Научная статья на тему 'Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни'

Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / MOTIVATION TO CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL WORK CAPACITY / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянов Д.А., Коваленко Т.Г., Шкляренко А.П.

Solution of the crucial national-wide problem of training of elite experts is a priority direction of modernization of professional education, stipulating for the use of health protection principles in the educational system. Student years are an important phase of development of future bachelors and masters of different traditional humanitarian university specialties, when their abilities are being discovered, intelligence is being developed and knowledge is being extended. In the last decades the trend to deterioration of health and physical activity has been marked among young students. Their health problems are the state priority, since young people are the main manpower reserve of modern Russia and their state today is the national health tomorrow. The purpose of the study was to examine the phenomenon of the positive influence of health and fitness university activity on formation of the students’ need for healthy way of life. The subjected model of health and fitness university activity for students or its single components can be applied effectively in the system of teaching of health protection among the young people of Russia. When necessary the components of the quoted system can be adapted when used not only in the system of higher school, but in other educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни»

УДК: 796.01:316

ВЛИЯНИЕ

физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни

Д.А. Ульянов

Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко Волгоградский государственный университет, Волгоград Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко Кубанский государственный университет (филиал), Славянск-на-Кубани

THE EFFECT OF HEALTH AND FITNESS ACTIVITY ON FORMATION IN STUDENTS OF NEED FOR HEALTHY WAY OF LIFE D.A. Ul'yanov

T.G. Kovalenko, professor, Dr.Hab. Volgograd state university, Volgograd

A.P. Shklyarenko, professor, Dr.Biol.

Branch of Kuban state university, Slavyansk-na-Kubani

Key words: physical activity, healthy way of life, motivation to classes of physical education, physical work capacity.

Solution of the crucial national-wide problem of training of elite experts is a priority direction of modernization of professional education, stipulating for the use of health protection principles in the educational system. Student years are an important phase of development of future bachelors and masters of different traditional humanitarian university specialties, when their abilities are being discovered, intelligence is being developed and knowledge is being extended. In the last decades the trend to deterioration of health and physical activity has been marked among young students. Their health problems are the state priority, since young people are the main manpower reserve of modern Russia and their state today is the national health tomorrow. The purpose of the study was to examine the phenomenon of the positive influence of health and fitness university activity on formation of the students' need for healthy way of life.

The subjected model of health and fitness university activity for students or its single components can be applied effectively in the system of teaching of health protection among the young people of Russia. When necessary the components of the quoted system can be adapted when used not only in the system of higher school, but in other educational institutions.

Ключевые слова: физическая активность, здоровый образ жизни, мотивация к занятиям физической культурой, работоспособность.

Приоритетным направлением модернизации профессионального образования является решение важной государственной задачи -подготовки высококвалифицированных специалистов, что требует использования в системе образования принципов здоровьесбереже-ния [1-3]. Годы обучения студентов -важный этап становления будущих бакалавров и магистров различных гуманитарных специальностей, подготавливаемых в классических университетах. В этот период раскрываются их способности, совершенствуется интеллект и расширяется круг познаний. В последние десятилетия отмечена тенденция к ухудшению здоровья и физической активности студенческой молодёжи. Студенчество всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодёжи - государственный приоритет в связи с рядом факторов. Во-первых, молодёжь - основной резерв трудовых ресурсов современной России, во-вторых, состояние здоровья молодёжи сегодня - это здоровье нации в будущем [4-5].

В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования потребности студентов в здоровом образе жизни и недостаточной изученностью феномена здорового образа жизни студенческой молодёжи в современных условиях. Хотя сама идея формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) не является новой и раскрывается в исследованиях Н. М. Амосова, А. П. Бутенко, Э. Н. Вайне-ра, М. Я. Виленского, Л. И. Лубышевой и др.

Цель исследования - изучение феномена, при котором физкультурно-оздоровительная деятельность вуза оказывает положительное влияние на формирование потребности студентов в ЗОЖ.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; теоретический анализ и обобщение учебной до-

кументации; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогические контрольные испытания; методы математической статистики.

Основной педагогический эксперимент проводился на базе ВолГУ и КубГУ (в филиале, г. Славянск-на-Кубани) в период 2010-2012 гг. В исследованиях приняли участие студенты 17-20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Собственные исследования, направленные на изучение состояния здоровья студентов, выявили, что в процессе обучения снижается потенциал их здоровья. Это проявляется в отклонениях от нормативных показателей физического развития, в угнетении функций сердечно-сосудистой системы, в снижении работоспособности и повышении утомляемости. На наш взгляд, это явление - результат противоречия между необходимостью интенсификации образовательного процесса с целью повышения качества профессиональной готовности специалиста и недооценкой оздоровительной и воспитательной роли физической культуры.

Для повышения качества учебного процесса изучили запросы и возможности студентов в сфере физической культуры и спорта и на основе полученной информации проводили корректировку учебных программ с целью достижения устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и ЗОЖ, содействия сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, формирования здоровьесберегающей компетенции будущих бакалавров и магистров.

Результаты исследований позволили перейти к формированию концептуальных положений, определяющих основные направления процесса здоровьес-бережения в процессе физического воспитания студентов. Анализ разработанной концепции позволил отметить ее следующие важные составляющие:

- необходимость реальной модернизации процесса физического воспитания студентов в контексте действенного усиления его здоровьесберегающего потенциала;

- реализация фундаментальных идей в ходе физического воспитания студентов предполагает формирование модели здоровьесберегающей технологии и структуры медико-биологического обеспечения данного процесса;

- применение системного и комплексного подходов к модернизации теории и технологии формирования физической культуры у студентов.

Знания о влиянии профессиональной деятельности на здоровье считали важнейшей функцией физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование у студентов представлений о средствах укрепления здоровья и культуры здоровья:

1. Формирование медико-биологических знаний студентов:

- о важности для здоровья человека двигательной активности, о правильном питании, о средствах и методах закаливания, о вредных привычках и их отрицательном влиянии на здоровье, о заболеваниях и методах их профилактики, о нетрадиционной медицине, о санитарно-гигиенических нормах и правилах, об экологических проблемах, о влиянии государственных институтов на духовное здоровье;

- развитие познавательной активности и самостоятельности студентов в области здоровья, физической культуры и мотивационной установки на ЗОЖ;

- формирование положительного отношения студентов к своему здоровью;

- знание студентами особенностей функционирования своего организма и здоровья.

2. Развитие умений и навыков ЗОЖ:

- эффективно выполнять утреннюю гимнастику (комплекс упражнений) и закаливание организма, рационально и правильно принимать пищу; регулярно заниматься физкультурой и спортом;

- воспитание качеств личности, влияющих на укрепление здоровья студентов (сила воли, выдержка, выносливость, трудолюбие и др.).

3. Практическая деятельность студентов по укреплению здоровья:

- соблюдение правильного режима дня и отдыха, участие в соревнованиях, занятия в спортивных секциях и спортивных клубах, соблюдение правил и принципов ЗОЖ, изучение специальной литературы по ведению ЗОЖ, участие в научно-практических конференциях и дискуссиях по ЗОЖ.

Результаты эксперимента свидетельствуют о справедливости гипотезы нашего исследования. В ходе формирующего эксперимента были получены значимые данные, свидетельствующие об активной динамике уровня развития образованности по вопросам ЗОЖ в экспериментальной группе студентов.

Выводы. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать, что предлагаемая модель физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в вузе или ее отдельные компоненты могут быть успешно использованы в системе воспитания здоровьесбережения российской молодежи. В необходимых случаях компоненты данной системы способны к адаптации при использовании в системе не только высшей школы, но и других образовательных учреждений.

Литература

1. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студентов: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М: МПЗПУ,1995.

- 96 с.

2. Лубышева ЛИ. Спорт, спортивный стиль жизни и здоровье молодежи: Олимпийский спорт и спорт для всех, проблемы здоровья, рекреации и реабилитации / Л.И. Лубышева. - Киев, 2000.

- 530 с.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

4. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здоро-

вого образа жизни студентов //Теория и практика физ. культуры / А.В. Чоговадзе, М.Ш. Рыжак. - 1993. - № 7. - С. 8-9.

References

1. Vilensky, M.Ya. The fundamentals of healthy way of life of students: study guide / M.Ya. Vilensky, A.G. Gorshkov. - Moscow: MPZPU, 1995. - 96 P. (In Russian)

2. Lubysheva, L.I. Sport, sports lifestyle and health of young people: Olympic sport and sport for all, problems of health, recreation and rehabilitation / L.I. Lubysheva. - Kiev, 2000. - 530 P. (In Russian)

3. Lubysheva, L.I. Sociology physical culture and sport: study guide / L.I. Lubysheva. - Moscow: Academia, 2001. - 240 P. (In Russian)

4. Chogovadze, A.V. Physical education and formation of healthy way of life among students / A.V. Chogovadze, M.Sh. Ryzhak. -1993. - № 7. - P. 8-9. (In Russian)

Информация для связи с автором:

tatyana.kovalenko@volsu.ru

Поступила в редакцию 04.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.