© В.И. Галкин, Е.С. Сазанкова, 2014
УДК 622.6.2
В.И. Галкин, Е.С. Сазанкова
ВЛИЯНИЕ ФИЗИКО - МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕНТ НА ПУСКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ
Выполнена оценка динамической составляющей в ленте при пуске конвейера, определены основные параметры, влияющие на эту составляющую, получено новое уравнение, определяющее динамическую составляющую с учетом основных параметров; установлены зависимости физико-механических свойств конвейерных лент от их прочности. Ключевые слова: привод, механическая характеристика, ленточный конвейер, пуск и торможение конвейера, время разгона, пусковое усилие привода, конвейерная лента, волновое сопротивление ленты, модуль упругости, прочность ленты, погонная масса.
В последнее время, в мировой практике, значительное увеличение длины транспортирования ленточными конвейерами в одном ставе, стало возможно благодаря разработке высокопрочных конвейерных лент, как резинотросовых, так и на резинотканевой основе, а также за счёт применения промежуточных приводов.
Протекание переходных процессов (режим пуска и торможения) в ленточном конвейере сопровождается изменением натяжений в ленте, так как помимо статических усилий в ней возникают дополнительные усилия, связанные с изменением скорости распространения упругих волн, которые называются динамическими.
Статические и динамические усилия, возникающие в ленте, алгебраически суммируясь, вызывают перераспределение натяжений ленты на приводе и могут привести к его неустойчивой работе, например частичной или полной пробуксовке ленты на приводном барабане. Кроме того, динамические усилия, возникающие в ленте, могут существенно увеличить нагрузки в механизмах натяжных устройств, что может привести к неисправностям натяжных устройств. Для грузовых натяжных устройств изменение натяжений связано с появлением дополнительных перемещений, на которые должна быть рассчитана их конструкция
Для оценки уровня динамической составляющей в ленте при пуске конвейера, в качестве исходного, принимаем уравнение [1], которое имеет вид
max= S0(0) +-Z-[(( - W0) + ( — £,У gw'mnp cos f3k ] x
Z2 + Z2 — Y
z\+z2 —YT\ , (1)
1 — e m"p
V У
где S0(0) — статическое натяжение ленты в точке набегания на приводной барабан, Н; F0 — тяговое усилие, развиваемое приводом в момент пуска, Н; W0 — статическое сопротивление на приводном барабане, Н; y— коэффициент, характеризующий пусковой участок механической характеристики двигателя привода конвейера; кг/с; w' -коэффициент сопротивления движению ленты по роликам; z1; z2 — волновые сопротивления верхней и нижней ветви ленты, кг/с; g — ускорение свободного падения, м/с1; mnp -масса привода, кг; /Зк -угол наклона конвейера, град; Lk — длина конвейера, м; — коэффициенты, характеризующие диаграмму натяжений ленты перед пуском и в установившемся режиме работы конвейера; т -время прохождения динамической волны в контуре конвейера, с, при
Lt L, т = — + -к-,
С1 С2
где c1, с2 — скорости распространения динамической волны на верхней и нижней ветви конвейера, м/с;
Уравнение (1) слишком громоздко для анализа, поскольку в него входит большое число членов, которые необходимо определить, и которые, в свою очередь, выражаются зависимостями, связанными с многочисленными параметрами, характеризующими работу привода ленточного конвейера и ленты.
Для выполнения необходимых аналитических исследований этого уравнения, произведём оценку всех членов входящих в него и представим в виде удобном для анализа.
Сначала, выполним оценку величин y и т, характеризующих работу привода конвейера:
>> = З+З^Т .г, (2)
тпр
при т — — +—. (3)
С с2
В некоторых работах, как например [2] считают, что двигатель привода конвейера может разогнаться до пном, за время меньшее, чем т.
Произведём оценку времени разгона двух двигателей (тдв, с), серии 1ВАО-0,66-4 с мощностью И1=55 кВт и N2=250 кВт, и маховым моментом ротора, соответственно, J1P — 3,7кг ■ м2 и
2 р — 27 ,5 кг ■ м2 (по данным ЗАО «РУСЭЛПРОМ») по формуле: пп 1
30 р 1 ,05M
' ном
Лля указанных двигателей, при пном = 3000 об/мин (номинальная частота вращения двигателя), Ых ном = 150 Нм и M2 ном = 750 Нм (номинальный момент двигателя), время разгона рассматриваемых двигателей соответственно составляет г1 де = 12 ,5 с и т2 де = 11 с, что заведомо больше, чем скорость
распространения упругой волны т , определяемой по формуле (3), что видно из таблиц 6-8.
Оценка коэффициента у который характеризует пусковой участок механической характеристики двигателя привода, показывает, что этот коэффициент на порядок меньше суммы (z1 + z2), а наибольшее по абсолютной величине значение у достигается, когда у)0 и определяется, как F - F AF
^ max_n__ max
/ ~ — 5
V V
лном лном
где Fmax соответствует максимальному моменту двигателя Mmax, Н; Fn - пусковое усилие привода, Н.
Например, для двигателей серии 1ВАО, Fmax -Fn = 1,5Fhom
nn 1
При этом номинальная скорость ленты - vmoM = —— ■ Db ~, м/с;
60 i
f ППном ^
60v ,
лном J
где 1 - передаточное число редуктора, Въ - диаметр приводного барабана, м.
ДТ_ = = ^^ = 2-1.5М,
^ъ ^ъ
Например, для двигателя 1ВАО-0,66-4 мощностью N=250 кВт, М = 750 Нм, п = 3000 об/мин. Принимая V = 2,5
? ном ' ном / 1 лном '
м/с получаем: у = 3Мном ■ ППн°м = 56520 кг/с., а время разгона
ном 60v„
лном
7ТУ1 1
двигателя т _—— ■ J--получается больше, чем по-
ае 30 * ' 1,05М
ном
лученное по формуле (3).
Оценка коэффициента y который характеризует пусковой участок механической характеристики двигателя привода, показывает, что этот коэффициент на порядок меньше суммы (z1 + z2), а наибольшее по абсолютной величине значение y достигается, когда y>0 и F — F AF
Y ы max_n _ max (4)
v v
лном лном
где Fmax соответствует максимальному моменту двигателя Mmax, Н; Fn — пусковое усилие привода, Н
Например, для двигателей серии 1ВАО, Fmax — Fn _ 1,5Fhom
При этом номинальная скорость ленты -
лп„„„ ^ 1
ном
■Db- -, м/с;
60 b i
где 1 - передаточное число редуктора, а Въ - диаметр приводного барабана, м а величина ДРтах может быть определена:
AFmax _ ^ _ liDM-i _ 2Л,5М. Db Db
f ПП„ом Л V 60vлном У
Например, для двигателя 1ВАО-0,66-4 мощностью N=250 кВт, М = 750 Нм, п = 3000 об/мин. Принимая V = 2,5
ном ном лном
м/с получаем: у = 3Мном ■ ППн°м = 56520 кг/с.
ном 60v
лном
Произведём оценку величины волнового сопротивления верхней ветви конвейера - . Например, для конвейера с шириной ленты 1,2 м, производительностью 1200 т/ч-, погонная масса верхней ветви - р = 186 кг/м, нижней ветви- р2 = 48 кг/м. В зависимости от типа используемой ленты, скорость распространения волны по верхней ветви конвейера будет в пределах с1 = 1000 - 3000 м/с, по нижней ветви с2 > с1;
21 = (1 -2)• 186000 кг/с, г2 = г1 \— = 0,51 • г1. Таким образом,
У
чину
6 -12. В связи с этим, нам необходимо оценить вели-
У =■
-22 Ь
т„
С1Р1 + С2/Р • Ь т,„ с
( С >
РхЬ + — •РгЬ
С2
т,„
С учетом вышеизложенного, можно считать, что показатель степени в уравнении (1) по абсолютной величине больше, чем отношение массы верхней ветви конвейера (рЬ) к массе инерции его привода тпр, приведенной к ободу приводного
барабана. Это достаточно большая величина для того, чтобы считать экспоненту в уравнении (1) очень малой по сравнению с единицей. На это же указывалось и ранее в работах [3]. Поэтому, с достаточно высокой степенью точности, можно считать, что
тах 50 = 50(0)-
-[(( - % ) + (-£, )• 8"'тпр 008 в ] ,
(4)
р
Положим, что — = (1 + е), где е = 0,2 - 0,6 - коэффициент
превышения тягового усилия привода при пуске над статическим тяговым усилием. При этом
тах 50 - 50 (0) = тах Д50 = -
-е • Жп
1 + (-%0 )• 8"'
т
% •е
(5)
В то же время, для горизонтального конвейера максимальное натяжение ленты определяется из условия достаточного сцепления с приводными барабанами при пуске конвейера:
^ = А,
£сб
ема
где А =-, /и- коэффициент сцепления ленты с барабаном;
Кт
а - угол обхвата лентой барабана, град; Кт - коэффициент запаса тяговой способности привода, зависящий от плавности пуска конвейера.
Поскольку
" = ^ - ^,
" = -11 - -1 = £ А
А ) ~нбА -1' относительная динамическая составляющая равна:
Д£0 А тах—0 « —
£Нв А - 1 + ^2
т
1 + (#-£, )- 008 /Зк 8 ' "0
Отношение
^ = С1Р1 = Vе р = Ул
(6)
(7)
+ ^2 С1Р1 + С2Р2 фЕ -р +у1 Е-Р2 4р1+4РР 1 + РР
УР
п + ч'р + Чл дг + ч'р •к' + д"р •к' +
пРи этом р=—в—=—у—+Рл, Р 2+Рл;
л л л
где к', к"- коэффициенты приведения массы вращающихся частей роликов верхней и нижней ветвей к ободу роликов по эквивалентному моменту инерции к '<1, к '<1.
Величина тпр может быть определена следующим образом Л2
т, = 4к (8)
где к «1,4 - коэффициент, учитывающий маховые моменты редуктора и т.д.
, т г пп
Учитывая, что — = ■ ном
Вь 60vл
ъ л.
получаем
тпр = 4к3р •
' пп >
ном
V 60^ном У
(9)
Анализ показывает, что величина 3р в зависимости от установочной мощности двигателя N может быть определена по формуле,
л
1
При этом
3 = ар4Й = . (10)
Р Р 1000^
тр=^пЦ2 ар , (11)
V 60 У V2 ^¡00%^
Т 2
то есть величина 3 р зависит от —0 и V .
р v л
л
Лля рассматриваемых двигателей серии 1ВАО-О,66 -ар - 1,83, где ар - эмпирический коэффициент.
Величины чг, ч' , ч"р также связаны с Ж0 уравнением = (Чг + Чр + Чл )8ЬУ 0055Рк + (Чр + Чл)ёЬУ'С0*Рк ± Чг8Ьк ^пРк.
Выполненный анализ зависимости отношения Чр и Чр, от В
Ъ2 О2 л р р
показал, что эти величины практически неизменны (рис. 1), где Ър - рабочая ширина ленты (часть движущейся ленты, на которой располагается груз) - Ър = 0,9В - 0,05, то есть Ч' - к'- Ъ2, ч' - Ъ2
Чр у р 1 Чр у р
где к'г и к^ - коэффициенты, зависящие от насыпной плотности транспортируемого груза у, т/м3.
Исходные данные для построения графиков представленных на рис. 1 а, б приведены в табл. 1 и 2.
а)
б)
Рис. 1. Отношение массы роликоопоры к квадрату рабочей ширины ленты в зависимости от насьпной плотности транспортируемого груза: а - на верхней ветви; б - на нижней ветви
Таблица 1
Верхняя ветвь конвейера
Ширина ленты, м Насыпная плотность груза, т/м3
1,0 1-1,5 1,5-2,0
0,8 34,92 37,67 40,8
1,0 34,04 36,88 40,22
1,2 34,72 37,67 41,1
1,6 35,27 39,43 43,45
2,0 34,43 37,86 42,08
Таблица 2
Нижняя ветвь конвейера
Ширина ленты, м Насыпная плотность груза, т/м3
1 1-1,5 1,5-2
0,8 13,206 14,22 15,04
1,0 11,67 12,65 13,83
1,2 11,57 12,55 13,63
1,6 11,57 12,65 13,93
2,0 11,57 12,65 14,12
Поскольку
К
">=К
где КП - коэффициент производительности, то
-6Л2-г, (I2)
1'р * К-3>61Т- = К ■ Чг (13)
КпУ
а"* к'- 3,6-^ = к а (14)
Чр г , Р Чг \ I
При этом величина Ш0 может быть исключена из рассмотрения, учитывая, что
ш ? А В 1000 А (15) ш0 = -= ст • В---, (15)
0 нб А -1 р л пз А -1 где пз - коэффициент запаса прочности ленты; ар - разрывная прочность ленты, Н/мм.
Таким образом, из уравнения для Ш0 можно выразить величины чг, ч'р , а'р через предел прочности на разрыв ленты - стр.
Для установления зависимости физико-механических свойств конвейерных лент от их прочности, произведен анализ конвейерных лент со следующими физико-механическими свойствами: масса конвейерной ленты р, кг/м2 и её модуль упругости - Е, Н/м2
и разрывное усилие конвейерной ленты сгр Н/мм.
В результате расчётов и последующего графического построения были получены зависимости физико-механических свойств конвейерных лент от их прочности, которые выражены в виде эмпирических формул, для каждого типа рассматриваемых лент. При этом были рассмотрены следующие типы конвейерных лент:
Таблица 3
Ленты конвейерные резинотросовые на основе латунированных и оцинкованных тросов «Курского завода РТИ» по ТУ 38605166-91
Условное обозначение ленты Расчётная прочность 1 мм несушей ширины ленты, Н/мм Диаметр троса, мм Агрегатная прочность металлотроса (Н), не менее
РТЛ-1000 1000,0 4,2 15580,0
РТЛ-1500 1500,0 6,02 25578,0
РТЛ-2500 2500,0 7,5 41160,0
РТЛ-3150 3150,0 8,25 50960,0
РТЛ-4000 4000,0 10,6 75000,0
РТЛ-5000 5000,0 10,6 96000,0
Условное обозначение ленты Шаг тросов в ленте, мм Толшина ленты мм Расчётная масса ленты, кг/м 2
РТЛ-1000 14±2 18,0+1,0 23,0
РТЛ-1500 15±2 20,0±2,0 32,0
РТЛ-2500 14±2 20,5+1,5 37,0
РТЛ-3150 14±2 22,5+2,0 43,0
РТЛ-4000 17±1,5 30,0±2,0 60,0
РТЛ-5000 17±1,5 30,0±2,0 60,0
Таблица 4
Параметры резннотросовых лент фирмы «PHOENIX» с обкладками типа X
Тип Толшина обкла- Толшина Толшина Масса 1 м2
ленты док ленты, мм сердечника ленты, мм ленты, с об-
верхняя : нижняя ленты, мм. кладками типа X, в кг
St500 4:4 2,5 10,5 13,5
St630 4:4 2,5 10,5 14,0
St800 6:4 3,5 13,5 17,5
St1000 6:4 3,5 13,5 18,0
St1250 6:4 4 14,0 19,5
St1400 6:4 4 14,0 21,5
St1600 8:6 5,5 19,5 28,0
БП800 8:6 5,5 19,5 28,5
Б12000 8:6 5,5 19,5 29,0
Б12500 10:8 7 25,0 38,5
Б13150 10:8 8 26,0 41,0
Б13500 10:8 8,5 26,5 42,5
Б14000 12:8 9 29,0 48,0
Б14500 12:8 9,5 29,5 50,5
Б15000 12:10 10 32,0 55,0
Б15400 12:10 10,5 32,5 56,0
Б16300 12:10 12 34,0 66,0
Б17500 12:10 14,5 36,5 69,0
Б18500 12:10 15,5 37,5 73,0
Таблица 5
Технические характеристики многопрокладочных конвейерных лент «РХОБШХ» на основе ткани ЕР
Обозначение Толщина об- Толщина Масса 1 м2 лен-
многопрокладочных кон- кладок лен- ленты, мм ты в кг.
вейерных лент ты, мм. в зависимости
«РХОЕМХ» Верхняя об- от типа об-
кладка : ниж- кладки
няя обкладка тип Х типа У
2-х прокладочные ленты
ЕР 400/2 4:2 9,5 11,0 12,5
ЕР 630/2 4:2 10,5 12,0 12,5
ЕР 800/2 4:2 11,0 12,5 13,0
3-х прокладочные ленты
ЕР 400/3 4:2 9,0 10,0 10,5
ЕР 500/3 6:3 12,0 13,5 14,0
ЕР 630/3 5:2 10,5 12,0 12,5
4-х прокладочные ленты
ЕР 500/4 4:2 10,0 11,5 12,0
ЕР 630/4 6:3 13,0 15,0 15,5
ЕР 800/4 7:3 14,5 16,5 17,0
ЕР 1000/4 7:3 16,5 18,0 18,5
5-ти прокладочные ленты
ЕР 800/5 5:2 12,0 14,0 14,5
ЕР 1000/5 6:3 14,5 17,0 17,5
ЕР 1250/5 8:3 19,0 21,0 21,5
ЕР 1600/5 10:3 22,0 25,0 25,5
Таблица 6
Ленты резинотросовые отечественного производства типа РТЛ
р, кг/М 23 32 37 43 60 60
стр, Н / мм 1000 1500 2500 3150 4000 5000
Е-1010 Н / м2 1,367 1,828 2,44 2,684 2,84 3,115
с, м / с 1580 1855 2224 2269 2240 2346
z = yjß ■ А • р, кг / с ■ м *) 36330 59350 82290 97590 134400 140800
*)-здесь далее в табл. 7 и 8 величина А означает площадь каркаса рассматриваемой ленты в м2.
Таблица 7
Ленты резинотросовые фирмы «PHOENIX» с обкладками типа X
р, кг/м1 13,5 18 28,0 38,5 41,0 48,0 55 66,0
сгр, Н / мм 500 1000 1600 2500 3150 4000 5000 6300
Е-1010 Н / м2 0,8134 1,139 1,79 2,278 2,603 2,562 2,680 3,037
с, м / с 1227 1488 1875 2035 2254 2192 2207 2350
z = J E •Ар, кг / с • м 16570 26790 52500 78350 92400 105200 121400 155100
Таблица 8
Ленты импортные типа на основе ЕР-200 -многопрокладочные, фирмы «PHOENIX»
Кол-во прокладок 2 3 4 5
р, кг/м2 11,0 12,0 16,5 17,0
стр, Н / мм 400 630 800 1000
Е-108 Н / м2 3,257 5,13 5,067 5,182
с, м / с 322 386,8 371,7 409,4
2 = ^ Е ■ А ■ р, • кг / с ■ м 3541 4642 6134 6961
â)
г)
Рис. 2. Графики зависимостей для резииотросовых ленты фирм «Курского завода РТИ» и «PHOENIX»
• ленты резинотросовые на основе латунированных и оцинкованных тросов «Курского завода РТИ», табл.3, [1];
• ленты резинотросовые импортного производства фирмы «PHOENIX», табл.4, [4];
• ленты импортного производства типа ЕР фирмы «PHOENIX» - многопрокладочные, табл. 5, [4].
Были определены необходимые для анализа переходных процессов следующие параметры, конвейерных лент: волновое сопротивление z; скорость распространения динамической волны с, табл. 6, 7, 8. На основании полученных значений были построены графики, представленные на рис. 2 и 3.
Выводы
1. Протекание переходных процессов в контуре ленточного конвейера сопровождается изменением натяжений в ленте, так как помимо статических усилий в ней возникают дополнительные динамические усилия, которые связаны: с предпусковой диаграммой натяжения ленты; формой механической характеристики двигателя и массой привода конвейера; со скоростью распространения динамической волны на верхней и нижней ветви конвейера; длиной конвейера L, углом его наклона ß , а также ср разрывного усилия ленты и её типа;
г)
Рис. 3. Графики зависимостей для резинотканевой ленты фирмы «PHOENIX» на основе материала ЕР 200.
2. В известное уравнение (1), с помощью которого можно определить величину приращения динамической составляющей натяжения в ленте при пуске конвейера (тах ), входит слишком большое число членов, которые необходимо определить, и которые в свою очередь, зависят от многочисленных параметров, характеризующих работу ленточного конвейера;
3. Оценка всех членов входящих в упомянутое уравнение, позволила упростить его и привести к виду, удобному для выполнения аналитических исследований, а также установить необходимые зависимости физико-механических свойств 3 типов конвейерных лент от их прочности ар и погонной массы рл;
4. В результате выполненных расчётов и последующего графического построения получены необходимые для анализа переходных процессов такие параметры, как волновое сопротивление ленты г и скорость распространения динамической волны в ленте с, представленные в виде эмпирических формул, для каждого из 3 типов рассматриваемых лент;
5. На основании результатов расчётов приведённых в таблицах 6-8, установлено, что скорость распространения фронта динамической волны - влияющей на время пуска конвейера, у тканевых лент в четыре раза меньше, чем у равнопрочных ей резинотросовых лент, что приводит к увеличению времени пуска конвейера оснащённого такой лентой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайлов Ю.Л., Кондрашин Ю.А. и др. Руководство по выбору и эксплуатации конвейерный лент.
2. Спиваковский А.О., Дмитриев В.Г., Теория ленточных конвейеров. М.: Наука, 1982.
3. Спиваковский А.О., Потапов М.Г., Приседский Г.В. Карьерный транспорт. - 2-е изд., перераб. и доп. М., Недра, 1979. 264 с.
4. Сайт фирмы www.krk.com.br/html/produtos/phoenix н'.иа
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Галкин Владимир Иванович - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Горная механика и транспорт», e-mail: kafgmt@msmu.ru Сазанкова Екатерина Сергеевна, аспирант кафедры «Горная механика и транспорт», е-mail: sazankova@yandex.ru МГИ НИТУ МИСиС.
Galkin Vladimir Ivanovich, professor, dr. hab. Head of department "Mining mechanics and Transport" MMI. Phone: (499) 230-24-97. E-mail:kafgmt@msmu.ru
Sazankova Ekaterina Sergeevna, the post-graduate student of department "Mining mechanics and Transport" MMI. Phone. (495) 311-08-03. E-mail: sazankova@yandex.ru Moscow mining Institute National University of Science and Technology "MISIS" (MISIS)
REFERENCES
1. Mikhailov Yu.L., Kondrashin Yu.A. i dr. Rukovodstvo po vyboru i ekspluata-tsii konveiernykh lent (Guidance on the selection and use of conveyor belts). Kursk: Kurskrezi-notekhnika. 2008
2. Spivakovskii A.O., Dmitriev V.G., Teoriya lentochnykh konveierov (Theory of belt conveyors). Moscow, Nauka, 1982.
3. Spivakovskii A.O., Potapov M.G., Prisedskii G.V. Kar'ernyi transport (Mining transport). 2-e izd., pererab. i dop. Moscow, Nedra, 1979. 264 p.
4. Sait firmy www.krk.com.br/html/produtos/phoenix