ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА КОГНИТИВНУЮ СФЕРУ У СПОРТСМЕНОВ-ОРЕНТИРОВЩИКОВ
УДК/UDC 796.015
Поступила в редакцию 12.07.2022 г.
Аспирант Д.М. Загородникова1- 2
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1- 2 'Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
INFLUENCE OF PHYSICAL LOAD ON THE COGNITIVE SPHERE OF ATHLETES-ORENTERS
Postgraduate student D.M. Zagorodnikova1- 2 Dr. Med., Professor L.V. Kapilevich1- 2 'National Research Tomsk State University, Tomsk 2National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
Информация для связи с автором: kapil@yandex.ru
Аннотация
Цель исследования - оценить влияние физической нагрузки на когнитивную сферу (память, внимание и мышление) у спортсменов-ориентировщиков. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие студенты-юноши трех специализаций: «лыжные гонки», «ОФП» и «спортивное ориентирование», в возрасте от 18 до 24 лет, всего 45 человек. Студенты специализаций «лыжные гонки» и «спортивное ориентирование» посещали тренировки по своим видам спорта более пяти раз в неделю от 60 до 120 минут и находились на подготовительном периоде подготовки. Студенты специализации «ОФП» посещали урочные занятия в университете два раза в неделю по 60 минут. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что значения показателей когнитивных качеств до нагрузки между группами различались несущественно. Исключение составил показатель внимания по количеству ошибок - он в группе ориентировщиков исходно был достоверно ниже, чем в обеих контрольных группах. После физической нагрузки отмечалось улучшение большинства показателей в группе ориентировщиков, тогда как в контрольных группах улучшение было отмечено только по одному показателю. Полученные данные позволили заключить, что у спортсменов-ориентировщиков на фоне интенсивных физических нагрузок отмечается рост показателей, характеризующих конативные качества. Можно предполагать, что это является результатом формирования технической подготовленности в данном виде спорта.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, лыжные гонки, когнитивная сфера, физические нагрузки.
Abstract
Objective of the study was to evaluate the effect of physical activity on the cognitive sphere (memory, attention and thinking) in orienteers. Methods and structure of the study. The experiment involved male students of three specializations: "cross-country skiing", "general physical training" and "orienteering", aged 18 to 24 years, a total of 45 people. Students of the specializations "cross-country skiing" and "orienteering" attended training sessions in their sports more than five times a week from 60 to 120 minutes and were in the preparatory period of training. Students of the specialization ""general physical training" attended classes at the university twice a week for 60 minutes. Results and conclusions. It was shown that the values of cognitive qualities before the load differed insignificantly between the groups. The exception was the indicator of attention in terms of the number of errors - it was initially significantly lower in the group of orienteers than in both control groups. After physical activity, there was an improvement in most indicators in the group of orienteers, while in the control groups, an improvement was noted in only one indicator. The data obtained made it possible to conclude that orienteers, against the background of intense physical exertion, have an increase in indicators characterizing conative qualities. It can be assumed that this is the result of the formation of technical preparedness in this sport.
Keywords: orienteering, cross-country skiing, cognitive sphere, physical activity.
Введение. Занятия спортивным ориентированием предъявляют повышенные требования как к физической подготовленности, так и к когнитивным качествам, причем оба вида деятельности реализуются одновременно [1, 6].
Цель исследования - оценить влияние физической нагрузки на когнитивную сферу (память, внимание и мышление) у спортсменов-ориентировщиков.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты-юноши трех специализаций: «лыжные гонки», «ОФП» и «спортивное ориентирование», в возрасте от 18 до 24 лет, всего 45 человек. Были сформированы три группы: экспериментальная (спортивное ориентирование), 1-я контрольная (лыжные гонки) и 2-я контрольная (общефизическая подготовка), по 15 человек в каждой.
Студенты специализаций «лыжные гонки» и «спортивное ориентирование» посещали тренировки по своим видам спорта более пяти раз в неделю от 60 до 120 минут и нахо-
дились на подготовительном периоде подготовки. Студенты данных специализаций имели 2-й спортивный разряд и выше. Студенты специализации «ОФП» посещали урочные занятия в университете два раза в неделю по 60 минут.
Программа исследования состояла из трех этапов: тестирование когнитивных качеств до нагрузки, проведение физической нагрузки, тестирование после нагрузки. Тестирование было направлено на оценку внимания, памяти и мышления и включало в себя следующие тесты:
1. Корректурная проба Б. Бурдона. Данный тест направлен на исследование особенностей внимания, а именно таких ее характеристик, как устойчивость, концентрация, переклю-чаемость, объем. Испытуемым выдавались бланки с рядами случайных букв - 40 рядов по 40 букв в каждом. До тестирования участникам в бланк не разрешалось смотреть. После того, как экзаменатор называет букву, участники переворачивали бланк и время отсекалось. Задача была в том, что в каждом
ряду участник должен вычеркнуть названную букву. Ошибками считались неверно вычеркнутые буквы, пропущенные буквы. Время выполнения задания - 5 минут [2].
2. Проверка кратковременной зрительной памяти на числа. Испытуемым выдавался бланк с тремя рядами чисел по четыре случайных числа в каждом. За 20 секунд испытуемым необходимо было запомнить как можно больше чисел. После исходный бланк с числами убирали. В форме ответов необходимо отобразить запомненные числа на своих местах [4].
3. Проверка кратковременной зрительной памяти на образы. Правила проведения тестирования те же, что и в предыдущем задании. Испытуемым выдавали бланки с различными изображениями [3, 5]. За 20 секунд необходимо запомнить наибольшее количество образов и отобразить их в форме ответов [4].
4. Шкала прогрессивных матриц. Тест «Равена». Тест направлен на определение уровня развития умственных способностей и логичности мышления. Испытуемым выдавались бланки с 30 рисунками, разделенными на пять групп. На рисунках представлены графические изображения «определенных зависимостей». В каждом изображении пропущен фрагмент. Его вариации находятся снизу рисунка. Задача участников - выбрать логически верный вариант пропущенного фрагмента. Сложность заданий увеличивается в самой группе и между ними. На решение 30 заданий участникам давалось 10 минут [5].
В качестве нагрузки использовался «Гарвардский степ-тест». Участники за 5 минут зашагивали на ступеньку высотой 50 см с частотой подъема 30 раз в минуту [3].
Показатели тестирования познавательных психических процессов спортсменов-ориентировщиков, лыжников и студентов специализации ОФП до и после нагрузки
Показатели Этап эксперимента Экспериментальная группа(Спортивное ориентирование, n=15) 1-я контрольная группа (Лыжные гонки, n=15) 2-я контрольная группа (ОФП, n=15)
Внимание (сек) До нагрузки 221,3±39,8 247,2±46,5 231,1±35,6
После нагрузки 165,5±30,8 222,3±62,0 @ 226,8±15,0
Внимание, ошибки (кол-во) До нагрузки 2,9±2,5 #@ 8,0±4,8 7,1±4,1
После нагрузки 1,0±0,8 *#@ 3,8±1,6 * 3,1±3,8 *
Память, образы (кол-во) До нагрузки 5,6±1,8 4,0±1,6@ 7,1±1,9
После нагрузки 7,0±1,8* 5,6±1,8 6,8±2,0
Мышление, ошибки (кол-во) До нагрузки 12,3±2,8 13,0±3,2 13,3±2,4
После нагрузки 11,1±2,4 13,4±1,7 13,1±2,4
Память, числа (кол-во) До нагрузки 4,0±1,4 5,0±1,9 5,0±1,8
После нагрузки 4,8±2,3* 3,8±0,8 4,5±2,6
Средний ЧСС после нагрузки (уд/мин) 101@ 98@ 130
* - достоверность изменений после нагрузки, р<0,05.
# - достоверность различий с 1-м контролем, р<0,05. @ - достоверность различий со 2-м контролем, р<0,05.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета статистического анализа STATISTICA 10.0. Уровень значимости при проверке гипотезы принадлежности двух выборок к одной генеральной совокупности оценивался по Kruskal-Wallis ANOVA test. Данные представлены в виде Xср±SE.
Исследование было одобрено локальным этическим комитетом биологического института ТГУ (протокол № 33 от 02 декабря 2019 года).
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования когнитивных качеств трех групп до и после нагрузки отображены в таблице.
Из данных таблицы видно, что значения показателей когнитивных качеств до нагрузки различались несущественно. Исключение составил показатель внимания по количеству ошибок - он в экспериментальной группе исходно был достоверно ниже, чем в обеих контрольных группах. После физической нагрузки отмечалось улучшение большинства показателей в экспериментальной группе, тогда как в контрольных группах улучшение было отмечено только по одному показателю.
Выводы. Полученные данные позволяют заключить, что у спортсменов-ориентировщиков на фоне интенсивных физических нагрузок отмечается рост показателей, характеризующих конативные качества. Можно предполагать, что это является результатом формирования технической подготовленности в данном виде спорта.
Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государственного университета (Приори-тет-2030).
Литература
1. Загородникова Д.М. Виды подготовок в спортивном ориентировании / Д.М. Загородникова, Л.В. Капилевич, Г.С. Ежова и др. // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Под ред. Е.Ю. Дьяковой. - Томск. - 2021. - С. 261-266.
2. Корректурная проба Б. Бурдона. [Электронный ресурс]: Психологический Журнал. - 2014. - 2022. - URL: https://psychojoumal.ru/ tests/1211-korrekturnaya-proba-test-burdona.html (дата обращения: 10.10.2021).
3. Миллер Л.Л. Гарвардский степ-тест // Спортивная медицина: учебное пособие / Миллер Л.Л. - М.: Человек. - 2015. - С. 51-52.
4. Проверка кратковременной памяти [Электронный ресурс]: // Интерактивный портал-книга методик саморазвития и достижения успеха. - 2014 - 2022. - URL: https://metodorf.ru/tests/ kratkovremennaya_pamyat.php (дата обращения: 10.10.2021).
5. Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) [Электронный ресурс]: psylist.net. - 2022. - URL: http://psylist.net/praktikum/00090. htm (дата обращения: 10.10.2021).
6. Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентиров-щика. / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - М.: Академ принт. - 2012. -112 с.
References
1. Zagorodnikova D.M., Kapilevich L.V., Ezhova G.S. et al. Vidy podgo-tovok v sportivnom oriyentirovanii [Types of training in orienteering]. Fizicheskaya kultura, zdravookhraneniye i obrazovaniye [Physical culture, health care and education]. Proceedings international scientific-practical conference dedicated to the memory of V.S. Pirussky. Dya-kova E.Yu. [ed.]. Tomsk. 2021. Pp. 261-266.
2. Korrekturnaya proba B. Burdona [B. Bourdon's correction test] [Electronic resource]: Psychological Journal. 2014-2022. Available at: https://psychojournal.ru/tests/1211-korrekturnaya-proba-test-bur-dona.html (date of access: 10.10.2021).
3. Miller L.L. Garvardskiy step-test [Harvard step test]. Sports medicine. Textbook. Moscow: Chelovek publ., 2015. Pp. 51-52.
4. Proverka kratkovremennoy pamyati [Checking short-term memory] [Electronic resource]: Interactive portal-book of methods of self-development and success. 2014-2022. Available at: https://metodorf.ru/ tests/kratkovremennaya_pamyat.php (date of access: 10.10.2021).
5. Progressivnyye matritsy Ravena (test Ravena) [Raven's progressive matrices (Raven's test)] [Electronic resource]: psylist.net. 2022. Available at: http://psylist.net/praktikum/00090.htm (date of access: 10.10.2021).
6. Shirinyan A.A., Ivanov A.V. Sovremennaya podgotovka sportsmena-oriyentirovshchika [Modern training of an orienteer]. Moscow: Academ Print publ., 2012. 112 p.