ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕНИЯ НА ОБЩИЙ УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
® 2008 Магомедханова У.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена исследованию взаимосвязи мыслительной операции обобщения и общего уровня умственного развития старших дошкольников. Проблема развития детских обобщений рассматривается в рамках диалектического подхода. Экспериментально проверено и доказано, что формирование операции обобщения обусловливает значительное повышение общего уровня умственного развития. Выделены гендерные различия в первичной ориентировке детей на обобщающий признак.
The article is devoted to the investigation of intercommunication of mental operations of generalization and general level of mental development of children under school age. The problem of development of children generalization is considered in the dialectical context. It is tested and proved experementaly that forming of operation generalization stipulates considerable raising of the general level of mental development. It is marked out gender differences in primary orientation of children to generalizing sign.
Ключевые слова: общий уровень умственного развития, старшие дошкольники, операция обобщения, операция сравнения, критерий Пирсона.
Keywords: general level of mental development, senior children under school age, operation of generalization, operation of comparison, Pirson's criterion.
Умственное развитие определяется как умение оперировать знаниями в процессе мышления и использовать сформировавшиеся умственные действия на любом материале.
Главным условием умственного воспитания и развития детей является такая организация их познавательной деятельности, которая обеспечивает взаимосвязь мыслительных и практических действий, необходимых для овладения обобщением как одним из важных компонентов готовности к обучению в школе. Основа умственного развития детей - формирование у них на базе элементарной системы знаний обобщенного представления о том, что явления окружающей действительности подчиняются определенным закономерностям [8, 9].
Базисным показателем формирующихся качеств ума, определяющих обучаемость ребенка и продуктивность его интеллектуальной деятельности в целом, является самостоя-
тельность мышления. Природа и сущность самостоятельности мышления раскрываются через понятие «продуктивное мышление» [5]. Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивно.
Элементарные познавательные способности, складывающиеся в дошкольном детстве, имеют непреходящее значение и составляют фундамент их дальнейшего развития. При этом большую роль играет процесс формирования мыслительной операции обобщения. В результате этого процесса отмечается умение ребенка отвлечься от некоторых частных и варьирующихся признаков предмета.
Одно из направлений активизации обобщений детей дошкольного возраста связано с применением диалектических умственных действий, использование которых обусловлено отражением отношений противоположности. Поэтому проблема разви-
тия детских обобщений должна быть рассмотрена в рамках диалектического подхода [2, 3, 6, 10]. Главным средством познания выступает детское экспериментирование, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации [7]. По Е.С. Ермаковой, к развитию диалектического мышления детей приводит формирование механизмов гибкости мыслительной деятельности [3]. В качестве механизма, обеспечивающего развитие познавательной деятельности, выступают диалектические наглядные схемы [4]. При установлении связей между признаками объекта возникают мыслительные образы, модельное представление, схематический образ. Установление взаимоисключающих отношений в обобщении является основополагающим фактором развития диалектического мышления.
В структурно-диалектическом подходе эмпирическое обобщение при классификации рассматривается как процесс, обеспечиваемый системой диалектических умственных действий, направленных на преобразование проблемно-противоречивой ситуации [1, 2, 3, 6, 10].
Нами было проведено экспериментальное исследование влияния формирования мыслительной операции обобщения на общий уровень умственного развития старших дошкольников.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что формирование операции обобщения в процессе обучения сравнению, выделению существенного признака, переносу сформированного способа обобщения в новые условия обусловливает повышение общего уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Выборку испытуемых составили 240 детей старшего дошкольного возраста.
Для эмпирического исследования использовался блок методик, включающий следующие: для определения уровня умственного развития
старших дошкольников (Э.Ф. Замби-цявичене); «Обобщение геометрических фигур» (М.М. Кешов); «Формирование обобщений» (авторская).
Экспериментальная часть работы проходила в три этапа. На первом осуществлялась диагностика общего уровня умственного развития и мыслительной операции обобщения старших дошкольников. На втором проводилось обобщение с помощью специальной программы, включающей в себя психокоррекционные интеллектуальные техники и обучение детей выделению сходных и отличительных признаков образа объекта, отбору существенного признака через его противопоставление остальным, переносу сформированного способа обобщения в новые условия и его стойкому удержанию. Третий этап был посвящен выявлению уровня умственного развития и обобщения после обучения в целях сравнительного анализа данных.
На констатирующем этапе исследования во всех группах преобладает второй уровень умственного развития (66-67%). На втором месте -первый уровень (29-30%). Третий уровень обнаружен только у 3-5% испытуемых, а четвертый на данном этапе в исследуемых группах не обнаружен. По уровню умственного развития экспериментальная и контрольная группы существенно не отличаются.
После формирующего эксперимента были сделаны контрольные замеры уровня умственного развития, чтобы определить влияние обучения обобщению на умственное развитие. Во всех группах, где проводилось специальное обучение формированию обобщений, обнаружен высокий уровень умственного развития (3 уровень - 49%, 4 уровень - 43%), а в контрольной группе - низкий (1 уровень -27%, 2 уровень - 70%). Значимость различий по уровню умственного развития в экспериментальной и контрольной группах определена с применением критерия ^ Фишера. Полученное значение (ф*=26,85) намного превосходит критические значения
фкр, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости. По уровню умственного развития экспериментальная группа значительно превосходит контрольную.
Результаты констатирующего эксперимента отразили половые различия в первичной ориентировке на обобщающий признак. В выборке мальчиков преобладают обобщения по форме (30%), а также по форме и величине (29,5%), а в выборке девочек - обобщения по цвету (33,8%) и по форме и цвету (28,3%).
Для определения статистической значимости выявленных тенденций мы рассчитали критерий Пирсона сопоставив эмпирические распределения по уровню развития мыслительной операции обобщения у детей из различных детских садов. Для к=2 и 5% уровня значимости критическое значение %=5,99. Фактически полученные значения: х2=3,91; х2=0,8; х2=3,67; х2=3,46.
После обучения был проведен контрольный эксперимент, результаты которого показали, что количество обобщений по существенным признакам увеличивается, а по несущественным уменьшается. По форме обобщили 40% мальчиков и 33,3% девочек, а по форме и величине -46,6% мальчиков и 33,3% девочек. Фактически полученное значение (х2=16,7) заметно превышает критическое значение х2ф=9,21 на 1% уровне значимости. Можно утверждать, что уровень развития мыслительной операции обобщения различается в экспериментальной и контрольной группах.
На основе сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов замечено значительное улучшение мыслительной операции обобщения и повышение уровня умственного развития детей после специального обучения: у тех детей, которые применяют различные ориентировочные действия с предметами, обобщение носит содержательный характер. Важным моментом является умение
ребенка ориентироваться на основной признак.
Повышение общего уровня умственного развития и уровня обобщения возможно на основе умения переносить сформированные способы действия в новые условия. В нашем исследовании на основе приема переноса значительно увеличилось количество содержательных обобщений.
Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Экспериментальные данные констатирующего этапа исследования обнаруживают преобладание низкого уровня умственного развития у старших дошкольников, которое проявляется в недостаточном запасе знаний, в слабой дифференциации существенных и несущественных признаков.
2. Интеллектуальные техники, направленные на активизацию детских обобщений, значительно повышают общий уровень умственного развития. Контрольные замеры обнаруживают высокий уровень умственного развития, который заключается в способности устанавливать логические связи и отношения между предметами и явлениями. Возрастной переход к более высоким уровням умственного развития может быть ускорен с помощью психокоррекционной программы, обеспечивающей формирование необходимых компонентов умственной деятельности.
3. Установлена взаимосвязь между уровнем сформированности операции обобщения и общим уровнем умственного развития старших дошкольников. Полученные коэффициенты корреляции: 0,478; 0,552; 0,650; 0,657 - подтверждают достаточно высокую линейную зависимость между сравниваемыми характеристиками. Построение операции обобщения на основе выполнения ориентировочных действий с объектами, выделения их сходных и отличительных признаков, определения существенного признака с опорой на слово-знак обусловливает повышение общего
уровня умственного развития детей дошкольного возраста.
4. В исследовании подтвердилась мысль о значительном влиянии операции сравнения на операцию обобщения. Выполнение в процессе группировки ориентировочных действий с объектами, умение детей определить сходные и отличительные характеристики образа объекта, а также выделить из них существенные признаки являются важным условием ориентировки в задаваемом контексте и перехода к содержательным обобщениям.
5. Формирование мыслительной операции обобщения (х2=16,7) повышает общий уровень умственного развития (ф=26,85) дошкольников.
Примечания
Психокоррекционная программа включает в себя интеллектуальные техники: обучение детей выделению сходных и отличительных признаков образа объекта, отбор существенного признака через его противопоставление остальным, перенос сформированного способа обобщения в новые условия и его стойкое удержание. Уровень развития мыслительной операции обобщения существенно различается в экспериментальной и контрольной группах (Х2=16,7).
Таким образом, в подготовке детей к обучению в школе важным условием является формирование обобщенных способов мыслительной деятельности.
1. Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование, 2001. № 2. - С. 32-40. 2. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Дисс. ... докт. психол. наук. - М.: МПГУ, 1 991. - 320 с. 3. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999. №4. - С. 28-34. 4. Зинурова P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1995. - 16 с. 5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М„ 1981. 6. Литовченко Л.Н. Трансформация образа предмета при построении обобщения в дошкольном детстве. Дис. ... канд. психол. наук. - М„ 2000. -190 с. 7. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. №4. 1996. - С. 14-24. 8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. H.H. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М„ 1985. - 200 с. 9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. H.H., Поддьякова, Ф.Ф. Сохина. - М.: Просвещение, 1988. 10. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. №3. 1999. - С. 57-65.
УДК 159.922.7/8
ДИАГНОСТИКА ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
© 2008 маллаев Д.М., Магомедов М.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье предлагается разработанный автором детский вариант Мисси-сипской шкалы оценки травматических реакций для диагностики посттравматических стрессовых расстройств у детей. Автором проведена психомет-