Научная статья на тему 'Влияние финансовой грамотности населения на развитие финансовых институтов и ключевых сегментов финансового рынка'

Влияние финансовой грамотности населения на развитие финансовых институтов и ключевых сегментов финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4942
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / ФИНАНСОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ / FINANCIAL LITERACY OF THE POPULATION / COMPONENTS OF FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL EDUCATION / FINANCIAL KNOWLEDGE AND SKILLS / FINANCIAL COMPETENCES / FINANCIAL BEHAVIOR / INFORMATION ASYMMETRY / BEHAVIORAL FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алифанова Е. Н., Евлахова Ю. С.

В статье рассмотрены подходы к определению финансовой грамотности, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей. На этой основе сформулировано авторское представление о компонентах финансовой грамотности и ее проявлении в финансовом поведении населения. Раскрыто влияние финансовой грамотности населения на финансовые институты и ключевые сегменты финансового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An impact of financial competence of population on development of financial institutions and key segments of financial market

In article approaches to determination of the financial literacy, presented in works of domestic and foreign researchers are considered. On this basis author's idea of components of financial literacy and its manifestation in financial behavior of the population is formulated. Influence of financial literacy of the population on financial institutions and key segments of the financial market is opened.

Текст научной работы на тему «Влияние финансовой грамотности населения на развитие финансовых институтов и ключевых сегментов финансового рынка»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

115

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ И КЛЮЧЕВЫХ СЕГМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА1

Е.Н. АЛИФАНОВА,

доктор экономических наук, профессор, декан финансового факультета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail:alifanovaen@maiLm;

Ю.С. ЕВЛАХОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: evlahova@yandex.ru

В статье рассмотрены подходы к определению финансовой грамотности, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей. На этой основе сформулировано авторское представление о компонентах финансовой грамотности и ее проявлении в финансовом поведении населения. Раскрыто влияние финансовой грамотности населения на финансовые институты и ключевые сегменты финансового рынка.

Ключевые слова: финансовая грамотность населения; компоненты финансовой грамотности; финансовое образование; финансовые знания и навыки; финансовые компетенции; финансовое поведение; информационная асимметрия; поведенческие финансы.

In article approaches to determination of the financial literacy, presented in works of domestic and foreign researchers are considered. On this basis author's idea of components of financial literacy and its manifestation in financial behavior of the population is formulated. Influence of financial literacy of the population on financial institutions and key segments of the financial market is opened.

Keywords: financial literacy of the population; components of financial literacy; financial education; financial knowledge and skills; financial competences; financial behavior; information asymmetry; behavioral finance.

Коды классификатора JEL: G14, G18, G20, G21.

В последние годы во многих развитых и развивающихся государствах все большее внимание уделяется проблематике повышения финансовой грамотности населения, что обусловлено разными причинами. В развитых странах потребность в повышении финансовой грамотности населения вызвана увеличением спектра предлагаемых финансовых услуг и их качественным усложнением, что, в свою очередь, выявило недостаточность имеющихся у населения финансовых знаний и навыков, с одной стороны, и нехватку финансовых советников, деятельность которых довольно распространена в развитых странах, с другой. В развивающихся странах, в том числе и в России, низкий уровень финансовой грамотности населения тормозит развитие отдельных финансовых инструментов и сегментов национального финансового рынка.

1 Научное исследование проводится при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (проект № 14.В37.21.0022. «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов-физических лиц (на примере Юга России)».

© Е.Н. Алифанова, Ю.С. Евлахова, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

Целью данной статьи является выявление направлений влияния уровня финансовой грамотности населения на деятельность финансовых институтов и отдельных сегментов финансового рынка. Для достижения этой цели в статье последовательно решен ряд задач: рассмотрены подходы к определению понятия «финансовая грамотность»; сформулирована авторская позиция относительно компонент, составляющих финансовую грамотность и финансовое поведение граждан; выявлены направления воздействия уровня финансовой грамотности на развитие финансовых институтов, а также кредитного и фондового сегментов финансового рынка.

1. Подходы к определению финансовой грамотности

Различия в причинах, побуждающих правительства решать проблему финансовой грамотности, обусловили неоднозначность в трактовке этого понятия. Европейская комиссия определяет финансовую грамотность как способность потребителей и предпринимателей понимать розничные финансовые продукты в целях принятия обоснованных финансовых решений. В Великобритании вместо термина «финансовая грамотность» используются термины «финансовые способности», «финансовый потенциал» (financial capability), в Германии — «финансовое понимание», «финансовая компетентность», «финансовая ответственность» (financial understanding, financial competence, financial responsibility) [12].

Отечественные специалисты под финансовой грамотностью обычно понимают результат процесса финансового образования или «совокупность двух элементов: 1) владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях, существующих каналах получения информации и консультационных услуг; 2) способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия финансовых решений» [9]. Встречается также другое определение: «под финансовой грамотностью понимается компетентность в финансовых вопросах, позволяющая осуществлять финансовое планирование, контроль за личным бюджетом, осознанный выбор финансовых продуктов и услуг с учетом имеющихся возможностей и рисков, умение в случае необходимости обращаться за помощью и консультацией к специалистам, принимать другие эффективные меры для улучшения финансового благополучия и защиты» [10].

Эксперты Национального агентства финансовых исследований под финансовой грамотностью понимают «знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий. Финансовая грамотность как понятие разбивается на три взаимосвязанных части: установки (культура финансового поведения), знания и навыки» [4].

С целью систематизации теоретических и методологических подходов к финансовой грамотности и распространения лучших практик в июле 2005 г. ОЭСР опубликовала Принципы и лучшие практики финансового образования (Principles and Good practices for financial education and awareness). В этом документе дано понятие «финансовое образование», изложены его цели и принципы осуществления, а также систематизированы лучшие практики финансового образования по четырем направлениям — деятельность государства и общества по распространению финансового образования, роль финансовых институтов в повышении финансового образования, распространение финансового образования в целях пенсионного обеспечения, образовательные программы по повышению финансового образования [11].

Согласно Принципам и лучшим практикам финансового образования ОЭСР, финансовое образование (financial education) представляет собой процесс, с помощью которого потребители финансовых услуг или инвесторы улучшают свое понимание финансовых продуктов, идей и рисков, развивают свои навыки и уверенность посредством поиска информации и/или обучения в целях повышения своей осведомленности о финансовых рисках и возможностях, осуществления осознанного выбора, использования иных эффективных мер по улучшению своего финансового благосостояния.

Таким образом, финансовое образование способствует повышению уровня финансовой грамотности населения.

2. Когнитивные компоненты финансовой грамотности и их взаимосвязи с поведенческими установками

Систематизация и обобщение исследований, посвященных проблематике повышения уровня финансовой грамотности, а также авторские идеи позволили сформулировать концептуальное представление о финансовой грамотности и ее проявлении в финансовом поведении населения.

По нашему мнению, к компонентам, раскрывающим понятие «финансовая грамотность», относятся:

1. финансовые знания по таким тематическим направлениям, как личное финансовое планирование, бюджет доходов и расходов; банковские депозиты и кредиты, инструменты фондового рынка (акции, облигации, паи); механизм фондового рынка; страхование; налогообложение физических лиц и др.;

2. навыки, представляющие собой деятельность, сформированную путем повторения и доведения до автоматизма. По нашему мнению, к числу финансовых навыков относятся навыки личного финансового планирования, ведения бюджета доходов и расходов, чтения договоров и других финансовых документов до их подписания и др.;

3. финансовые компетенции, представляющие собой способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в области личных финансов. Примером финансовой компетенции может быть способность сравнивать существующие альтернативы при инвестировании и/или обращении за кредитом и осуществлять осознанный выбор финансовых услуг.

Представленные компоненты финансовой грамотности отражают преимущественно когнитивный аспект, тогда как на практике большое значение имеет сочетание определенного уровня финансовой грамотности граждан с их склонностью к риску. Влияние финансовой грамотности на склонность к риску представляется неоднозначным и требующим дополнительных исследований. Однако решение этой научной проблемы представляется актуальным и практически значимым с точки зрения снижения негативных эффектов для государства и общества от сочетания низкого уровня финансовой грамотности и высокой склонности граждан к риску. Кроме того, наряду с компонентами финансовой грамотности и склонностью к риску необходимо выделить и поведенческий аспект — установки, означающие предрасположенность к восприятию и поведению в отношении объектов и ситуаций, касающихся личных финансов. С нашей точки зрения, к таким поведенческим установкам в финансовой сфере можно отнести:

1. доверие/недоверие к финансовым институтам;

2. экономический патернализм, предполагающий, что население ответственность за индивидуальные финансовые решения возлагает на государство, или экономический индивидуализм;

3. экономическая индифферентность, подразумевающая пассивное и безучастное отношение граждан к экономическим процессам в стране, или экономическая активность;

4. приоритет прибыли перед соблюдением закона или приоритет соблюдения закона перед получением прибыли.

Все перечисленные компоненты финансовой грамотности, склонность к риску и поведенческие установки взаимосвязаны друг с другом и на практике проявляются в финансовом поведении граждан.

3. Влияние уровня финансовой грамотности населения на деятельность финансовых институтов и сегменты финансового рынка

Влияние уровня финансовой грамотности населения на финансовые институты нами предлагается рассматривать через понятие «информационная асимметрия». Исходными теоретическими положениями являются работы Дж. Акерлофа, который исследовал проблему неопределенности качества благ в контексте не устранимой на некоторых рынках асимметрии информации о качестве блага между продавцом и покупателем. Информационная асимметрия между участниками сделки порождает ряд феноменов, широко представленных на финансовом рынке и изученных экономистами, таких как adverse selection («отбор худших»), moral hazard («моральный» или «субъективный» риск).

Среди дальнейших исследований роли информации в экономике и на финансовом рынке в контексте нашей научной проблематики важную роль играют работы К. Эрроу, который выделяет специфические черты информации как товара и указывает на то, что в экономической системе большая часть информации — это информация о других участниках экономической системы [7] (таким образом расширяя позицию Дж. Акерлофа, акцентирующего внимание на информации о качестве блага).

Соответственно, влияние финансовой грамотности населения на финансовые институты раскрывается при взаимодействии клиента-физического лица с финансовым институтом и предполагает несколько аспектов.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

Во-первых, физическое лицо, обладающее определенным уровнем финансовой грамотности, обусловленным имеющимися у него знаниями, навыками, компетенциями и установками, при решении определенных личных финансовых задач осуществляет выбор того или иного финансового института. С теоретической точки зрения, влияние уровня финансовой грамотности на выбор населением определенных финансовых институтов, может быть описано через такой феномен информационной асимметрии, как «отбор худших».

На финансовом рынке предлагаются услуги разного качества. Покупатели (население) и продавцы (финансовые институты) одинаковым образом упорядочивают свои предпочтения относительно услуг разного качества, но только финансовым институтам известно качество каждой предлагаемой услуги; населению же, в лучшем случае, известно распределение качества ранее предоставленных услуг. Если покупатели не могут каким-либо способом отличить хорошие услуги от плохих, например в силу низкого уровня финансовой грамотности или определенных поведенческих установок, то наряду с доброкачественными услугами им будут всегда предоставляться и недоброкачественные. Исследования этой проблемы отбора худших, или неблагоприятного отбора, проведенные Дж. Акерлофом и В. Уилсоном, показали, что «неблагоприятный отбор» может оказать негативное влияние на эффективность функционирования рынка. В дальнейшем идея «отбора худших» была развита в работах Дж. Стиглица и Э. Вайсса и использована для объяснения рационирования кредита. Они предположили, что каждый заемщик предъявляет спрос на одну и ту же величину капитала, и поэтому все заемщики равноценны с точки зрения банка. Учитывая возможность невозврата кредита, большей информацией о которой владеют заемщики, банки оказывают в ситуации, когда выданные разным заемщикам кредиты приносят различный доход. Таким образом, банки при выдаче кредитов наряду с добросовестными заемщиками в силу неполной информированности выдают кредиты и недобросовестным заемщикам. Это позволяет нам раскрыть иной аспект влияния уровня финансовой грамотности на деятельность финансовых институтов, прежде всего кредитных организаций, — проблему невозврата кредитов населением.

Во-вторых, уровень финансовой грамотности воздействует на поведение физического лица при взаимодействии с выбранным финансовым институтом, отражая его ответственность за личные финансовые решения. Как отмечает профессор О.Е. Кузина (Высшая школа экономики), анализ ответов студентов об ответственности за риски, связанные с пользованием различными финансовыми услугами, показал, что как минимум треть опрошенных предпочла бы переложить ответственность за личные финансовые риски и инвестиционные вложения с себя на государство [4].

Анализ влияния финансовой грамотности на развитие финансовой системы и экономики в целом показывает, что оно становится все более косвенным и сливается с воздействием множества других факторов. Тем не менее, представляется возможным проследить воздействие уровня финансовой грамотности на развитие кредитного и фондового сегментов финансового рынка.

Влияние уровня финансовой грамотности населения на кредитный рынок определяется в значительной степени характером взаимоотношений между клиентом-физическим лицом и кредитной организацией. Так, невысокий уровень финансовой грамотности физического лица, отсутствие навыков чтения кредитного договора, компетенций финансового планирования, установка на экономический патернализм могут привести к нарушению графика платежей по кредиту, и как следствие росту кредитной задолженности и доли проблемных кредитов в кредитном портфеле банка. В свою очередь, это влечет увеличение расходов банка на организацию работы с проблемными заемщиками, необходимость реализации залогов (если они были предусмотрены кредитным договором) и т. д.

Определенную опасность при невысоком уровне финансовой грамотности населения также представляет агрессивная политика кредитных организаций (банков, микрофинансовых институтов, кредитных кооперативов) по увеличению кредитного портфеля, убеждающая физических лиц в простоте получения кредита и не акцентирующая внимания на принимаемой заемщиками ответственности. Такая ситуация усугубляется разницей между субъективным и объективным уровнями финансовой грамотности. Субъективный уровень финансовой грамотности отражает представления людей о том, насколько финансово грамотными они себя считают, в отличие от объективного уровня финансовой грамотности, отражающего реальное состояние дел. Как отмечает профессор О.Е. Кузина, «расхождение в динамике объективных и субъективных показателей свидетельствует о тенденции роста излишней уверенности потребителей» [5], что вносит определенный вклад в «перегрев» рынка.

Финансовое поведение физических лиц на фондовом рынке довольно давно является предметом исследований, которые по исходной предпосылке о рациональности/ограниченной рациональности инвестора-физического лица делятся на две большие группы. Физическое лицо рассматривается как рациональный субъект в портфельной теории, основные положения и подходы которой

позволяют нам говорить о том, что ею не учитывается уровень финансовой грамотности инвестора. С другой стороны, поведенческая экономическая теория описывает инвестора как ограниченно рационального индивида. И в этом плане можно сказать, что влияние отдельных компонент финансовой грамотности на развитие фондового рынка учитывается в теории поведенческих финансов.

Так, опираясь на факты, накопленные при изучении механизмов восприятия, и на подходы, разработанные в рамках когнитивной психологии, Д. Канеман и А. Тверски описали три главных эффекта, объясняющих «ограниченность» рациональности людей, принимающих решения в условиях риска: обрамления, зависимости от точки отсчета и доступности [2]. Первый — эффект «обрамления» (framing effect) иногда переводится как эффект контекста. В соответствии с ним практически всем людям свойственно дорого платить за определенность по сравнению с хоть и очень малым, но риском. Этим же в основном объясняются типичные реакции инвесторов на новости. На падающем рынке плохие новости воспринимаются катастрофическими, на поднимающемся — почти незамеченными, и наоборот, т. е. реакция инвесторов связана не с финальным результатом, а с изменением.

Второй — эффект точки отсчета (reference point). Принципиальная особенность всех (не только тактильных) механизмов восприятия состоит в реакции на изменение стимула, а не на его абсолютную величину. Так при одинаковой абсолютной величине проигрыш воспринимается гораздо чувствительней, чем выигрыш.

Третий существенный эффект — доступности, напрямую связан с представлением о механизмах принятия решений человеком, точнее о наличии двух систем, участвующих в этом процессе (система интуитивного принятия решений, система логического вывода или рассуждений). Доступность интуитивных решений, т. е. легкость (быстрота), с которой конкретное суждение приходит в голову, намного выше, чем решений, основанных на рассуждениях. Иначе говоря, вероятнее всего, при принятии решения при недостатке времени, большой ответственности будет принято интуитивное решение [1].

Кроме того, исследователи выделяют эвристические ошибки (heuristic-driven biases). В процессе жизнедеятельности у людей вырабатываются алгоритмы (эвристики), которые дают возможность им быстро реагировать на определенные стимулы. При использовании эвристик для решения не соответствующих им проблем возникают систематические ошибки. В работе Н.Б. Рудык [8] перечисляются некоторые из возможных эвристических ошибок: эвристика репрезентативности, т. е. суждение, основанное на стереотипах, эвристика доступности, эвристика закрепления и приспособления.

Одним из проявлений влияния уровня финансовой грамотности на фондовый рынок является «эффект толпы», который предполагает, что инвестор-физическое лицо в условиях масштабности и сложности информации, неопределенности на фондовом рынке и собственной ограниченной рациональности, не позволяющей учесть все возможные варианты и ограничения, ведет себя так, как остальные инвесторы, как бы ориентируясь на «мнение толпы». На фондовом рынке это, как правило, приводит к переоценке ценных бумаг и в дальнейшем к падению их цен, и как следствие, потери вложений инвесторов. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, инвесторы-физические лица создают проблемы для развития рынка, являясь так называемыми «noisy traders», т. е. «беспокойными трейдерами», которые под воздействием психологических факторов (самонадеянности, предвзятости и пр.) принимают решения, искажающие цены на ценные бумаги, и таким образом наносят вред эффективному функционированию рынка.

Также отметим, что в работе M. van Rooij, A. Lusardi, R. Alessie на основе обследования инвесторов выявлена особенность воздействия финансовой грамотности физического лица на его участие на фондовом рынке: те лица, которые имеют низкий уровень финансовой грамотности, значительно реже инвестируют в акции в сравнении с теми, чей уровень финансовой грамотности выше [13].

В целом, обобщая мнения, существующие в экономической литературе, отметим что, низкий, или нулевой, уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для общества, государства, бизнеса и потребителей финансовых услуг. Схематично это влияние отраженно на рис. 1 [3].

Таким образом, исследование теоретических и прикладных аспектов финансовой грамотности позволило нам выделить ключевую область влияния ее уровня на финансовые институты и рынки: при осуществлении взаимодействия клиента-физического лица с финансовым институтом (как на стадии выбора, так и в процессе обслуживания). Это позволяет очертить сферу применения мер, нацеленных на повышения уровня финансовой грамотности, и таким образом повысить их эффективность.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 Том 10 № 3

- низкая степень вовлечения широких слоев населения в потребление финансовых услуг приводит к ограничению сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста

- ограничивает возможности и снижает эффективность регулирования финансовых рынков, защиты прав потребителей;

- препятствует переходу к пенсионной системе, основанной на большем индивидуальном участии.

- способствует росту отрицательных внешних эффектов, производимых недобросовестными поставщиками финансовых услуг, что снижает доверие к бизнесу в целом

- приводит к принятию неэффективных решений, влекущих в том числе высокий уровень долговых обязательств и банкротство, и «исключенности» из возможности использования преимуществ финансового рынка;

- приводит к низкому уровню сбережений для жизненно важных целей и т. д.

Рис. 1. Отрицательные последствия низкого уровня финансовой грамотности для различных категорий общества

ЛИТЕРАТУРА

1. ГоряшкоА. Мифы и реальность фондовых рынков // Рынок ценных бумаг. 2006. январь.

2. Канеман Д, Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finapex.ru/informatLon/macroeconomics/theory/331-ratLonal-choice.

3. Кочмола К.В., Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С. Об инновациях в системе непрерывного финансового образования //Ученые записки НИИ. 2010.

4. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). Июль-август.

5. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 68.

6. Кузнецов Н.Г., Кочмола К.В., Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С. Развитие системы инноваций в непрерывном финансовом образовании //Финансы и кредит. 2010. № 41.

7. Лекция Эрроу в рамках XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. НИУ- ВШЭ. 2012, апрель.

8. Рудык Н.Б. Поведенческие финансы. М.: Дело, 2004. С. 21.

9. Рыжановская Л.Ю. Системный подход к повышению уровня финансовой грамотности с использованием информационных технологий «Экономики знаний» // Финансы и кредит. 2009. № 12.

10. Шахназарян Г.Э. Повышение финансовой грамотности населения — важнейший приоритет государственной политики // Финансы. 2010. № 5. С.18.

11. Principles and Good practices for financial education and awareness // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org.

12. Psacharopoulos George and Harry Anthony Patrinos, 2002. «Returns to investment in education: a further update». Policy Research Working Paper 2881// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org.

13. Rooij M. van, Lusardi A., Alessie R. Financial literacy and stock market participation // NBER Working paper. October 2007 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.nber.org/papers/w13565.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.