное распределение неметаллических включений по высоте слитка
Исследование изменения среднего размера неметаллических включений по сечению и высоте слитков показало, что в зоне осевой рыхлости слитка с вогнутой донной частью размер оксидных, сульфидных и оксису-льфидных включений в 6, 2,5 и 1,3 раза меньше, соответственно, чем в слитке традиционной геометрии.
Индекс загрязненности оксисульфидными включениями в слитке традиционной геометрии к центру увеличивается. В обоих слитках наблюдается большая загрязненность сульфидными и оксисульфидными включениями, чем оксидными.
На уровень механических свойств большое влияние также оказывает, загрязненность, и размер неметаллических включений так количество сульфидных и окси-сульфидных включений в слитке традиционной геометрии в 2,4-4 раза больше, чем в слитке с вогнутой донной частью. Размер оксидных, сульфидных и оксисуль-фидных включений в 6,0; 2,5 и 1,3 раза меньше, соответственно, чем в слитке обычной геометрии (см. рисунок 2).
Предлагаемый опытный слиток с вогнутой донной частью по своим структурным и качественным характеристикам превосходит традиционный кюмпельный слиток.
2200
Его получение не требует изменения технологии и вложения затрат, способствует повышению выхода годного, что делает его производство экономически целесообразным.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: применение «выпуклого» поддона обеспечивает ускорение кристаллизационных процессов в нижней части слитка, что приводит к снижению количества и размера оксидных, сульфидных и окси-сульфидных включений в среднем в 2 раза на всех горизонтах слитка.
Список литературы
1. Червяков, А.Н. Металлографическое определение включений в стали / А.Н. Червяков, С.А. Киселев. -М.: Металлургиздат, 1962. - 201 с.
2. Шпис, Х.И. Поведение неметаллических включений в стали при кристаллизации и деформации / Х.И. Шпис. - М.: Металлургия, 1971. - 125 с.
3. Ефимов, В.А. Влияние внешних воздействий на структурообразование и неметаллические включения при кристаллизации стали / В.А. Ефимов, А.С. Эльдарханов, Е.Д. Таранов // Сталь. - 1999. - № 7 -С. 27-30.
4. Steneholm, K. Change of inclusion characteristics during vacuum degassing of tool steel / K. Steneholm,
M. Andersson, P. Jonson // Process metallurgy / Steel Research Institute. - 2006. - № 6. - P. 392-399.
5. Исследование влияния неметаллических включений на свойства крупного слитка, предназначенного для получения изделий энергетического машиностроения / М.Ю. Чубуков, С.Б. Гаманюк, Д.В. Руцкий, Н.А. Зюбан // Энергетики и металлурги настоящему и будущему России: матер. 11-й все-рос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и специалистов (20-22 мая) / ГОУ ВПО "МГТУ им. Г.И. Носова". - Магнитогорск, 2010. - C. 22-24.
6. Исследование распределения неметаллических включений в слитках различной геометрии / Д.В. Руцкий, С.Б. Гаманюк, Н.А. Зюбан, В.В. Шмаль, А.Я. Пузиков // Труды Нижегородского гос. техн. ун-та им. Р.Е. Алексеева. - 2012. - № 1. - C. 216-222.
7. Гаманюк С.Б. Исследование крупного кузнечного стального слитка изменённой геометрии с целью повышения качества металла поковок. Дисс. к.т.н. Волгоград 2012. 164 с.
8. Посламовская, Ю.А. Особенности формирования нижней части крупных кузнечных слитков Cr-Ni-Mo сталей / Ю.А. Посламовская, С.И. Жульев // Металлург. - 2008. - № 4. - C. 67-70.
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ
СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Глазунова Лилия Юрьевна
Студентка 5 курса кафедры информационной безопасности ДВФУ, г.Владивосток
Белёв Александр Викторович
Доцент кафедры информационной безопасности ДВФУ, г.Владивосток
Российская Федерация обладает огромным потенциалом энергосбережения, который способен стать одним из инструментов повышения экономического роста в период экономического кризиса.
Дефицит топливно-энергетических ресурсов может оказать прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности. Недостаток энергии существенно снизит темп экономического развития страны, что является главным стратегическим риском и угрозой национальной безопасности [1]. Это является огромной проблемой, решить которую возможно только в масштабе целой страны и при определении чётких слаженных действий.
Федеральный закон N 261 -ФЗ от 23.11.2009 (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит перед пользователями задачу - выполнять правовые, экономические и организационные меры стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [2].
В данном законе предлагается на основе процедуры энергетического обследования, основными целями которого являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки, повышать показатели энергоэффективности и энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и занимающихся транспортировкой природных ресурсов и электричества. Также в обязательном порядке энергетическое обследование должны проходить органы местного самоуправления и органы власти [2].
Одним из этапов энергетического обследования является комплексное исследование объекта. В ходе исследования определяются места, где энергия используется неэффективно, и ставятся задачи, выполнение которых позволит повысить показатели энергоэффективности бизнес-процессов. Таким образом, энергетическое обследование позволяет улучшить экономические показатели по различным направлениям, в том числе и в области информационной безопасности.
При нынешних ценах на энергетические ресурсы любой комплекс мер, направленный на их сбережение, просто необходим даже небольшой организации. Если каждая организация будет придерживаться политики энергосбережения и энергоэффективности, то в рамках целой страны эта экономия будет действительно ощутимой, кроме того, применение энергосберегающих технологий, мер и средств, в том числе и в области защиты информации, окажет позитивное влияние и на экологию.