Научная статья на тему 'Влияние формирования у педагогов информационной компетентности на повышение профессиональной активности'

Влияние формирования у педагогов информационной компетентности на повышение профессиональной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Ольга Валентиновна, Непрокина Ирина Васильевна

Применение информационных технологий способствует тому, что педагог включается в новые виды педагогической деятельности, использует виртуальное общение с родителями воспитанников (законными представителями), транслирование педагогического опыта в образовательном сообществе, при этом активно используются новые технические средства. Портфолио педагога это современный и эффективный способ оценивания, он помогает решить задачи поддержания высокого уровня мотивации, поощрения активности и самостоятельности, а также расширить возможности самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Ольга Валентиновна, Непрокина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние формирования у педагогов информационной компетентности на повышение профессиональной активности»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ПОВЫШЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 1 2 Майорова О.В. , Непрокина И.В.

1Майорова Ольга Валентиновна - магистрант;

2Непрокиш Ирина Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Аннотация: применение информационных технологий способствует тому, что педагог включается в новые виды педагогической деятельности, использует виртуальное общение с родителями воспитанников (законными представителями), транслирование педагогического опыта в образовательном сообществе, при этом активно используются новые технические средства. Портфолио педагога - это современный и эффективный способ оценивания, он помогает решить задачи поддержания высокого уровня мотивации, поощрения активности и самостоятельности, а также расширить возможности самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная активность, педагогическая деятельность, портфолио.

На современном этапе установления рыночных механизмов экономического развития, интеграции российского образования в мировое политическое и социокультурное пространство возникла необходимость его реформирования. Сложности, которые при этом возникают, решаются не только на уровне образования, но и являются частью государственной политики России. Актуальным является исследование управления образованием на современном этапе.

После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились требования к профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Воспитатель должен не только знать специфику дошкольного возраста, владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга развития детей, участвовать в создании психологически комфортной образовательной среды, но и иметь мотивацию для самосовершенствования и саморазвития в профессиональной сфере.

Использование средств информационных технологий для повышения профессиональной активности педагогов дошкольной образовательной организации на данный момент исследовано недостаточно.

Мусина В.П. рассматривает активность как одно из условий существования, саморазвития индивидуальности, которая проходит циклично от цели деятельности до результата. Для измерения активности она использовала тесты, но разработанный инструментарий мог использоваться для измерения профессиональной активности у молодежи [4].

Влияние типа личности учителя на его профессиональную активность отмечал Клименко А.И. Он соотносил профессиональную деятельность педагога с

27

определенным стилем. Стиль этот, по его мнению, определяется природными, врожденными особенностями индивида и сложившимися качествами личности в течении жизни. Клименко А.И. говорил о том, что эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил [1].

Метод «Диагностики профессиональной активности педагога» использовала Култашева Н.В., основе которого лежала рейтинговая оценка педагога и положен принцип образовательной статистики. Такая оценка является эталоном определения качества профессиональной деятельности для педагога [2].

Такой подход стимулирует педагога к анализу и решению своих профессиональных затруднений, помогает определить основные направления для самообразования.

Экономические и социальные особенности образовательного сообщества определяют необходимость формирования новых ключевых компетенций общества знаний, среди которых именно информационная компетентность позволяет формировать не только профессиональную, но и социальную компетентность [3].

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих России трактует информационную компетентность педагогических работников как «качество действий работника, обеспечивающее эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно -методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедиа технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях».

Применение информационных технологий способствует тому, что педагог включается в новые виды педагогической деятельности, когда использует виртуальное общение с родителями воспитанников (законными представителями), транслирование педагогического опыта в образовательном сообществе, при этом активно использует новые технические средства.

Современный инструментарий, новейшие технологии позволяют педагогу по-новому организовывать взаимодействие с ребенком, планировать образовательную деятельность, использовать новые варианты взаимодействия с субъектами этой деятельности, что, по мнению Непрокиной И.В., помогает повысить профессиональную мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования [5].

В настоящее время аттестационная комиссия, сформированная для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Самарской области, осуществляет оценивание педагогической деятельности на основе протоколов экспертных групп и списка утвержденных критериев результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников. Результативность педагогической деятельности оценивается в соответствии с документами и материалами, которые собраны в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений).

Множественные точки зрения на подходы в определении понятия «портфолио» говорят о больших возможностях этого метода. Он позволяет оценить разнообразные достижения педагога, зафиксировать результаты своей деятельности: социальной,

28

образовательной, творческой, коммуникативной. Портфолио не только современный и эффективный способ оценивания, но он также может помочь решить задачи поддержания высокого уровня мотивации, поощрения активности и самостоятельности, а также, расширить возможности самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Взяв за основу утвержденные критерии Регламента результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников, можно проанализировать уровень профессиональной активности педагогов дошкольной образовательной организации при использовании средств информационных технологий.

Наиболее информативными для анализа являются показатели:

1. Результаты повышения квалификации.

2. Результаты использования новых образовательных технологий (наличие личных страниц на официальном сайте образовательной организации и применение новых образовательных технологий с использованием ИКТ).

3. Результаты участия воспитанников в мероприятиях различного уровня, в том числе интернет-конкурсах.

Для оценки уровня профессиональной активности в практике современной дошкольной образовательной организации мы проанализировали педагогическую деятельность воспитателей в МБУ детском саду № 167 «Долинка» г.о. Тольятти в 2016-2017 учебном году.

При анализе повышения квалификации было выявлено, что 75% курсов, которые педагоги прошли во время учебного года, имели итоговую работу на электронном носителе, в виде текстового или графического файла.

Использование новых образовательных технологий было проведено по следующим направлениям информационной компетентности педагогов:

- умение осуществлять поиск информации;

- умение работать с готовыми программно-методическими комплексами;

- готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности.

Для определения фактического уровня информационной компетентности педагогов МБУ детского сада № 167 «Долинка» мы обратились к Руководству по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по ИКТ учителей. Руководство представляет собой шаблон анкеты, на основе которого можно разработать локальный вариант анкеты для фактического уровня информационной компетентности педагогов учреждения. Мы адаптировали вопросы, в соответствии с Руководством, к педагогам МБУ «Долинка».

При анализе анкет педагогов было выявлено, что 56% педагогов используют поисковые системы для сбора информации, 50% успешно используют в своей работе программно-методические комплексы, 17% планируют свою он-лайн активность и 50% используют дистанционное общение с родителями и коллегами.

Анализ участия воспитанников педагогов в интернет-конкурсах выявил, что 10% педагогов не привлекают воспитанников к интернет-конкурсам, 80% воспитателей представляют воспитанников в мероприятиях различного уровня эпизодически - 1 раз в квартал. Только 10% педагогов регулярно участвуют с воспитанниками в конкурсах.

Исходя из анализа профессиональной активности, можно отметить, что необходимо активизировать педагогов по использованию новых образовательных технологий. Для этого следует, опираясь на результаты констатирующего эксперимента, выделить самых активных педагогов, которые составят основу творческой группы, которая будет заниматься освоением новых образовательных технологий. С творческой группой планируется провести ряд мероприятий, способствующих введению новых образовательных технологий в их профессиональную деятельность. Наиболее эффективно эта работа будет проведена в форме семинаров, где каждый из участников группы сможет представить свой опыт по новым образовательным технологиям и познакомиться с опытом коллег.

29

Планируется разработать план участия воспитанников в мероприятиях различного уровня, в том числе интернет-конкурсах, опираясь на Приказ Минобрнауки России № 1002 от 5 октября 2017 г. «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов на 2017/18 учебный год». Необходимо из общего перечня конкурсов и олимпиад выделить мероприятия, разработанные специально для воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Такие мероприятия следует распланировать в течение учебного года, опираясь на сроки проведения и тематику олимпиад. Познакомить с ними педагогов, выслушать их инициативные предложения по реализации плана. Особое внимание педагогов следует обратить на творческие конкурсы, проводимые совместно с родителями воспитанников, как с активными участниками образовательного процесса.

Для активизации педагогов по транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности следует провести ряд мероприятий по созданию дополнительных личных страниц на официальном сайте образовательной организации.

Личные страницы должны представлять собой общедоступные электронные портфолио, характеризующие персональные достижения педагога. Личные страницы педагогов должны будут содержать краткую информацию о воспитателе или узком специалисте, особенностях и основных направлениях их профессиональной деятельности.

Для воспитателя важно на странице иметь ссылки на собственные печатные материалы, в том числе на сайты других педагогических сообществ. Провести круглый стол на тему: «Блог как образовательная среда», где необходимо рассмотреть возможности ведения блога педагога как для транслирования своего педагогического опты, так и для самосовершенствования в профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий при создании личных страниц педагогов будет наличие сервисов обратной связи, таких как, возможность посетителю сайта оставить комментарий на тот или иной материал, написать отзыв о проведенной работе, а также, возможно, получить ценные рекомендации от коллег, имеющих опыт подобной деятельности.

Таким образом, развитие информационной компетентности будет способствовать активизации педагогов в профессиональной деятельности. Активное использование средств информационных технологий позволит решить многие профессиональные педагогические задачи, оценить свои достижения и качественно анализировать результаты деятельности.

Список литературы

1. Клименко А.И. Структура профессиональной активности учителя и тип личности // Психология и социология: Сборник материалов научно-практических конференций, 2015. С. 120-123.

2. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 248 с.

3. Култашева Н.В. Профессиональная активность педагога // Сибирский педагогический журнал, 2010. № 2. С. 252-256.

4. Мусина В.П. Диагностикам профессиональной активности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. № 2. С. 111-115.

5. Непрокина И.В. Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования // Молодой ученый, 2015. № 23. С. 993-995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.