ВЛИЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОМС КБР НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
И.Л. Абазова, А.М. Инарокова
Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья Медицинский факультет, КБР ул. И. Арманд, 1, Нальчик, 36000
В доходах фондов ОМС уплачиваемые налогоплательщиками суммы единого социального налога являются одним из основных источников финансовых средств ОМС. В РФ страховые взносы на работающее население значительно превышают сумму взносов на неработающее население. В КБР в результате высокого уровня безработного населения, значительных теневых выплат заработной платы без налоговых отчислений происходит неполное поступление налоговых выплат от работодателей. Это вносит дисбаланс в финансирование программы государственных гарантий и в обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью.
Обязательное медицинское страхование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. Необходимость определения роли и объемов участия государственного сектора в сохранения здоровья населения, обеспечении качества и доступности медицинской помощи является приоритетной задачей системы здравоохранения Российской Федерации. На ее решение и было направлено постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 № 1096 (в редакции от 26.10.1999 № 1194, от 29.11.2000 № 907, от 24.07.2001 № 550), утвердившее Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Преодоление негативных демографических последствий, реабилитация граждан, возврат их к полноценному труду, увеличение пенсионного возраста — все это требует значительных финансовых затрат. Работу в современных условиях нужно строить параллельно: оптимизировать расходы в отрасли и добиваться объективных объемов финансирования. От этого зависит в последующем уровень здравоохранения в стране. Необходимо понять, сколько реально при данном уровне развития здравоохранения стоит медицинская помощь и каков объем финансирования, который на эту медицинскую помощь необходимо выделить.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
Основой функционирования системы ОМС является ее структура. Медицинская помощь по ОМС в КБР предоставляется застрахованным гражданам в 61 лечебно-профилактическом учреждении, что составляет 93% от общего числа ме-
дицинских учреждений КБР. За последние годы наметилась определенная тенденция к снижению числа страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Удельный вес граждан, застрахованных по ОМС страховыми медицинскими организациями, к общей численности застрахованных постоянно возрастает. Так, если в 2003 г. этот показатель по РФ составлял 72,6%, в 2004 г. — 78,6%, то в 2005 г. обязательное медицинское страхование граждан осуществлялось исключительно страховыми медицинскими организациями (т.е. 100%). Это свидетельствует о возрастании роли страховых медицинских организаций в системе ОМС и, в первую очередь, страховых медицинских организаций, имеющих определенную финансовую устойчивость. На территории КБР функционирует 1 страховая медицинская организация «Капиталъ», также 9 филиалов территориального фонда ОМС.
Охват населения обязательным медицинским страхованием к постоянной численности населения КБР в 2006 г. составляет 93,6%, из них работающих застраховано 20,3%, неработающих 73,4%.
В настоящее время в доходах фондов ОМС уплачиваемые налогоплательщиками суммы единого социального налога являются одним из основных источников финансовых средств ОМС. Исполнение доходной части бюджетов фондов ОМС напрямую зависит от поступления указанных средств в их бюджеты [1].
В систему ОМС РФ перечисляются страховые взносы на неработающее население в суммах, которые не компенсируют фактически складывающиеся затраты на оказание медицинской помощи. В результате перераспределение средств происходит за счет страховых взносов, поступающих от работающего населения [1, 2]. Таким образом, средства бюджетов, предназначенные для страхования неработающих граждан, не в полном объеме поступают в систему ОМС, что приводит к дефициту финансирования территориальных Программ обязательного медицинского страхования. В то же время другая, бюджетная часть Программ госгарантий, исполняется с превышением от норматива. Это вносит дисбаланс между обязательствами государства в оказании бесплатной медицинской помощи гражданам РФ и источниками их реализации.
Необходимо отметить, что за последние годы дефицит финансирования территориальных программ ОМС в КБР значительно уменьшился. Основной причиной дефицита финансирования территориальной программы ОМС (кроме планирования высоких объемов стационарной помощи) по-прежнему остается низкий уровень перечисления работодателями страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. В результате недофинансирования фонда ОМС оплата медицинской помощи в ЛПУ осуществляется в ограниченном объеме, в основном по смете расходов (всего по 3—5 статьям расходов). Все это противоречит принципам медицинского страхования, приводит к необоснованному удорожанию стоимости территориальной Программы госгарантий.
В КБР ситуация по перечислению страховых взносов отличается от РФ. В результате высокого уровня безработного населения, значительных теневых вы-
Абазова И.Л., Инарокова А.М. Влияние финансирования системы ОМС КБР на качество.
плат заработной платы без налоговой отчетности происходит неполное поступление налоговых выплат от работодателей. Вследствие этого уровень финансовых поступлений на работающее население значительно ниже, чем на не работающее. Это также вносит дисбаланс в финансирование программы государственных гарантий и, соответственно, в обеспечение населения КБР качественной бесплатной медицинской помощью.
Таблица 1
Финансовое обеспечение населения КБР средствами ОМС и бюджетов здравоохранения за 2000—2006 гг. в тыс. руб. в год
Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Доход системы ОМС 291 168,6 313 911,4 524 153,7 559 401,0 771 294,7 1 272 837,3 1 389 423,1
Налоговые поступления на раб. насел. 84 226,8 94 495,3 113 034,2 136 893,6 170 837,0 145 017,3 158 600,0
За счет страховых взносов на ОМС неработ. насел. 177 261,2 184 002,9 361 916,2 363 534,5 520 321,9 603 992,7 709 216,0
Прочие поступления 29 680,6 35 413,2 49 203,1 58 972,9 80 135,8 52 382,7 52 160,7
В т.ч. поступлен. из ФФОМС 28 300,0 34 078,3 47 833,5 47 500,0 77 629,0 492 628,0 511 705,0
Анализируя данные табл. 1, итоговая сумма налоговых поступлений на работающее население КБР составляет 903 104,2 тыс. руб., на неработающее население — 2 920 245,4 тыс. руб., т.е. сумма налоговых поступлений на неработающее население больше в 3,2 раза, чем на работающее население. При этом страховые взносы работодателей составили 17% от уровня дохода системы ОМС в целом, а уровень платежей на страхование неработающих граждан за счет средств муниципалитета составил 57%. Необходимо отметить, что 24% от уровня дохода системы ОМС в целом за анализируемые годы составили трансферты из ФФОМС по программе регионального выравнивания. Выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством об ОМС в РФ.
Одним из показателей уровня финансирования программы государственных гарантий является уровень подушевого финансирования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 461 от 28 июля 2005 г. «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» подушевыми нормативами финансирования Программы являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год. Подушевые нормативы финансирования Программы формируются органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из нормативов РФ, с учетом
районных коэффициентов. В 2006 г. по РФ подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов, связанных с обеспечением необходимыми лекарственными средствами категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) и составляют в среднем 3378 руб., в том числе 1613 руб. за счет средств ОМС и 1765 руб. за счет средств соответствующих бюджетов [4].
Если проанализировать данные ТФОМС КБР и данные ФФОМС РФ за 2000 г., то подушевые нормативы на страхование неработающих граждан КБР составили 304,7 руб., что составляет 62,7% от расчетного подушевого норматива по Программе госгарантий в 2000 г. — 485,5 руб. По РФ фактическое финансовое обеспечение в 2000 г. составило лишь 25% от заложенной стоимости, т.е. 122,8 руб. Таким образом, мы видим, что уровень подушевого финансирования населения КБР колеблется в пределах 63,3%. Такой устойчиво высокий уровень подушевого финансирования КБР в целом происходит за счет перераспределения средств налоговых поступлений на работающее население за счет страховых выплат на неработающее население.
По КБР в 2006 г. на одного застрахованного уровень подушевого финансирования составил в целом 1031 руб., что составляет 63,9% от федеральных нормативов подушевого финансирования. Причем подушевое финансирование работающего по республике составило 870 руб., неработающего — 1070 руб., т.е. в 1,2 раза уровень подушевого финансирования неработающего населения выше, чем работающего.
Следовательно, общее недофинансирование здравоохранения КБР в целом и системы ОМС приводит к тому, что стоимость единицы объема медицинской помощи очень низкая и не покрывает реальные затраты учреждений здравоохранения по всем статьям расходов за оказанную медицинскую помощь. Это, соответственно, отрицательно сказывается на качестве оказанной медицинской помощи и доступности для населения КБР бесплатной медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Таранов А.М., Пташук А.Ф. Итоги поступления финансовых средств в доходы бюджетов фондов ОМС в 1-м полугодии 2005 года // Вестник ОМС. — 2005. — № 6. — С. 3—9.
[2] Зурабов М.Ю. Без системы ДЛО нельзя построить принципиально новое здравоохранение // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. — 2007. — № 2. — С. 9—14.
[3] Вялков А.И., Хальфин Р.А., Соловьева О.Г. Некоторые вопросы формирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2002 год // Вестник ОМС. — 2001. — № 5. — С. 3—21.
[4] Постановление Правительства РФ № 461 от 28.07.2005 г. О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год // Вестник ОМС. — 2005. — № 6. — С. 29—33.
Абазова И.Л. Современные медико-демографические процессы в Кабардино-Балкарской...
THE INFLUENCE OF FINANCING 0F THE CMI SYSTEM OF KBR ON THE QUALITY OF MEDICAL HELP
I.L. Abazova, A.M. Inarokova
Cathedra of organization of health service and society health Medical faculty, KBR I. Armand str., 1, Nalchic, 360000
Nowadays in the incomes of the CMI funds the sums of united social tax paid by the taxpayers are one of the principal sources in financial means of the CMI. In Russian Federation the insurance pays on working people considerably exceed the sum of pays on not working people. In KBR as a result of high level of unemployment, considerable shady wages without taxes it is evident that tax payments from employers are not complete. It makes misbalance in financing the program of state guarantee and in providing people with a high quality free of charge medical help.
Compulsory medical insurance. Preserving people's health. Program of state guarantee. Incomes of CMI funds. Per capita financing.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И.Л. Абазова
МУЗ «Городская поликлиника № 5», КБР ул. Ашурова, 3А, Нальчик, 360024
Социально-экономические перемены последнего десятилетия внесли значительные изменения в состояние здоровья населения Кабардино-Балкарской республики. Современная ситуация характеризуется низкими доходами населения республики, слабой социальной защитой, недостаточными гарантиями в сфере охраны здоровья. В результате этого большая часть показателей состояния здравоохранения носит негативный характер. Выявлены общие закономерности и различные тенденции в медико-демографический ситуации Кабардино-Балкарской республики и Российской Федерации, которые необходимо учитывать при организации и планировании деятельности системы здравоохранения республики.
Кабардино-Балкария находится на стыке Европы и Азии в пределах Северного Кавказа, который является частью Южного Федерального округа. Кавказ по особенностям своего строения и характеру рельефа подразделяется на Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье. Кабардино-Балкария расположена в центральной, наиболее высокогорной части Большого Кавказа, на его северных скло-