Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В 2023 ГОДУ'

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В 2023 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алтайский край / государственная программа / финансовая устойчивость / сельское хозяйство / государственная поддержка / индикаторы государственной программы развития сельского хозяйства / Altai Territory / state program / financial stability / agriculture / state support / indicators of the state program for the development of agriculture

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Миненко, М.В. Селиверстов

Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, и разработку рекомендаций по её укреплению. Методология включает системный, концептуальный, эмпирический, прагматический и научный подходы, что обеспечивает комплексный анализ проблемы. Основные выводы указывают на не совсем положительное влияние финансовой устойчивости на достижение целей государственной программы, подчёркивая необходимость государственной поддержки и разработки комплекса мер для укрепления финансовой стабильности сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Миненко, М.В. Селиверстов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE FINANCIAL STABILITY OF AGRICULTURAL PRODUCERS ON THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN INDICATORS OF THE STATE PROGRAM "DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE ALTAI TERRITORY" IN 2023

The study is aimed at identifying key factors affecting the financial stability of agricultural producers and developing recommendations to strengthen it. The methodology includes systematic, conceptual, empirical, pragmatic and scientific approaches, which provides a comprehensive analysis of the problem. The main conclusions point to the not entirely positive impact of financial stability on achieving the goals of the state program, emphasizing the need for state support and the development of a set of measures to strengthen the financial stability of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В 2023 ГОДУ»

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

«РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» В 2023 ГОДУ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-3-158-161

Аннотация. Исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, и разработку рекомендаций по её укреплению. Методология включает системный, концептуальный, эмпирический, прагматический и научный подходы, что обеспечивает комплексный анализ проблемы. Основные выводы указывают на не совсем положительное влияние финансовой устойчивости на достижение целей государственной программы, подчёркивая необходимость государственной поддержки и разработки комплекса мер для укрепления финансовой стабильности сельхозтоваропроизводителей.

Ключевые слова: Алтайский край, государственная программа, финансовая устойчивость, сельское хозяйство, государственная поддержка, индикаторы государственной

программы развития сельского хозяйства.

Актуальность исследования влияния финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей на выполнение основных индикаторов государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, сельское хозяйство играет важную роль в экономике Алтайского края, обеспечивая продовольственную безопасность региона и страны в целом. Во-вторых, финансовая устойчивость сельхозтоваропроизводителей напрямую влияет на их способность инвестировать в развитие производства, внедрение новых технологий и повышение качества продукции. Это, в свою очередь, способствует достижению целей государственной программы, таких как увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции, повышение её конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития сельских территорий [1; 2].

Исследование данной темы позволяет выявить ключевые факторы, влияющие на финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, и разработать рекомендации по её укреплению. Это, в свою оче-

редь, способствует более эффективному выполнению госпрограммы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» и достижению её основных целей [3].

В реалиях сегодняшнего дня важной мерой для обеспечения финансовой устойчивости АПК является программа льготного кредитования. С учетом меняющейся ситуации и опыта, накопленного в 20172022 годах, на федеральном уровне своевременно были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528 и приказ Минсельхоза России от 04.05.2022 № 274, направленные на совершенствование механизма данного вида государственной поддержки [4].

За 2023 год по официальной информации Минсельхоза России аграриями Алтайского края с уполномоченными банками заключено 988 льготных кредитных краткосрочных договоров на сумму 29,9 млрд. рублей и 509 льготных кредитных инвестиционных договоров на сумму более 29,1 млрд. рублей.

В 2023 году по данным сводной бухгалтерской отчетности сельхозорганизаций края (664 организации) объём чистой при-

были снизился в 1,8 раза или на 15,4 млрд. рублей относительно уровня предшествовавшего года (в 2023 году - 18,9 млрд. руб., в 2022 году - 34,3 млрд. руб.). Снижение рентабельности деятельности сель-хозорганизаций в целом составило 21,1 п.п. (в 2023 году - 20,3%, в 2022 году

- 41,4%). Снижение доходности отрасли отмечается второй год подряд. Порядка 11,2% или 138 сельхозорганизаций края завершили год с убытком. На результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозорганизаций в 2023 году значительное влияние оказало снижение доходности по зерновым и масличным культурам, молочному скотоводству [5].

Только в 118 организациях (17,8% от общего количества предприятий, вошедших в свод) (в 2022 году - 289 организаций - 42,8%) обеспечен расширенный тип воспроизводства (уровень рентабельности

- свыше 35,0%). Последние два года (2022-2023 годы) наблюдается рост количества «слабых» организаций, соответствующих 4 и 5 классам финансовой устойчивости (организации с неустойчивым и кризисным финансовым состоянием) при одновременном снижении числа «сильных» организаций, соответствующие 1 и 2 классам финансовой устойчивости (предприятия с абсолютной финансовой устойчивостью и нормальным финансовым состоянием.

Ухудшение финансового положения сельхозорганизаций сказывается на темпах инвестиционной деятельности и роста заработной платы в отрасли. По данным ведомственной отчетности за 2023 год объем инвестиций в основной капитал у сельхозтоваропроизводителей края составил около 28,5 млрд. рублей (минус 30,5% к уров-

ню 2022 года). По предварительным данным Алтайкрайстата, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности «Сельское хозяйство» (по крупным и средним организациям) за январь-декабрь 2023 года составил около 16,4 млрд. рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал отрасли сложился на уровне 81,7% [4; 6].

В 2023 году в крае наблюдается снижение темпов роста заработной платы в сельском хозяйстве в сравнении с экономикой в целом. В прошедшем году темп роста заработной платы в отрасли составил 115,6%, что на 0,9 п.п. ниже среднего роста в целом по экономике края.

В 2023 году среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве (полный круг организаций) сложилась на уровне 39 394 рубля. В крупных и средних сельхозорганизациях заработная плата за январь-декабрь 2023 года составила 47 137,1 рублей, что на 15,6% превысило уровень за соответствующий период 2022 года.

Соотношение заработной платы одного работника в отрасли со средним значением по экономике в целом за 2023 год сложилось на уровне 85,4%, что выше показателей по Российской Федерации (65,6%) и в среднем по регионам Сибирского федерального округа (66,7%) [4].

В 2023 году в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» осуществлялась реализация 62 мероприятий и мониторинг выполнения 87 целевых индикаторов.

Из числа основных индикаторов не выполнены 6 показателей (42,9%) (табл. 1). Основная причина - ЧС природного характера.

Таблица 1. Выполнение основных индикаторов государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» в 2023 году [5] ___

Показатели Ед. изм. План Факт Степень достижения (%, п.п.)

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году % 100,6 93,1 -7,5 п.п.

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года % 102,52 114,75 +12,23 п.п.

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году % 100,7 91,0 -9,7 п.п.

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году % 100,4 98,1 -2,3 п.п.

Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году % 102,0 109,1 +7,1 п.п.

Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года % 100,2 110,5 +10,3 п.п.

Индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году % 101,0 99,5 -1,5 п.п.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства % 102,2 81,7 -20,5 п.п.

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) % 19,5 20,3 +0,8 п.п.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) РУб. 33000 47137 143 %

Индекс производительности труда по отношению к предыдущему году % 102,0 100,8 -1,2 п.п.

Количество высокопроизводительных рабочих мест тыс. ед. 18,27 27,83 152,33 %

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности РУб. 18000 29040 161 %

Темп роста экспорта продукции АПК по отношению к уровню 2017 года % 216,8 295,9 +79,1 п.п.

Основные выводы влияния финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей на выполнение основных индикаторов государственной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» включают:

1. Финансовая неустойчивость может стать препятствием для достижения целей государственной программы. Сельхозтоваропроизводители, испытывающие финансовые трудности, могут столкнуться с невозможностью инвестировать в развитие, что приведёт к снижению объёмов производства и ухудшению качества продукции.

2. Необходимость поддержки: государственная поддержка играет важную роль в

укреплении финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Программы субсидирования, льготного кредитования и другие меры поддержки позволяют предприятиям инвестировать в развитие и повышать свою конкурентоспособность.

3. Для повышения эффективности выполнения государственной программы необходимо разработать и внедрить комплекс мер, направленных на укрепление финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Это может включать совершенствование механизмов государственной поддержки, развитие инфраструктуры сельских территорий и создание условий для привлечения инвестиций в сельское хозяйство.

Библиографический список

1. Найданова, Э.Б. Государственная финансовая поддержка АПК России / Э.Б. Найданова, Л.В. Тушкаева // Образование и наука: Материалы Национальной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 10-14 апреля 2023 года. - Улан-Удэ: ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления, 2023. - С. 109-112. -EDN POTJEE.

2. Наумова, Т.А. Влияние эффективности реализации государственных программ на развитие сельского хозяйства / Т.А. Наумова, Д.И. Соловьева // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 января 2024 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. - С. 87-91. - EDN KJHFWO.

3. Сергиенко, О.В. Модель прогнозирования финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций для устойчивого развития региона / О.В. Сергиенко // Муниципальная академия. - 2024. - № 1. - С. 84-94. - DOI 10.52176/2304831X_2024_01_84. - EDN YFGAFP.

4. Доклад о ходе и результатах реализации в 2023 году государственных программ в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий Алтайского края / Министерство сельского хозяйства Алтайского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altagro22.ru/activity/analytics/doklad-o-khode-i-rezultatakh-realizatsii-v-2023-godu-gosudarstvennykh-programm-v-sfere-razvitiya-sel-111/ (Дата обращения 10.08.2024).

5. Министерство сельского хозяйства Алтайского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agrodv.ru/, свободный - (дата обращения 10.08.2024).

6. Кочкарова, М.А.А. Диспаритет цен как фактор повышения затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции / М.А.А. Кочкарова // Аудиторские ведомости. - 2022. - № 1. - С. 124-132. - DOI 10.24411/1727-8058-2022-1-124-132. - EDN FRSBFS.

THE IMPACT OF THE FINANCIAL STABILITY OF AGRICULTURAL PRODUCERS ON THE IMPLEMENTATION OF THE MAIN INDICATORS OF THE STATE

PROGRAM "DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE ALTAI TERRITORY"

IN 2023

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The study is aimed at identifying key factors affecting the financial stability of agricultural producers and developing recommendations to strengthen it. The methodology includes systematic, conceptual, empirical, pragmatic and scientific approaches, which provides a comprehensive analysis of the problem. The main conclusions point to the not entirely positive impact of financial stability on achieving the goals of the state program, emphasizing the need for state support and the development of a set of measures to strengthen the financial stability of agricultural producers.

Keywords: Altai Territory, state program, financial stability, agriculture, state support, indicators of the state program for the development of agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.