уже устоявшейся практики телесного воспитания. Другими словами, телесность человека остаётся не распознанной в качестве основания действительно современной педагогики [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров, А.Г. Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России / А.Г. Егоров // Спорт, духовные ценности, культура. - 1997. - Вып. 3. - С. 264-286.
2. Егоров, А.Г. Телесность как основание педагогической системы / А.Г. Егоров, В.А. Пе-гов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 10. - С. 5-7.
3. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 5 : Статьи ; Извлечения из "Основ теоретической анатомии" ; Отчеты 1891-1909 гг. / П.Ф Лесгафт. - Москва : Физкультура и спорт, 1954. - 391 с.
4. Пегов, В.А. Проблема телесности в современном образовании / В.А. Пегов // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - № 2 (34). - С. 238-249.
5. Столяров, В.И. Философия спорта и телесности человека / В.И. Столяров. - Москва : Университетская книга, 2011. - 766 с.
6. Twietmeyer, G. What is Kinesiology? Historical and Philosophical Insights // Quest. - 2012. -№ 64. - P. 4-23.
REFERENCES
1. Egorov, A.G. (1997), "The Olympic movement and socio-cultural processes in modern Russia", Sports, spiritual values, culture, No. 3, pp. 264-286.
2. Egorov, A.G. and Pegov, V.A. (2018), "Corporeality as the foundation of the pedagogical system", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 5-7.
3. Lesgaft, P.F. (1951-56), Collection of pedagogical works: 5 vol., Physical culture and sport, Moscow.
4. Pegov, V.A. (2016), "The problem of corporeality in modern education", Izvestiya of the Smolensk state University, No. 2, pp. 238-249.
5. Stolyarov, V.I. (2011), Philosophy of sport and human corporality, Book of university, Moscow.
6. Twietmeyer, G. (2012), "What is Kinesiology? Historical and Philosophical Insights", Quest, No. 64, pp. 4-23.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.06.2020
УДК 796.011.3
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ
Сергей Васильевич Першиков, старший преподаватель, Наталья Николаевна Воронова, старший преподаватель, Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Жанна Борисовна Егорова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Аннотация
Самое важное для любого человека - это здоровье, которое необходимо постоянно укреплять и сохранять. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека в современном мире невероятно велико. Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Цель исследования - показать пользу влияния физической культуры на жизнь студента. Нами проводилось анкетирование, где сравнивались и анализировались физиологические показатели у занимающихся и не занимающихся студентов физической культурой. Выявлено, что благодаря занятиям спорта улучшаются обменные процессы в мозге, способствуя его лучшей работоспособности, так же улучшается кровоснабжение мышц, тренировка мышечной системы повышает выносливость в условиях как физических, так и
умственных нагрузок. Человек становится более общительным, жизнерадостным, устойчивым к стрессовым ситуациям.
Ключевые слова: укрепление здоровья, физическая активность, здоровый образ жизни, студенты, спорт.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p289-293
IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ON STUDENTS' LIVES
Sergey Vasilyevich Pershikov, the senior teacher, Natalya Nikolaevna Voronova, the senior teacher, Evgeniya Vladimirovna Garina, the senior teacher, Zhanna Borisovna Egorova, the
senior teacher, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Abstract
The most important thing for everyone is health, which must be constantly strengthened and maintained. The impact of sports on human life and health in the modern world is incredibly great. Sports and healthy lifestyle are inseparably linked. The purpose of the research is to show the benefits of physical education influence on student's life. We conducted the questionnaire, which compared and analyzed the physiological indicators of the students, involved and not involved in physical education. It was revealed that thanks to sports, metabolic processes in the brain are improved, contributing to its better efficiency, blood supply to the muscles is also improved, training of the muscular system increases endurance in conditions of both physical and mental workload. A person becomes more sociable, cheerful, resistant to stressful situations.
Keywords: health promotion, physical activity, healthy lifestyle, students, sports.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что занятие спортом тесно связанно со здоровьем [1]. В течение жизни здоровье нужно постоянно укреплять и сохранять. Чтобы это сделать нужно вести здоровый образ жизни, сформировать привычки людей, которые направлены на укрепление и оздоровление организма, а не наоборот.
Благодаря спортивной деятельности, в процессе творческого поиска, овладения техникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Всё это откладывается у человека в голове и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в жизненных ситуациях [4].
Высокий потенциал физической, психической и умственной работоспособности является важнейшим залогом полноценной жизни человека. Недостаточный уровень здоровья оказывает негативное воздействие на социальную, трудовую и экономическую активность людей, а также на здоровье и физическое развитие потомства. С другой стороны, стиль жизни человека определяет состояние его здоровья [2].
Прежде всего, занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его физическое состояние. Кроме того, двигательная активность оказывает влияние на развитие адаптационных возможностей организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды [3].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании мы решили узнать, как регулярные занятия спортом влияют на физиологические показатели организма студента, такие как: дыхание, кровообращение, нервно-мышечную систему, а также на иммунную систему. Было проведено раздаточное анкетирование с участием анкетера в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова.
Участниками анкетирования были юноши и девушки в возрасте 17-24 лет. Анкетирование проводились среди 20 юношей и 20 девушек. Участникам раздавались анкеты, где они должны были отвечать односложными ответами.
Таблица 1 - Структура анкеты
Вопросы Ответы
1.Пол М/Ж
2.Количество полных лет
3.Занимаетесь ли Вы регулярно спортом (1-2 раза в неделю)? Да/Нет
4.Появляется ли у Вас усталость, утомленность, ощущение тяжести, дискомфорт в ногах при ходьбе более 2 часов (прогулка по парку, например)? Да/Нет
5.Появляется ли у Вас ощущение заложенности в ушах, если Вы резко пробежите расстояние 100 метров (до остановки при приближающемся автобусе, например)? Да/Нет
6.Появляется ли у Вас отдышка при прохождении по лестнице пяти этажей наверх? Да/Нет
7. Учащается ли ваше сердцебиение при прохождении по лестнице пяти этажей наверх? Да/Нет
8.Может ли у Вас появиться головокружение при беге в спокойном темпе пять-семь минут? Да/Нет
9.Легко ли Вы переносите стрессовые ситуации? Да/Нет
10.Через сколько часов умственной деятельности наступает утомляемость? 1 час/2 часа/3 часа/ более
11.Как часто Вы болеете инфекционными заболеваниями (грипп, ОРВИ, например)? 0/1/2 или больше раз в год
12.Есть ли у Вас личная жизнь, состоите ли Вы в отношениях? Да/Нет
Анкетирование проводилось анонимно. Важнейшим условием при проведении исследования было то, что участники не должны были иметь вредных привычек, таких как курение, употребление спиртных напитков, наркотических препаратов, а так же участники не должны были иметь хронических заболеваний (сердечная недостаточность, почечная недостаточность, дыхательная недостаточность, то есть тех заболеваний, которые могли повлиять на результат исследования).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По данным анкетирования, регулярно выполняли физические нагрузки 14 юношей и 9 девушек, что составило 57,5% от общего числа участников; остальные 6 юношей и 11 девушек - нет (42,5%). Далее мы будем подразделять на «спортивных» и «не спортивных» участников. Явление дискомфорта в ногах у участников, занимающихся спортом, составил всего лишь 13,1%, когда в случае с не спортивными участниками этот процент больше почти в 6 раз. Только у 4 участников из 17 усталость ног не доставляла неудобств. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что у людей тренированных улучшается венозный отток, так как сосуды тренированы, и большие нагрузки на них не являются чрезвычайными, то есть сосуды более выносливы, таким образом, это является профилактикой появления заболеваний связанных с сосудами несущими кровь к сердцу, например, варикозное расширение.
При опросе ни один из участников, занимающихся спортом, не пожаловался на появления боли в барабанной перепонке при резком, быстром беге. У нетренированных людей появляется почти в 65% случаев. Ощущения заложенности в ушах появляется вследствие сильного перепада давления, которое появляется из-за резкого усиленного кровообращения, которое в свою очередь появляется из-за низкого уровня подготовленности, превышенной допустимой нагрузки, неверного дыхания. То есть у тренированных людей высокий тонус сосудов, хорошая общая тренированность дыхательной системы.
У тренированных студентов отдышка не появляется в 91,3% случаев, то есть у 21 человека из 23 она отсутствует. А у нетренированных студентов, наоборот, в 94,1% случаев она обязательно появляется, то есть у 16 людей из 17. Само явление отдышки появляется вследствие изменения частоты, ритма и глубины дыхания при непривычных усиленных физических нагрузках, что свидетельствует о маленькой жизненной ёмкости легких. При большой жизненной ёмкости легкие лучше вентилируются, следовательно,
сам организм будет получать больше кислорода, что будет положительно сказываться на жизнедеятельности организма.
Учащенное сердцебиение возникает у нетренированных людей в 100% случаев. У людей, регулярно занимающихся спортом этот процент намного ниже, он составляет всего 30,5%. Учащенное сердцебиение возникает вследствие повышения частоты сердечных сокращений, которое появляется, как естественный, физиологический процесс, но, если сердце нетренированное, для него такие неожиданные высокие потребности в раскачке крови в организме являются стрессовыми, так как они приводят к изнашиванию сердечной мышцы. У спортивных людей такого явления нет, так как сердечная мышца крепкая и готова к нагрузкам. У участников, постоянно занимающихся спортом, головокружение при беге не возникало никогда. А у «не спортивных» - такое явление имеет место быть в 29,4% случаев. Одной из причин головокружения может являться недостаточное кровоснабжение головного мозга кислородом.
Люди, занимающиеся спортом в большинстве случаев (73,9%) намного легче переносят стрессовые ситуации. Работоспособность мозга у спортсменов сохраняется дольше, утомление наступает позже. У людей тренированных в большинстве случаев утомление наступает после 2 часов интенсивной работы (69,5%), а вот у людей, не занимающихся спортом, утомление происходит после первого часа работы (52,9%). Данные показатели, конечно же, будут сказываться на продуктивности работы.
Люди, занимающиеся спортом, реже болеют (78,2%), что может быть связано с повышенным иммунитетом. А также, было подмечено, что у 19 людей из 23, которые занимаются физической культурой, есть счастливая личная жизнь, что может быть связано с более развитыми коммуникативными способностями у этих людей.
ВЫВОДЫ
Исходя из всех этих исследований, можно сделать вывод, что занятия спортом являются очень важными составляющими жизни. Благодаря занятиям спорта улучшаются обменные процессы в мозге, способствуя его лучшей работоспособности, так же улучшается кровоснабжение мышц, тренировка мышечной системы повышает выносливость в условиях как физических, так и умственных нагрузок. Занятия спортом помогают отвлечься от проблем и снизить уровень стресса. При занятиях спортом укрепляется иммунитет, следовательно, улучшается самочувствие. Так же благодаря активному образу жизни скорость обмена веществ в вашем организме дольше остается на высоком уровне, что предотвращает старение.
Спорт оказывает благоприятное действие на различные системы организма человека, например, укрепляется опорно-двигательная система, увеличивается сила мышц, а кости скелета становятся более устойчивыми и прочными. Улучшается сердечнососудистая система, так как спортивные нагрузки делают их более выносливыми, сердечная мышца утолщается и увеличивается объема сердца, что повышает его мощность и работоспособность. Так же улучшается качество дыхательной системы, так как при спортивных нагрузках повышается потребность в кислороде, следовательно, работа дыхательной системы становится более интенсивной. При занятиях спортом улучшается качество иммунной системы, организм становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных условий среды. При занятиях спортом увеличиваются коммуникативные свойства человека, человек становится более общительным, жизнерадостным, устойчивым к стрессовым ситуациям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочетова, С.В. Влияние физической культуры и спорта на жизнь студентов / С.В. Кочетова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 5, часть 1. - С. 15-17.
2. Физическая активность и здоровье населения / Н.И. Медведкова, В.И. Медведков, Т.В. Зотова, О.И. Аширова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). -
С. 201-205.
3. Семенова, М.А. Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни человека / М.А. Семенова, М.В. Железнякова, Е.Е. Щербакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 259-262.
4. Шутьева, Е.Ю. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека / Е.Ю. Шутьева, Т.В. Зайцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4. - С. 83-88. - URL : http://e-koncept.ru/2017/170084.htm (дата обращения: 01.01.2020).
REFERENCES
1. Kochetova, S.V. (2019), "Influence of physical education and sports on the life of students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5, Part 1, pp. 15-17.
2. Medvedkova, N.I., Medvedkov, V.I., Zotova, T.V. and Ashirova O.I. (2019), "Physical activity and public health", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 201-205.
3. Semenova, M. A., Zheleznyakova M.V. and Shcherbakova, E.E. (2018), "Physical education and sports in the formation of a healthy lifestyle of a person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 259-262.
4. Shuteva, E. Yu. and Zaitseva, T.V. (2017), "Influence of sports on human life and health", Scientific and methodological electronic journal "Concept", No. 4, pp. 83-88, available at: . - URL: http://e-koncept.ru/2017/170084.htm.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2020
УДК 798.22
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗВЕНЬЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСАНКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ. ЧАСТЬ 1 (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина, Москва
Аннотация
Введение. Актуальность исследования связана с отсутствием в отечественной школе выездки четкого понимания значимости, структуры и механизмов формирования специфического для данного вида деятельности мышечного тонуса всадника, достижения рационального положения и взаимодействия звеньев тела при изменяющихся условиях и действии внешних сил. Цель исследования состояла в определении и обосновании принципиальных узловых звеньев динамической осанки всадника в спортивной выездке. Методика и организация исследования. Инструментом исследования послужили: многолетний спортивный, тренерский опыт авторов; материалы публикаций отечественных и зарубежных ученых по физиологии, анатомии, биомеханике спорта; материалы собственных исследований и публикаций авторов. Результаты исследования. В ходе исследования установлены принципиальные звенья адекватной посадки всадника. Оценена их функциональная эмерджентность и проведен структурный анализ. Выводы. На основании полученных результатов было установлено, что фундаментальными звеньями динамической осанки всадника в выездке являются: грудная клетка, таз и тазобедренные суставы, голова, бедра, коленные суставы, голеностопные суставы. Если в достижении динамического равновесия спортсмена в паре с лошадью грудная клетка и в меньшей степени бедра играют роль относительно жестких стабилизаторов осанки всадника, то таз, тазобедренные суставы, пояснично-крестцовый отдел, голеностопные суставы - функциональные стабилизаторы, в большей степени, реагирующие на колебательные посылы тела лошади, сопровождающие движения животного и амортизирующие толчки.
Ключевые слова: динамическая осанка, фундаментальные звенья, всадник, выездка, грудная клетка, таз, баланс.