30 (72) - 2011
Проблемы глобализации
УДК 336.711
ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИЙ
К. В. ОРДОВ,
кандидат технических наук, заместитель генерального директора Е-mail: [email protected] ООО «Оценка - ДАКО»
Основным фактором эволюции понятия конкурентоспособности стала устойчивая взаимозависимость между конкурентоспособностью товаров, компаний и национальной экономики, выражающаяся в интегрированной гиперконкурентоспособности, которая является результатом и одновременно условием успешности операционной, инвестиционной, инновационной деятельности компаний в условиях глобализации.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, конкурентоспособность.
В условиях нарастающей финансовой глобализации, сопровождающейся расширением хозяйственных связей и открытостью экономических систем, особое значение приобретают качество макроэкономической среды и эффективность ведения бизнеса. Их взаимодействие имеет различные аспекты: макроэкономический, институциональный, организационно-управленческий, финансовый. Исследование последнего особенно значимо в условиях функционирования глобального финансового рынка, характеризующегося интенсификацией международных денежных потоков и неопределенностью их состояния в условиях глобального кризиса.
Финансовый аспект анализа качества макроэкономической среды связан с эффективностью денежно-кредитной политики. Результативность бизнеса определяется конкурентоспособностью компаний. В условиях финансовой глобализации
денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компаний оказываются тесно связанными общим воспроизводственным процессом [2, 3]. Их взаимодействие происходит через механизм прямых и обратных связей, показатели денежно-кредитной политики и финансовые индикаторы корпоративного сектора. Вместе с тем финансовая глобализация оказывает сильное модифицирующее влияние на денежно-кредитную политику, конкурентоспособность компаний и на механизм их взаимодействия.
Глобализация изменяет среду реализации денежно-кредитной политики. Эти изменения состоят в следующем:
- монетизация экономики обеспечивается не только национальной валютой, но и иностранной;
- притоки и оттоки иностранного капитала вызывают высокую волатильность денежной базы и денежных агрегатов;
- процентная ставка в национальной экономике складывается под воздействием мирового рынка капиталов;
- курс национальной валюты зависит не только от состояния платежного баланса страны и внутренней инфляции, но и от действий международных инвесторов и спекулянтов, в том числе при управлении финансовыми активами;
- в условиях открытости экономики повышение процентных ставок для сдерживания инф-
30 (72) - 2011
Проблемы глобализации
ляции приводит к притоку иностранного капитала и росту денежных агрегатов на основе возрастающей денежной базы, и тем самым стимулирует дальнейший рост цен. Обеспечение монетизации экономики не только национальной, но и иностранной валютой выражается в процессах долларизации и евроизации. В таких условиях особенно опасной становится ситуация, при которой долги компаний сформированы преимущественно в иностранной валюте, а активы — в национальной. В этом случае удорожание иностранной валюты подрывает конкурентоспособность национальных компаний вследствие резкого роста стоимости обслуживания долга [1, 4].
В частности, структура корпоративного долга, по данным Банка России, существенно не изменялась в период с 2005 по 2010 г. Доля задолженности в иностранной валюте колебалась в интервале от 77 до 84 %. В то же время доля корпоративной задолженности в сумме внешнего долга Российской Федерации резко увеличилась в период с 2005 по 2010 г., с 50,6 до 90,5 %.
Притоки и оттоки иностранного капитала вызывают нестабильность золотовалютных резервов центрального банка и ликвидности в экономике. Это предопределяет частые и широкие колебания валютного курса и процентной ставки, ухудшающие условия ведения бизнеса и затрудняющие управление компаниями денежными потоками и инвестиционным процессом.
Формирование процентной ставки в национальной экономике под сильным воздействием мирового рынка капиталов снижает результативность денежно-кредитной политики и не позволяет центральному банку изменять этот показатель с учетом рентабельности в реальном секторе. В условиях сильной долларизации изменения процентных ставок усиливают операции по конвертации валют и колебания валютного курса.
В условиях глобализации перманентным фактором валютного курса становятся действия международных спекулянтов. Поэтому попытки денежных властей поддерживать курс на определенном уровне часто провоцируют спекулятивные атаки против национальной валюты. При таких атаках происходят массированные продажи национальной валюты и вывод капиталов в иностранной валюте из страны. Усилия центрального банка по поддержке курса приводят к потере золотовалютных резервов и делают девальвацию неизбежной.
Повышение процентных ставок в условиях открытой экономики для сдерживания инфляции
приводит к обратному результату — их дальнейшему повышению вследствие притока иностранного спекулятивного капитала, вызывающего рост золотовалютных резервов и денежного предложения.
В процессе глобализации происходит общее снижение эффективности национальной денежно-кредитной политики. Во-первых, уменьшается полнота достижения целей этой политики. Во-вторых, изменяется эффективность использования методов монетарной политики. В-третьих, эволюционируют каналы трансмиссии денежно-кредитной политики. В-четвертых, снижается эффективность ее инструментов.
На современном этапе развития глобализации основным инструментом денежно-кредитной политики является рефинансирование центральным банком коммерческих банков. Определенное значение сохраняет такой инструмент денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке. Он оказался востребованным в разгар глобального финансового кризиса. Одновременно снизилось значение обязательного резервирования. Это объясняется тем, что в условиях глобального кризиса и свертывания банковского кредитования проявляется нехватка платежных средств.
Объем мирового экспорта товаров и услуг в сопоставимых ценах за последние 10 лет увеличился на 76 % [6]. В будущие 10 лет ожидается некоторое замедление темпов роста реальной величины объема мирового экспорта товаров и услуг, но факторы, определяющие высокие темпы роста, сохранятся.
Глобализация привела к существенным изменениям в факторах, определяющих конкурентоспособность компаний. Как известно, в традиционном подходе к изучению конкурентоспособности, сформулированном М. Портером, выделяются четыре фактора макроэкономической среды, воздействующие на положение компаний на рынках. К этим факторам относятся ресурсный потенциал, условия внутреннего спроса, наличие смежных и поддерживающих отраслей, условия формирования корпоративной стратегии.
В условиях глобализации возможности выпуска новых видов продукции одновременно в нескольких странах снижают значение внутреннего спроса как фактора конкурентоспособности. Доступность для компаний ресурсов внешнего рынка, в частности, природных и людских, а также капитала, уменьшает зависимость развития национальной экономики от наличия собственных природных ресурсов. Изменяются требования к стратегиям компаний по обеспечению конкурентоспособнос-
Проблемы глобализации
30 (72) - 2011
ти, поскольку такие стратегии должны основываться на деятельности в глобальной экономике. Это означает, что формирование денежных потоков компании и ее стоимости происходит в условиях, которые складываются на мировых рынках. На них же определяются издержки привлечения капитала, доходность активов и собственного капитала.
Следует учитывать, что в глобальной экономике проявляются новые факторы конкурентоспособности компаний. Во-первых, таким фактором является инновационная деятельность, обеспечивающая сохранение и упрочение позиций компаний на мировом рынке. Во-вторых, в обеспечении конкурентоспособности компании в условиях соперничества на мировом рынке особое значение приобретает реализация эффективных проектов международного инвестирования, обеспечивающих захват новых перспективных и удержание контролируемых рынков.
Таким образом, в условиях глобализации ведущими факторами конкурентоспособности компаний являются:
- использование ресурсов внутреннего и мирового рынков;
- условия спроса на мировом рынке;
- инновационная активность;
- инвестиционная активность в глобальной
экономике;
- разработка и реализация глобальной стратегии.
Методы и инструменты денежно-кредитной
политики оказывают непосредственное воздействие на все факторы конкурентоспособности компаний в глобальной экономике. Однако степень воздействия этих методов и инструментов существенно изменяется. Во-первых, они имеют прямое влияние лишь на деятельность компаний на внутреннем рынке. Во-вторых, методы и инструменты денежно-кредитной политики оказываются эффективными в меру их согласованности со странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. В-третьих, влияние денежно-кредитной политики в большой степени зависит от сотрудничества государства и компаний, в том числе во внешней экспансии национального капитала. Такое сотрудничество должно обеспечиваться в рамках поддержания и усиления национальной конкурентоспособности, в которой заинтересованы и государство, и бизнес.
Глобализация привела к значительным изменениям параметров конкурентоспособности компаний и степени ее взаимодействия с денежно-кредитной политикой. В 1970—1980-е гг. при изучении конкурентоспособности основное внимание исследователей
концентрировалось на товарах и компаниях и в меньшей степени на макроэкономике. Кроме того, разделялись конкурентоспособность компаний на национальном и международном рынках.
В условиях глобализации национальные производители конкурируют с иностранными и на внутреннем, и на мировом рынках. При этом решающее значение для компаний приобрела их международная конкурентоспособность.
По данным ряда исследований, только на деятельность 20 % российских предприятий не оказывает влияние ни внутренняя, ни внешняя конкуренция. На эти компании приходится около 17 % продукции. Конкурентное давление только со стороны российских производителей испытывают 30 % российских предприятий, около 13 % конкурируют только с зарубежными производителями. Давление российских и зарубежных конкурентов испытывают 37 % российских предприятий [5].
Расширение активности транснациональных компаний, их преимущественные позиции на мировом рынке и широкие возможности диверсификации сместили основной вектор конкурентной борьбы к соперничеству между этими компаниями. При традиционном подходе к исследованию конкурентоспособности анализировались рыночные позиции конкретного товара, компании, страны.
В условиях глобализации конкурентоспособность товара определяется конкурентоспособностью компании, которая в свою очередь зависит от макроконкурентоспособности страны, предопределяемой возможностями и эффективностью ее денежно-кредитной политики как основы макроэкономической политики. Очевидно, что следует разделять факторы конкурентоспособности товаров, компаний, национальной экономики. Вместе с тем важно учитывать их взаимозависимость.
В процессе глобализации, по мнению автора, поменялись не только условия конкурентной борьбы, но изменилась сама сущность конкурентоспособности. Основным фактором такой эволюции стала устойчивая взаимозависимость между конкурентоспособностью товаров, компаний и национальной экономики, выражающаяся в интегрированной гиперконкурентоспособности.
К появлению гиперконкурентоспособности привели следующие следствия глобализации:
- инвестиционная активность компаний вне границ стран их месторасположения;
- размещение производства в странах и регионах с низкими издержками на привлечение рабочей силы;
30 (72) - 2011
Проблемы глобализации
- создание сети научно-исследовательских центров в странах, обладающих значительными интеллектуальными ресурсами;
- размещение временно свободных капиталов в международных финансовых центрах;
- использование компаниями офшорных зон для минимизации налогообложения.
Эти тенденции заставили национальные правительства усилить взаимодействие с национальным бизнесом. Роль государства в обеспечении гиперконкурентоспособности состоит в:
- создании условий для привлечения иностранного капитала на национальный фондовый рынок;
- установлении прозрачных процедур регулирования финансового сектора;
- либерализации движения капитала;
- поддержке инновационной активности национальных компаний;
- обеспечении внешнеполитической поддержки национального бизнеса;
- стимулировании развития международных финансовых центров на национальной территории;
- страховании внешнеполитических и внешнеэкономических рисков для расширения экспорта и зарубежных инвестиций национальных компаний;
- проведении прозрачной и предсказуемой макроэкономической политики, прежде всего, денежно-кредитной политики. Гиперконкурентоспособность является результатом и одновременно условием успешности операционной и инвестиционной деятельности компаний в условиях глобализации. Ее можно представить как систему прямых и обратных связей между макроэкономической политикой страны, глобальной и финансовой стратегиями компаний, маркетинговой стратегией формирования продуктового ряда и реализации конкретных товаров.
Факторы формирования гиперконкурентоспособности складываются из факторов конкурентоспособности товаров, компаний и национальной экономики. Эта зависимость может быть выражена в следующей экономико-математической модели, основанной на понятиях теории множеств:
K с Х с K с К,
т к э г'
где ^ — множество факторов конкурентоспособности товаров;
^ — множество факторов конкурентоспособности компаний;
^ — множество факторов конкурентоспособности национальной экономики;
^ — множество факторов гиперконкурентоспособности.
Модель демонстрирует, что гиперконкурентоспособность, формируемая в условиях глобализации, последовательно включает все факторы, определяющие конкурентоспособность товаров, компаний, национальной экономики.
Систему обеспечения гиперконкурентоспособности можно рассматривать как форму приспособления национальных государств и бизнеса к условиям глобализации за счет их тесного взаимодействия.
Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом обеспечения гиперконкурентоспособности. При проведении политики в монетарной сфере в условиях глобализации обеспечиваются:
- достаточность ликвидности на внутреннем рынке с учетом притоков и оттоков иностранного капитала;
- соответствие процентной ставки на внутреннем рынке процентным ставкам на рынках основных внешнеэкономических партнеров;
- приемлемость валютного курса для национальных экспортеров;
- низкие темпы инфляционного процесса;
- поддержка стабильности финансового рынка. Одной из наиболее актуальных проблем теории
функционирования механизма взаимодействия денежно-кредитной политики и конкурентоспособности компаний в условиях глобализации является изучение возможности разработки и использования правил, которыми мог бы руководствоваться центральный банк при регулировании монетарных показателей.
Впервые эта проблема была поставлена К. Вик-селем. Им отмечены основные условия формирования процентной ставки под воздействием факторов реальной экономики и денежной сферы.
В 1930-е годы значение правил для проведения денежно-кредитной политики было раскрыто в работах У. Саймонса, который отмечал, что система частного предпринимательства не может эффективно функционировать в условиях огромной неопределенности относительно действий денежных властей или относительно денежного законодательства [7]. Он подчеркивал существенные преимущества денежно-кредитной политики, основанной на правилах, в сравнении с политикой, реализуемой по усмотрению денежных властей и состоящих в реакции на динамику монетарных показателей.
Проблемы глобализации
30 (72) - 2011
Развиваемый Г. Саймонсом подход сочетал учет объективных факторов экономической среды и обоснованность субъективных действий центральных банков при ее изменении. Этот исследователь считал недопустимыми волюнтаристские и спонтанные действия денежных властей. Он основывал свои рекомендации на трактовке рыночных процессов как однотипных и повторяющихся. Поэтому ему представлялось правильным разработать и применять на практике конкретные меры в ответ на изменения рыночной конъюнктуры.
Такая трактовка экономических процессов, по мнению автора, не представляется точной. В действительности кажущаяся их однотипность часто предопределяется разными факторами и влечет за собой различные последствия. Поэтому применение в такой ситуации однотипных правил оказывается неэффективным. Это особенно заметно в условиях глобальных кризисных явлений, при которых центральным банкам приходится срочно совершенствовать инструменты реализации денежно-кредитной политики.
Хотя разработка и использование правил денежно-кредитной политики не получили широкого распространения, попытки их применения на практике предпринимались в ряде стран. Наиболее известными являются денежное правило М. Фрид-мена и правило определения процентной ставки Дж. Тейлора.
В соответствии с правилом М. Фридмена денежная масса должна расти темпами 2—5 % в год. Это соответствует повышению спроса на деньги при среднем, за длительную перспективу, увеличении ВВП. Это правило фактически состоит в установлении согласованной динамики основного макроэкономического показателя и денежного предложения, балансирующего спрос на деньги.
Однако следует учитывать, что под влиянием факторов экономической среды динамика указанных показателей может не совпадать. Например, интенсивный экономический рост может наблюдаться при увеличении скорости денежного предложения. В этих условиях не наблюдается повышения денежного спроса. Кроме того, в условиях кризиса и замедления процесса кредитования может потребоваться значительное увеличение ликвидности, несмотря на снижение основных макроэкономических показателей — ВВП и объема производства.
В результате практика применения правил денежно-кредитной политики не получила распространения. Это объясняется неустойчивой динамикой макроэкономических показателей, быстрыми
изменениями ранее сложившихся тенденций, волатильностью рыночных индикаторов.
Таким образом, в условиях глобализации произошли следующие существенные изменения функционирования механизма взаимодействия денежно-кредитной политики и конкурентоспособности компаний. Снизились возможности влияния денежно-кредитной политики на денежную массу, процентную ставку, инфляцию, валютный курс. Расширилось воздействие денежно-кредитной политики на проявившиеся в глобальной экономике новые факторы конкурентоспособности компаний, в том числе на привлечение ресурсов мирового рынка, инновационную и инвестиционную активность, условия разработки глобальной корпоративной стратегии.
В результате формирования гиперконкурентоспособности, являющейся интегрированным показателем конкурентоспособности товаров, компаний, национальной экономики, возросла потребность в разработке и реализации эффективной денежно-кредитной политики, способной снизить для компаний неопределенность рыночной среды и обеспечить ее относительную стабильность, необходимую для принятия долгосрочных инвестиционных решений.
Список литературы
1. Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики. 2008. № 11.
2. Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал. 2007. № 1—2.
3. Клинов В. Г. и др. Цели и механизмы экономического развития // Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности: под ред. проф. А. В. Холопова. М.: Журналист, 2009.
4. Матросова Е. В., Шилова Н. А. Денежно-кредитные маневры Банка России: чего ждать и на что надеяться // Банковское дело. 2009. № 12.
5. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / под ред. К. Р. Гончар и Б. В. Кузнецова. М.: Вершина, 2008.
6. ФатхутдиновР. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М.: Стандарты и качество, 2009.
7. Simons H. Economic policy for free society. Chicago: The University of Chicago Press, 1948.