УДК 997 + 0325 + 94(4) “04/14”
Р.Ф.Набиев, З.В.Галлямова
ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ ДЖУЧИДОВ НА ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ (к постановке проблемы)
Во время нахождения в составе Империи Джучидов («Золотой Орды») происходил прирост населения русских княжеств. Одной из причин положительных тенденций в демографии является особенность средневековой единицы налогообложения - семья.
Ключевые слова: Империя Джучидов, «Золотая Орда», Великое княжество Московское, династия Юань, подымный налог подоходный налог, прирост населения.
R.Nabiev, Z.Galljamova effect of fiscal policy in the empire juchids demography and cultural traditions (Statement of the Problem)
During their stay in the Empire Juchids ("Golden Horde"), there was an increase of the population of the Russian principalities. Large population growth was due to a feature of medieval taxation. The basic unit of taxation was the family, home).
Keywords: етфте Juchids, "Golden Horde”, Grand Duchy of Moscow, Family Tax, population growth.
Широко известно, что налоговая политика способна регулировать не только экономические, но и социальные процессы.1 Однако в наше время обычно фискальная политика не учитывается в качестве самостоятельного фактора, влияющего на воспроизводство общества [4].2
В значительной мере это оправдано: в современном мире, когда государственные налоги не претендуют на необходимый продукт, их прямое влияние на демографию просчитать сложно, и лишь ретроспективное их рассмотрение на протяжении нескольких веков способно надежно выявить некоторые примечательные закономерности.
Актуальность темы неуклонным снижением рождаемости в «развитых» и «благополучных» обществах. Причем, разумных средств противодействия этой тенденции так и не найдено.
Эта динамика нашла отражение и на территории Российской Федерации. Она стала очевидной в европейской части СССР со второй половины ХХ века. Однако если ретроспективно рассматривать процесс снижения рождаемости по сословиям и социальным стратам, то его истоки просматриваются на многие столетия ранее. Во всяком случае, в исторических источниках разных стран нередко можно встретить сравнения количества детей в «благородных» семьях и домах «черни». С древнейших времен, например, известна восточная пословица о том, что у львицы один детеныш, тогда как у зайчихи их множество. Прослеживается выраженная обратная взаимосвязь между выживаемостью потомства и его количеством.
Применительно к рассматриваемому вопросу примечательным представляется и тот факт, что за период «татарского ига» относительно малочисленные и бедные княжества Северовосточной Руси превратились в мощную Московскую державу с многомиллионным населением.
Среди специалистов, изучающих культурное (в широком смысле понятия) влияние «Золотой Орды» уже довольно давно преобладает мнение о довольно умеренном налогообложении, которое весьма незначительно сказывалось на благосостоянии рядового труженика [1; 2; 3 и др.].
В настоящее время известны работы специалистов, позволяющие многократно снизить уровень предполагаемого «ордынского выхода» русских княжеств. В частности, интересно мнение ряда ученых о величине сборов, осуществлявшихся князьями на местах и реальных суммах выплат «в Орду». Разница была существенной [11]. Кроме того, учитывая, что лесные княжества платили «выход» пушниной и натуральными изделиями, прямой государственный налог, выплачиваемый в Сарай в мирное время, можно считать ничтожным [8; 9].
1 «Налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они ... сами существенно влияют на модернизационные процессы.» [6].
2 Известным частным исключением был «налог на бездетность». Экономическое рычаги влияния на процессы воспроизводства населения в большей мере связаны с дотациями, льготами, улучшением условий проживания.
Таким образом, учитывая длительное отсутствие войн, открывшийся доступ к мировым торговым путям, достижениям науки, культуры и технологиям, можно говорить о преимущественно благотворном влиянии экономической политики ИД на народы ВКМ в XIV в. В этих условиях среднестатистический крестьянин мог направлять большее количество средств на собственные нужды. В условиях, когда прирост населения ограничивался, в первую очередь, недостатком необходимого продукта, образование его излишков нашло отражение в ускоренном воспроизводстве.3
Примечательно также, что за время «золотоордынского ига» балто-финно-славянское население увеличилось настолько, что позволило создать на его основе две крупнейшие державы - Польско-литовское королевство и ВКМ.
В государственном строительстве древности считалась бесспорной, способность налоговой политики регулировать не только экономические и политические процессы, но и менять демографическую картину. Как средство изменения плотности населения, влияния на миграционные потоки налоговые послабления и штрафные санкции применялись издавна. Об этом содержатся сведения в хрониках разных стран. Очевидный пример управления народонаселением представляет собой термин «слобода». Для их создания налоговыми льготами в города привлекался нужный человеческий ресурс.
Одной из ключевых особенностей фискальной политики является проблема налогооблагаемой единицы. Длительное время она существенно отличалась от современной. В течение многих столетий основной единицей налогообложения крестьянского населения являлось крупное крестьянское хозяйство (дым, дом, соха, рало, лук) в рамках общины (десятка, сотни).
Судя по историческим источникам, эта единица применялась «степными» империями и для налогообложения самих номадов (курень, юрта, кибитка). Уже самые ранние китайские упоминания о «северных варварах» оценивают мощь того или иного их объединения в «тысячах юрт». Учитывая тот факт, что китайцы платили дань «варварам» (и крайне редко наоборот), эти указания могут расцениваться как косвенные свидетельства о древнейшей системе государственной организации и налогообложения, практиковавшейся в степных государствах «северных вараваров». Также, уже в первых строках русских летописей упоминается, что хазары брали налог «по беле (веверице)4 с дыма». Эта же единица применялась в ИД.
Еще до завоевания Восточной Европы монгольское правительство решило в принципе вопрос о способе и степени эксплуатации покоренных народов. Благодаря киданьскому экономисту Елюй Чу-Цаю Великий каган принял решение о применении проверенной тысячелетиями имперской системе налогообложения, которая. Предшествующая «система» (прямого кормления чингисидов в определенных районах Китая) катастрофически сокращала налогооблагаемую базу (крестьяне бежали) и не гарантировала поступления в казну расчетных сумм [7].
Древняя система налогооблагаемых хозяйств была вновь утверждена каганом вопреки предложению некоторых нойонов о подушном налоге. Внедрение последнего в создавшихся условиях неизбежно вело к последующему сокращению налогооблагаемой базы - крестьяне скрывались и бежали от тотального налогообложения. Сознательное самоограничение поступлений в казну учитывало также и произвол на местах, который неизбежно ложился дополнительным бременем на плечи крестьян [7].
Введение «посошной» и «подымной» систем налогообложения заведомо снижало расчетную сумму прямого государственного налога, т.к. в одной большой семье могло быть несколько «рабочих душ». Однако она же в большей степени гарантировала его получение.
Подобная система придавала устойчивость и живучесть государственной системе. Большое хозяйство, имевшее в своем составе несколько поколений, было выгодно крестьянину. Крепкое хозяйство насчитывало несколько трудоспособных мужчин, а налог выплачивался за одного хозяина. Такая система поощряла рождаемость, т.к. каждый новый член семьи уже через 5-6 лет начинал приносить доход. Хозяйство, располагавшее несколькими мужскими руками, имело
3 Это далеко не единственный случай в истории Евразийских империй. Так, китайцы «скрипя зубами» признают, что мощный демографический «взрыв», который они не могут преодолетьдо сих пор, был порожден политикой маньчжурской династии.
4 Возможно, эти сведения соотносятся с упоминаниями «ордынского» времени о величине сборов с крестьян: «полтина с сохи» [1]. Если учитывать что полтина «татарского» времени это пол- тиена (половина белки или копейки), а не половина рубля, то следует признать налоговое бремя на крестьянина ничтожным.
возможность быть зажиточным. Большая семья, В отличие от малой, обеспечивала рынок товарным продуктом. Она же обеспечивала выживание членам общины, способствовала высокой рождаемости, передаче из уст в уста знаний, традиций и фольклора. Единица «дом», «рало», «дым» применялась в ВКМ в «золотоордынский» период.5
Общинная организация и большая семья обеспечивали сферу обращения норм обычного права и иных составляющих народной культуры, усиливая роль старшего поколения в семье и общине, закрепляя крестьян на земле. При этом, они ограничивали инициативу молодых своих членов.
Таким образом, единица налогообложения, принятая в ИД (дом, юрта), способствовала укреплению патриархальных отношений, семьи и положительным демографическим показателям и ускоренному приросту населения.
В последующем, с обретением большей самостоятельности ВКМ росла и налоговая нагрузка на крестьян. Но с некоторыми усовершенствованиями система коллективного обложения использовалась и в последующем.6 Она продолжала стимулировать рождаемость и рост населения.7
Для более явственного представления о влиянии налоговой политики на демографический рост следует сравнить период «татарщины» с обстановкой последующих веков.
Активное участие Московской державы в мировом переделе потребовало многократного увеличения затрат и, как следствие, - налогового бремени. С конца XVII века в податной системе России происходят изменения «дым, рало, лук» заменены более определенным - двор,8 что осложняло возможность уклонения от налога или занижения его суммы.9
Податная реформа Петра I представляла собой переход от подворного обложения к подушному. В ходе реформы произошла замена единицы обложения «двор» на единицу обложения «душа мужского пола».[12].
Нетрудно заметить, что система обложения по «ревизским душам» многократно усиливала прямое налоговое бремя и способствовала разрушению патриархальной семьи. Но община в еще значительной мере консервировала отношения и выравнивала налоговое бремя «по справедливости».
Реформы XIX в. разлагали общину и большую семью с ее обычаями. В.Даль, например, отмечал быструю утрату своеобразия языка и традиций... Однако даже «...реформы 1860-х гг. сохранили один из пережитков крепостничества - сословность податной системы» и роль общины [6].
Современная фискальная политика, основанная на установлении индивидуального подоходного налога, способствует вовлечению каждого гражданина в товарно-денежные отношения. Наибольшей эффективности она достигла в «промышленно развитых странах».
На фоне подмены системы культурных ценностей и ориентиров система налогов и льгот активизирует предпринимательство и облагает налогами все виды получаемых доходов. По отношению к предшествующим системам она, как механизм сбора средств в государственную казну, несомненно, более эффективна. Однако применение этой системы не ориентировано на сохранение семьи и традиций; противоречит интересам традиционной общины, которая и была разрушена сначала в Европе, затем - в «белой Америке» и СССР. Она же формирует личность индивидуалиста, потребителя и не способствует естественному разрешению гендерных проблем и положительному приросту населения.
Важен и культурологический аспект этой проблемы: историческая и культурная память семьи. Большая семья и община обеспечивали собственный канал передачи исторической информации, особенности исторического мышления и мировоззрения. Ускорение темпов
5 Справка: «рало - в Древней Руси до XIV века пахотное орудие типа плуга, единица обложения данью отдельного крестьянского хозяйства». Также древнейшей признается «подымщина» [10; 14 и др.].
6 «Посошное обложение в России в ХУІ-ХУП веках система налогообложения, при которой единицей налогового учета являлась соха» [10].
7 Примечательна в этом отношении весьма проницательная оценка демографического потенциала Московской Руси XVII века турецким наблюдателем Эвлия Челеби. Оправдывая постоянные нападения соседей на растущее московское государство, он, в частности, писал, что достаточно дать этой стране 10 лет покоя и «ни одна держава не сможет противостоять им ... займут земли казаков, поляков ... выйдут к Дунаю ... вторгнутся в Крым» [13: 219].
8 «... окладная единица двор почти до начала XVIII в. служила основой податной системы» [12].
9 Крестьянские дома без труб, соха вместо плуга, отдушины вместо окон и др. «хитрости» были реакцией крестьян на постоянно возраставшее количество поборов.
экономической жизни, усилия государства по слому общины и большой семьи способствовали утрате культурных особенностей, присущих прежде народам, губерниям и отдельным селам. Ликвидация большой семьи привела к ускоренной культурной ассимиляции и исчезновению остатков прежних народов на территории «коренных русских земель», а также и локальных языков великорусской нации.
Это является объяснением отсутствия родословных у представителей великорусского нации, и быстрой утраты ею оригинального пласта песен и сказаний, на смену которым пришли литературные переработки.
Утрата народной памяти у других народов имела свои особенности. Но и здесь прослеживается ее заметная взаимосвязь с разрушением большой семьи и традиционных способов хозяйствования.
Возвращаясь к «золотоордынскому» периоду, следует отметить, что экономические отношения ИД с подвластными государствами способствовали росту их народонаселения и накоплению средств.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что коллективная (общинная и семейная) система налогообложения крестьян, применявшаяся в XIV в. повсюду способствовала приросту населения, сохранению древних устоев и традиций. Впрочем, как и в иные времена. Об этом свидетельствует, в частности, динамичное развитие всех регионов в период расцвета ИД, а также огромное наследие «Золотой Орды», которое можно выявлять до сих пор в культурах разных народов [9].
Принятые сокращения
ВМИ - Великая Монгольская Империя
ДДГ - Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей
ЗОИ - Золотая Орда в источниках
ВКМ - Великий Князь Московский
ИД - Империя Джучидов («Золотая Орда»)
Литература
1. Вернадский Г.В. Монголы и Русь / Г.В.Вернадский. http://protown.ru/information/ hide/6643.html/ (дата обращения: 17.10.2010).
2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев; сост. и общ. ред. А.И.Куркчи: - М.: Мысль, 1998 (1999). - в 2-х кн.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России / Л.Н. Гумилев; пред. сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. - М.: Ди-Дик, 1995. -
553 с.
4. Демография и демографическая политика. URL: http://izhevsky.ru/referat/38 7-demografiya-i-demograficheskaya-politika.html/ (дата обращения: 17.12.2010).
5. История татар с древнейших времен.- Т.3.: Улус Джучи (Золотая Орда) XIII-середина XV вв. / под ред. М.АУсманова, Р.С.Хакимова. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2009. - 1054 с.
6. Марискин О.И. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети XX века: по материалам Среднего Поволжья / Марискин О.И. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения:
17.4.2012).
7. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая / Н.Ц.Мункуев; под ред. Л.И.Думана. - М.: Восточная литература, 1965. - 222 с.
8. Набиев Р.Ф. О величине налоговых выплат Московского княжества в казну Империи Джучидов в XIV в. // Бизнес в законе. 2012. №1. C. 76-80.
9. Набиев Р.Ф. Экономика Империи Джучидов XIV века (расцвет Золотой Орды) / под ред. Ф.К.Зиннурова. - Lambert academic publishing, 2012. - 256 с.
10. Налоги, сборы, подати URL: http://www.defree.ru/publications/p01/p41.htm/ (дата обращения:
7.4.2012).
11. Нефедов С.А Новая интерпретация истории Монгольской Руси http://hl.mailru.su/mcached?q= (дата обращения: 2.10.2009).
12. Податная система России в XVII веке. URL: http://www.finteoria.ru/podatnxvii.html/ (дата обращения: 8.4.2012).
13. Челеби Э. Книга путешествия / под ред. АС.Тверитинова. - М.: Восточная литература, 1961. - 337
с.
14. Кобринь Ю.М. Золотоордынские дани и повинности в XIV-XVI вв. http://moscowia.su/raboty-
konkur sa-nasledie-predkov-molodym/zolotoordynskie-dani-i-povinnosti-v-xiv-xvi-vv-kobrin-iuliia-mikhailovna/
(дата обращения: 11.07.2011).