Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.И. Емец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE PHYSICAL TRAINING OF ATHLETE STUDENTS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY DURING THE EXAMINATION TIME

The investigation data obtained detected much higher functional capacities of the body among athlete students. Higher values of investigated indices were noted in athlete students during the examination period. Such a state is promoted by proper alternation of mental and physical tasks in the course of studying.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ»

дентов 1-й группы. Из представленных данных видно, что через 1V2 ч работы функциональное состояние организма у студентов обеих групп по сравнению с исходными данными было практически одинаковым. К концу же 3-го часа занятий на санитарно-гигиеническом факультете у 60% студентов наблюдалось «заметное утомление», у 40% — «проявление утомления». У студентов лечебного факультета такие состояния отмечались лишь в 30% случаев соответственно, а у 40% студентов этой группы функциональное состояние характеризовалось как «врабатывание». Процент лиц с заметным утомлением среди студентов лечебного факультета приблизился к таковому на санитарно-гигиеническом факультете лишь к концу 4-го часа занятий. Результаты исследовании функции внимания показали, что скорость переработки зрительной информации к концу занятий у студентов обеих групп снижается, что косвенно свидетельствует о развитии утомления (рис. 2). Однако степень ее снижения на протяжении 3 академических часов по сравнению с исходными данными больше у студентов санитарно-гигиенического факультета. По-видимому, это связано с большей насыщенностью занятий у студентов санитарно-гигиенического факультета, так как одна и та же программа у них укладывается в меньшее число часов, чем на лечебном факультете. При анализе эргограмм была выявлена лишь слабая степень утомления цилиарной мышцы у студентов обеих наблюдавшихся групп. Таким образом, одинаковая программа при меньшей продолжительности занятий на санитарно-гигиеническом факультете (3 вместо 4 на лечебном) приводит к более выраженным и ранее проявляющимся неблагоприятным сдвигам функционального состояния организма у студентов, занимающихся на этом факультете.

Поступила 19/1 1976 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE LENGTH OF STUDIES DEPENDING ON THEIR

INTENSITY

E. E. Sarklsyanls, T. Sh. Mlnnibaeo, V. B. Sharag

A similar syllabus, attained in a shorter period of studies, causes an earlier development of more pronounced unfavorable shifts in the functional state of students' organism.

Рис. 2. Динамика скорости переработки зрительной информации у студентов разных факультетов.

По оси абсцисс — продолжительность занятий; по оси ординат — процент изменения скорости переработки зрительный анализатором от исходного уровня; а — лечебный факультет б — санитарно-гигиенический факультет.

УДК 612.825.8-0s2.es

А. И. Емец

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Луцкий педагогический институт им. Леси Украинки

Опубликованные сравнительные данные о нервно-психической нагрузке во время экзамена у студентов-спортсменов и не занимающихся спортом студентов недостаточны и ограничены общими выводами.

В связи с этим мы поставили целью определить по исследуемым показателям уровень функционального состояния организма и его динамику под

Средние показатели изменения функционального состояния организма студентов двух факультетов в связи со сдачей экзамена (М^/п)

Показатель Обычные условия Перед экаамеиом После экзамена

Время простой реакции 191 — 9,2 252=7,2 2222=6,5 2932=9,5 202=6,2 271=9,2

Время реакции с выбором 4622: 8,9 491— 11,1 5212:8,4 5542=15,7 5212:8,3 530=14,7

Внимание 53^= 1,3 492= 1,1 462=1,0 422:1,1 502=1,2 452=1,1

Давление систолическое 1152:2,0 1262=2,7 1302=1,7 1362=2,9 130=1,4 137=2,9

Давление диастолическое 702:0,8 762=1,5 782=1,4 802=1,4 82=1,0 83=1,4

Пульс 722=1,4 782=1,6 722=1,4

842=1,4 902:2,3 902:1,7

Примечание. Числитель — показатели спортсменов, знаменатель — показатели студентов физмата.

влиянием экзамена при различной деятельности у студентов физико-математического факультета (физмата) и факультета физического воспитания.

Под наблюдением находилось 98 студентов II курса педагогического института: 51 учился на факультете физического воспитания, 47 — на физико-математическом. Исследования проведены в связи со сдачей экзамена по истории педагогики. На обоих факультетах экзамен принимал один и тот же преподаватель (доцент), что обеспечивало одинаково объективную оценку знаний.

В обычных условиях (как правило, после лекции) определяли показатели простой зрительно-моторной реакции и реакции с выбором, функцию внимания по работе с корректурным текстом за 1 мин, артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Артериальное давление у студентов физмата измеряли после консультации за 2 дня до экзамена. В день сдачи экзамена непосредственно перед входом в аудиторию измерения выполняли вторично, а последние производили непосредственно после сдачи экзамена.

Достоверность различий между средними величинами определяли при помощи критерия Стьюдента. Показатели оценивали как достоверные при РСО.Об. Средние данные функционального состояния представлены в таблице.

Анализ полученных данных позволил выявить определенные различия в динамике исследуемых показателей студентов двух факультетов.

В обычных условиях среднегрупповые показатели времени простой зрительно-моторной реакции у студентов-спортсменов составляют 191 мс, у студентов физмата — 252 мс. Непосредственно перед экзаменом как у спортсменов, так и у студентов физмата отмечено достоверное (соответственно Р<0,02 и <0,005) увеличение времени двигательной реакции, что указывало на состояние психической напряженности. Средние показатели у спортсменов равны 222 мс, у студентов физмата — 293 мс.

Индивидуальные показатели у студентов обоих факультетов не были однозначными. У 36 (76,6%) студентов физмата наблюдалось ухудшение времени реакции, у 10 (21,2%) оно улучшилось и у 1 (2,2%) осталось без изменений. У 30 (58,8%) студентов-спортсменов время реакции ухудшилось, у 17 (35,4%) улучшилось и у 4 (5,8%) осталось прежним.

После экзамена существенного изменения времени двигательной реакции по сравнению с предэкзаменационным состоянием не отмечено.

Непосредственно перед экзаменом время реакции с выбором ухудшается в среднем на 61 мс у спортсменов и на 63 ме у студентов физмата. Увели-

чение времени реакции перед экзаменом в сравнении с обычными условиями достоверно как у спортсменов (/><0,0001), так и у студентов физмата (/><0,002). Анализ индивидуальных сдвигов показывает, что время реакции с выбором у подавляющего большинства обследованных (у 43 спортсменов и 38 студентов физмата) ухудшилось.

После экзамена по сравнению с предэкзаменационным периодом отмечена тенденция к улучшению времени реакции у студентов физмата (Р> >0,05), у спортсменов же показатель не изменился.

Таким образом, для сенсомоторных реакций под влиянием экзамена характерны наиболее высокие показатели в обычных условиях, достоверное ухудшение среднегрупповых данных перед экзаменом и незначительное повышение их после экзамена. У студентов-спортсменов показатели простой реакции во всех трех измерениях достоверно выше, чем у студентов физмата. Это объясняется более слаженной деятельностью коры под влиянием физических тренировок, что обусловлено совершенствованием регуляторных механизмов центральной нервной системы и повышением ее функциональных возможностей, так как в связи с тренировкой изменяются основные показатели нервной активности: сила возбудительного и тормозного процессов, равновесие между этими процессами, т. е. соотношение силы возбуждения и торможения и подвижности их.

Результаты определения функции внимания по работе с корректурным текстом оказались следующими: студенты физмата выполняли в обычных условиях в среднем 49 действий, в то время как спортсмены — 53 действия при одинаковом количестве ошибок, равном 1 усл. ед. Нервно-эмоциональное напряжение студентов перед экзаменом значительно ухудшает результаты умственной работы. Студенты обоих факультетов перед экзаменом выполняют меньше действий по сравнению с обычными условиями при незначительном увеличении числа ошибок. Спортсмены в среднем выполняют 46 действий, студенты физмата — 42.

Снижение числа действий перед экзаменом статистически достоверно для учащихся обоих факультетов (/>-<0,0001). Перед экзаменом у 42 (89,3%) студентов физмата количество действий уменьшилось, у 3 (6,4%) увеличилось и у 2 (4,3%) не изменилось. У 30 (58,8%) спортсменов результаты умственной деятельности ухудшились, у 17 (33,3%) улучшились и у 4 (7,9%) сохранились на прежнем уровне.

Для послеэкзаменационного периода характерно большее количество выполненных действий, чем установленное до экзамена.

Сравнивая динамику индивидуальных показателей перед экзаменом у студентов обоих факультетов, следует отметить, что среди спортсменов гораздо больше лиц с улучшением результатов умственной деятельности, что, по-видимому, может указывать на наличие у них более высокого уровня эмоциональной устойчивости и на то, что они в меньшей степени испытывают психологическое напряжение.

Под влиянием экзамена значительные изменения наблюдались в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В наших исследованиях в обычных условиях частота сердечных сокращений составляла в среднем у студентов физмата 84 уд/мин, у спортсменов 72 уд/мин, а артериальное давление — соответственно 126/76 и 115/70 мм рт. ст. Перед экзаменом отмечено достоверное увеличение среднегрупповых показателей частоты пульса у спортсменов до 78 в минуту, у студентов физмата до 90 в минуту (/><0,05). После сдачи экзамена у спортсменов пульс возвращался к норме, а у студентов физмата он оставался таким же.

Артериальное давление перед экзаменом достоверно повышалось и составляло у спортсменов 130/82 мм рт. ст., у студентов физмата 137/83 мм рт. ст. Систолическое давление увеличилось у 45 (88,2%) спортсменов и у 40 (86,4 %) студентов физмата, диастолическое — соответственно у 28 (54,9%) и 24 (51%).

После экзамена у студентов физмата как'систолическое, так и диасто-лическое давление незначительно повысилось (/>-<0,05). У спортсменов систолическое давление после экзамена не изменилось, а диастолическое значительно увеличилось (/>-<0,05).

Сравнение показателей функционального состояния организма студентов двух факультетов позволяет сделать вывод о том, что функциональные возможности студентов-спортсменов в обычных условиях, перед экзаменом и после него значительно выше, чем у студентов физмата. Что касается сравнения эмоциональной устойчивости в условиях сдачи экзамена, то по некоторым параметрам (показатели умственной деятельности перед экзаменом, пульс после экзамена) имеются значительные различия, свидетельствующие о более устойчивом состоянии организма студентов-спортсменов. Систематические занятия физической культурой повышают работоспособность, увеличивают «резерв» функциональных возможностей организма, и эти преимущества сохраняются в условиях нервно-эмоционального напряжения.

УДК Поступила 13/IV 1977 г.

EFFECT OF THE PHYSICAL TRAINING OF ATHLETE STUDENTS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY DURING THE EXAMINATION TIME

A. I. Lmets

The investigation data obtained detected much higher functional capacities of the body among athlete students. Higher values of investigated indices were noted in athlete students during the examination period. Such a state is promoted by proper alternation of mental and physical tasks in the course of studying.

УДК в!2.89-06:613.868

Проф. E. А. Маркова, В. В. Коптюх

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНОВ

Кафедра патологической физиологии Тернопольского медицинского института

Изучение влияния эмоционального стресса как фактора риска многих заболеваний на различные функции организма человека является одним из актуальных вопросов медицины.

Настоящая работа посвящена исследованию состояния вегетативной нервной системы человека в стрессовой ситуации. Эмоциональным стрессом служили экзамены как состояние повышенной интеллектуальной и нервной нагрузки на человеческий организм. Baseer и соавт. установили стрессовое действие устных экзаменов равносильно таковому гребли или полета. В литературе имеются сообщения, посвященные изучению влияния экзаменов как состояния эмоционального стресса на различные функции организма (В. П. Стоногина и С. В. Попов; X. С. Хамитов и Е. В. Котляревский; Bloch и Brackenridge; И. Е. Пушкова и Е. В. Котляревский; Baseer и Rab, и др.).

Исследование проведено на 101 студенте III курса (46 мужчин и 55 женщин) в возрасте 19—25 лет. У испытуемых измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений. С целью более детального анализа состояния вегетативной нервной системы вычисляли вегетативный индекс по формуле Керде. Вегетативный индекс выражали в абсолютных величинах. Положительное значение его указывало на сдвиг вегетативного равновесия в симпатическую сторону, а отрицательное — на сдвиг в парасимпатическом направлении. На протяжении 3 мес перед экзаменационной сессией у студентов 3 раза производили фоновые замеры изучаемых показателей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.