Научная статья на тему 'Влияние физических методов лечения на состояние биоэлектрической активности головного мозга у детей с артериальной гипертензией'

Влияние физических методов лечения на состояние биоэлектрической активности головного мозга у детей с артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревенко Н.А., Каладзе Н.Н., Мельцева Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физических методов лечения на состояние биоэлектрической активности головного мозга у детей с артериальной гипертензией»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

008-009

с паренхиматозной: 19,7± 1,78 и 14,3±2,37 мкг/л/ч соответственно, р<0,05. Концентрация ангиотензина I и альдосте-рона также была выше при вазоренальной нефрогенной гипертензии, чем при паренхиматозной и составила: ангио-тензин I — 19,2± 1,56 и 13,8±2,24 нг/мл, альдостерон — 670,12±137,12 и 410,63±95,48 пг/мл, соответственно, р<0,05.

Заключение. Нефрогенная гипертензия сопровождается достоверным повышением активности ренина плазмы, уровня ангиотензина I и альдостерона в сыворотке крови. При анализе в зависимости от вида нефрогенной гипертензии максимальные значения ренина, ангиотензина I и альдосте-рона были выявлены при вазоренальной нефрогенной гипер-тензии.

008 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ Ревенко Н. А., Каладзе Н. Н., Мельцева Е. М. ФГАОУ ВО КФУ имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия

rvenkonatasha@rambler.ru

Цель. Изучение динамики биоэлектрической активности головного мозга (БАГМ) у детей с артериальной гипертензией (АГ) под влиянием различных комплексов физиотерапии.

Материал и методы. Было обследовано 320 детей с АГ в возрасте 10-17 лет. В зависимости от проводимого лечения дети с АГ (п=320) были разделены на 2 группы с использованием традиционного реабилитационного комплекса (ТРК) и ТРК с комплексом ноотропной физиотерапии, контрольная группа (КГ). Детям проводилась компьютерная электроэнцефалография (ЭЭГ), а так же суточное мониторирование АД (СМАД).

Результаты. При анализе характеристик а-ритма выявлено достоверное снижение его частоты у детей с АГ в сравнении с КГ. У 252 (78,7%) пациентов с АГ отмечается генерализация а-ритма. Преобладание высокоамплитудных а-волн нижних частот диапазона по всем зонам коры ГМ свидетельствует о снижении функциональной активности коры ГМ, распространении ирритации по всем функциональным зонам коры и усилении роли подкорковых ритмогенных структур, в первую очередь, таламических. у детей с АГ выявлена повышенная мощность 6-волн диапазона за счет увеличения ампли-

туды. Регистрировался высокий 6-ритм в несвойственных для его локализации лобных и центральных отведениях ээГ. Усиление мощности 6-ритма связывают с активацией гиппо-кампа, одной из функций которого является регуляция адаптации организма при стрессе. У 234(73,1%) детей с АГ была выявлена билатерально-синхронная активность (БСА) в виде вспышек двухфазных колебаний частоты медленного а-ритма (6-7Гц), амплитуда которых превышала амплитуду основного ритма на 10-30%. У 78 (24,3%) детей с АГ БСА имела вид а-веретен или полифазных а-колебаний, частоты фонового ритма, превышающих по амплитуде фоновый ритм до 50%. Выявлены тесные связи между показателями БЭАГМ и средними показателями АД. Прямая зависимость между уровнем САД и ДАД и амплитудой основного ритма (САД (г=0,34, р<0,05) и ДАД (г=0,28, р<0,01)), а так же выраженностью БСА, количество вспышек БСА и САД (г=0,36, р<0,05), количество вспышек и ДАД (г=0,22, р<0,001). Выраженность зональных различий на ээГ под влиянием лечения существенно не изменялась у большинства детей с АГ (58%). Реакция диэнцефальных структур, проявлявшееся усилением или ослаблением признаков их ирритации на ээГ, наблюдалась чаще в группе с включением нейротрофической терапии. Реакции на внешние раздражители существенных изменений не претерпевали.

Заключение. Исследования показали, что с учетом всех характеристик ээГ положительная динамика со стороны БЭАГМ детей с АГ чаще наблюдалась при включении в комплекс лечения электросонтерапии. В результате лечения во всех группах достоверно увеличивается частота затылочного а-ритма. Во второй группе этот показатель возрастает на 40% и, практически, достигает значений возрастной нормы (10Гц). В первой группе частота а увеличивается на 25%. Снижение мощности 6, преимущественно в группе с проведением немедикаментозной нейротрофической терапии, особенно в передних отделах ГМ связано как со снижением амплитуды 6, так и с увеличением частоты основного ритма (9Гц), выходящей за пределы 6-диапазона (3,5-6,5Гц). Снижение амплитуды а-ритма при увеличении его частоты в предних отделах мозга можно расценивать как проявление уменьшения роли подкорковых ритмогенных структур в формировании картины БЭАГМ. У подростков первой группы БСА уменьшается на 20%, у подростков второй — в два раза. Таким образом, включение нейротрофической физиотерапии способствует нормализации активности надсегментарных вегетативных структур, меняет состояние периферических вегетативных механизмов регуляции АД у детей с АГ.

III. Вариабельность и турбулентность ритма сердца

009 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ДИАГНОСТИКЕ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Глебов В. В.

РУДН, Москва, Россия vg44@mail.ru

Методика вариабельности сердечного ритма (ВСР) в настоящее время является объективным и часто используемым методом в исследовании функциональных состояний человека. Согласно стандартам Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии (1996г), применяются временные и частотные методы анализа ВСР, которые могут дать интегральную оценку активности симпатической и парасимпатической нервной системы и позволяет мониторировать изменения вегетативного статуса у детей в процессе образовательного процесса.

Значительное увеличение учебных нагрузок, снижение двигательной активности, ухудшение питания школьников

и нездоровый образ жизни (курение, употребления алкогольных и тонизирующих напитков) повышают психоэмоциональное напряжение и уровень невротизации и, как результат, увеличивают школьную дезадаптацию детей.

Под школьной дезадаптацией мы понимаем совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психосомато-физиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Цель. Изучение вегетативного статуса школьников имеющие трудности в обучения.

Материал и методы. нами было обследовано 233 школьников 10-13 лет (средний возраст 11,5) с дисфункцией ВНС. Была выделена группа из 89 детей (38%), которые помимо вегетативной дисфункции испытывали трудности школьного обучения и социальной адаптации в коллективе,

Результаты. По результатам ВСР после психо-коррекци-онных мероприятий (обучениям навыкам психоэмоциональной регуляции) в группе с ваготонией наблюдается более положительная динамика с переходом в эйтонию 34% школьников, чем в группе с симпатотонией, где переход в эйтонию составил 23%, что свидетельствует о необходимости дополнительных коррекционных лечебных мероприятий. После пси-

6

Российский кардиологический журнал. 2019;24, дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.