Научная статья на тему 'Влияние финансовой системы на образование в процессе формирования международного финансового центра'

Влияние финансовой системы на образование в процессе формирования международного финансового центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FINANCE EDUCATION / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / FINANCE CULTURE / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ / FINANCE TOOLS / WORLD FINANCE CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болвачев Алексей Ильич, Екимова Ксения Валерьевна

В статье исследуется процесс развития финансовой системы России на фоне формирования финансовой культуры населения. Проведен анализ проникновения финансовой культуры в стране, рассмотрена структура финансовых активов населения. Выявлена роль образовательных центров в формировании финансовой культуры, приводятся требования финансового рынка к программам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the process of the Russian finance system development against a background of forming the population finance culture. The authors analyze penetration of finance culture in the country and show the structure of finance assets of people. The article demonstrates the role of education centers in shaping finance culture and provides the requirements of finance market to education programs.

Текст научной работы на тему «Влияние финансовой системы на образование в процессе формирования международного финансового центра»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Д-р экон. наук А. И. Болвачев д-р экон. наук К. В. Екимова

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА

В статье исследуется процесс развития финансовой системы России на фоне формирования финансовой культуры населения. Проведен анализ проникновения финансовой культуры в стране, рассмотрена структура финансовых активов населения. Выявлена роль образовательных центров в формировании финансовой культуры, приводятся требования финансового рынка к программам образования.

Ключевые слова и словосочетания: финансовое образование, финансовая культура, финансовые инструменты, мировые финансовые центры.

Современная ситуация характеризуется усложнением взаимоотношений участников финансового рынка. Растущая конкуренция обусловлена более высокими требованиями к соотношению риска и доходности различных финансовых инструментов, предлагаемых современному потребителю. При этом именно финансово грамотные потребители способствуют возникновению новых финансовых инструментов и более полному насыщению конкурентного рынка. Наличие финансового образования позволяет участникам эффективно защищать свои интересы, стимулируя финансовых посредников, ограничивая уровень злоупотреблений в финансовой сфере.

Внедрение финансовых инноваций происходит одновременно с усложнением их структуры.

Современные тенденции развития финансовой системы России свидетельствуют о незначительном проникновение финансовой культуры в России. Это можно проиллюстрировать наглядно: отношение ипотечных кредитов к ВВП в России составляет 3%, что существенно ниже, чем в других развивающихся странах, а проникновение депозитов - 37,2% к ВВП (на уровне стран-аналогов). Отношение капитализации рынка акций к ВВП в России выше, чем в странах бывшего социалистического лагеря (за счет нефтегазовых акций). При этом отношение объема локального долга к ВВП ниже, чем в других развивающихся странах (рисунок).

Усиливает негативную картину тот факт, что проникновение ПИФов и пенсионных фондов в России ниже, чем даже в странах бывшего социалистического лагеря при сравнимом уровне доходов на душу населения. В структуре сбережений россиян совокупная доля ценных бумаг, ПИФов, пенсионных сбережений и страховых продуктов в 1,5-2 раза ниже, чем у жителей Восточной Европы. Однако наблюдаются и позитивные тенденции.

По информации, представленной УК «Капитал», за 2011 г. рублевые депозиты физических лиц выросли до 21% ВВП, хотя еще в 2004 г. составляли

только 7%. Пенсионные активы в России выросли в 8 раз с 2004 г. и составляют уже более 4% ВВП.

Рис. Проникновение банковских услуг (по материалам Renaissance Capital)

В качестве положительного момента стоит отметить, что повышение финансового образования для участников финансового рынка облегчает ответственность государства перед субъектами финансового сектора за счет снижения обязательств в случае банкротств. Дополнительным положительным фактором является ограничение резких колебаний на финансовых рынках в связи с отсутствием у финансово грамотных участников рынка преждевременной и непрогнозируемой реакции на негативные изменения.

Традиционно даже уровень долгового бремени определяется финансовым образованием граждан. Финансово грамотные люди не стремятся увеличивать объем долгов, понимая последствия этого, пытаются избежать финансовых трудностей, создавая, таким образом, предпосылки для развития финансового сектора. Рост ассортимента финансовых продуктов, усложнение процедур пользования ими обусловливают необходимость увеличения роли финансового образования в современной финансовой системе страны. Расширение числа организаций, представляющих финансовые услуги, совместно с ростом ассортимента финансовых продуктов обеспечивают расширение целевых групп потребителей финансовых услуг. Таким образом, в поле зрения аналитиков попали целевые группы, которые ранее не были активными участникам финансового рынка. Однако вновь охватываемые группы не имеют навыков применения финансовых инструментов в силу низкого уровня знаний, ограниченных возможностей в части управления риском. При этом современная ситуация характеризуется и увеличением демографической нагрузки.

Показатель демографической нагрузки как отношение численности лиц старше 65 лет к общей численности трудоспособного населения к 2030 г. в Европе прогнозируется на уровне '/г. В итоге назрела необходимость реформ пенсионных систем с целью повышения уровня ответственности экономиче-

54 Вестник РЭУ • 2013 • № 5

ских субъектов за будущие пенсионные накопления. При этом государство пытается абстрагироваться от проблемы выбора пенсионных программ для населения, что также в свою очередь требует финансового образования для последнего.

Финансовое образование определяет рациональное поведение субъекта финансового рынка при управлении пенсионными накоплениями. Стоит отметить, что низкий уровень знаний, как людей старшего поколения, так и относительного молодого трудоспособного населения, носит отложенный характер. В сочетании с дифференциацией участников финансового рынка, не вовлеченных в потребление финансовых услуг, а следовательно, и не участвующих в планировании своих доходов после окончания трудовой деятельности, эта проблема может привести к негативным экономическим последствиям развития страны.

Показатели финансового образования населения заложены в системы оценки качества жизни. В состав оценочных показателей Всемирного банка для развивающихся стран наряду с показателями, характеризующими потребление, здоровье, продолжительность жизни, уровень урбанизации, включен показатель образования. Для развивающихся стран ведущую роль играют личное потребление и доступ к базовым материальным благам и услугам, а в концепции «Государство всеобщего благосостояния» для западноевропейских и скандинавских стран присутствуют показатели активности потребления населением финансовых услуг.

Традиционно развитие финансового рынка связано с доступностью жилья через механизм ипотеки. При этом ипотека затрагивает два аспекта: присутствие экономически активного населения на финансовых рынках, а с другой стороны - усиление функции сбережения. Эффективное сбалансированное сочетание этих двух направлений в деятельности экономически грамотного населения дает возможность развития ипотечных программ при поддержке государства.

Согласно данным Банка России, приток вкладов в банки имел планомерное увеличение в процентах к денежным доходам населения от 4,5% в 2004 г. до 6,7% в 2007 г. 2008 г. характеризовался оттоком вкладов в банки до 2,2% во всех валютах к денежным доходам при росте сбережений в наличных деньгах на 3% по отношению к 2007 г.

Свободные денежные средства большая доля населения Российской Федерации размещает, как правило, на депозитах от года до трех лет (по данным Росстата, 56,2% ко всей сумме вкладов в 2010 г.). При этом только 7% вкладов были размещены на срок более трех лет. Основными направлениями размещения свободных денежных средств населения остаются вклады и депозиты в рублях и иностранной валюте, наличные деньги в рублях и иностранной валюте, вложения в ценные бумаги и т. д. Таким образом, возникает необходимость популяризации финансовых услуг населения, развития новых форм сбережений физическими лицами, инвестирования в драгоценные металлы и т. д.

Необходимость популяризации финансовых знаний продиктована созданием в России международного финансового центра (МФЦ), цель которого - притяжение финансовых знаний, талантов и капиталов, формирование импульса для развития финансового рынка в России. Приоритетными задачами

университетов в этом процессе становятся проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности, реализация стратегии по вовлеченности населения в финансовую сферу, подготовка профессионалов и новых кадров, а также генерация новых знаний.

Университет играет важную роль на трех уровнях внедрения финансовой культуры: 1-й уровень - повышение финансовой грамотности и финансовой культуры; 2-й уровень - внедрение новых знаний; 3-й уровень - подготовка новых кадров.

С ростом финансовой грамотности появляется спрос на новые продукты, растут ширина и глубина проникновения новых и традиционных финансовых продуктов. При этом он должен сопровождаться ростом благосостояния общества. Это единство вызывает в конечном счете развитие интегрированного процесса: от размещения средств в Сбербанке, использования зарплатных карт и др. до активного инвестирования в ПИФы, использования онлайн-банка и финансового планирования, управления семейным бюджетом. Основное направление нивелирования указанных проблем - это расширение спроса на новые продукты в результате повышения финансовой грамотности.

Для вовлечения населения в финансовый рынок необходимо:

1. Повышать общий уровень финансовой грамотности населения («живые» и онлайн-занятия, литература).

2. Проводить занятия по управлению собственными финансами и финансовому планированию.

3. Улучшать традиционные финансовые продукты (прозрачность и удобство) и разрабатывать новые (например, ETF, TIPS и др.).

На сегодняшний день существует определенный пробел между программами вузов и требованиями финансового рынка, которые связаны с тем, что студенты в достаточной степени не владеют CAPM, Black-Scholes, DCF, МСФО и т. д. Но эти проблемы решаемы и решаются сейчас: проводятся мастер-классы со специалистами финансового рынка, финансовые олимпиады и стажировки в ведущих компаниях, приглашаются лекторы из бизнес -сообщества, ведутся онлайн-классы и др. Университетские образовательные программы стали чувствительны к требованиям финансового рынка. Кроме того, вузы предлагают сегодня наиболее востребованные направления изучения финансов в области деривативов, финансового инжиниринга, маркетинга финансовых продуктов, IT в финансах и др.

Список литературы

1. Болвачев А. И., Екимова К. В. Об условиях создания мирового финансового центра в России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 5 (48).

2. Орлов Л. Ф. Сбережения в механизме трансформации доходов домо-хозяйств в инвестиции // Вестник Российской государственной академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).

3. Повышение уровня финансовой грамотности - накопление в обществе человеческого капитала // Экономика мегаполисов и регионов. - 2010. -№ 3 (33).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.