Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / ДЕПРЕССИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джукаев Мурат Халитович, Гогоберидзе Зураб Меджитович

Важность психического здоровья обучающихся является важнейшей темой в образовании. Физическая активность - это большая часть хорошего психического здоровья. Предыдущие исследования психического здоровья студентов, занимающихся спортом, часто фокусировались на отдельных аспектах (например, стрессе, благополучии и риске депрессии) вместо того, чтобы рассматривать психическое здоровье в целом. Таким образом, цель этой статьи - дать представление о влиянии физической активности и физического воспитания на психическое здоровье студентов. Выборка состояла из 148 студентов-спортсменов (112 мужчин, 36 женщины). В качестве методов исследования были использованы метод анонимного анкетирования и письменного опроса. Студенты-спортсмены сталкиваются со стрессорами, которые вызваны не только типичными академическими требованиями (например, экзаменами), но и физическими и спортивными требованиями (например, физической работоспособностью, тренировками). Исходя из этого, университеты должны, при необходимости, вносить коррективы в требования к обучению, а также в целевые предложения по укреплению здоровья. Такие меры особенно необходимы, поскольку длительный постоянный стресс может играть определенную роль в развитии психических заболеваний, таких как депрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION ON THE STUDENTS’ MENTAL HEALTH

The article deals with the importance of students' mental health. Physical activity is a big part of good mental health. Previous research on the mental health of students involved in sports has often focused on individual aspects (e.g. stress, well-being and risk of depression) instead of looking at mental health in general. Thus, the purpose of this article is to give an idea of the impact of physical activity and physical education on the mental health of students. The sample consisted of 148 student-athletes (112 men, 36 women). As research methods, the method of anonymous questionnaire and written survey were used. Student-athletes face stressors that are caused not only by typical academic requirements (for example, exams), but also by physical and athletic requirements (for example, physical performance, training). Based on this, universities should, if necessary, make adjustments to training requirements, as well as to targeted health promotion proposals. Such measures are especially necessary because long-term persistent stress can play a role in the development of mental illnesses, such as depression.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

5. Lepshokova, E.A. and Tambieva, S.I. (2020), "Formation of phraseological units in English and Russian", Problems of modern pedagogical education, No. 67-1, pp. 159- 162.

6. Lepshokova, E.A. and Karasova. S.Ya (2021), "Features of the formation of abbreviations in modern English", Problems of modern pedagogical education, No. 70-1, pp. 265-267.

7. Lepshokova, E.A. (2020), "Syntactic convergences and their types in the English language", Languages and literatures in the multicultural space of Russia: current state and development prospects, Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of the birth of the national poet of the KChR Nazir Akhyaevich Khubiev, Ka-rachaevsk, pp. 230-234.

8. Lepshokova, E.A. (2020), "Somatic idioms as the basis of idiomatic speech", National Association of Scientists, No. 58-2 (58), pp. 36-37.

9. Lepshokova, E.A. (2020), "Phraseological units with somatisms in English idioms", Russian Language and Literature in a Multilingual World: Issues of Study and Teaching (XVI Cyril and Methodius Readings), Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Karachaevsk, pp. 81-85.

10. Lepshokova, E.A. and Kipkeeva, Z.K. (2021), "The problem of the current political ideology, its content", Actual problems and priority directions of development of the agrarian economic system: aspects, mechanisms, prospects. materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Makhachkala, pp. 98-101.

11. Larin, B.A. (1956), Essays on phraseology. Modern Russian language: Lexicology. Phraseology. Lexicography: reader, Leningrad State University, Leningrad.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2022

УДК 796.015:15.9.072

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

СТУДЕНТОВ

Мурат Халитович Джукаев, кандидат педагогических наук, доцент, Зураб Меджито-

вич Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

Важность психического здоровья обучающихся является важнейшей темой в образовании. Физическая активность - это большая часть хорошего психического здоровья. Предыдущие исследования психического здоровья студентов, занимающихся спортом, часто фокусировались на отдельных аспектах (например, стрессе, благополучии и риске депрессии) вместо того, чтобы рассматривать психическое здоровье в целом. Таким образом, цель этой статьи - дать представление о влиянии физической активности и физического воспитания на психическое здоровье студентов. Выборка состояла из 148 студентов-спортсменов (112 мужчин, 36 женщины). В качестве методов исследования были использованы метод анонимного анкетирования и письменного опроса. Студенты-спортсмены сталкиваются со стрессорами, которые вызваны не только типичными академическими требованиями (например, экзаменами), но и физическими и спортивными требованиями (например, физической работоспособностью, тренировками). Исходя из этого, университеты должны, при необходимости, вносить коррективы в требования к обучению, а также в целевые предложения по укреплению здоровья. Такие меры особенно необходимы, поскольку длительный постоянный стресс может играть определенную роль в развитии психических заболеваний, таких как депрессия.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, физическая активность, психическое здоровье, стресс, депрессия, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p129-132

IMPACT OF PHYSICAL EDUCATION ON THE STUDENTS' MENTAL HEALTH

Murat Khalitovich Dzhukaev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Zurab Medzhi-

dovich Gogoberidze, the candidate of pedagogical sciences, docent, Umar Aliev Karachay-

Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

The article deals with the importance of students' mental health. Physical activity is a big part of good mental health. Previous research on the mental health of students involved in sports has often focused on individual aspects (e.g. stress, well-being and risk of depression) instead of looking at mental health in general. Thus, the purpose of this article is to give an idea of the impact of physical activity and physical education on the mental health of students. The sample consisted of 148 student-athletes (112 men, 36 women). As research methods, the method of anonymous questionnaire and written survey were used. Student-athletes face stressors that are caused not only by typical academic requirements (for example, exams), but also by physical and athletic requirements (for example, physical performance, training). Based on this, universities should, if necessary, make adjustments to training requirements, as well as to targeted health promotion proposals. Such measures are especially necessary because long-term persistent stress can play a role in the development of mental illnesses, such as depression.

Keywords: student-athletes, physical activity, mental health, stress, depression, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Важность психического здоровья нашей молодежи является важнейшей темой, которой не уделяется достаточного внимания. Проблемы с психическим здоровьем отмечаются у учащихся всех возрастов. Учащиеся, которые не занимаются физическим воспитанием, имеют больший риск возникновения психических проблем со здоровьем.

Положительному влиянию физического воспитания на психическое здоровье по-свящён ряд исследований. Например, Федеральный центр физического воспитания указывает на ряд преимуществ для здоровья от занятий физической активностью, в том числе посредством физического воспитания. Среди этих преимуществ - улучшение здоровья сердечно-дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, поддержание здорового веса, повышение уверенности в себе и социальных навыков, улучшение психологического и душевного благополучия, повышение самооценки и снижение тревожности и стресса. [1]

Пропаганда здорового образа жизни, активного движения должна начинаться с раннего возраста, поскольку поведение, усвоенное в юности, с большей вероятностью сохранится в дальнейшей жизнедеятельности. Детство - это период времени, когда быстрый рост и развитие характеризуются пластичностью нейронов, формулированием я-концепции и установлением поведенческих паттернов для улучшения или ослабления психического здоровья. Таким образом, физическая активность является критически важной частью общего воспитания. Физическое воспитание включает в себя любую программу физической активности на дому и в школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрим положительное влияние командных видов спорта на психическое здоровье обучающихся. По нашему убеждению существует заметная взаимосвязь между участием в командных видах спорта и снижением уровня депрессии обучающихся. Существует также взаимосвязь между физической активностью и улучшением качества сна. [2] Командные виды спорта характеризуются такой особенностью, когда люди, разделяющие общую цель, участвуют в команде, соревнуясь с командой противника. Участие в командных видах спорта может быть одним из способов уменьшить стресс, тревогу и депрессию.

К отрицательному влиянию спорта на психологическое здоровье обучающихся мы относим негативные последствия, такие как риск неудачи, приводящей к ухудшению психического здоровья, риск травм, расстройства пищевого поведения и эмоциональное выгорание. Одним из негативных последствий спорта для психического здоровья является то, что спортсмены ставят перед собой цель победить любой ценой. Это утверждение

особенно верно для детей и подростков, поскольку раннее занятие спортом увеличивает риск травм, способствует одномерному функциональному развитию, что приводит к перетренированности, психосоциальным расстройствам и психологическому насилию.

Важность физической активности и физического воспитания для психического здоровья подростков в последние годы вышла на первый план. Физическая активность согласуется с улучшением психического здоровья студентов. Физическая активность улучшает психическое здоровье студентов за счет снижения тревожности, стресса, депрессии и повышения самооценки.

Исследования психического здоровья студентов касаются различных аспектов, особенно стресса, хорошего самочувствия и риска депрессии. Из этих аспектов стрессу уделяется особое исследовательское внимание. Студенты университетов испытывают высокий уровень стресса во время освоения учебных программ. Высокий уровень стресса может оказывать негативное влияние на успеваемость студентов.

В нашем исследовании при анализе влияния стресса группа студентов-спортсменов (т. е. студентов, изучающих спортивные науки) представляет особую целевую группу, так как они сталкиваются со стрессом, связанным не только с учебой, но также и с физическими и спортивными требованиями (физическая работоспособность, тренировки). Такое сочетание академических и физических нагрузок может оказать особое влияние на связанные с учебой стрессовые процессы у студентов-спортсменов.

Таким образом, основная цель данного исследования состоит в том, чтобы сосредоточиться на конкретной целевой группе студентов, занимающихся спортом, и изучить стресс, связанный с учебой и с физическими нагрузками и их связь с общим самочувствием и риском депрессии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стресс возникает, когда люди чувствуют, что они не могут адекватно справиться с заданными требованиями или с угрозами своему психическому здоровью. Стресс вызывается личными оценками в процессе взаимодействия между человеком и окружающей средой. [2]

Что касается стресса студентов, это означает, что студент оценивает значимость ситуации для своего собственного психического здоровья, например, значимость экзамена.

Уровни стресса у студентов, занимающихся спортом, отличаются по сравнению со студентами, изучающими другие предметы. Мы сравнили уровни стресса студентов, изучающих спортивные науки, и студентов университетов, изучающих другие предметы. Результаты показали, что студенты, изучающие спортивные науки, имели статистически значимо более высокий уровень стресса (71%), чем студенты, не являющиеся спортсменами (44%).

Дальнейшие исследования показали, что уровни стресса у студентов-спортсменов различались в зависимости от пола: уровень стресса учащихся женского пола был значительно выше (84%), чем у студентов мужского пола (61%).

Универсального определения психологического благополучия не существует. Существует довольно много описаний этой конструкции. Психологическое благополучие является центральной частью индивидуального здоровья и показывает чувства человека, которые варьируются от негативных психических состояний (например, депрессии) до позитивных психических состояний (например, удовлетворенности жизнью). [2]

Российское общество психиатров определяет депрессию (основное депрессивное расстройство) как "распространенное и серьезное медицинское заболевание, которое негативно влияет на то, как вы себя чувствуете, как вы думаете и как вы действуете". Чувство печали и/или потери интереса к занятиям, которыми человек когда-то наслаждался, являются симптомами депрессии. [1]

В нашем исследовании установлено, что риск развития депрессии у студентов-спортсменов мужского пола составляет 13%, женского пола - 28 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя вышесказанное, отмечаем, что студенты-спортсмены представляют особую целевую группу при рассмотрении вопроса о психическом здоровье в университете. Они сталкиваются со стрессорами, которые вызваны не только типичными академическими требованиями (например, экзаменами), но и физическими и спортивными требованиями (например, физической работоспособностью, тренировками).

Более того, мы обнаружили, что стресс, связанный с учебой, сильно коррелирует с общим самочувствием и общим риском депрессии у студентов, занимающихся спортом. С теоретической точки зрения эти результаты подтверждают предположения, моделирующие пути от контекстуальных процессов (например, университетская жизнь) к глобальным процессам (т. е. глобальная жизнь). Однако, учитывая поперечный характер нашего исследования, в будущих лонгитюдных исследованиях следует изучить причинно-следственные связи стрессоров, стрессовых реакций и риск депрессии в повседневной жизни студентов-спортсменов. Более того, будущие исследования в области психического здоровья студентов-спортсменов должны изучить конкретные требования, связанные с учебой, и уточнить, в какой степени они связаны с низким уровнем психического здоровья в жизни студентов-спортсменов в целом. Исходя из этого, университеты должны, при необходимости, вносить коррективы в требования к обучению, а также в целевые предложения по укреплению здоровья. Такие меры особенно необходимы, поскольку длительный постоянный стресс может играть определенную роль в развитии психических заболеваний, таких как депрессия.

Физическая активность и спорт имеют долгосрочные последствия как для физического здоровья, так и для психологического благополучия.

При регулярной физической активности улучшение психического здоровья в молодости также перенесется во взрослую жизнь. Привычки, сформированные в подростковом возрасте, нередко определяют образ жизни в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахов Н.Э. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента / Н.Э. Астахов // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 409-411.

2. Сапожникова О.В. Влияние занятий физической культурой на психологическое состояние студента вуза / О.В. Сапожникова, А.В. Шешенина, Д.С. Шевнина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - № 1. - С.115-117.

REFERENCES:

1. Astakhov, N.E. (2018), "The influence of physical culture and sports on the student's performance", Young scientist, Vol.46 (232), pp. 409-411.

2. Sapozhnikova, O. V., Sheshenina, A.V. and Shevnina, D.S. (2019) "The influence of physical culture on the psychological state of a university student", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 1, pp. 115-117.

Контактная информация: murat.dzhukkayev.1@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК. 796.01

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Владимир Владимирович Дорофеев, старший преподаватель, Ирина Александровна Бажина, старший преподаватель, Валерия Владимировна Сафонова, студентка, Ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.